Черный монах
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Н. Гумилёв. «Шестое чувство»
Княгиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Будучи на крымском побережье в Мисхоре все конечно посещают расположенный рядом в Алупке Воронцовский дворец. Бывал там и я. Помню мрачноватые в английском стиле похожие на крепость строения и пронизанные солнцем и морской лазурью покои дворца… Светлейший князь Михаил Семёнович Воронцов (1782-1856), герой войны 1812 года, генерал-губернатор юга Российской империи оставил неизгладимый след в истории этого края.. Этот русский аристократ, получивший образование в Англии, высокообразованный и благороднейший человек пригрел в своём доме ссыльного Пушкина, но когда тот стал оказывать чрезмерные знаки внимания его жене княгине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой был вынужден позаботиться о высылке его в менее благодатные края, в село Михайловское. Именно в это время Александр Сергеевич «отблагодарил» светлейшего злой и совершенно несправедливой эпиграммой:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Прекрасный образец болезненной желчности великого русского поэта, основоположника русского литературного языка. Пример того, как страсти лишают людей не только разума, но и ума. В советском литературоведении считалось, что гениальный поэт здесь воздал должное царскому сатрапу. Эта вспыльчивость и желчность в конце концов определили судьбу поэта. И подвели кровавою черту в его биографии. Но это эссе не об этом, не о заслугах перед Отечеством Михаила Семеновича, не о любовных увлечениях его жены и не поэзии и характере Александра Сергеевича.
В этот раз мою мысль пробудила княгиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792-1880). Имела счастье-несчастье попасть в донжуанский список Пушкина: поэтический язык не только уникальный инструмент познания, но и уникальный инструмент обольщения, и Александр Сергеевич прекрасно умел им пользоваться. Женщины любят ушами - по этому поводу уж очень много е написано…. Однако в старости некоторые люди, прожившие бурную жизнь, обретают покой и душевное равновесие. Обрела покой и она, проживая после смерти мужа в прекрасном Воронцовском дворце. Отличилась долголетием и пережила мужа на 24 года. Источники сообщают, что в это время она привела в порядок семейные архивы, удалив оттуда любовную переписку с Пушкиным. С А. Одоевским, наверное, тоже... Умнейшая женщина готовилась войти в историю русской культуры… Эта линия эссе очень увлекательна: кто только об этом не писал, но нужно остановиться.
За год до смерти, в июле 1879 года в Алупке ей представили юного поэта Дмитрия Мережковского на предмет оценки его поэтического таланта. В стихах юноши она «…уловила подлинно поэтическое свойство — необыкновенную метафизическую чуткость души» и благословила его на продолжение творчества. На эту оценку и её глубокое понимание сущности поэтического таланта и срезонировала моя душа. И после этого серые камни Алупкинского дворца ожили для меня и засветились духовным светом его первых хозяев и обитателей…..
Елизавета Воронцова была польской крови (урожденная графиня Браницкая, дочь польского магната и племянницы светлейшего князя Потемкина) и вошла в историю не только как жена М.С. Ворнцова, но и как адресат нескольких лирических стихотворений А.С. Пушкина, много художников рисовали её портреты в разные периоды жизни.. Можете найти их в Интернете. В окружающей нас жизни вы женщин с такой тонкостью и хрупкостью душ (выражение И. Северянина) уже не найдёте. По воспоминаниям современников была не только хорошо образована, но и необычайно привлекательна и соблазнительна и, судя по приведенному высказыванию, обладала необычайным художественным чувством.
Шестое чувство
Метафизическая чуткость души… её в просторечии ещё называют шестым чувством (иногда третьим глазом), чувством дополняющим присущие всем людям известные пять чувств. Слух, зрение, обоняние, вкус и осязание связываю человека и открывают нам физический мир, осмысливая свои ощущения мы формируем представления об окружающем нас многообразии предметов и явлений. В этом и заключается основная задача ума (интеллекта) человека. Ум-полицейский следит за порядком в нашей голове. За этим занятием и проходит жизнь большинства людей. Теория такого рода чувственного познания мира называется эмпиризмом..
Люди, обладающие не только интеллектом, но и разумом стремятся выйти за границы своего чувственного опыта и заглянуть в иные миры, но для этого они должны обладать особенными способностями. Такие способности и называют обычно шестым чувством. Проявляется этого чувство в огромном количестве форм от ясновидения до интуиции свойственной некоторым людям с тонкой организацией души. Шестое чувство указывает на существование духовного мира и на возможности духовного развития человека.. Пробуждению развитию этого чувства способствует искусство и в особенности поэзия. Прекрасно, образно и очень точно это выразил в одном из своих гениальных стихотворений Николай Гумилёв:
Шестое чувство
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Что делать нам с бессмертными стихами? - вопрошает Гумилёв в этом чрезвычайно глубоком произведении, ставя вопрос о месте поэзии в нашей жизни. Ответ на этот вопрос равносилен постижению смысла жизни. При размышлении на эту тему постарайтесь не забывать, что поэзия - это не искусство, а видовая цель человечества (И. Бродский). Это изречение послужит вам нитью Ариадны и позволит выбраться из лабиринта ложных утверждений и истин. И Гумилёв даёт нам ключ к отгадке этой главной тайны нашего появления на Земле, предлагая использовать для пробуждения шестого чувства скальпель природы и искусства. Правда при этом надо понимать, как помочь рождению этих крыльев и что делать с этим необычным чувством, если оно пробудиться?
И это всего одно стихотворение великого поэта. Стоит потрудиться и попробовать расшифровать содержащиеся в нём образы и символы. образы и символы Сам поэт для себя на этот вопрос ответил своей смертью смерть поправ, и стал вряд с величайшими гениями русской культуры. О его необычайно сильном и чистом религиозном чувстве писал в эссе «Я, носитель мысли великой». Поэт продемонстрировал такую силу духа при казни в 1921 году, что вопрос о бессмертии его творений стал излишним…. А что нам с ними делать каждый из нас должен решить приобщившись к произведениям высокого искусства.
Кому-то все эти стихи и попытки истолковать их покажутся поэтическими бреднями далёких от реальной жизни художников и экзальтированных любителей искусства. Однако с помощью Рудольфа Штайнера и духовной науки можно попытаться проникнуть в смысл поэтических образов и символов, в сокровенные глубины поэтического языка художников слова. Из этих опытов, вооружившись положениями антропософии, можно получить системное представление о строении и формировании сознания человека и законах эволюции его внутреннего мира. Увлекательнее такого погружения в глубины собственного «Я» ничего невозможно представить.
Антропософия дает наиболее глубокое представление о сущности человека, но для его понимания важно знать, что о сознании человека говорит современная философия, которая признает сознание одним из самых сложных и трудноопределимых понятий человековедения. В попытках прояснить это понятие философы, исходя из основных видов мироощущений человека делятся на две группы, материалистов и идеалистов. На две группы они делятся исходя из отношения к основному вопросу философии. - одни считают первичной материю, а сознание вторичным, идеалисты же ставят на первое место сознание, идею, дух… Отмечу, что идеалистическое понимание сознания согласуется с христианским вероучением..
Материалистически мыслящие философы делятся на вульгарных материалистов, жестко связывающих проявление сознания с материей, и так называемых умеренных материалистов, которые признают существование в этих связях много неясных вопросов. Материалистическое толкование сознания основывается на теории отражения, согласно которой одна материальная система способна отражать свойства другой материальной системой; видов отражения четыре: механическое, физическое, химическое, биологическое. Последнее характерно для живой природы, для растительного и животного мира. В биологическом отражении выделяются три фазы: раздражение, чувствительность и психическое отражение. Отражение раздражением происходит на уровне инстинктов, чувственное отражение требует наличия органов чувств, психическое отражение сопровождается приспособительной мыслительной деятельностью. След, который остается при отражении одной материальной системы в другой, называется информацией. Высшей стадией психического отражения в материалистической концепции является сознание. Специфической формой бытия сознания является язык.
Идеалистическая философия делится на два направления: объективный и субъективный идеализм. Основателем первого был древнегреческий философ Платон, согласно учению которого все материальные объекты суть отражения идей духовного мира, человеческое сознание является частью мирового или божественного сознания. Мне эта концепция близка в наибольшей степени. Близка она - вы сами скоро в этом убедитесь - и антропософии Р. Штайнера. Субъективный идеализм (солипсизм) утверждает, что существует только одно сознание, которое порождает материальный мир. К этой философии близки воззрения некоторых творческих личностей-эгоцентристов.
Привёл здесь эти азы философии, чтобы вы могли убедиться, что существуют мосты связывающие каждое из перечисленных течений, во-первых, с основными типами восприятия действительности большинством людей, которые и порождали из своей среды философов различных направлений, а во-вторых, каждое из них внесло свой весомый вклад в общую копилку философской мысли. Надеюсь, вы эти мосты сами сможете увидеть, всматриваясь в окружающих вас людей, и проникая в антропософские идеи доктора Штайнера и его понимание душевно-духовное истолкование человеческой сущности.. Счел необходимым привести здесь эти тезисы, хотя сейчас основные знания о человеке преподносят ученикам 10-х классов на уроках обществознания.
Чтобы как-то подытожить рассмотренные выше представления философов различных направлений, дам здесь определение сознание из школьного учебника: «Сознание – это присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах». Выходит, что каждый из нас суть художник своей жизни, отображая её где-то в анналах своей души. Большинство пользуется этими сокровищами для надобностей практической жизни, а истинно талантливые создают произведения искусства и выносят их на суд времён и народов, пытаясь таким образом пробудить всех остальных от спячки.
Душа через призму антропософии и поэзии
Теория отражения, лежащая в основе материалистического понимания сознания, признаёт роль мышления в психическом отражении действительности сознанием человека. Благодаря осмыслению своих чувств, стремлений и желаний человек вырабатывает правила рационального поведения и находит способы удовлетворения своих стремлений и желаний. Однако материалисты в силу особенностей своего восприятия мира не признают существования души и не могут объяснить, какое место она занимает во внутреннем мире (сознании) человека.
Прагматическое мышление, вращаясь в границах чувственного опыта, скована материалистическими понятиями и представлениями о предметах и явлениях физического мира. При этом оно проделывает невообразимо огромную работу по формированию сознания индивида, сознания адекватного окружающим реалиям, которое давало бы человеку возможность ориентироваться и приспосабливаться к реалиям физического мира и находить своё место в обществе. И эта работа у думающего человека продолжается до конца дней.
Люди с материалистическим мироощущением не способны вырваться из плена своих ограниченных представлений о мире. Они не способны осуществить такой прорыв… Положение усугубляет и то, что вся современная наука базируется исключительно на материалистическом представлениях о мире. Но такой способностью обладают люди метафизической ориентации.. В современной России идеалистическая концепция мироустройства одновременно с пробуждением религиозных чувств только начинает отвоевывать себе место в сознании людей. Это радует, потому что у некоторых такое стремление вытекает из их природы и является духовной потребностью.
При склонности к идеальному, вере в существование иных миров и наличие мыслительных способностей человек и его душа могут обрести новые горизонты для развития. Вырваться из плена житейских забот и мыслей, из рамок бытового сознания могут помочь приобщение к искусству, погружение в красоты природы, философские размышления о смысле жизни, о нравственной стороне отношений и попытка укрощения страстей человека. Именно на этом пути ум может обрести свойства разума и перейти в новое качество.
Поэты, обладающие необычайной чуткостью чувств, и метафизическим чутьем и сами умеют вырваться из житейского плана и могут помочь читателю погрузиться в эту спасительную нирвану духа, где слышны только шорохи земли и голоса Небожителей. Феномен поэзии заключается в двойственности душевно-духовного состояния поэтов. В обычном состоянии они обыкновенные люди только более страстные и эгоистичные чем остальные, такими их обычно и представляют себе обыватели. В редком состоянии вдохновения, поэтического транса у поэтов пробуждается шестое чувство и они обретают Божественное видение и в написанных в это время произведениях способны передать посланные Сверху откровения. Поэтов, способных на такие «подключения» к небесным сферам не так много и их называют поэтами от Бога. Пушкин описал такую двойственность поэтической души в стихотворении «Поэт»:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но «когда божественный глагол до слуха чуткого коснется» начинается невообразимое для обыкновенного человека (закончу это стихотворение в эпилоге статьи). Именно это состояние и поднимает так высоко поэта перед остальными служителями искусства, да и в глазах истинных ценителей поэзии тоже.
В своих произведениях они не излагают философских идей и концепций, но опираясь на свой уникальный чувственный опыт, через образы и символы поэтического языка намекают на существование духовного плана жизни и приглашают желающих заглянуть за занавес видимого, слышимого и осязаемого мира. У Сергея Таратуты эта мистическая красная нить проходит через всю его поэзию:
В траве
Лежать в траве и слушать шорох,
Как самый главный звук земли.
Послав подальше мыслей ворох,
Которые к тебе пришли.
О всех победах и о бедах,
О всех житейских мелочах
Забыть, укутавшись, как пледом,
Травой; и дух твой не зачах,
Коль ты так сблизился с травою,
И с мушкой породниться смог,
И ощущаешь головою
От чьих-то крыльев холодок!
Слово «душа» часто используется в литературном языке и в обиходной речи. Она болит, страдает, томиться, печалиться, радуется или ликует… Духовная наука даёт нам возможность понять, что же там в действительности происходит и как в этом участвует голова. Все ощущения, получаемые нами от органов чувств переживаются в душе человека. К ощущениям примыкают также чувства удовольствия и неприятности, влечения, инстинкты, страсти. Ощущения поступают непрерывно со всех сторон и человек, осмысливая их, формируя понятия и представления, развивая свою речь, может читать окружающий его мир, как раскрытую книгу. Эта часть души, воспринимающая ощущения из внешнего мира называется душой ощущающей или душой чувственной.
Достаточно полное представление об этой части души можно получить из лирических произведений хороших поэтов. Талантливые поэты обладают необычайно тонкой чувствительностью и памятью способной фиксировать переживания души, все её тончайшие движения. Лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. По выражению Белинского, лирика дает слово и образ немым ощущениям, выводит их из душного заточения тесной груди на свежий воздух художественной жизни, дает им особенное существование. Поэтому мы так и любим лирические излияния поэтов: не будучи в состоянии сами выразить свои чувства во всей их полноте, мы находим их отражение в тончайших душевных движениях поэтов, зафиксированных поэтическим языком.
Насколько ярки и сильны переживания поэтов-лириков вы можете прочувствовать прочитав вместе со мной короткое стихотворение Сергея Таратуты, поэта-лирика, исследованию творчества которого я посвятил несколько последних лет. Почувствуйте переливы и трепет поэтической души:
Пахнет яблоками и дровами,
Жёлтый сад под сентябрьской луной!
Эту ночь не опишешь словами,
Словно это сейчас не со мной…
Годы детства, поныне я с вами,
Как бы не были вы далеки…
И по-прежнему вниз головами
В паутине висят пауки.
Сентябрь 2015
Очарование ранней осени, золотая осень - услада наших глаз, темно-синий с проблесками звёзд шатёр ночи, запах яблок и дров, висящие вниз головами пауки - несколько мазков и вы получаете щемящее душу представление о деревенском детстве поэта, и, может быть, о вашем детстве, если вам посчастливилось провести его в деревне... Чтобы представление об особенностях работы души ощущающей поэта было полным, нужно иметь в виду, что этот строки написаны через несколько десятков лет после того как они отпечатались в душе и памяти будущего поэта. Прочувствовать, пережить, запомнить и через много лет высказать это, найдя нужные слова, единственным и неповторимым образом - разве можно не восхищаться и не склонить голову перед такими творениями души поэта-художника. Главная тайна заключается в том, что гении слова не ищут - они сами к ним откуда-то приходят…..
Без поэтических картинок-иллюстраций трудно писать о Невидимом, но надо вернуться к тексту… В ауре окружающей физическое тело человека ясновидящий различает слой формируемый душой ощущающей. Р. Штайнер, обладавший даром ясновидения, пишет в «Теософии», что без оболочки души ощущающей физическое тело выглядело бы как полотно картины, лишенной красок. Прекрасный образ для понимания этой чувственной оболочки человеческого тела. Картина душевной жизни человека постоянно меняется. Каждый из нас является художником этой картины. Она может быть ужасающе безобразной или завораживающе красивой. На ней отражается как все оттенки наших чувств, так и изменение души под влиянием мыслительной деятельности. Она не только ежесекундно меняет свою гамму, но и со временем может увеличиваться в размерах и достигнуть космических высот..
Правильные (согласные с миром) и благородные (моральные и нравственные) мысли со временем вызывают расширение душевной оболочки физического тела. Стремление к самопознанию, сильное религиозное чувство и нравственное совершенствование могут превратить её в светящееся облако видимое человеку способному к ясновидению. Именно это свечение мы видим на иконах над головами святых и праведников... Достигнув такого , но духовного состояния (духовное «Я») можно обрести крылья для путешествия по духовным мирам. Духовное «Я» - это бессмертная часть души человека.
Не раз писал о поэзии, как уникальном инструменте познания, - и это эссе об этом - лирическая поэзия - это излияния чувств авторов, выраженные поэтическим языком переживания самых разнообразных ощущений, непрерывным потоком, вливающиеся в душу. Только настоящие художники могут выразить их словами. В этом и заключается ценность лирической поэзии, являющейся нетленной энциклопедией жизни человеческой души, живой энциклопедией, постоянно пополняемой новыми авторами и новыми стихами.. Читая лирические стихи и переживая их вместе с автором. можно проникнуть и в свою душу, начать познавать самого себя и прикоснуться к самой высшей форме наслаждения, наслаждения познанием.
Помните, как барон Мюнхаузен вытаскивает сам себя за волосы из болота? Это не фантазия, не хохма - это образ думающего человека. Из болота повседневных мыслей, из душного тупика личной жизни можно вырваться только ценою умственных усилий. Другого пути душевного и духовного развития, способа вырваться за границы души ощущающей нет… Человек не только ощущает впечатления, поступающие из вне, как существо мыслящее он постоянно обдумывает свои ощущения и составляет представления о наблюдаемых предметах, обобщая их формирует понятия. Через мысли человек объясняет себе окружающий мир и ищет способы удовлетворения своих инстинктов, желаний и стремлений. Щтайнер в «Теософии» пишет» «И своим стремлениям, инстинктам, влечениям человек не следует слеп; размышления о них приводят его к возможности их удовлетворения. То, что называется материальной культурой, всецело движется в этом направлении».Она, эта культура, целиком состоит из тех услуг, которые мышление оказывает чувственной душе». На удовлетворение наших разнообразных потребностей тратится неисчислимое количество мыслительных сил человечества и каждого из нас. Благодаря этим мыслям душа ощущающая развитого человека обретает новое качество, она как бы вырастает из неё и становится душой рассудочной, т.е. душой, пользующейся услугами мышления. Говорил ранее о расширении картины душевной жизни человека в процессе его эволюции; и происходит это в результате изменения качества и глубины нашего мышления, увеличения нашей мыслительной силы..
В ауре человека, живущего только поиском возможностей удовлетворения своих инстинктов, стремлений и влечений и обладающих соответствующим таким потребностям уровнем мышления, предметным мышлением - а таких людей большинство - оболочка души рассудочной совпадает с контурами души ощущающей. Это обстоятельство определяет один самый распространенный уровень духовного развития человека, человека способного только обдумывать свои чувственные переживания. Фактически это уровень биологических самовоспроизводящихся мыслящих роботов, созданного Творцом для выполнения общественных функций. Но есть и другие люди...
При склонности к самопознанию и самосовершенствованию человек может продвинуться дальше в своём развитии. При наличии предрасположенности к этому он может перейти к следующей ступени умственного и духовного развития. Такое может случиться если у него появится внутренний Наблюдатель, с помощью которого он сможет видеть, оценивать и контролировать свои поступки, мысли и эмоции, а также размышлять по поводу причин их возникновения и последствий таких проявлений своего характера, размышлять о сущности человека.
При появлении такого Наблюдателя мы получаем возможность видеть себя как бы со стороны и видоизменять своё сознание. Такое наблюдение вещь непростая, оно требует большой концентрации внимания, но оно покажет какой сумбур происходит в нашей голове. Постоянный поток ощущений и сопровождающих их мыслей-мыслишек похож на обезьян, прыгающих с ветки на ветку - довольно неприглядное зрелище откроется вашему внутреннему взору…. Известный эзотерик, мистик, основатель группы «Искатели Истины» Георгий Гурджиев (1866-1949), называл этот зоопарк с прыгающими мыслями «бешеной обезьяной». Попытки сосредоточиться на какой-то одной мысли вызовут у большинства огромные трудности. Но такое самонаблюдение и постоянные тренировки сознания могут помочь вам начать новую жизнь.
Постепенно ваши мысли могут приобрести направленный характер. Этому можно научиться, медитируя на темы из Священного писания, пытаясь самому понять смысл, происходящих там событий или просто истово читая молитвы, как это делают староверы-старообрядцы. При возникновении мыслей морального и нравственного плана, и систематических размышлений о своей натуре, о смысле жизни и попыток укрощения своих страстей оболочка души рассудочной в ауре начинает выходить за границы души ощущающей и сам индивид постепенно обретает разум, и познавая самого себя постепенно переходит в новое качество, в стадию души рассудочной. Чем больше моральных импульсов переживает человек, тем четче, красочнее и шире становятся контуры души рассудочной. Условием такого процесса является интенсивная и соответствующим образом направленная мыслительная работа индивида. Только силою мысли может быть осуществлена такая метаморфоза. Обретение такой способности самонаблюдения - переломный и очень важный момент в жизни каждого человека. Людей способных на это не так много.. Многие застревают в состоянии души ощущающей с мыслями о каждодневных делах и проблемах.
Дальнейшая эволюция нашего сознания требует интереса к метафизической стороне жизни и наличия в человеке сильного мистического чувства и стремления к постижению вечных Истин и того, что связывает человека с духовным миром. Потребность такого рода - наивысшая в иерархии потребностей человека, Модель наших потребностей, представленная в виде пирамиды Маслоу, образно показывает, что потребности низшего уровня, как врождённые, так и благоприобретённые свойственны всем или большинству людей, а потребности духовного плана, располагающиеся на самой вершине пирамиды, - лишь избранным одиночкам Понять это можно из предыдущих рассуждений о душе рассудочной: труден путь к этой вершине и многие предпочитают оставаться в долинах души ощущающей.
Для меня мысли Р. Штайнера бесспорны, хотя требуют иногда многолетних усилий для понимания их смысла. Несмотря на такого рода опасения хочу привести здесь ещё одну цитату из его «Теософии», важную для дальнейшего изложения. «При посредстве мышления человек выходит за пределы собственной жизни. Он приобретает нечто, простирающееся дальше его души. Для него является несомненным убеждением, что законы мысли стоят в согласии с миром. И он считает себя своим в мире от того, что существует это согласие мысли с миром. Это согласие есть один из самых важных факторов, через которые человек научается познавать свое собственное существо. В душе своей человек ищет истину; и через эту истину высказывается не только душа его, но и вещи в мире». Это тот самый момент, о котором пишут философы-идеалисты (последователи объективного идеализма), - с этого времени сознание человека становится частью космического сознания.
Эта мысль является буквально путеводной для наших дальнейших рассуждений о предмете этого эссе. Помните завершающие строфы стихотворения «Silentium” Ф. Тютчева :
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
Silentium означает молчание. «Есть целый мир в душе твоей»…. Это великий поэт говорит нам о том же, о чем доктор Штайнер в своем неисчерпаемом труде. Но нужно много прожить, много перечувствовать и много и долго думать, чтобы постигнуть сакральный смысл этой поэтической строки. Через поэзию можно сделать очень много открытий подобного рода. Только не нужно полагать, что Федор Иванович именно эту мысль хотел донести до читателей в этом стихе. Талантливые поэты часто сами до конца не понимают, о чем пишут. В этом и заключается магия поэтического языка. Кто-то через них разговаривает с нами с Небес, хочет указать нам путь-дорогу к Богу или сбить с этого пути, если вы свяжетесь с нечистой силой. И только читатель, обладающий интуицией или шестым чувством может проникнуть в тайну поэтической речи. Причем каждый может в зависимости от развития и настроения услышать-увидеть что-нибудь своё. В этом и заключается таинство поэзии. Но такой поиск может стать всепоглощающим занятием и наполнить вашу жизнь.
Переключился с достаточно жесткого теософского языка на литературную речь, но нужно завершить этот краткий экскурс в духовную науку. Стремление к Истине, поиск Истины сколько выдающихся людей посвятили этому свою жизнь. И Лев Николаевич Толстой и Алексей Максимович Пешков (написал недавно о его поисках в статье «Путь летучей мыши серой», и Герман Гессе («Игра в бисер»), и упоминавшийся недавно Георгий Гурджиев со своей группой искателей Истины, и многие, многие другие. Кто-то шел правильным курсом, кто добросовестно заблуждался…
Вот и Штайнер пишет об Истине и истинном Добре и указывает нам пути их обретения. Обретаются они через развитие души человек путем напряженной умственной деятельности. Но этот труд стоит того, потому через него человек может прикоснуться к вечности и бессмертию. «То, что есть в душе истинного и доброго, то бессмертно в ней». То, что в душе сияет как вечное он называет душой сознательною. Такова в общих чертах строение человеческой души, дома в котором обитает наша индивидуальность, которую называют «Я» человека, единственная и неповторимая сущность, которая в зависимости от уровня развития человека действовать на уровне ощущений и влечений, а может поднимать его в духовные высоты.
Индивидуальность, прошедшая путь к душе сознательной обретает духовное «Я». Но для этого нужна помощь высших сил, получить которую только силою мысли невозможно. Для этого и нужно человеку «Шестое чувство», о котором писал Николай Гумилев. У этого чувства есть еще и другое, более распространенное название «интуиция», а органом через который интуиция может проявлять себя, доктор Штайнер называет духовное «Я» человека, о котором мы ещё поговорим в заключительной части эссе. Здесь только отметим, что через духовное «Я» человек может непосредственно общаться с Богом и получать вести из духовного мира. Однако, такой уровень трудно достижим для большинства людей, но истинная поэзия и талантливые поэты, обладающие метафизическим чутьем, могут быть посредниками в нашем общении с Небесами. Это и является главной особенностью искусства поэзии.
Чтобы разбавить эти теософские рассуждения живым поэтическим словом, приведу здесь два связанных тяжелыми воспоминаниями стихотворения современного поэта-лирика Сергея Таратуты, где он в своей метафизической манере тоскует о своей душевной жизни, покинувших его родителях и раздумывает о своей судьбе, о своей душе, сканирующей духовный мир:
Хотя б на сутки всё забыть,
Но память стягивает путы.
И дни наращивают прыть,
И превращаются в минуты.
Весна намечена на среду…
Дожить до марта повезло,
И я болею за тепло,
И верую в его победу!
***
Горе, знаю, не раз ещё сгорбит,
Не нарушить событий канву!…
Слава Богу, не гибну от скорби,
Как-то всё-таки дальше живу.
И крещу я родителей фото,
Непонятно: я с ними иль без?
И душа на правах зхолота
Измеряет глубины небес!
Эти стихотворения из отдельного раздела лирики Таратуты, который я определил, как мистическая лирика, Потом узнал, что и другие у поэтов разных времён эту мистическую составляющую находили, а недавно с радостью узнал - княгиня Е.В. Воронцова подсказала, - что это одно из неотъемлемых свойств свойств поэтического таланта. Всё время радуюсь, когда нахожу единомышленников… Потом, чтобы утвердиться в этой мысли приведу ещё несколько стихотворений такого плана из наследия С. Таратуты.
У интуиции много определений, но я процитирую здесь определение моего наставника Штайнера: «В том же смысле, как откровение телесного называется ощущением, откровение духовного называется интуицией».. В Википедии, которая сейчас стала нашим Всем, мы прочитаем: «Способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения». У доктора Штайнера, по моему, указан более точный адрес источника истины - духовный мир. Уильям Блейк называл этот момент художника с Небесами Божественным откровением и говорил, что оно присуще истинным поэтам… Такие великие моменты в жизни ищущего человека называют еще инсайтом, озарением.
Психологи пишут, что интуиция свойственна всем людям, но заметно проявлялась только у трех процентов общего числа людей в группах подвергавшихся исследованию. Совпадение или закономерность, но примерно столько же людей читают стихи и воспринимают поэзию ( В стихах С. Таратуты есть цифра 0,5 процента от населения страны). Но сильная интуиция явление редчайшее, это как талант от Бога, в сборнике «Эпизоды» у Таратуты есть стихотворение «Две птицы», оно как раз об этом:
О чём мечтать, к чему стремиться,
Себя ты мучаешь опять,
Как не летающая птица,
Которой хочется летать,
Но крыльев мало, веса много,
И не поможет здесь разбег…
Полёт — он , как талант от Бога,
Как летом — дождь, зимою снег.
Ну а летающая птица,
Мелькает в ясных небесах,
Бросает тень на наши лица
И отражается в глазах!
Доктор Штайнер, исходя из своего личного духовного опыта, сообщает нам, что интуиция возникает как результат продвинутого мышления, венчает напряженную умственную деятельность человека и способна приносить вести из духовного мира, помогающие решению обдумываемых проблем. Она приносит лишь вести, но сама по себе духовного не содержит. Т.Е. интуиция может проявлять себя и проявляет в различных областях деятельности творческих людей, но для меня эти откровения Доктора интересны для углублённого исследования художников поэтического слова, поэтического творчества. В стихах гениев поэтического слова содержится много вестей, передаваемых нам из духовного мира, которые могут помочь внимательному читателю разобраться в сущности происходящего вокруг, в сущности явлений самого различного масштаба.
Это не моё открытие: Виссарион Белинский, ставил поэзию выше всех остальных искусств и писал в одной из своих статей, что в поэзии Пушкина отразилась вся Русь, со всеми ее субстанциальными стихиями, все разнообразие, вся многосортность ее национального духа, подтверждая тем самым, что поэзия может помогать познанию сложнейших духовных проблем огромного масштаба. Белинскому вторит и Иосиф Бродский, утверждая, что поэзия есть уникальный инструмент познания, и призывая нас научиться им пользоваться. Хотелось бы, чтобы мы не забывали об этом. находясь в эйфории от возможностей Интернета и вынося на свалку книги из своих домов,
Образ духовного «Я» от А.П. Чехова
«Я» человека - это сущность, определяющая его индивидуальность и дающее ему ощущение себя как единственного и неповторимого существа среди ему подобных. «Я» живет в теле и душе человека. и проявляет себя во всех её ипостасях. Пока «Я» живя в физическом теле оно подчиняется законам минерального мира,; через эфирное тело - законам воспроизведения и роста; через душу чувственную и рассудочную - законам мира душевного; поскольку оно воспринимает в себя духовность, оно подчиняется законам духа. То, что образуется через минеральные и законы жизни, то возникает и погибает, дух же не имеет ничего общего с рождением и смертью. Духовную составляющую «Я» воспринимает от души сознательной, она называется духовным «Я» и живёт вечно. Прояснить действие в человеке этой духовной составляющей мы и попытаемся в заключительной части эссе.
Духовному «Я» человека свойственно высшее мышление, которое называется мудростью. Помните ещё Н.В. Гоголь писал в своей работе «Христианин идёт вперёд» о трех видах человеческого ума: ум, разум и мудрость. Приведу здесь ещё раз цитату из этого письма, ввиду чрезвычайной важности этой мысли: «Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая всё внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласья во всем". Русские праведники и старцы вымаливали у Бога мудрость, поэтому и стекались к ним со всей Руси образованные и простые люди за советом и разрешением житейских проблем. Здесь Николай Васильевич довольно ясно определил условия обречения человеком «духовного «Я» и сопутствующей ему мудрости. Любой может попробовать…
Не только Н.В. Гоголь, но и другие соответствующим образом настроенные работники культуры (как говорили во времена СССР) пытались понять, прочувствовать и обрести духовное «Я». Среди них был и Антон Павлович Чехов, с произведениями которого знакомы большинство читателей. Рассказы, повести, пьесы. Знакомы мы также и с его деятельностью земского врача и общественными деяниями: фантастически трудной в те времена поездкой на Сахалин. Об этом литературоведами написано огромное количество работ. Личность писателя до сих пор продолжает волновать читателей, интересующихся его творчеством. Причина этого в том, что Чехов был не только талантливым литератором, но и очевидно обладал редкими духовными и нравственными качествами.
Моя давняя знакомая Виктория Владимировна, в прошлом драматическая актриса одного из ведущих московских театров, женщина удивительно ясного ума, сегодня уже преклонного возраста; уже несколько десятилетий серьёзнейшим образом занимающаяся изучением трудов Р. Штайнера, и у которой я консультируюсь по сложным вопросам антропософии, узнав о моих исканиях и сомнениях при написании этого эссе, указала мне одну малоизвестную работу А.П. Чехова. Почему повесть «Черный монах» (1893 год) не была воспринята современниками писателя, вы сами поймёте, прочитав до конца это короткое исследование. Советские литературоведы, написавшие об этой повести около двух десятков статей, нашли её загадочной….
Виктория Владимировна утвердила меня в догадке, что Черный монах - это и есть образ духовного «Я» человека, в данном случае героя повести магистра Андрея Васильевича Коврина. Обращаюсь к этой повести, потому что на судьбе живого человека - пусть и литературного героя - такое редкое проявление духа легче прочувствовать, чем из отвлечённых рассуждений.
Не вступая в дискуссии и споры с многочисленными специалистами литературного дела, мне представляется интересным увидеть, как с позиций нашей догадки проявляет себя духовное «Я» человека. Благо, что текст этой повести достаточно обширен и событий там, в том числе и мистических, происходит довольно много…
Очень кратко содержание истории рассказанной Чеховым. Андрей Коврин, философ, устав от напряженной работы, летом для восстановления здоровья едет в имение бывшего опекуна и воспитателя Егора Семёновича Песоцкого. Хозяин имения - известный на всю Россию садовод. У Песоцкого огромный сад, где он выращивает фрукты и создаёт новые сорта растений. У садовода есть дочь Татьяна, помогающая отцу в его неустанной деятельности. Прекрасные, не бедные люди, прекрасная романтическая обстановка трудовой жизни в имении и творческого труда на земле.
Однажды вечером Коврин рассказывает Татьяне старинное предание о черном монахе. Вскоре после этого вовремя одной из прогулок в поля этот черный монах является Андрею наяву, после чего он убеждается, что легендарный монах это правда, и это открытие очень радует его. Во время второй встречи они беседуют о смысле жизни и призрак сообщает Коврину, что он «один из немногих кого по справедливости называют божьими избранниками», что очень льстит его самолюбию и чрезвычайно радует его. Старик даёт исчерпывающую характеристику Андрею, из которой мы можем судить о его занятиях, мыслях и направленности его философии: «Ты служишь вечной правде. Твои мысли, намерения, твоя удивительная наука и вся твоя жизнь носят на себе божественную, небесную печать, так как посвящены они разумному и прекрасному, то есть тому, что вечно».
Этот диалог Коврина и монаха самый главный в повести. О вечной правде... Но разве людям доступна и нужна вечная правда, если нет вечной жизни?— Вечная жизнь есть, — сказал монах.— Ты веришь в бессмертие людей?— Да, конечно. Вас, людей, ожидает великая, блестящая будущность. И чем больше на земле таких, как ты, тем скорее осуществится это будущее. Без вас, служителей высшему началу, живущих сознательно и свободно, человечество было бы ничтожно; развиваясь естественным порядком, оно долго бы еще ждало конца своей земной истории. Вы же на несколько тысяч лет раньше введете его в царство вечной правды — и в этом ваша высокая заслуга. Вы воплощаете собой благословение божие, которое почило на людях. Андрей спрашивает о вечной жизни. На вопрос - Какая цель вечной жизни отвечает - Как и всякой жизни - наслаждение. Истинное наслаждение в познании, а вечная жизнь представит бесчисленные и неисчерпаемые источники для познания.
Вечная правда - это вечная Истина и истинное Добро в трактовке доктора Штайнера. служение которым и награждает человека душой сознательной. Всё сходится - Коврин близок к высшей ступени развития и обретению духовного «Я», а оно всегда спускается Сверху. Интересна характеристика душевного состояния человека, достигшего таких духовных высот. Повышенное настроение, возбуждение, экстаз - все то, что отличает пророков, поэтов, мучеников за идею от обыкновенных людей - так отвечает на этот вопрос старик. И сам Коврин признавался потом, что его сопровождает постоянное ощущение радости и счастья.
Егор Семёнович, добрейший человек, беспокоясь о будущем своего дела , видит в Андрее будущего зятя и предлагает ему жениться на своей дочери. Татьяна милая, очаровательная девушка и Коврин, очарованный атмосферой дома и понимая положение Песоцкого, делает ей предложение.. Они женятся и переезжают в город, где Коврина ожидает кафедра и блестящее будущее ученого. Однако встречи с монахом-призраком продолжаются, и однажды ночью проснувшись жена видит мужа, разговаривающего с пустым креслом. Она решает, что он душевно больной и уговаривает его начать лечение. Андрей уступает её уговором и начинает курс лечения. С этого момента его радостная, полная откровений жизнь резко изменяется. Появляется взаимное раздражение, ссоры, семейная и профессиональная жизнь начинает идти под откос.
Это отражается и на Песоцком, прежняя теплота их отношений исчезает. Андре и Татьяна расходятся. По собственному признанию магистра после излечения он становится посредственностью, стадным человеком. Около потерянного Андрея появляется другая женщина, с которой он отправляется на воды для лечения горловых кровотечений, появившихся у него в результате постоянной тоски и неудовлетворённости. На водах Андрей получает письмо от Татьяны, где она сообщает о смерти отца и полной разрухе в его хозяйстве: она во всём обвиняет Андрея и проклинает его. Вскоре ночью ему последний раз является черный монах и говорит, что всё произошло от того, что Коврин не поверил ему. Утром Андрея находят мертвым, но с блаженной улыбкой на губах: перед смертью ему вернулась вера в предсказания черного монаха.
Повесть с трагическим содержанием, но меня она прежде всего поражает своей нелепостью. Не нелепостью самой сюжетной линии выстроенной Чеховым, хотя многие исследователи её называют загадочной, а нелепостью нашей жизни. Такие истории с драматическими или трагическими концами встречаются постоянно. Казалось бы, всё есть у этой пары для счастья и благополучной жизни, но нет - в головах разруха и трагедия.. Финальная сцена - проклятия, главные герои покойники. Какой-то изъян в душах героев не дает им быть нравственными и разрушает разумную канву их жизни. У Ивана Бунина в рассказе «Антоновские яблоки» один из героев говорит о нас: Сумасходный мы народ, с жиру бесимся. Подобную историю с похожим концов об известном русском купце Г. Елисееве рассказал в в статье «Сумасходный народ».И таким историям нет конца. Но это первое впечатление от прочтения повести «Черный монах». Оно поверхностно - причины этой трагедии достаточно глубокие.
Как ни странно, зачиншица всей этой ужасной истории любящая жена Коврина, которая не сумела проникнуть в сущность происходившего с Андреем, и из добрых побуждений начала убеждать его, что визиты монаха и общение с ним это психическая болезнь. К ней присоединился и её добрейший отец. Их не остановило счастливое и радостное состояние духа Коврина, которое сопровождало его всё время после встреч с монахом. Будучи безусловно умными и любящими Андрея людьми, они не смогли понять его душевного состояния, но они и не смогли этого сделать, потому что они мыслили и действовали в материальном плане жизни, а Коврин - в духовном. Такие люди принципиально не совместимы: первые не в состоянии поставить себя на место продвинутых и считают их больными или сумасшедшими… Андрей должен был бы скрывать свои встречи с монахом, однако он не смог этого сделать… .
Рагин, главный врач городской больницы, один из героев чеховской палаты №6 говорил: Не мешайте людям сходить с ума… В этой парадоксальной фразе глубокий смысл. Когда-то с ходить с ума, того самого ума, простейшего вида нашего мышления, который выполняет полицейские функции, надо, чтобы начать развиваться и постепенно обрести разум. Но тут вы начнете отбиваться от стада и рискуете попасть в сумасшедший дом. Поэтому - Моли, скрывайся и таи и Чувства и мечты свои… В этом основная причина трагедии Коврина; друга причина - он не до конца поверил монаху, рассказавшему ему о его гениальности Прозрение пришло только перед самой смертью во время последней встречи с призраком, поэтому он и умер с улыбкой на устах.
Вернувшись к антропософской терминологии доктора Штайнера, мы можем сказать, что в душу Андрею Коврину в награду за его труды и искания в образе черного монаха пыталось пробиться его духовное «Я». И это бы случилось и он стал избранником Божьим, если бы поверил в своё предназначение. В заключение погружения в это мистическое произведение А.П. Чехова хочу привести разъяснение о галлюцинациях Коврина, которые опирается весь сюжет этой повести.
В Энциклопедии духовной науки в статье 1168 дается разъяснение отличия материального познания от духовного и раскрывается содержание всех ступеней материального и духовного познания. В основе материального познания всегда лежит предмет и его образ в душе человека, При духовном познании предмет отсутствует, а образ возникает из духовного мира и это явление называется имагинацией. Это первая ступень духовного познания, есть и другие о которых здесь говорить не будем. Духовному познанию нужно и можно обучиться. Этим, как человек очевидно продвинутый, и занимался магистр Коврин. В результате опытов такого рода и появлялся перед ним призрак черного монаха. Т.е. с точки зрения духовной науки явление это обыкновенное, однако для людей живущем только в материальном плане - более чем странное, требующее помощи психиатров. На этом и построена конфликтная линия сюжета повести Чехова.
Вместо эпилога: Летайте чаще над собой...
В статье-эссе «Черный монах» в очередной раз попытался с помощью княгини Е.К. Воронцовой, поэтов Н. Гумилёва, Ф. Тютчева, С. Таратуты и доктора Штайнера проникнуть в сущность поэтического искусства, указать на неземные источники вдохновения Поэтов, показать значение и место поэзии в духовном развитии человека. И Великие не один раз в этом признавались, прося относиться к их прозрениям, как Божественным откровениям. И САМ Александр Сергеевич в этом признавался в своём хрестоматийном стихотворении «Поэт»:
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
Очень много совпадений, чтобы поверить в наличие шестого чувства у одарённых поэтов: А.С. Пушкин в состоянии катарсиса на берегах пустынных волн и в дубравах скрывался, а Сергей Таратута к земле льнёт поближе к траве и муравьям старается оказаться… (Лежать в траве и слушать шорох,/ Как самый главный звук земли./ Послав подальше мыслей ворох,
Которые к тебе пришли). А потом и стихи начинают течь, и появляются на свет Божий шедевры….
В качестве итоговой, завершающей мысли приведу здесь стихотворение «Поэт» Владимира Козлова, с талантом которого начал знакомить вас в эссе «Путь летучей мыши серой»:
Я тот, что о нездешних странах
Поёт и грезит из веков.
Хожу в полях, брожу в туманах,
Вникая в говор тростников.
Я замираю или внемлю,
Чтобы услышать каждый звук
Земли и знаки понимаю
Далёких звёзд и их язык.
Я птицей в облака взлетаю,
По краю пропасти хожу,
На всём, что вижу я гадаю,
На всё на свете ворожу.
Я славлю тех, кто видит вечность,
Смотря на проходящий миг,
Я постигаю бесконечность,
Я мальчик мудрый, как старик.
Я скальд, я повелитель слога,
Слуга его. По чьей вине,
Когда не слышу Голос Бога,
Не тщетен — странный дар во мне!?
Тогда я лирою лукавой
Смущаю синеоких дев,
И ухожу в туман за славой,
Всё разлюбив и всё презрев.
С дракара вдаль взирая хмуро,
Я висой прогоняю страх,
У запорожцев я бандурой
Звеню на их хмельных пирах.
Я в двух шагах всегда от рая
И от беды на волосок,
Под пулю лоб я подставляю,
Кладу на дуло я висок.
Комментировать и объяснять смысл этого произведения нет необходимости:, он ясен - талант автора говорит сам за себя. Поэт - маг, владеющий искусством слова и обладающий качествами, отсутствующими у обычных людей… Нам надо поверить наконец признаниям пиитов, больших и малых, признанных и непризнанных, принять их откровения в свои души и сердца....
Это стихотворное признание В. Козлова довольно яркое подтверждение метафизической составляющей в поэзии, без которой поэт превращается в простого сочинителя рифмованных текстов. Здесь талант налицо. Поясню только значение слов «скальд», «виса» и «дракар» - они взяты из скандинавской древней скальдической поэзии - скальд - древний скандинавский поэт-певец, виса - вступительная часть древних скандинавских рунн, где поэт обращается за помощью к богам, дракар - узкое скандинавское судно-ладья с загнутым носом и кармой. Во времена скальдов поэзия была грозным оружием, таким же как меч и кинжал. Об этих временах вспоминает и М. Лермонтов в стихотворении с таким же названием («Поэт»):
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Увы, эти времена прошли, но навсегда ли?!. Может быть вера в силу самого главного из искусств, в силу поэтического слова ещё вернётся? Вспомните историю про черного монаха….
***
Прошедших через дебри мистических рассуждений об особенностях поэтического искусства хочу порадовать широко известным стихотворением Сергея Таратуты первой строфой которого назван один из томов двухтомника его стихов, вышедших в 2006 году в издательстве «Архитектура и строительство в России»:
Татьяне Трембовельской
Летайте чаще над собой,
Пока душа в союзе с телом.
И жизнь тогда на свете белом
НЕ будет пасмурной такой.
Наверх из илистого быта,
Не глядя в стороны и в низ,
Туда, где солнца диск завис,
Где вдохновение, как приз,
Где ночью дует лунный бриз,
И в детство трасса не закрыта!
Летайте чаще над собой,
Хотя, конечно, это трудно.
Не поплывёт по суше судно,
Простор покинув голубой.
Наверх от илистого быта… кто только не пытается помочь нам вырваться из «бутовухи», которая засасывает и не пускает, до тех пор пока человек не найдет в себе силы вырваться из него.
Многие гении, испытавшие это чувство, пытаются помочь нам, и поэты первые среди них. В произведениях истинной поэзии больше всего естественного допинга для того, чтобы каждый, чувствующий в себе такое стремление, мог сделать этот спасительный рывок…
Свидетельство о публикации №122071505793