Как Осип Мандельштам пустил петуха
"Пустить петуха — сорвавшись на высокой ноте во время пения,
издать пискливый звук."
Осип Мандельштам
Образ твой, мучительный и зыбкий
Образ твой, мучительный и зыбкий
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!" - сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...
1912
Вот эта строчка вызывает вопросы... "Божье имя, как большая птица". Эта строчка чиркнула несоответствием. Почему же?.. Подумала я?.. И снова перечитала стих. Да вот же причина!.. Это строчка получилась претензионно-возвеличенной. Она не оставляет сомнений. Имя Бога - это все!.. У кого есть возражения?.. Предадим анафеме критиканов!.. Этой строчкой мы взлетели в небесную канцелярию, где нет места злостным нападкам!... Вот так примерно обезопасил свой стих от критики Мандельштам. Однако то, что должно придать стиху высшую высоту, на самом деле обрушило и выбило стих из главной идеи... Так что же не так в этой строчке?..
Как поэтическая строчка, отдельно она великолепна, и вынашивалась поэтом видно не один день. А вот вставленная в стих... она затмевает его своей грандиозностью, вся идея стихотворения, потеря ушедшей любимой, растворившейся в тумане, оставившей после себя пустую клетку летит в тар-тартары
Мы стоим перед открытой дверью небесной канцелярии, где все наши устремления к Богу!.. Мы там найдем свое счастье, а не с исчезнувшей любимой... Так одна строчка выбила нас из смысла одного стихотворения и перенесла все наше существо в другое измерение... Несомненно, эта строчка из другого духовно-религиозного направления, где у поэта свои связи с высшими силами, и это выдох как единение с Богом, но по смыслу нашего стиха мы читаем совсем другое:
Это любимая вырвалась из клетки, и к ней это выражение подошло бы, а когда из груди вырывается обращение к богу, сравниваемое с большой птицей, мы уже видим другую связь - связь поэта и Бога, и здесь уже нет места любимой...
Если рассмотреть с точки зрения психоаналитики, то можно предположить, что изначально слово "Бог" как птица вырывалось не раз у Мандельштама во время богослужения еще с детства. Но когда он вырос, он этот "выдох" перенес в любовное стихотворение. Он чувствовал силу этой строчки, ее мощь, ее духовную наполненность, и ему показалось уместным вставить ее в стих. Но в итоге, она погребла под своей грандиозностью историю любви героя.
В этом и была заключена ошибка Мандельштама. Ему лишь надо было притушить это выражение, а не делать его невообразимо-грандиозным.
Художник Анжелика Привалихина
Свидетельство о публикации №122072305196
Елена Маркушева 15.11.2022 14:51 Заявить о нарушении