Прокофьев. Концерт N5. Впервые
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA
Прокофьев. Концерт N5 для фортепиано с оркестром
(Соч. 55). Соль мажор (1932, Париж)
Введение
Allegro con brio
Moderato ben accentuato
Toccata. Allegro con fuoco
Larghetto
Finale. Vivo
Введение
Allegro con brio
Уверенный, бравурно резкий
С какофоническим оркестром
Концерт врывается в пространство
И заражает жаркой пляской,
Несущейся, неукротимой
В регистрах средних, аффективных.
В нём радость, бьющая ключами,
Гротеска вычурного знамя,
Неистовый наскок, ударность,
Тяжёлый бег гиппопотамов
И металлическая жёсткость,
В чернейших клавишах причёска, -
Во всём гротескный диссонанс.
НЭП, декоданс и контраданс
Заботит нравственность природы.
Её гражданские свободы
Куют «Пасификам» пути -
Науки, техники прорыв,
Меняют жизни темпоритмы,
Цветов и голосов палитры.
Moderato ben accentuato
Труба с гротеском лицедея
Бал открывает. И веселье
Меланхолически изящно
С гавотом в па ведёт блестяще,
Танцует в вальсе мелодичном,
Лиричном и демократичном,
Шаг приставляя к той ноге,
Которая сидит в седле,
Кончая мысль на сильной доле,
Царит где праздника приволье.
Труба с гротеском лицедея
Бал закрывает. И веселье.
В положенный в секунды час.
Чтоб в каждый предрассветный раз
Все понимали, есть хозяин,
Который балом жизни правит.
Toccata. Allegro con fuoco
Вновь в виртуозном исполненье
Токкато отбивает медью
Урбанистический наскок.
Игольчатость холодных строк
Вколачивает динамично
Уколы в хрупкость фраз лиричных.
И жизнь несётся в жутком ритме
С калейдоскопом тем сюитных,
Мелькающих в картинах праздных,
Скрепляемых в повторах ясных.
Звук мчит вперёд, без остановок,
Не думая о вехах новых
В токкатном бойком исполненье
И сквозь пассажи устремлений
За разномастною толпою.
Вбивает гвозди быстро в строи,
Мотором поражая сложным
Упругий мир и невозможный,
Машины, роботы где правят.
Чувств нет. Их некуда поставить.
Larghetto
Устав, жизнь темп меняет, пульс,
Палитру легковесных чувств.
И в гармоничном осмысленье,
Разумность прежней жизни сеет,
Баюкает широким ритмом,
Патриархальным русским бытом,
И усыпляет колыбельной.
Есть с чем сравнить, во что вновь верить, -
В мир чудодейственный, всерусский,
Где сказок волшебство искуссно
Всё расставляет по местам:
Добро и зло, свет белый - тьма.
Наивно и патриархально?
Гармония природой правит,
В порядок хаос бурь приводит.
И в колыбельной лир восходит
Песнь-обращение к ребёнку,
Певучесть с лирикою тонкой,
Мелодия святой любви,
Руси и родины, мотив.
Finale. Vivo
Жизнь вновь меняет пульс и темп,
Палитру легковесных тем
В негармоничном осмысленье.
Вновь хаос паники в мир сеет.
Его подхватывают скрипки,
Варьируя фактурой гибкой,
Колористически красивой
Конструкцией ретроспективы,
И ... начинают всё сначала:
Гротеск в игре фортепиано,
Уверенный, бравурно резкий
С какофоническим оркестром.
Прозрачно всё и очень ясно.
Концерт врывается в пространство
И заражает жизнью,темпом,
Карьерою, анганджементом,
Несутся что неукротимо
В регистрах разных, аффективных,
И с ускорением мир движит
Ключами радости, престижем,
С ужимками, гротескно, ярко.
К регистрам высшего порядка
Бравурность, вычурность подходит.
И хаос жизни превосходит
Разнохарактерность развитья
С динамикой идей, событий,
Главенство утверждая строев,
Забыв гармонии настроить.
7.07.2022. Krasnodar
S. Prokof’yev / S. Babayn & V. Gergiyev. Concert N5. TV Channel “Culture”
Свидетельство о публикации №122072203396