Клуб Почитатели книг Выпуск 3 Часть 3

       
        Франсуа Вийон

      Продолжение темы

        ПРЕДУКАЗАНИЕ

VIII  Поскольку должен уезжать,
      -
      А доведётся ль
      возвратиться? -
      Я не из стали и, как знать,
      Что может в жизни
      приключиться.
      Кто знает, сколько жизнь
      продлится,
      А смерть - продление
      изгнанья.
      Коль скоро должен
      удалиться,
      Оставлю я предуказанья.

IX    Во имя Господа-Отца
      И Сына, и Святого Духа,
      Чьей милостью не до конца
      Всё прибирает смерть-
      старуха,
      Гром славы, а не показуху,
      Гийому откажу Вийону *
      (Она уже достигла слуха),
      А с ней шатёр мой и
      знамёна.

X     Той, о которой речь была,
      Из-за кого иду в изгнанье,
      Которая, как гений зла,
      Не испытала сострадания,
      Отдам я сердце на
      прощанье,
      Пусть мёртвое его хранит,
      А козни все и злодеянья
      Ей, верно, сам Господь
      простит.

XI    За ними вслед Итье
      Маршану **,
      К кому привязан всей
      душой,
      Иль Жану ле Корню ***,
      горлану,
      Я обещаю меч стальной.
      В закладе он за золотой.
      Так вот, согласно
      повеленья,
      Пусть выкупят подарок мой,
      Отдавши ливр за
      сохраненье.

XII   А Сент-Аману *** подарю
      Я "Лошадь белую" *****,
      "Мула" *****,
      Брильянт свой откажу
      Бларю ******,
      А с ним и "Пегого
      осла" *****.
      Каноникам, что столько зла
      От Кармелитской
      буллы ******* знали,
      Желаю, чтобы жизнь текла
      Под знаком старых
      Декреталий.

XIII  Вале Роберу ********, кто
      во тьме
      Парламента строчит законы,
      Хотя в них сам ни бе ни
      ме,
      Предуказую без препоны
      Мои забытые кальсоны
      Извлечь из дома
      Трюмильер *********
      И водрузить их, как корону,
      На душку Жанну де
      Мильер **********.

XIV   Поскольку он к среде
      почтенной
      Принадлежит, ему пристало
      Подарок сделать
      вдохновенный,
      Коль своего ума так мало.
      И мне такая мысль запала:
      Раз он, сундук, умом не
      ярок,
      Ему бы
      Мальпансе ***********
      прислало
      "Искусство
      памяти" ************
      в подарок.

XV    Чтоб обеспечить жизнь
      Роберу,
      Просить придётся об услуге
      Моих родителей, к примеру,
      Продать железную кольчугу.
      Заботясь о ближайшем
      друге,
      Я завещаю: пусть, собака,
      Владеет лавочкой в округе
      Достопочтенного Сен-
      Жака *************.

_____________

* Гийом де Вийон - приёмный отец Франсуа Вийона.

** Итье Маршан -сын богатого советника Парижского парламента  (суда).
Был на службе у герцога Карла Берийского, незаконного сына Карла VII.  После смерти герцога переходит на службу к Карлу Смелому.
Обвинённый в намерении отравить Людовика XI, умер в тюрьме.

*** Жан ле Корню - сын крупного финансиста, в годы юности Вийона был в Париже сборщиком военных налогов, потом стряпчим по гражданским, а с 1465 года по уголовным делам при Парижском суде.

**** Сент-Аман, Пьер де - в 1431 году служил сборщиком податей, а в 1447 году занимал высокую должность при королевском казначействе.
Был богат и влиятелен.

***** "Белая лошадь","Мул", "Пегий осёл"- названия харчевен.

****** Бларю, Жан де - парижский ювелир.

******* Кармелитская булла издана в 1449 году Папой Николаем V по настоянию нищенствующих орденов Францисканцев, Августинцев и Кармелитов.
Булла разрешила монахам исповедоввть верующих вместо кюре, что ушемляло права приходских священников и уменьшало их доходы.

******** Вале Робер - однокашник Вийона по университету, принадлежал к семье, имевшей связи с городской администрацией и казначейством.

********* "Трюмильер"-название таверны, означает "поножи".

********** Жанна де Мильер - подружка Вале Робера.

*********** Мальпансе - буквально "слабоумие".

************ "Искусство памяти" -
латинское дидактическое сочинение
"Ars Memorativa", весьма популярное во времена Вийона.

************* Достопочтенный
Сен-Жак - церковь Святого Жака.

___________
Продолжение темы в Выпуске 3, Части 4  Клуба Почитатели книг 



 

 


   


 
    
 
 


 

 
 

 

   
 


Рецензии
Здравствуй, Леночка. Это замечательный труд! Здесь на сайте есть один известный мне товарищ. Тоже занимается таким хорошим делом. Учитель Николай. Удивительный. И правда Учитель. Похоже, что с большой буквы. У меня вот книги в ящиках на чердаке на даче лежат. Когда квартиры сдавали, всё свезли. Мамина библиотека. (Там столько всего. И мои бумажки всякие по литературному клубу, в который я одно время увлечённо бегала. Кстати, он тоже представлен на сайте, называется "Окраина". Замечательный. С теплом вспоминаю. Там мои стихи они сами размещают под моей настоящей фамилией по мужу - Анна Курочкина. Я не возражаю, хотя надо было бы что переделать.) Некогда книжки в руки брать. Только детские. Внучкам читаю. А тут открыл и - на тебе и Рубцова от Учителя, и Вийона от тебя. Почитала с удовольствием. С его поэзией, как и со всей поэзией вообще, близко не знакома. Каждый раз, когда что-то к тебе приникает или, наоборот, сам к чему приникнешь (о, это куда,увы, реже!), - энтропия отступает, скукоживается, возникает такое гармоничное состояние - дружбы с миром, более чем своим. Чувствуешь себя гражданином вечности, будто и сам в ней живёшь. Обязательно нужно. Столько имён, столько красоты и глубоких, важных мыслей лежит под спудом суетливой повседневности. А такие заходы - как раз что суету позволяет почувствовать библейским сюжетом. Прыгаешь как блоха, а тут тебе - шкатулку со звёздами! Ещё и открыли - только бери. Из-за случайности не успеваешь отклониться. Попадает прямо куда надо, минуя лоб. Нет, прямо в лоб иногда даже полезно, и только так и нужно. Вот Маяковский бил прямо в лоб. Но от такого таланта все готовы принять. Куда угодно. А знаешь, почему. Потому что на самом деле он бил не в лоб, просто накрывал, глыбища (я его так называю), собой, Естественно, в лоб тоже попадало. Непременно стану читателем этих выпусков. Конечно, жизнь такая, что сильно не разгонишься позволять себе хорошее чтение. Но тем оно, получается, ценнее. Стихи твои читаю. Всё интересно. Но будь они мои - я бы ещё работала. Особенно с формой. Честно, для меня все эти амфибрахии, анапесты, дактили, что там ещё есть, китайская грамота. Но я дочка музыканта. Да ещё слепого. Природное, очевидно, чувство ритма. Подачи (атаки) - как лучше. Концовочки у тебя всегда есть. Но энергию чувства разбиваешь всеми этими сложными построениями. Читатель видит, что автор хочет, чтобы думал так, а не этак. Ладно, когда у Марины Цветаевой (и у меня, я на неё похожа не только лицом, разница - мощь таланта, эрудиции несопоставима), например, эти все пробелы-тире, рывки по строчкам, пустота вдруг между строчками. Она ими свою личностную задачу решает, всё это краски и степени чувств её собственных, утверждаемых. Форма стиха у неё решает задачу самовыражения. По-моему, у неё нет описательных стихов по событиям. Она всё описывает через собственное чувство, не давая оценку происходящему. Так мне кажется. Потому речь про лоб. Может, я уже и повторяюсь. Исхожу из того, что, коль разом, как Маяковский, накрыть не можешь, то надо внимательно смотреть, как лучше прыгнуть, чтобы подумали, что подползаешь, и не отстранились в нужный момент, до недосягаемости. Что-то не понимаю, но не потому, что это не так, а потому что знаний не хватает, чтобы лавина в горлышко песочных часов струйкой просыпалась (мозг так устроен, он всегда структурирует информацию). А есть такие лавины, что и не просыпаются. По-другому её встретить нужно. Здесь на сайте есть такие цацы и цацакалы, что дух захватывает. И не понимаешь, как, например, сложного Бродского, а понимаешь - да... Впрочем, не люблю, когда мужчины плетут кружева. Но изысканность всегда хорошо, только чтоб без перебора. Ею не владею. У меня все стихи как трусы по рубль двадцать. И удаются именно в таком духе. Буду чужой изысканностью восторгаться. Твоим стихам она позарез нужна. Я даже тебя такой представляю - именно изысканной. Ты принцесса настоящая, наверное, на горошине, а я Золушка :)))))) . Я суп гороховый варю из горошин, которые принцессе выспаться не дают. А раз я тебя так воспринимаю, то и мне в твоих стихах эти горошины мешают. Мама меня всегда осекала, когда меня заносило в претензиях: талант - это всего навсего хищный глаз столяра. Даже где-то у меня записана её присказка.Зря только осекала - без претензий тоже ничего хорошего, разве что стиль беспретензионный выдерживать, а выдерживать тоже чувство стиля нужно, то бишь этот самый вкус, если правильно понимаю, который не есть вещи или слова сами по себе, а умение их правильно соединять. Хотя /щ/ас такой, как говорят, экшен, что ли, но мне смешно, когда роскошь сочетается с приметами нищеты, разве что духовной. Но в любом случае - воля каждого. Кто как хочет, тот так и пишет. Собственное несовершенство я понимаю, когда попадаются стихи много сильнее моих. Всегда этому только рада - вижу чужую высоту. Для меня это важнее. Потом эта высота не берётся, это такой птичк с такими могучими крыльями и всё. Махнул и загрёб махом, что под облаками. И слава богу. Людей ненавидеть становится жалко - вдруг это чмо тоже с таким полётом. Ну вот своим косноязычием во всей красе (ца-ца-ца!) изложила свои впечатления и тебя впечатлила. Так, отправляю. Ошибок вроде не наляпала, кроме нашего общего сомнительно -не важно. Оказывается, как меня учили - это не совсем так, но очень хочется поспорить, а не с кем. И некогда. Моя девочка, ходи, летай! И ползай. От этого тоже по/л/за есть. :)))))))

Анна Дикар   25.07.2022 14:11     Заявить о нарушении
Ну вот, Анюта, нашлась, наконец-то! Ещё одну твою рецензию пропустила - вернусь к ней.

Знаешь, когда мы с тобой обсуждали отдельные мои стишки "прицельно", мне было легче тебе аргументированно возражать. Но ты так надолго пропадаешь!(Про занятость и внучек понимаю.)

Но вот, например, ты пишешь, про несовершенство формы - здесь есть, о чём поспорить. К сожалению, у нас "просел" разговор о "Прогулках с Бродским". Можем вернуться и разобрать подетально.
Я-то помню: и про "растеряла"- раскидала, и про "прикормленную"- прикормлённую кукушку, и про "отдохнуть в полёте села"- отдохнуть на ветку села.

Если будет у тебя время, по каждому стихотворению готова "держать ответ", ибо для меня форма - очень важная составляющая стихотворения. И я над ней тщательно работаю.
И я её СЛЫШУ.

Кстати, о Маяковском:"Любит - не любит, я руки ломаю/ и пальцы разбрасываю разломавши/ Так рвут, загодав, и пускают по маю/
венчики встречных ромашек./ Уже второй - должно быть ты легла,/
А может быть и у тебя такое. / Я не спешу, и молниями телеграмм /
Мне незачем тебя будить и беспокоить." ( по памяти ) - Глыба? Придавливает?

Принцесса ли я? Когда как.

Я тоже люблю гороховый суп.
А когда надо, могу стоять три часа и держать в руках "бабочку", работая "капельницей" - "Морозовская Гематология".

В театре ( хороший тон говорить "на театре ) я владею всеми профессиями. Занимаясь спектаклем как художник-постановщик, я могла ночами вырезать здоровенные маски ( в свой рост) из пенопласта, а днями скрупулёзно "ставить свет", сидеть по уши в козеиновом клее, делая разные бутафорские поделки, и вытачивать на слесарном станке оружие.

Когда надо было спасать мою малышку, я, не задумываясь, бросалась "на таран" любой инстанции, независимо от "высоты" её местоположения.

При этом я люблю хорошую кухню, хорошее вино, модную одежду и весёлые компании.
Жаль, последние три года я лишена возможности быть их частью и смотрю на мир из окна.

Принцесса ли я? Когда как.

Обнимаю тебя. Жду КОНКРЕТНЫХ претензий к форме.

До встречи

Лена

Елена Котляревская   25.07.2022 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.