Вот сорок лет почти спустя...
В сентябре 2019 года на ВДНХ, в отреставрированном павильоне №25 (справа от павильона «Космос»), открылась просветительская интерактивная экспозиция под названием - Павильон «Нефть» - своеобразный «Музей нефти», посвящённый истории российской нефти, развитию отечественной науки и технологий, состоящая из четырёх залов и множества тематических стендов и инсталляций. Это самая большая мультимедийная экспозиция о нефти в России. Проект был реализован петербургской компанией Ascreen, а конкретный заказчик — компания «ЛУКОЙЛ».
В самом начале экспозиции начинается очень классный интерактив. Здесь проекции служащих-нефтянников разных эпох. И начинается все с Петра I, который не только "прорубил окно в Европу", но и дал старт нефтяной промышленности в России…
Но в 80-е годы прошлого века этот павильон имел название — «Нефтяная промышленность», и мне приходилось по своей работе иметь с ним дело неоднократно. Об этом сейчас и поговорим.
К 70-м годам Советский Союз приступил к реализации беспрецедентного углеводородного мегапроекта - освоению уникальных нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Природные богатства Сибири были запечатаны в непроходимых болотах глухой тайги и суровой тундры. На сотни километров - никакой инфраструктуры. Беспощадный климат - экстремальные температуры и ветра. Но если в 1970 году выручка СССР составляла 1,05 млрд нефтедолларов, то в 1980 году возросла до 15,74 млрд долларов. Почти в 15 раз!...
Руководство строительством предприятий по добыче нефти и газа, переработке и хранению газа и газового конденсата, их транспортировке по магистральным и промысловым трубопроводам, создание объектов жилищного и социально-бытового назначения было поручено Министерству строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности CCCP, на одном из предприятий которого работал и я.
Всего за несколько лет из Уренгоя в центр страны и далее на запад пролегли мощные газотранспортные магистрали нового поколения. Особое место среди них занял трансконтинентальный экспортный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, по достижении проектной производительности которого, СССР вышел на первое место в мире по добыче газа. Подземные нефтяные и газовые магистрали на значительном протяжении приходилось прокладывать в заболоченной тундре и вечномерзлых грунтах. Строительно-монтажные работы велись только в зимнее время. Суровый климат, слаборазвитые дорожно-транспортная сеть и производственная база, отсутствие социальной инфраструктуры – все это осложняло организацию строительства и требовало принципиально нового подхода к решению комплекса производственно-технических вопросов. За основу организации строительного производства были приняты максимальная индустриализация, поточная технология, комплектно-блочный метод, с использованием новейших технологий.
И я активно участвовал в индустриализации Сибири. На базе моих изобретений было создано ряд машин и механизмов для строительства на объектах «Главзапсибжилстроя» в городах: Уренгой, Надым, Сургут, Нефтеюганск и др. Начинал за кульманом сам, а затем под моим началом было создано небольшое конструкторское бюро. В специальном цехе шло изготовление опытных моделей, и затем их испытание на строительных объектах при температуре до минус 40 градусов, а затем многие модели (по решении тех. совета Министерства) шли в серийное производство.
Так часть экспозиций на демонстрационной площадке павильона «Нефтяная промышленность» от Миннефтегазстроя занимали мои машины и механизмы, которые обновлялись примерно раз в квартал. С 1983 по 1986 годы мои разработки были отмечены 12-ю медалями ВДНХ СССР (золотой, серебряными и бронзовыми) и Дипломом Почета ВДНХ с натуральной премией - легковым автомобилем.
В экспозиции представлялись, как серийно выпущенное оборудование, так и действующие модели-макеты. Я со своими ребятами монтировали оборудование на стендах, подключали, настраивали технологические линии, а поиском формы для отражения сюжета, вписанного в общий нарратив, занимались специалисты из министерства, Для визуализации оформления макетов был задействован профессиональный фотокорреспондент «Литературной газеты» - Тимофей Баженов. Он часто выезжал на сибирские объекты и подготавливал фотоматериалы и альбомы для экспозиции (используя высококлассное финское оборудование и фотоматериалы). И мне самому приходилось выезжать к нему, то на Костянский переулок 13, то на Цветной бульвар - где и находились отделы редакции «Литературной газеты», для отбора материалов.
И вот теперь, почти 40 лет спустя, я снова нахожусь у этого Павильона, оставшегося в моей памяти на всю Жизнь…
Свидетельство о публикации №122071703952
Удачи и крепкого здоровья Вам!
Станислав Николаевич Брижатый 16.12.2024 15:42 Заявить о нарушении