Стыд Бергмана Реплика после просмотра
Кажется, что одна сцена фильма спорит только с распадом человеческого в человеке – сцена в лодке, когда милосердный пассажир хрупкого лодочного титаника раздаёт уплывающим в небытие несчастным по кусочку хлеба и разливает остатки пресной воды. В этот миг остро, до боли, воспринимаешь мужество терпения, приятия неизбежного. Никаких стенаний и воплей. И это, как ни странно, хоть какой-то выдох в кромешной безнадёжности. Лучше горящие розы в последнем сне Евы, обморок неподвижного серого моря, тонущий ковчег людей в безбрежной серости, воде и тумане, чем ненависть и озлобление… Всех их перевозит Харон на ту сторону, но шёпот Евы, обречённость и неподвижность Яна словно гасят зловещее и задёргивают занавес апокалипсиса.
Война в фильме Ингмара Бергмана – страшная деформация человека, сбивание в нём всяких ориентиров, необъяснимо лёгкое перешагивание от жертвы к палачу и от мучителя к мучимому. Всё, всё зыбко до страха, неустойчиво. Спрятаться негде и опереться не на что.
Рефлексирующий и способный на слёзы, с какого-то момента начинающий раздражать Еву своим бездействием, – Ян за короткое время ожесточается, усыхает, немеет. Сначала он убивает «палача» и «спасителя» Якоби, убивает по принуждению, трусости и… начинающему прорастать в нём расчёту и сведению счетов, а потом – уже хладнокровно расстреливает из автомата мальчишку-дезертира, раненого, беспомощного. Ева же от энергичной, владеющей инициативой в доме, способной ударить Яна в бессилии и отчаянии становится тихой, покорной, потерявшейся. Она рассказывает последний сон о горящих розах, повернувшись с любовью к Яну, обуглившемуся, смертельно безразличному…
Любовь, забота друг о друге, нежные чувства, простые знаки внимания – всё смывается цунами гражданской (такой непонятной!) войны. Бергман сознательно лишает страну имени, время – времени, остров – названия, войну – исхода.
Вселенское вневременное зло обрушивается на людей. Страшная метафора бессмысленного зла встаёт над людьми неумолимо и беспощадно.
По психологическому давлению фильм «Стыд» вызывает во мне шедевр Элена Климова «Иди и смотри!»
Однако ни одной молитвы, ни одной лакримозы, ни одного «прости» в лодке Бергмана, плывущей в вечность.
Мощная, гневная в справедливости лента партизан под величественную музыку Моцарта исчезающая в белорусских лесах и врастающие навсегда в туман, воду, океанскую безбрежность герои Бергмана – без надежды и молитвы.
Тут главное выдержать, лицо не отвернуть…
Свидетельство о публикации №122071907717