Чехов и Православие
А вот знаете... не могу сказать однозначно, что люблю.
Мне очень важным кажется его метод - давать картину, факты, диалоги - без попыток выступать морализатором и судьёй.
Мне очень дорого его отношение к героям в большинстве произведений (кроме, естественно, юмористических газетных рассказиков). То, что он редко позволяет себе презирать и самолично судить кого-либо из них.
И в этом плане, и естественно, в отношении прекраснейшего чеховского языка - он писатель действительно великий.
Но при этом многие мучительные для него вопросы, многие проблемы, которые он считал центральными, - мне не близки. Частью, возможно, потому, что он работал в предреволюционное время, а потом ответы на многие его недоумения сами собой разрешились. И вовсе не по-чеховски, а кроваво, жестоко. И большинство тех героев, которые были для него типичными, над пошлым существованием которых он размышлял... Их попросту "шлёпнули" (как было принято выражаться во времена Гражданской войны). И понеслось дальше время таких взлётов духа, такого героизма и мученичества - и одновременно такой великой пошлости - что Чехов и представить не мог!
Оттого мне и ближе Достоевский, что он за тридцать лет до Чехова сумел понять, что это дремотное состояние и мелкая, частная пошлятина - не достойны главного внимания и тревоги. Гораздо важнее, что за ширмой этой дремоты уже вовсю разгоралась война, которая терзает нас и поныне.
Я был бы совершенно бессердечным, если бы сказал, что я не сострадаю чеховским героям, не могу переживать за них вместе с ним. Но я знаю также, что он не всё о них знал, что мы теперь знаем: что многие из тех, кого он "списал", от своего сплина очнулись (может быть, слишком поздно, и всё же!); что были и мужество, и самопожертвование, и обоюдные примеры пламенной веры - не только со стороны уничтожаемых православных христиан, но и со стороны коммунистической, безбожной.
А Чехов застал момент краткой дремоты - как та, что сковала учеников Христовых в Гефсимании, накануне Главных Событий.
Кто-то и проснуться не успел, но остальные - ОЖИЛИ, оказались способны претерпеть, перестрадать такое, перед чем тревоги и переживания Чехова как-то блекнут.
Я это пишу вовсе без настроения, с каким читали в советское время Горьковского "Буревестника". Мне совершенно не нравится пафос "Двенадцати" Блока. Я не упрекаю Антона Павловича за его внимание к "маленькому" человеку, к мещанам, дачникам, последним помещицам в вишнёвых садах... Но чего-то у Чехова мне уже не хватает - после всего предсказанного Достоевским и пережитого нами в ХХ веке...
________________________________________
Комментарии Добавить комментарий
Новые вниз
Иван Ковалец 19.12.2006 13:44
А я Чехова очень люблю. Был период, когда под влиянием известной статьи Чуковского он был для меня почти что кумиром. В этот период я хорошо узнал его творчество. Не только маленькие рассказы, но и письма, и записную книжку, и воспоминания о нем. Затем, когда я стал верующим, отношение к Чехову сильно изменилось. И все же, любовь осталась ...
Отношение автора вполне понятно. Но вот меня, например, никто в ГУЛАГ не сажал, и, одновременно переживания Чеховских героев мне более близки, чем героев Достоевского. В них больше правды моей жизни. Кроме того, "дремотное состояние и мелкая, частная пошлятина" - отнюдь не являлись главным объектом внимания Чехова. Особенно, если судить о его творчестве в целом, а не только по пьесам или по Палате No6. Он, выражаясь по-журналистски, "искал позитив", и находил его. Неслучайно лучшим своим рассказом он считал рассказ "Студент". А с какой силой звучит тема покаяния в "Скрипке Ротшильда", например.
И все-таки, мне больше всего нравится ранний Чехов - до Степи включительно. Тот Чехов, который еще писал юмористические рассказы. Уже тогда Чехов проявил себя великим художником. В том творчестве уже звучат мотивы и позднего Чехова, и нечто, позже почти утерянное. По тем же причинам из всего Тургенева я больше всего люблю "Записки охотника".
Татьяна 19.12.2006 14:23
Я тоже очень люблю Чехова. Читать люблю и смотреть театральные постановки по его произведениям. В Московском ТЮЗе, например, режиссер Кама Гинкас поставил три замечательных спектакля по рассказам Антона Павловича "Дама с собачкой", "Черный монах" и "Скрипка Ротшильда". Поразительное душевное самораскрытия героев, прожитые ими мгновенья безотчетных порывов, пылкости, страсти, глубокой нежности, безнадежности, покаяния, страдания, болезни... Конечно, в театре раскрытие образов героев шире, но базируется все же на основе рассказов Чехова. И эти спектакли по своему воздействию на зрителя ничуть не уступают "Нелепой поэмке" того же режиссера, поставленной по "Братьям Карамазовым" Достоевского.
Иван Ковалец 19.12.2006 16:29
Когда мне было 7-8 лет, смотрел вместе с бабушкой кинофильм по рассказу Чехова, где студент заключает пари с купцом на сколько-то миллионов, и уходит в затвор на 20 лет, чтобы выиграть пари. За один час до окончания срока затвора этот, уже зрелый человек, уходит, отказываясь от денег. Мы с бабушкой тогда спорили. Я утверждал, что смысл рассказа в том, что человек потерял целую жизнь, и о том, как это плохо. А бабушка говорила наоборот, о том, сколько познал этот человек, сидя в затворе, и от этого в конечном счете выиграл. Спорили горячо, кричали друг на друга и каждый, конечно, остался при своем мнении. Но эту дискуссию я запомнил на всю жизнь :). Потом прочитал соответствующий рассказ Чехова - казалось бы, обыкновенная юмореска. Но в этом и гений Чехова, подобный Диккенсовскому: он с юмором, ненавязчиво и, на первый взгляд незаметно, говорит об очень сложных вещах.
Анна 20.12.2006 09:34
Очень люблю Чехова. Самое любимое - "Студент" и "Дуэль".
А еще очень интересно проследить рост писателя по двум вариантам водевиля "О вреде табака". Несколько лет разницы, чуть-чуть смещен акцент - но как все изменилось...
Свящ. Александр 20.12.2006 10:32
Будучи известным писателем, со всей семьёй пел в храме в Мелихово. Никогда не пропустил пасхального богослужения (по воспоминаниям современника). Ни одного ругательного слова о духовенстве. «Письмо», «Кошмар» - чУдные рассказы. Из переписки видно, что был дружен со многими священниками и даже архиереем. Всегда сохранял добрую память о своём законоучителе, который и дал ему прозвище Антоша Чехонте, который потом стал литературным псевдонимом.
Иван Ковалец 20.12.2006 13:59
"Из переписки видно, что был дружен со многими священниками и даже архиереем."
- один из его друзей-священников впоследствии причислен к Новомученикам Российским. Прот. Сергий Щукин, с которым семья Чехова сдружилась во время жизни в Ялте. О нем писали, как о духовнике Чехова. Но насколько это правда, неизвестно.
Вообще, в течение большой части своей жизни, если судить по переписке и воспоминаниям, Чехов был сомневающимся. Очень честным сомневающимся.
Свящ. Александр 20.12.2006 15:41
Скорее скромным в афишировании, но при этом не отвергавшим традицию. Но и сомнения конечно были. То он принимал толстовство то категорично отвергал (письма), то отвергал бессмертие то признавал и горячо отстаивал (разговор с Буниным).
Иван Ковалец 20.12.2006 16:20
Толстовство, в конце концов, Чехов отверг решительно.
А что касается скромности, тут Вы абсолютно правы. Чехову вообще претило всякое афиширование - и в жизни, и в творчестве. Насчет творчества он говорил: "Творчество стыдливо", и к своей духовной жизни близко никого не подпускал. В этом единодушны практически все, кто о нем писал. Кстати, в воспоминаниях Бунина это служило аргументом утверждать, что Чехов не мог иметь духовника. Бунин считает это легендой. Но он отрицает на уровне просто "Не верю".
И отношение к традиции, Вы правы, у Чехова было абсолютно корректным. Он ее отлично знал и очень уважал. Например, у него есть рассказ о монахе, писавшем акафисты. Сразу чувствуется, что написано человеком, знающим богослужение. И смысл рассказа, как я его понял, в том, что этот монах - настоящий поэт, и укорененность в традиции его творчеству не мешает.
Свящ. Александр 20.12.2006 16:35
Да, очень мудрый и трезвый по-православному был человек. Ни экзальтации не было у него, ни необходимости выворачивать персонажи на изнанку в угоду какой-то своей философии и ставить на философские ходули. Чистый и честный реализм. Главное - это его «уважать человека», проявлявшееся в его произведениях, где не было опереточных злодеев и храбрых и пылких борцов, с которых надо брать пример. Уважение к человеку и его выбору.
Иван Ковалец 20.12.2006 16:48
А рассказ о монахе, который я упоминал ниже, называется "Святою Ночью". Это также очень хороший пример раннего Чехова.
Свящ. Александр 20.12.2006 17:26
Очень чудесный своей поэтичностью рассказ. А "На страстной неделе"? Просто умиление. Какая чистота и прозрачность. Как он умел описывать детей в этом рассказе и в «Детворе». Ведь это прямое напоминание «будьте как дети».
декабрь 2006г (из интернета)
Чехов ничего о себе не писал, а я всё пишу - но на самом деле, позиция та же самая, потому что всё равно остаюсь глубоко внутри, вообще не выходя наружу, а призывая читателя туда же, внутрь, где истинный, подлинный мир и все мы близки друг другу. И не должны друг друга предавать. ок.2015г
https:// ridero.ru/books/zapiski_praktikuyushego_khristianina/
Свидетельство о публикации №122072005233