Баллада о демоне и серафиме

Баллада цепляется своими метафизическими гранями романтического демонизма, за художественное произведение Врубеля и поэтические - Пушкина ("Храни меня мой талисман", "Ангел") и Лермонтова ("Демон").

(В стихотворении есть есть цифровые сноски на словарь используемых слов и определений. Аудиоверсия баллады здесь  https://disk.yandex.ru/d/y0k0mqu-i-kCLw  )

Баллада о демоне и серафиме (1)

                *     *     *
В Тьме абсолютной, безупречной и глубокой,
В кромешном мраке, средь текущей серы струй,
Где, как в печи огонь пылал, мне было одиноко,
Лишь голосил уныло, палящий ветродуй.

Юдоль печали, царство горя, край тоскливый,
Здесь даже пламень не светила, только жгла.
И магмы раскалённой переливы
Гасила тьмою, Видимая Тьма.

 Но ангелам, каким всегда я был по праву,
Дано уменье видеть в темноте.
Не обжигаясь погружаться в огненную лаву
И выживать в межзвёздной пустоте.

Но я страдал, мятежный духом и гонимый,
В оковах мук своих духовных изнывал.
Мой личный ад, с дотошной рьяностью, ревниво,
От утешения меня оберегал.

Пускай надежде здесь заказан путь навеки,
Надежда есть мой опиум, елей!
Она мне гасит боль и расслабляет веки,
Язвящие от жжения солей.

Солей от слёз, за сотни тысяч лет пролитых
И высохших под жаром лютым вновь.
О, сколько чувств во мне осталось неубитых!
О, сколько страсти распаляет мою кровь!
                * * *
Вдали от центра Мироздания Вселенной
И втрое дальше от лучей благих Небес –
Затворный мир для падших ангелов, геенна,
Темницей стал для Божьих антитез.

Так Вечный Судия судьбу нам уготовил –
В пучину Ада сбросив целый легион(2).
Кто проявил свободу мнений, прекословил –
Свобода стоила изгнания в Альцион (3).

Мы изначально были ангелами Света
И свет несли народам и мирам.
Но из-за ложного доноса и навета,
Не воспарять моим архангельским крылам.

И я готов принять судьбу свою как данность,
Раз не угоден больше Небесам.
Пусть вместо крыл зияют мясом мои раны,
Но вот надежду, никому я не отдам!
                * * *
До страшного Великого Падения
Познал любовь, что мне дарила свет.
Любовь не к Богу, нет, к Его творению!
Создав по сути, изначальный прецедент.

Из чина высшего, прекрасных Серафимов,
Блистающих надзвёздной красотой,
Я был пленён, влюблён, был одержимый,
Из ближних к Богу Серафимов, лишь одной.

Той, что являлась женской ипостасью
Самой Вселенной. Женским божеством.
И безграничной мудростью и властью
Была наделена Вселенной и Творцом.

Софией была Богом наречённой (4)
И даже ангелов смущала красотой.
Во снах своих, я снова окрылённый,
Гуляю рука об руку с тобой.

О, вечной женственности вечный идеал!
Престол добра, премудрости и света,
И гений красоты, и абсолют поэта,
Духовной страстию, к которой, воспылал

Я!  Будучи архангелом по чину.
И чин мой ниже был, но что с того?
В любую гиблую, бездонную пучину
Всех чёрных дыр, я прыгнул бы легко.

Лишь только взгляд Её поймать и одобренье.
И в самых высших сферах Эмпирей (5),
Своей любви, высокой устремление,
Принять, как радости, возвышенной, елей (6)!

Из сонма ангелов, Софией был замечен я, обласкан
Её вниманием, приязнью, добротой.
В союзе нашем, в судеб наших, связке,
Мы наполняли Мирозданье красотой.

                * * *
Но страшный час настал, и вот я проклят
И сброшен в инфернальные миры…
Костлявыми руками плотно обнят
Моей уродливой и горестной судьбы.

Не выбраться мне из её стальных объятий!
Не расцепить мне рук её сухих.
Не сбросить саван скорби и печали.
Небес не видеть, лучезарно-голубых.

О ангел мой, любовь моя, навеки ль
Я потерял тебя?! Мой сломлен бедный дух.
От соли изъязвились мои веки,
От жажды негасимой, рот мой сух…

В глубокой бездне чёрной желчи моё сердце,
В бурлящей ярости мой возмущённый ум,
И лишь в душе чуть приоткрыта дверца
Для чаяний, надежд, блаженных дум.

Я в пекле выдержу ещё тысячелетия,
Лишь только об руку пройтись хоть раз с тобой!
Нет, не с Творцом – с Его прекраснейшим творением,
Из ближних к Богу Серафимов, лишь с одной…


Словарь используемых слов и определений.

(1). Демон - от др.-греч. «божество». Само понятие "демон" от Сократа - есть общее описание сверхъестественного существа, наделённого мудростью и знающего истину вещей. За это его, впрочем, и приговорили к смерти. По словам Врубеля, «Демон значит “душа” и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».


Серафимы – ангелы наивысшего чина имеют неограниченные силы и возможности. Серафимы ближе всех находятся к Богу. Сам Дьявол (Денница, Люцифер, Сатана) до падения был серафимом. Серафимы способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожигающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.

(2). Легион ангелов - треть небесного воинства перешла на сторону Денницы, не в состоянии поверить, что их сияющий предводитель ослушался Бога. Их правителем стал Люцифер, «несущий свет», отошедший от канонов, продиктованных Творцом.

(3). Альцион – самая дальняя часть Вселенной. Является звёздной системой на границе известного пространства.

(4). София, София-Премудрость, она же Сефира, предстаёт как материнское лоно, великая матерь мира, творящая субстанция Космоса, соединяющее в себе добродетели, из которых главным являются вера, надежда, любовь. Также София предстает как реально существующая Соборная Личность, имеющая Лик Вечной Женственности. Она есть символ абсолютной Непорочности и Чистоты помыслов; абсолютной Первозданной Красоты и Совершенства; и самое главное абсолютной подвижнической Любви и Доброты.

(5). Эмпиреи. 1. По представлениям древних греков и ранних христиан: самая высокая часть неба, наполненная огнем и светом, где пребывают небожители, святые.
2. Так же Эмпиреи – область блаженства, неземного существования.

(6). Елей радости (Евр.1:9)) благодать Святого Духа.
Примечание. Стоит отметить, что войну на Небесах начали не падшие ангелы, а ангелы из высшего чина, именно Херувимы.  Доказывая свою преданность, оставшиеся на стороне Всевышнего ангелы, с особым старанием служат ему. Проявляя излишнее рвение, Херувимы, в обязанность которых входит борьба с падшими ангелами, не проявляя ангельского милосердия и участия, без разбору клеймили многих ангелов, которые, как им казалось, проявляли свободу мнений и выбора.


Рецензии
Сильно! И очень интересно!

Елена Николаенко   16.09.2022 09:46     Заявить о нарушении