Чайтанья-чаритамрита, Антья 14
Антья-лила, глава 14
Безумие Шри Чайтаньи от разлуки с Кришной
___________________________
Сейчас я опишу немного то,
как поступал Чайтанья Махапрабху
посредством разума, ума и тела,
в смятении огромном пребывая
из-за мучительной разлуки с Кришной. (1)
Вся слава Шри Чайтанье Махапрабху!
Он — Сам Всевышний, Сваям Бхагаван!
Вся слава тем вайшнавам, для которых
Гаурачандра жизни собственной дороже. (2)
Вся слава Нитьянанде Прабху,
что наполняет жизнью Шри Чайтанью.
Вся слава Шри Адвайтачарье,
что очень дорог сердцу Гауранги. (3)
Вся слава Шри Сварупе Дамодаре,
Шривасу Тхакуру и преданным другим.
Даруйте мне способность описать
божественные игры Шри Чайтаньи. (4)
Чайтанья ощущал разлуку с Кришной,
и глубоки столь были эти чувства,
что делали Его почти безумцем.
Никто, даже включая мудрецов великих,
понять те чувства были не способны. (5)
Кто может описать или понять,
что невозможно выразить словами?
Лишь тот способен сделать это,
кому Чайтанья Сам дарует силу. (6)
Сварупа Дамодар и Рагхунатха дас Госвами
те игры Шри Чайтаньи описали
подробно в дневниках своих. (7)
В те дни лишь эти двое жили
подле Чайтаньи Махапрабху,
тогда как все биографы другие
в иных местах в то время находились. (8)
Два этих преданных великих
записывали кратко и подробно
деяния Чайтаньи в дневниках. (9)
Вёл записи свои Сварупа Дамодара
обычно вкратце, а Шри Рагхунатха дас
деянья Господа записывал подробно.
И на основе этих дневников
подробно объясню я эти игры. (10)
Послушайте же с верой это описанье
божественных эмоций Шри Чайтаньи.
Так сможете понять вы это чувство
(как саму суть божественной любви),
и так вы сами вскоре обретёте
это сокровище любви к Шри Кришне. (11)
Когда уехал Кришна из Вриндавана в Матхуру,
в разлуке с Ним скорбели гопи.
И у Чайтаньи от разлуки с Кришной
возникло точно же такое чувство. (12)
Как плакала и горевала Радхарани,
когда Она увидела Уддхаву,
так это чувство скорби постепенно
стало одним из главных проявлений
безумия Чайтаньи Махапрабху. (13)
Чувства Чайтаньи были неотличны
от тех, что ощущала Радхарани,
когда во Вражде встретила Уддхаву.
Порой считал Себя Он даже Радхой. (14)
Такое состояние божественного транса
в чём-то похоже на безумие мирское.
Не стоит удивляться аналогии такой.
Ведь тот, кем это чувство управляет,
что рождено сильной разлукой с Богом,
безумцем выглядит для всех других,
поскольку говорит лишь то,
что никому другому не понятно. (15)
“Когда влюблённость возрастает,
то в полное смятенье переходит.
За ним приходит восхищенье,
которое рождает в человеке
безумие божественной любви.
Это безумие имеет много проявлений,
таких как удгхурна и читра-джалпа”. (16)
(Уджвала-ниламани 14.190)
Во сне однажды Шри Чайтанья
увидел Кришну в танце Раса. (17)
С тремя изгибами на безупречном теле
и с флейтой у Своих чудесных губ,
с гирляндой из лесных цветов на шее,
в жёлтых одеждах, молнии подобных,
был так ошеломляюще прекрасен Кришна,
что очарован Им был даже бог Любви. (18)
В кругу обворожительных дев юных
сын царя Нанды, Кришна, танцевал
с самой чарующей пастушкой, Радхой. (19)
Непостижимой красотой заворожённый,
Чайтанья преисполнился блаженством.
Подумал Он тогда: «Я наконец обрёл
Шри Кришну во Вриндаван-дхаме!» (20)
Но видя, что в положенное время
не пробудился Шри Чайтанья,
Его слуга Говинда разбудил.
Чайтанья же был сильно огорчён,
когда проснулся Он и понял,
что это был всего лишь сон. (21)
Закончив ежедневные дела Свои,
отправился Чайтанья, как обычно,
увидеть Джаганнатху в храме. (22)
Из-за колонны, представляющей Гаруду,
обычно созерцал Он Джаганнатху,
а перед Ним стояли тысячи людей. (23)
В тот день одна из местных женщин,
что не могла в толпе увидеть Джаганнатху,
залезла на колонну эту,
поставив ногу на плечо Чайтаньи. (24)
Слуга Говинда тут же попытался
стянуть её на землю, но Чайтанья
его за это отчитал сурово. (25)
Сказал Чайтанья: «Ты как варвар!
Зачем ты ей смотреть мешаешь
на Господа Шри Джаганнатху?
Пусть смотрит, сколько пожелает». (26)
Спустилась вниз та женщина поспешно.
Увидев Шри Чайтанью, она тотчас
прощения прося, к стопам Его склонилась. (27)
Увидев рвение её, сказал Чайтанья:
«Не даровал Мне Джаганнатха
как у неё стремления такого. (28)
Сосредоточив полностью на Джаганнатхе
всю свою жизнь, включая ум и тело,
она совсем не понимала даже,
что на плечо Моё ногой ступила. (29)
О, как удачлива она!
Её стопам Я возношу молитвы.
По милости её пусть рвение такое
увидеть Господа придёт ко Мне!» (30)
Когда Чайтанья в первый раз
пришёл на даршан Джаганнатха,
то видел в Божестве лишь Кришну
как сына Нанды Махараджа. (31)
Когда же Он во сне увидел Кришну,
то ни о чём другом не мог уж думать.
Везде и всюду видел Он теперь
лишь Кришну, что играл на флейте. (32)
Но, встретив эту женщину, Чайтанья
во внешнее сознание вернулся
и снова эти Божества стал видеть
как Джаганнатху, Балараму и Субхадру. (33)
Чайтанья думать стал, что видит
теперь на Курукшетре Кришну:
«Как Я на Курукшетре оказался?
И как покинул Я Вриндаван?» (34)
Чайтанья сильно взволновался
как тот, кто потерял бриллиант,
полученный совсем недавно.
Расстроенный, домой вернулся. (35)
Затем Он сел на землю и ногтями
по полу стал водить, рисуя что-то.
Он ничего не видел из-за слёз,
которые текли из глаз,
подобно водам Ганги. (36)
Чайтанья горевал: «Обрёл Я Кришну,
но снова потерял Его, Вриндавана Владыку!
Кто же похитил Кришну Моего?
И где сейчас Я оказался?» (37)
Под того сна влияньем находясь,
в котором Он увидел танец Раса,
в блаженство погружался Шри Чайтанья.
Но, приходя в Себя, скорбел и плакал,
как будто утерял сокровище всей жизни. (38)
Так Шри Чайтанья, как безумный,
в блаженстве этом пел и танцевал,
лишь по привычке продолжая
заботиться о нуждах тела,
таких как сон, еда и омовенье. (39)
С приходом ночи поверял Чайтанья
Рай Рамананде и Сварупе Дамодаре
все эти чувства сокровенные Свои. (40)
“Мой ум обрёл богатство — Кришну,
но вскоре потерял Его, покинув
из-за печали этой дом свой — Моё тело.
Йога-капалики он образ жизни принял
и в путь отправился во Враджа-дхаму
с учениками вместе, чувствами Моими”. (41)
Сокровища лишившись Своего,
Он горевал, о нем лишь вспоминая.
Обняв за шею Рамананду и Сварупу,
весь Свой покой и выдержку утратив,
Чайтанья причитал: «Где Мой Господь?» (42)
«Друзья Мои — им говорил Он. —
О красоте услышьте Кришны,
что может покорить любого.
Был Им Мой ум всецело очарован.
Оставил ум Мой все обычаи мирские
и даже правила и предписанья Вед,
став нищим йогом-попрошайкой. (43)
Кольцо из Раса-лилы Кришны,
что вырезал искусный Шукадева,
чисто как серьги из ракушки.
Продев кольцо то в своё ухо,
йог Моего ума сделал из тыквы
неутолимой жажды сильной
чашу для сбора подаянья,
повесив за плечо суму надежды. (44)
В дырявую накидку беспокойства
йог Моего ума укутал своё тело,
испачканное пылью с пеплом.
Бормочет он в безумстве «Кришна!».
Двенадцатью браслетами печали
украшено его запястье.
На голове желанья страстного тюрбан.
Давно уже не получая подаянья
всё его тело сильно исхудало. (45)
Йог Моего ума читает непрестанно
поэзию “Шри Бхагават-пураны”
и множества других святых писаний,
в которых Вьяса, Шука и другие йоги
подробно описали все
вриндаванские игры Кришны,
Высшей Души, что вне влиянья Майи. (46)
Йог Моего ума учениками сделал
все десять чувств Моих и прочь ушёл,
став называть себя Махабаулой.
Покинув дом свой — Моё тело —
отправился он во Вриндаван,
презрев всех радостей мирских
великое богатство. (47)
А во Вриндаване с учениками вместе
просил у жителей всех подаянье —
у движущихся и у неподвижных —
в домах людей и даже у деревьев.
Йог-мистик Моего ума так жил,
питаясь только листьями,
кореньями или плодами. (48)
Пастушки Вражда всегда пьют нектар
достоинств Кришны и Его благоуханья,
Его чудесной сладости и красоты,
Его прикосновений нежных
и звуков Его бесподобной флейты.
Пять чувств Моих — ученики ума —
остатки трапезы пастушек собирают
и своему учителю приносят.
Живут так Мои чувства и Мой ум,
остатками нектара этого питаясь. (49)
Йог Моего ума с учениками вместе
мистическую йогу практикует,
на Кришну медитируя в углу беседки
в одной из рощ уединённых Враджа.
Всем сердцем хочет он увидеть Кришну,
Высшую Душу вне иллюзии мирской,
и потому все ночи в медитации проводит. (50)
Из-за мучительной разлуки с Кришной
Мой ум стал йогом поневоле,
переживая эти десять состояний.
В волнении таком он дом покинул,
совсем пустым оставив Моё тело.
Так в транс мистический Я погрузился». (51)
Страдая сильно от разлуки с Кришной,
переживали гопи эти десять состояний,
все признаки которых также
в Чайтанье Махапрабху проявились. (52)
“Любовная разлука с Кришной
рождает в теле десять состояний:
бессоница и возбуждение ума,
неряшливость, недомогание и бред,
безумие, галюцинации, тревога,
а также истощение и смерть”. (53)
(Уджвала-ниламани 15.167)
Десять телесных этих состояний
переживал Чайтанья днём и ночью.
И Его ум в смятенье приходил,
когда какое-то из этих состояний
в Чайтанье снова пробуждалось. (54)
Когда умолк Чайтанья Махапрабху,
продолжил Раманада вслух читать
поэзию святых писаний. (55)
В то время как Сварупа Дамодара
о дивных играх Кришны пел.
Так удалось им Шри Чайтанью
вернуть во внешнее сознанье. (56)
Прошло пол ночи, и Чайтанью
они лечь спать уговорили
во внутренних покоях дома. (57)
Затем домой пошёл Рай Рамананда,
в то время как Сварупа Дамодара
с Говиндой на ночь разместились
у двери комнаты Чайтаньи. (58)
Но Шри Чайтанья спать не думал.
Всю ночь Он громко воспевал
святые имена Господа Кришны. (59)
Со временем Сварупа Дамодара
голос Чайтаньи слышать перестал.
Он в комнату Чайтаньи дверь открыл,
но было пусто там, хотя три двери,
ведущие из дома, были на запоре. (60)
Все очень взволновались, не увидев
Чайтанью Махапрабху в доме,
отправившись Его искать повсюду. (61)
И вскоре обнаружили они Чайтанью,
лежащего у Львиных врат. (62)
Но тут же радость преданных
сменилась сильным беспокойством,
когда Сварупа Дамодара и другие
увидели, в каком же состоянии
находится Чайтанья Махапрабху. (63)
Чайтанья без сознания лежал,
дыханья тоже не было, а тело
в длину почти три метра достигало. (64)
Суставы поясницы, шеи, рук и ног
были расцеплены и разошлись
примерно на пятнадцать сантиметров.
Руки и ноги удлинились на пол метра,
и сочлененья эти кожа лишь соединяла.
Лишь слабое телесное тепло Чайтаньи
было единственным симптомом жизни. (65–66)
Увидев, что суставы Шри Чайтаньи
соединяет только кожа,
все преданные ощутили горе. (67)
Они чуть не лишились жизни,
когда увидели, что у Чайтаньи
из рта течёт слюна и пена,
глаза же закатились вовсе. (68)
Тогда со всеми преданными вместе
Сварупа Дамодара стал кричать
Чайтанье в уши имя Кришны. (69)
Довольно много времени прошло,
пока святое имя Кришны
проникло в сердце Махапрабху.
И с громким криком «Харибол!»
Чайтанья вдруг вскочил на ноги. (70)
Когда в сознание пришёл Чайтанья,
соединились полностью Его суставы,
а тело приняло обычный облик. (71)
Шри Рагхунатха даса описал
подробно эту лилу в своей книге
“Чайтанья-става-калпаврикша”. (72)
“Порой Чайтанья в доме Каши Мишры
в разлуку с Кришной погружался
и горестно рыдал, катаясь по земле.
Из-за такой мучительной разлуки
на Его теле расходились сочлененья,
руки и ноги Его сильно удлиняя.
Тот образ Шри Чайтаньи в моём сердце
меня в безумца также превращает”. (73)
(Чайтанья-става-калпаврикша, 4)
Чайтанья очень сильно удивился,
когда пришёл в себя у Львиных врат.
Спросил Он у Сварупы Дамодары:
«Скажи, как Я здесь оказался?» (74)
Сварупа Дамодара отвечал:
«Мой дорогой Прабху, вставай!
Идём к Тебе домой, и там
я расскажу всё, что случилось». (75)
Затем, поддерживая Махапрабху,
все преданные отвели Его домой.
А там они поведали Чайтанье
о состоянии, в котором
они у Львиных врат Его нашли. (76)
Услышав это, Шри Чайтанья
был очень сильно удивлён.
Воскликнул Он тогда:
«Я ничего из этого не помню! (77)
Я только помню, что увидел Кришну.
Как молния, лишь на одно мгновенье,
возник Он предо Мною и исчез». (78)
В то время в храме Джаганнатхи
ручная раковина зазвучала.
Чайтанья же, омывшись в Ганге,
пошёл на даршан Джаганнатхи. (79)
Так описал я дивные преображенья,
что проявлялись в теле Шри Чайтаньи,
услышав о которых, каждый
в большое изумление приходит. (80)
Подобных изменений тела
никто и никогда не видел прежде,
и даже не читал о них в писаньях.
Лишь Махапрабху, лучший из санньяси,
явил всем эти признаки эмоций
чистой божественной любви. (81)
Как правило, не верят люди
в те проявления эмоций дивных,
что не описаны в трудах священных
и превосходят все их
представления мирские. (82)
Шри Рагхунатха дас всегда
рядом с Чайтаньей находился.
А я пишу лишь то, что слышал от него.
Хоть кажутся невероятными все эти игры,
я лично верю в них всем сердцем. (83)
Когда однажды Шри Чайтанья
отправился омыться в океане,
Он вдруг песчаную увидел дюну,
известную как Чатака-Парват. (84)
Чайтанья принял эту дюну
за холм священный Говардхана,
и к ней тот час же устремился. (85)
“Из всех слуг Бхагавана Кришны
холм Говардхана самый лучший.
Послушайте, мои подруги дорогие!
Приходит в ликование тот холм
от Кришны с Баларамой стоп прикосновений.
Он служит Им, а также
пастушкам, коровам и телятам,
снабжая чистою водою и травою мягкой,
пещерами, кореньями, плодами и цветами”. (86)
(Шримад-Бхагаватам, 10.21.18)
Снова и снова повторяя этот стих,
Чайтанья к дюне побежал как ветер.
За Ним быстро бежал Говинда,
не в силах Господа догнать. (87)
Тут кто-то закричал и тотчас
поднялась всюду суматоха.
Все с шумом с мест своих вскочили
и за Чайтаньей побежали. (88)
Был среди них Сварупа Дамодара,
Джагадананда Пандит, Шанкара Пандит,
Рамай, Нандай и Гададхара Пандит. (89)
И также Брахмананда Бхарати
с Параманандой Пури побежали.
Даже хромой Шри Бхагаван Ачарья
шёл торопливо вслед за всеми. (90)
Как ветер нёсся Шри Чайтанья,
но вдруг остановился Он и замер,
не в силах больше двигаться
от охватившего Его блаженства. (91)
В пупырышках вся Его кожа стала,
а волоски на теле встали дыбом,
цветы напоминая дерева кадамба. (92)
По Его телу кровь сочилась
из каждой поры вместе с потом.
Не в силах вымолвить ни слова,
Он горлом издавал лишь клокотанье. (93)
Его глаза наполнились слезами,
текущими подобно Ганге и Ямуне,
когда те реки в океан впадают. (94)
Как раковина стал Он бледным,
а Его тело охватила дрожь,
что в точности напоминала
большие волны в океане. (95)
От дрожи сильной сотрясаясь,
на землю рухнул Шри Чайтанья.
В тот миг Его нагнал Говинда. (96)
Без промедления Говинда из сосуда
водой обрызгал тело Шри Чайтаньи.
Затем накидкой стал обмахивать Его. (97)
Сварупа Дамодара
и вайшнавы остальные
заплакали, когда собрались там
и состояние увидели Чайтаньи. (98)
В теле Чайтаньи проявились
восемь духовных изменений.
Всех изумило это чудо. (99)
Петь громко имена Шри Кришны
вокруг Чайтаньи преданные стали,
а Его тело омывать холодною водою. (100)
Тот киртан продолжался долго.
Но вдруг очнулся Шри Чайтанья,
и с криком «Харибол!» вскочил. (101)
Все преданные в ликованьи
«Хари! Хари!» тотчас же закричали.
И это звук благоприятный
все стороны и небеса наполнил. (102)
Когда поднялся Шри Чайтанья,
то с удивлением стал озираться,
как если бы не мог увидеть что-то. (103)
При виде преданных, Чайтанья
пришёл в сознание отчасти
и так спросил Сварупу Дамодару: (104)
«Кто с Говардхана перенёс Меня сюда?
Я игры Кришны видел пред Собою.
Теперь же их не вижу больше. (105)
Сегодня Я на Говардхане побывал.
Хотел увидеть, не пасёт ли Кришна
коров на пастбищах Своих. (106)
И Я увидел на вершине Говардхана
Шри Кришну, что играл на флейте,
и множество коров вокруг Него. (107)
Услышав звуки Его флейты,
туда пришла Шримати Радхарани
вместе с подругами Своими.
Одеты и украшены все они были
изумительно красиво. (108)
Затем вошли в пещеру Кришна с Радхарани,
а девушки-пастушки попросили
Меня насобирать цветов. (109)
И в тот момент вы своим шумом
Меня перенесли сюда. (110)
Зачем вернули вы Меня сюда?
Чтобы доставить боль Мне без причины?
Я в игры Кришны доступ получил,
но из-за вас Я больше их не вижу!» (111)
Сказав это, Махапрабху заплакал.
И видя состояние Чайтаньи,
вайшнавы тоже зарыдали. (112)
Тем временем Парамананда Пури
и Брахмананда Бхарати пришли.
Увидев их, Чайтанья Махапрабху
им попытался выразить почтенье. (113)
Вернувшись полностью в сознанье,
немедленно Он им вознес молитвы.
Они же Его обняли с любовью. (114)
Затем спросил их Шри Чайтанья:
«Зачем так далеко вы шли?»
Ответил так Парамананда Пури:
«Чтобы увидеть танец Твой». (115)
Смутился сильно Шри Чайтанья,
когда слова эти услышал.
Затем с вайшнавами пошёл Он
омыться в водах океана. (116)
Омывшись, Он домой вернулся.
И вместе с преданными всеми
вкусил прасад Шри Джаганнатхи. (117)
Так описал я то, как Шри Чайтанья
переживал божественное чувство
безумия из-за разлуки с Кришной.
Даже Творец Брахма; не в силах описать
всю глубину и силу этих состояний. (118)
Шри Рагхунатха даса описал
в “Чайтанья-става-калпаврикше”
то, как бежал Чайтанья Махапрабху
к песчаной дюне Чатака-Парвата. (119)
“Увидев дюну царскую Чатаку-Парват
неподалёку от Шри Джаганатха Пури,
воскликнул Шри Чайтанья:
«Я хочу увидеть Кришну,
Владыку Говардхана, царя гор,
и потому пойду Я во Вриндаван!»,
и как безумный побежал к той дюне.
За Ним все спутники Его помчались.
Тот образ Шри Чайтаньи в моём сердце
меня в безумца также превращает”. (120)
(Чайтанья-става-калпаврикша, 8)
Разве способен кто-то описать
все эти удивительные игры
Златого Господа Чайтаньи? (121)
Так описал я эти игры вкратце,
чтобы понять могли вы их природу.
Любой, кто слушает их, обретает
прибежище у лотосных стоп Кришны. (122)
Я возношу молитвы лотосным стопам
Шри Рупы и Шри Рагхунатха.
Всем сердцем уповая на их милость,
Я, Кришнадас, “Чайтанья-чаритамриту” пишу. (123)
Свидетельство о публикации №122071406279