Как найти волю Божию

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайлов

Как найти волю Божию в трудной жизненной ситуации и во времена гонений?
Беседа-чаепитие после Божественной Литургии
в Казанском Храме посёлка Ерцево

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие для того, чтобы обсудить тему нашей проповеди.
Сегодня праздник Преподобного Иоанна Молчальника. Во время его молитв явилась на небе яркая звезда, которая привела Иоанна в Лавру Преподобного Саввы. Мы понимаем, что нужно чаще смотреть на небо, вспоминать о Боге и искать на небе помощи и ответов. Преподобный Иоанн не знал, как поступить во время гонений, но была воля Божья ему уйти и оставить Кафедру. Сам он по себе это решить не мог. Если на небе появилась вот такая звезда, наподобие Вифлеемской звезды, это было серьёзным знаком. Именно на небе он увидел ответ. Мы с вами тоже можем найти ответы на небе.
А где можно найти небо на земле? Церковь, Храм – это есть небо на земле. Что является жемчужиной в этой Церкви? Это Евангелие. Евангелие – это Вифлеемская Звезда, это слово Божье, это книга жизни, это ответы на все вопросы, это путь к Богу.
Евангелие – это Христос, Он оставил самого Себя. Это милость Божья, что мы можем соприкоснуться со Христом. Недавно был снят художественный фильм «Книга Илая», который рассказывает о последних временах: о том, что люди оказались совершенно без Библии, все Библии были уничтожены. И только один человек имел одну Библию на всём свете. Он с этой Библией странствовал и за ним охотились. И когда эту книгу достали у него, его при этом ранили, оказалось, что эта книга написана на языке слепых: эту книгу можно было прочитать только с помощью пальцев. Когда весь израненный Илай услышал, что есть маяк, на котором люди сделали печатный станок и хотят там восстановить Библию, но нет ни одного экземпляра. Он приходит туда с большой кровоточившей раной. Он носил эту Библию 30 лет и мог читать её с помощью пальцев, хотя Илай был видящим. Когда он пришёл на маяк, то у него уже не было Библии, потому что у него её отобрали, и он, помолившись, начинает эту Библию диктовать. За ним записывали около года. Потом он умер, а Библию эту издали. Библия – это великая драгоценность, и когда её люди лишатся, то это страшно. Но, к сожалению, люди сейчас сами себя её лишили: малое количество людей сейчас её читают, т.е. мы не ценим то, что есть.
Мы не ценим то, что дышим. Как только мы попадаем туда, где нет воздуха, мы сразу начинаем ценить. Мы не ценим здоровье, и начинаем его ценить, когда потеряем здоровье.  Мы не ценим еду, мы не ценим мир на земле, мы ничего не ценим, потому что мы относимся ко всему, как к должному, как к тому, что нам Бог должен дать. На самом деле Бог делает столько чудес, что мы даже представить себе не можем. Богу приходится иногда открывать тот невидимый духовный мир, ту борьбу, которая идёт за нами. Вот, когда мы с вами в пост видим искушения, то они были и раньше, но только тогда мы их не видели. Борьба идёт постоянная и очень жестокая, просто она усугубляется, как нам кажется, в пост. На самом деле, нам Господь в пост открывает глаза. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы, православные люди, совершенно не беспокоимся о своём спасении, и дьявол намного больше беспокоиться о нашей погибели и стоит со своим ополчением, чтобы нас погубить». А мы в это время совершенно неподготовленные лежим на диване и ничего не делаем.
Христиане слишком расслабляются и не могут идти за Христом. Если мы за Христом не сделаем столько же шагов, сколько Он сделал, то дьявол уже через час заметёт все следы. Поэтому нужно идти след в след за Спасителем, когда ещё мы этот след видим. А мы видим след после причастия. После причастия мы чувствуем Христа, вот сейчас можно сделать всё, чтобы это чувство не пропало. Дьявол будет нас отвлекать, он будет нас звать через различные искушения. Стоит нам только отойти, то сразу потеряем эту дорогу.
Почему Иоанна называют Молчальником? Почему в монастыре он никому не сказал, что был епископом? Он имел Апостольское Служение, но ушёл с Кафедры, потому что начались тайные гонения со стороны властей: когда государство пыталось вмешиваться в дела Церкви.
Мы, как Церковь, не зависимы от государства. И, если государство отстраивают в наше время Храмы, то это они пытаются восполнить, то, что они натворили во времена революции, т.е. они возвращают долг Церкви. Но полностью они возвратить не смогут, потому что разрушено столько Храмов, что учёные-историки говорят, что во время революции, во время гонений, до войны, то в это время культуре нашей Руси нанесён такой ущерб, который можно сравнить со временами татаро-монгольского ига. Представьте себе, наш народ сам же разрушил свою культуру. Мы ещё только начинаем вставать с колен, мы только начинаем приходить в себя.
И даже сейчас пытаются навязывать что-то Церкви, а это совершенно не допустимо. Церковь не считает, что она отделена от народа, а народ – это и есть государство, прежде всего. Как и Церковь – это все люди. И Церковь живёт не бревнышками, а рёбрышками, т.е. ребро к ребру.
Мы с вами и есть Церковь, мы сами должны Церковь защищать. Если одного человека не хватает в живой церковной стене, то остальные люди в Церкви становятся уязвимы. Поэтому, если мы хотим в Церкви спастись, нам нужно заботиться друг о друге, чтобы всем быть как единое целое. Если мы будем пренебрегать людьми, то наступит момент, когда мы увидим, что мы остались одни с дьяволом.
Святой Иоанн Молчальник ушёл со своей Кафедры потому, что новый правитель стал вмешиваться в Церковные дела – это получается такое тайное гонение. Святой Иоанн почувствовал это давление и стал молиться Богу: «Где я принесу больше пользы?» Он не бежал от опасности, он не убегал от каких-то трудностей.
Святой Иоанн Богослов оставался последним из Апостолов, и он находился на острове Патмос, где написал книгу Апокалипсис. Христиане писали ему письма, чтобы он вернулся, чтобы он поддержал христиан на материке. Святой Иоанн Богослов не стал уезжать с острова Патмос, потому что на материке он не смог бы написать эту книгу. Он там остался, чтобы христиан поддерживать книгами, письмами, посланиями и живой молитвой. Пока люди знали, что живёт тот человек, который видел Иисуса Христа, они вдохновлялись.
Поэтому и Святой Преподобный Иоанн Молчальник ушёл из Кафедры по зову Божьему. Преподобный Паисий Святогорец сказал о уходящих на далёкие расстояния монахах: «На войне передаёт информацию в штаб радист. Радисту нужно иногда выйти с поля боя, чтобы поймать волну и передать сигнал помощи». Мы, когда с вами здесь молимся в миру, мы настолько погружены в свои дела и заботы, что нам нужно несколько часов для того, чтобы выйти из этого состояния. Почему Литургия не идёт 5, 10, 20 минут? Она идёт столько, сколько она должна идти, сколько её составили Святые Отцы, её нельзя сокращать. Почему? Потому что христианину очень важно отрешиться от своих дел и участвовать в Богослужении. Христианин, в хорошем смысле, должен заразиться молитвой, он должен ощутить себя на Небе, и только тогда уже Господь его услышит, т.е. ему нужно время. Для этого и даётся всё Богослужение, красота Богослужения, чтобы человек почувствовал себя на Небе. И через некоторое время он сможет молиться вместе с другими христианами, потому что у каждого христианина есть свой дар: у одного дар – трудиться, у другого – молиться. Молитва молящегося человека похожа как на здоровую птицу – вожака стаи, который летит, а за ним летят другие птички. И даже, если у птицы сломано крыло, она уже летит в разряженном воздухе, т.е. впереди летит вожак, ему всех тяжелее, он разрезает воздух своими крыльями. А за ним уже летят его помощники, которые также помогают разряжать этот воздух. А в середине и в самом конце летят птицы, которые послабее, которым тяжело лететь впереди. За счёт стаи птиц некоторые птицы просто парят, и так они все долетают до пункта назначения. И так наши молитвы. Если у одного человека есть настоящая молитва Божья, то эта молитва будет услышана, потому что она долетит до неба.
На проповеди мы говорили, что люди осуждают другого человека. Преподобный Сергий, когда в его монастыре хотели выбрать другого правителя, то Преподобный Сергий взял и ушёл. Но потом все его стали звать обратно, когда поняли, как пусто и нехорошо стало без Преподобного Сергия. Они почувствовали пустоту в своих душах, пустоту в монастыре. Настоящие подвижники, они уходят, чтобы помочь издалека, чтобы не воевать и не ссориться.
Может ли женщина или мужчина осуждать, например, начальство, священников? Нет, потому что они сами не вырастили достойного начальника или священника.
Преподобный Иоанн Молчальник показал нам, как не осуждать. Он прежде всего боролся с самим собой и не воевал – это путь монаха. Есть другой путь, если человек имеет семью, иметь подопечных, он должен их защищать. Но защитил ли Преподобный Иоанн Молчальник? Он защитил, потому что ему указал на это Бог. Прежде чем решить что-то христианину, прежде всего нужно посоветоваться с Богом. Посоветоваться можно через Евангелие.
Мы с вами молимся Богу, возносим Ему воздыхания, но мы с вами часто не получаем ответа. Так вот все ответы находятся в Евангелие. Евангелие – это сам Христос. Когда мы с вами открываем Евангелие, мы с вами открываем Небеса. Евангелие – это Небо, оно лежит на Престоле, на самом почётном месте. На Престоле восседает сам Христос.
Потом идёт проповедь, когда священник помогает людям разобраться, чтобы они услышали голос Божий, и на исповеди тоже Бог отвечает. И сам человек, который читает каждый день Евангелие, он как бы получает от Бога рекомендации, как ему поступать правильно, потому что для одних людей это подходит, а для других людей – это не подходит. Например, одним Господь повелевал оставаться и принимать мучения, а другим, как Преподобному Иоанну Молчальнику, уходить в другое место и там подвизаться, потому что Господь хочет спасения всех людей, но Он хочет прежде всего спасение нашей души. И вот самый главный вывод, который мы можем сделать сегодня из нашей проповеди-беседы: это то, что, если нам государство угрожает погибели нашей души, то мы не должны бояться уходить с каких-то своих мест. Но здесь очень тонкая грань.
Некоторые из нашей православной среды сейчас говорят, что нужно убегать из городов в деревни. Но есть другое мнение – это мнение всероссийского духовника, он уже сейчас почил. Это отец Кирилл Павлов, который вырастил очень многих архиереев, священников. Так вот он сказал, когда к нему приходили и спрашивали, нужно ли бежать из городов в деревни: «Когда мы воевали за Сталинград и другие города, мы не оставляли этих городов и бились до смерти. Если все христиане убегут из городов, то кто защитит наши семьи, кто защитит наши Храмы?» В этих Храмах уже будут лжеучителя, там воссядет антихрист. Поэтому старец Кирилл Павлов говорил так «Кто находится в деревне – живи в деревне и защищай её, кто родился в городе – защищай свой город». Каждый горожанин может иметь дачу, на ней можно выращивать что хочешь. Но съездить на дачу, это не значит оставить свой боевой пост в городе.
Сейчас идёт засилье иноверцев в городах, которые потом превратят наши Храмы в руины, и кроме православных христиан их никто не защитит. Посмотрите на Европу: сейчас многие католические храмы превращены в бары, рестораны. Храм Парижской Богоматери сгорел, но его хотят уже восстановить уже не как Храм, а какой-то центр, и там не будет уже того, что было раньше.
Нам нужно беречь свои Храмы. Кроме нас никто эти Храмы не защитит.
Сегодня день Святого Иоанна Молчальника. Каждый христианин может уединяться. А как это сделать? Например, во время пути на работу можно молиться Иисусовой молитвой, в это время можно разговаривать с Богом наедине, даже, если у тебя и многодетная семья, это и есть уход в пустыню, в свой домашний храм, где можно уединяться и молиться.
Очень хорошо каждому христианину бывать на природе, чтобы там чувствовать Бога, чтобы от этой суеты каким-то образом отрываться. Через слова молитв «Господи, помоги! Господи, сохрани!» мы налаживаем контакт с Богом и можем поговорить с Ним лично. Все молитвы в Церкви, которые мы заучиваем, они нужны для того, чтобы научиться молиться. Но потом мы уже можем молиться и своими словами. Обязательно каждый день нужно говорить несколько слов Богу на своём языке. Богу это приятно, и Он слышит наши молитвы.
Всем помощи Божьей и Ангела Хранителя в дорожку!


17.12.2021 г.


Рецензии