Размышления у парадного подъезда
Слова не дают покоя,
Слова из голландской материи,
Жизнь превратилась в литературу
И в балаган Богомолова.
Слушают сердешные,
Уши развесив,
Сладок глагол
Переводной краснобаев
И гувернёров заморских.
Был бы кабак
Да заряженное ружьё
На стене.
Кто же засеивал нивы,
Хлебушек пёк,
Обустроил просторы
Лесов и степей,
Ставил монастыри,
Горскою храбрецов
Кочевника остановил,
Мыслил и побеждал,
Космосом овладел?
«Карету мне, карету» – Чацкие,
Сто тысяч карет,
Лишние люди Печорины,
Вечно-страдалицы «Кроткие»,
Бесы – Ставрогины-Верховенские,
«Я всю Россию ненавижу» –
Иванушки Карамазовы-Смердяковы,
Непротивленцы Платонушки Каратаевы,
«Бог умер» – Базаровы,
«А был ли мальчик» – Самгины;
Удравшие напоследях из Крыма,
Недобитые Залкинд-Землячкой;
Череда сумасшедших,
Народец из города Глупова
И «Мёртвого Дома».
А дальше пуще, погуще, поширше:
«Россия-Сука, ты за все ответишь» – Синявские...
Чего же пенять на Адольфов Алоизовичей,
Начитавшихся великого Слова.
И стоит у парадной карета,
Всё та же карета,
И садятся в неё по сей день,
И садятся фрондирующие Петрушки,
Коломбины и Арлекины,
Да навально-развальные Чацкие;
И несутся к своим Елисейским полям,
По-холопски, к хозяевам Мира,
И рука, им дающая, не скудеет;
Отсидев добровольно «по узнико-совести»,
Для приличия, год-полтора,
В тюремных уютных палатах,
Под взором заботным из Града,
Сияющего на Холме.
И уже не летит, а влачится
Глагольная «Русская Тройка»,
Потрёпанная да безверная,
И не даёт ответа.
Ибо иссяк и усох
Парижанско-берлинский источник,
А Отчий родник не очищен,
Криница ДаждьБога и небесье Исуса Христа.
1987-2021 гг.
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
/ Н.В.Гоголь-Яновский.(Впервые напечатано 21 мая 1842 года, отдельной книгой, под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». /
Не Русь не даёт ответа, а «русская» литература, и тем паче академическая история. Ответ даёт непрерывное многотысячелетнее, замолчанное и замалчиваемое, её природное существование и духовное народное бытие.
Жив народ-курилка.
Представлены живописные полотна Павла Рыженко: по краям «На костях.Фрагмент» и «Последний гренадёр империи»; по середине два варианта картины «Зонтик».
Свидетельство о публикации №122071402220