Александр Сумароков - поэт
Александр Петрович Сумароков, писавший в середине 18 века, не гениален и этим, возможно, не интересен многим из читателей-поэтов. Большой человек при фаворите Елизаветы Петровны Алексее Разумовском, первый директор первого русского театра, в своих одах он создал фактически художественный русский язык ещё перед Ломоносовым и был автором едва ли не первых российских пьес.
Для многих он будет смешон, поскольку не обладал поэтической мыслеформой: его язык прост, пуст и изящен, фигурен, как танец 18 века. Это не рациональный умный язык Ломоносова и не игриво-гениальный – Державина. Но не зря Сумарокова прежде всего называют сатириком: его сатиры заставляют задуматься над этим поэтом и не брезговать его умом. Хоть в баснях он слабоват, сатиры показывают реальную жизненность его поэзии. Он сравнивает несомненно себя с «обезьяной-стихотворцем», а в сатире «О худых рифмотворцах» изрекает кредо всего своего – да, да! – великого творчества:
«Кто хочет поплясать, сперва учись ходить.
Всему положены и счёт, и вес, и мера…»
…Для Пропедевта важна критическая мысль в поэзии, и пусть соединить лирическое и критическое – великий дар. Пусть у Сумарокова обе эти стези существуют раздельно или в «пугающем» миксе - его звезда, именно звезда, холодная, красивая, путеводная, ярко светит на небосклоне русской поэзии и – не шучу! - мировой культуры.
Глупыш. 16 июля 2022 года.
Свидетельство о публикации №122071600518