Спасение Арсинои

Бросает лестницу красотка
и лезет в узкое окно.
Внизу качают волны лодку.
Оковы падают на дно.

А вместе с ней её служанка
на риск отчаянный идёт,
и даже платья ей не жалко.
В гондоле рыцарь. Он поймёт!

От страсти мы порой сгораем
и приключений ищем вновь.
Пришлось раздеться догола им:
свобода будет и любовь!

Как уместиться всем в гондоле?
Довольно тесно вчетвером...
Прощай, унылая неволя!
Навстречу счастью мы плывём!


Не могу серьёзно воспринимать это полотно. Тема, конечно, возвышенная и героическая, в духе средневекового рыцарского романа. Герой-любовник во всеоружии и в блеске воронёных доспехов освобождает из заточения свою ненаглядную. Всё могло закончится для него плачевно, даже не начавшись: пуститься в утлой лодчонче по бурному морю, облачась при этом в железный панцирь – почти наверняка камнем пойти на дно. Тем не менее Ганимед достиг мрачной стены неприступного замка, куда мстительная Клеопатра заточила свою младшую сестру Арсиною.

Согласно первоисточнику, пленницы разоблачились ещё в темнице, чтобы протиснуться в узкое окно. Чего не сделаешь ради свободы и независимости! Могу представить это зрелище с точки зрения рыцаря и его оруженосца. Возможно, в этот момент они скромно рассматривали доски сидений или барашки на волнах.

Верёвочная лестница не подвела. Пышнотелые золотоволосые венецианки – а кого бы ещё мог написать Тинторетто в образе античных красавиц? – в узкой маломерной гондоле. Всей одежды на них – ножные кандалы с массивной железной цепью. Но если юноша-оруженосец и служанка благоразумно уселись, рыцарь, напротив, вскочил в порыве страсти и и принял Арсиною в объятия. Рискованно вдвойне! Общий центр тяжести системы поднялся над ватерлинией настолько, что лодка в условиях качки в следующий миг неизбежно должна перевернуться. Одни доспехи – по меньшей мере тридцать килограммов, а Ганимед имел глупость ещё и наступить левой ногой на борт – к слову, на тот, куда обольстительная служанка уже поместила свой восхитительный зад. Безумцы!

Допускаю, законы физики не действуют ни в рыцарском романе, ни тем более в изобразительном искусстве. Но каково нежной женщине с бело-золотистой кожей прижаться к железному панцирю – твёрдому и холодному? Контраст с точки зрения живописного эффекта впечатляющий, но о физической страсти здесь просто не может идти речи. Неужели любовь, которая творит чудеса? Недаром на дне лодки, помимо меча с золочёной рукоятью, лук и стрелы в колчане – обязательный атрибут Амура.

Обе красавицы выглядят крупнее своих кавалеров. То ли рыцарь не вышел ростом, то ли пленницы очень хорошо питались в заточении – при практически полной неподвижности. Арсиноя так нависает над своим спасителем; женщину выше и полнее себя мужчина обречён воспринимать скорее матерью, чем возлюбленной.

Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, написал свой шедевр около 1556 года. Ныне полотно хранится в Дрезденской галерее.

23. 07. 2022


Рецензии
Дмитрий, если бы Вы работали экскурсоводом, за Вами ходили бы толпами.
Правильнее никто не сможет! Я теперь смотрю на эту картину только Вашими глазами.

Галина Пенькова   09.11.2022 16:57     Заявить о нарушении
Да, хорошо бы... Только вот перед посторонней публикой я выступать совершенно не умею. Говорю мало и отрывисто.

Вопрос: допустили бы меня до такой работы? Взгляд у меня субъективный и зачастую иронический, при том что я строю свои рассуждения на строгой фактической базе. А Стихи.ру всё что угодно стерпит. )))

Дмитрий Постниковъ   10.11.2022 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →