Особенный день

     Несколько лет назад меня увлёк волшебный мир танцующих красок под названием «эбру». Жидкие капли, попадая на специальный прозрачный раствор в лотке, держатся на поверхности. Из частицы цвета вспыхивает яркое пятно с чётким контуром, похожее на салют. Не смешиваясь друг с другом, краски теснят соседние цвета и круги превращаются в узоры. Затем создаются причудливые орнаменты и уникальные картины: вот морское дно с его обитателями, а здесь ромашковая поляна или ночной космос с парадом планет, словом, всё то, что рисует фантазия. И творить может даже не умеющий рисовать.

     Пройдя обучение, я стала проводить мастер-классы для детей и их родителей. Дети приходили разные: от очень медлительных до резких и нетерпеливых. С последними заниматься непросто. Лишь через несколько уроков удавалось добиться мягкости руки, войти в состояние умиротворения, похожее на медитацию.

     В канун Нового года меня пригласили провести мастер-класс в одном подмосковном детском доме-интернате для особенных детей. Я сильно волновалась, так как никакого опыта общения с детьми с отклонениями у меня не было.

     По скрипучему снегу мой автомобиль въехал в открытые железные ворота бывшей старинной усадьбы и остановился возле жёлтого двухэтажного корпуса. Подростки в расстёгнутых куртках выбежали к машине, окружили меня, словно давние знакомые. Мальчики подхватили сумки и наперебой рассказывали о своем доме:
     – Это наша спортивная площадка. Тут мы играем в мяч, делаем зарядку! – говорил худощавый мальчик, лет двенадцати с деформированной челюстью и неровными зубами. Его улыбка была настолько искренняя, что я невольно улыбнулась ему в ответ.
     – А на этой ступеньке упала наша Таня … – перебивает его второй, сильно картавя слова, что я с трудом догадалась о чём он говорит.
     – Знаете, недавно в этом коридоре стены покрасили в разные цвета. Правда, красиво? – спросил третий.

     Все ребята оказались выше меня. Они пригибались, сутулились, заглядывая в глаза, отчего казались хрупкими и ранимыми.
     – Меня зовут Светлана, воспитатель средней группы. – представилась энергичная женщина лет сорока. – Это наш класс для занятий творчеством. – Светлана, как диктор центрального телевидения, чётко и громко проговаривала каждое слово.
     В классе находилось около двадцати воспитанников разного возраста и три воспитателя. Дети поменьше обступили меня, трогали мои руки, накрашенные ногти, заглядывали в глаза снизу-вверх. Воспитатель мягко отстранила детей. Ребята постарше внимательно следили за моими движениями на расстоянии, разглядывали одежду. Я заметила, что они часто озирались на воспитателей, копируя слова и эмоции.
     Мой голос предательски дрожал, пока я рассказывала о секретах рисования в этой технике.
     — Ребята, работаем с красками аккуратно, без резких движений. Баночки отставляем подальше, чтобы случайно их не опрокинуть. — говорила я в полнейшей тишине.
     Казалось, даже морозный ветерок за окном затих и подглядывал через сверкающие узоры. Я почувствовала себя фокусником, который готовит зал к чудесам. Когда краски яркими пятнами расползлись по поверхности лотка, дети в восторге захлопали в ладоши.
     — Классно! Фантастика!  Невероятно! Здорово!

     Они так искренне удивлялись и радовались, что моё волнение улетучилось.
С помощью инструментов: шила, гребня и кисточек разноцветные пятна приобретали форму сказочных цветов удивительной красоты! А когда на созданную картину в лотке я опустила чистый альбомный лист, дети затаили дыхание… Рождалось чудо! На листе отпечатался рисунок с воды и гул восторженных восклицаний наполнил класс.
     — Ребята, не толпитесь, все успеете попробовать! — воспитатели торопились успокоить возбужденных детей.
     Первую картину отправили сушиться на стол. Теперь за работу принялась старшая группа.  Дети работали увлечённо, но аккуратно. Подростки сняли с поверхности воды рисунки, уступив места за столом средней группе, а затем и сами воспитатели с удовольствием погрузились в творческий процесс. Довольные ребята в радостном ликовании разглядывали пёстрые рисунки друг друга.
     C особой нежностью я беседовала с каждым, кто вдруг оказывался рядом. Одна белёсая девочка с бледными конопушками на лице лет четырнадцати, чуть выше меня, вдруг стала называть меня мамой. Повторяла и повторяла это слово, которое целебным бальзамом ложилось на раненую душу. Она поглаживала мне плечо, теснее прижимаясь ко мне.
     – Мам, мам! У меня красиво получилось? – спрашивала девочка. – Мамочка, у меня есть телефон. Скажи номер, я буду тебе звонить. Хорошо, мам?
     В горле колючим комком застряли слова и эмоции… Как хотелось ответить ей взаимностью, но я понимала, что надо быть предельно аккуратной в словах. Не обещать то, что потом могло бы её ранить.
     Вопросами я переключила её внимание на другие темы. А когда вошла директор интерната Татьяна Ивановна, девочка устремилась к ней со своим рисунком и за порцией похвалы.
     Я видела в каждом ребенке желание быть особенным и нужным. И воспитатели изо всех сил пытаются восполнить потери тепла и заботы. Да только есть другая сторона действительности… Воспитатели с досадой понимают всю трагичность ситуации: выпускники интерната, вырастая в тепличных условиях заботы и любви, становятся совершенно не готовыми к опасному миру, в который они вынуждены попасть по достижении определённого возраста.
     На стенах кабинета директора висели фотографии смеющихся воспитанников. Каждого она знала и помнила, кем-то гордилась, а о судьбе других с горечью вздыхала.
     – Даже получив профессию и комнату от государства, доверчивые дети страшно уязвимы. Из каких только ситуаций не приходилось нам спасать выпускников. – Татьяна Ивановна рассказывала леденящие душу случаи о не повзрослевших детях, ставших жертвами мошенников.

     По дороге домой обрывки мыслей мелькали в голове, не давали покоя разуму. Восхищение и глубокое уважение к воспитателям, которые каждый день отдают сложным подопечным все силы и нежность... Размышление о воспитанниках, появившиеся на свет с неизлечимыми пороками… Кто они? Наказание и боль нашей цивилизации, перемалывающей жерновами всех, кто не попадает в её формат? А может они явились нам для очищения души, очищения от зависимости материального мира? Ах, этот прекрасный и опасный, простой и сложный Мир в своём противоречии!
 
     Тот день снова и снова всплывал в моей памяти. Совсем недавно на детской благотворительной ярмарке я увидела шёлковые платки, созданные в технике эбру. На стенде прочитала название того детского дома, где была в канун Новогодних праздников. Тепло, радость и даже гордость разлилась в груди… «Не зря. Всё было не зря!» Дома нашла сайт того интерната. На фотографиях воспитанники увлечённо  рисовали, выпиливали красивые поделки. А на одном из последних снимков на фоне палаток в горах лица улыбающихся детей в одинаковых банданах. Под фотографией надпись: «Мы возвращаемся с Эльбруса!»


Рецензии