Живописный космос Ф. Малявина. Глава 5. Триумф
http://stihi.ru/2022/06/04/2295
В 1897 г. Филипп Малявин из вольнослушателя становится полноправным учеником академии.
Много сил и времени он уделял портретной живописи.
У молодого художника был редкостный талант – портреты выполнялись за один- два сеанса, а желающих заказать свой портрет оказалось достаточно.
Здесь хочется упомянуть такие полотна , как « Мальчик на медвежьей шкуре» (1897), «Портрет Н.А. Ратькова-Рожнова в детстве» (1898), «Портрет Поповой» ( 1899), «Мальчик в матроске» ( 1899), «Портрет художницы Е.М. Мартыновой» (1897-1900), « Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой» (1898 )
Все эти работы были показаны на выставках и в Москве, и в Петербурге и сделали Филиппа Малявина известным.
Но главной работой этого периода стал подлинный шедевр - полотно «Смех».
На лугу кружатся и хохочут крестьянские девушки. Их красные одежды – как гимн женской стихии, смелые и жизнерадостные лица, в которых угадывается и сила, и характер. Нет, эти хохотушки не похожи ни на забитых крестьянок Н. Некрасова, ни на исполненные жалости и сострадания крестьянские полотна передвижников. У Филиппа Малявина крестьянский мир иной. Он первооснова бытия, и первая скрипка здесь по праву отдана женщине.
Но вернёмся к картине « Смех» . Экспрессия этого великолепного полотна завораживает : пронзительно красные тона полыхают рядом с оттенками ярко-зелёного цвета. Кисть размашиста , невероятно смела.
Этот холст имел шумный резонанс и вызвал нешуточные споры.
Печально, что Совет Академии художеств картину не принял. А звание художника, как выпускника Академии, Филипп получил за серию портретов , написанную раннее.
По традиции лучшие выпускники Академии художеств получали возможность за государственный счёт продолжать обучение в Италии, т.е. свою работу Малявин предложил на конкурс, но картина « Смех» была отвергнута Советом Академии .
Вот что писал в своих Воспоминаниях Илья Ефимович Репин:
«По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество».
В тот год Совет Академии художеств отправил на стажировку за границу художников П.Шмарова и С. Криволуцкого.
Кто-нибудь из Вас о них что-либо слышал?
На злобу момента отозвался и Александр Николаевич Бенуа , так расценив эти события :
« Самое главное явление на выставке, и в чисто художественном отношении единственное, картины или, вернее, картина г. Малявина. Слава богу , на нём можно отдохнуть; вот, наконец, талант, не обутый в китайские башмачки, бодро и весело расхаживающий. Честь и слава г. Репину и всей его системе, что он не затушил этого пламени, так же, как и раньше уже не тушил пламени в Серове, Сомове, Бразе. Что г. Малявину не дали заграничной поездки, меня вовсе не удивляет. Если посылают такую крупную бездарность , как г. Криволуцкий , или такого готового «пилоттиста», как г. Шмаров, то совершенно логично и мудро не посылать такого истинно талантливого и столь нуждающегося в посылке художника, как г. Малявин!»
В 1900 году картину «Смех» , благодаря содействию И. Репина и В. Беклемишева, отправили на Всемирную выставку в Париж. Она стала сенсацией и имела огромный успех. Более того, полотно удостоилось золотой медали. В 1903 году картину приобрёл в свою коллекцию Музей современного искусства в Венеции.
Вскоре за границу уехала и другая значительная работа Ф. Малявина « Три бабы» (1901-1902), которая была приобретена Люксембургским музеем в Париже.
Что тут скажешь? – Нет пророков в своем отечестве.
Фото. Филипп Малявин "Смех"
Свидетельство о публикации №122071905007
Спасибо за отличный рассказ о художнике. Второго такого просто нет.
С уважением и любовью.
Аида Дружинина 22.07.2022 06:57 Заявить о нарушении
Да, Филипп Малявин уникален)
/
Обнимаю Вас, с любовью и самыми прекрасными и добрыми пожеланиями,
Наталья Николаевна Максимова 22.07.2022 12:51 Заявить о нарушении