Единство мысли, слова и дела
Проповедь на Божественной Литургии в Воскресный день
в Казанском Храме посёлок Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы собрались на Божественной Литургии прославить нашего Господа в Воскресный день, и все мы с вами хотим причастится Христовых Тайн. Вы готовились, исповедовались, и сейчас мы с вами слышали Евангельское Чтение. Их было два: одно было посвящено тому, как Господь учит о настоящей любви к ближнему, а во втором Он обращается к своим ученикам и говорит: «Вы Свет мира». И в конце второго зачала мы с вами слышали обращение не только к ученикам, но и ко всем нам, ибо мы и есть ученики Христовы, живущие в 21 веке. Ибо Церковь стоит и не разрушится, и врата ада не одолеют её. Церковь некогда-то была, Христос некогда-то жил. Церковь сейчас есть, и Христос сейчас живёт среди нас.
Господь обращается к каждому из нас и говорит такие слова: «А если научит, то велий (великим) наречется в Царствии Небесном». Чему же мы можем научить своих близких и самих себя? Мы можем научить Евангелию, мы можем научить вере Христовой, научить истине. Где взять эту истину, эту веру, где взять настоящее Евангельское учение? Только в Церкви. Только в Церкви есть спасение.
Сегодня, в этот Воскресный день Святая Православная Церковь предлагает нам задуматься о любви к ближнему, ибо это есть самое главное, что есть у нас. Мы не можем полюбить Невидимого Бога пока не полюбим видимого ближнего, который находиться рядом с нами.
В этот Воскресный день Святая Церковь посвятила любви к ближнему. Многие дни в нашем государстве посвящены различным праздникам, но Святая Церковь каждый день посвящает какому-то важному духовному событию или какому-то Святому. Этот Воскресный день посвящен любви к ближнему.
В первом Евангельском зачале мы слышали такие слова: «Какая нам благодарность, если мы взаймы даём тем людям, от которых мы получим назад всё, что мы дали? Какая нам благодать и благодарность от Бога, если мы с вами любим только тех, кто нас любит?» Давайте задумаемся, ведь язычники, неверующие люди, атеисты тоже любят любящих их. Посмотрите, что происходит в банде, где находится преступник: они тоже любят друг друга. Об этом говорит Святитель Иоанн Златоуст: «Если бы разбойники, преступники в своей банде не любили бы друг друга, то они не смогли бы совершать преступления». Если в банде кто-то сворует, то такого человека выгоняют из банды. Любовь есть даже у самых отъявленных злодеев. Поэтому, если мы с вами, христиане, которые исповедуются и причащаются, говорим, что мы любим друг друга, а ненавидим своих врагов, своих соседей, если у нас есть с кем-то плохие отношения, значит мы ещё не настоящие христиане, нет в нас настоящего христианского духа, мы похожи только на язычников и неверующих людей. Ибо в нас ещё есть только любовь обычная, любовь к любящим нас, и в этом нет никакой для нас благодарности и нет никаких заслуг, и не сможем мы с этой любовью быть в Царствии Божьем.
Чем же отличается настоящая христианская любовь от обычной мирской любви неверующих людей? Это любовь к своим врагам. Об этом Господь говорит чётко и ясно. Если мы с вами не полюбим врагов, то мы и не христиане.
Посмотрите какой пример нам дал наш Спаситель. Он, вися на Кресте, распятый за каждого из нас, молился за своих врагов. Это и есть свидетельство о любви – молитва за врагов. Врагов очень тяжело любить, когда они нас истязают, когда они нас мучают, когда они на нас нападают. Но посмотрите на Господа: Господь молился – в этом и есть залог нашего успеха.
Если мы с вами терпим скорбь от кого-то и считаем такого человека врагом, нам нужно постараться помолиться за этого человека. И даже, если в нашем сердце будет боль от того, что нас обижают, от того, что нас унижают, но молитва за врагов – она исправит всё.
Святой Силуан Афонский говорил такие слова: «Есть единственный критерий, по которому можно отличить настоящего православного христианина от лжехристианина – это молитва за врагов». Как же мы можем молиться за тех, кто нас унижает и обижает? Мы можем помолиться лишь в случае, если мы отделим грех от человека. Невозможно с любовью молиться за человека, которого считаем для себя врагом. Надо изменить отношение к этому человеку и сказать: «Этот человек мне не враг. Если Господь послал его на моём жизненном пути, значит это нужно для моего спасения». И, когда мы скажем, что этот человек в детстве был хорошим человеком, но жизнь у него была такова, что он испортился. Мы поставим себя на его место и увидим, что, если бы мы были в таких обстоятельствах, если бы мы росли в той среде, где жил он и его семья, то мы бы поняли, что и мы были бы такими же.
Когда мы отделим грех от этого человека, то полюбим этого человека, полюбим в нём ту искорку Божью, которая есть в каждом создании Божьем.
Сегодня в заключении проповеди мы с вами услышим стихотворение. Это стихотворение поможет, может быть, каждому из нас разобраться: почему мы не любим своего ближнего. Если мы с вами думаем, что мы многое знаем, то мы ошибаемся. Если сравнить нашу жизнь с жизнью первых людей Адама и Евы, то мы поймём, что между нами есть огромная разница. Есть такая духовная пословица: «Современные люди очень много знают, но ничего не понимают. А первые люди Адам и Ева ничего не знали, но всё понимали». Почему так происходило? Потому что в первых людях в Адаме и Еве была гармония, настоящая духовная гармония целомудрия, когда всё было на своих местах. А сейчас с нами происходит то, что мы распадаемся на части. Мы потеряли целомудрие, мы потеряли духовную целостность.
Давайте с вами послушаем некоторые цитаты перед стихотворением: «Современный человек 21 века думает одно, говорит другое, а делает совершенно третье». «Образ мысли, который мы ещё избрали ещё вчера, привёл нас туда, где мы находимся сегодня». Это две цитаты – это ключи к пониманию сегодня нашей проповеди и стихотворения.
Чтобы открыть какую-то дверь, нужно найти ключ. И все ключи находятся в Церкви. Церковь есть духовный сейф, где мы с вами можем подчерпнуть всё, что нам нужно для нашего спасения. Сегодня за Евангелием – этой духовной сокровищницей мы слышали, что, если мы постараемся любить своих врагов, молиться, беспокоиться за наших врагов, тогда и придёт к нам настоящая любовь к нашим врагам, и тогда мы и станем подобными Христу. Чтобы нам научиться любить своих врагов, нам нужно собраться воедино.
Стихотворение иерея Рустика Лужинского
«Единство мысли, слова и дела»
27.01.2022 г.
Думаем одно, говорим другое, делаем третье...
Мы с мыслями не дружим иль с словами,
И делаем порой чего не весь.
Слова расходятся у нас с делами,
И из себя не можем «выбить» спесь!
Бежим вперёд хотя пути не видно,
«Летим» обратно, «ключ» свой позабыв.
«Ползём» в вещах и за себя обидно,
– Что ходим без машины на «двоих»!
А мысли всё «кусаются» сильнее,
Хотят, чтоб слушались мы их, не тратя сил.
Слова не действуют – становится больнее,
Дела – не стоят «ломанных перил»!
Мы все озябли, хоть тепло в квартире,
То жарко станет в «шубе золотой».
Мы так живём – как будто мы на пире,
А мы в убогой лодке за кормой!
Дела не «клеятся», ведь клей давно разбавлен,
Слова застыли в мате городском.
А мысли, сгнив – ведь ум давно отравлен,
Витают в памяти – напомнив о былом!
Так где же выход, – коли вход потерян?
Так где же финиш, – коли старт пропит?
Так где же дело, – коли ум «расстрелян»?
И сердце измождённое «ворчит»!
В Христе – единство, только Он в нас верит,
Лишь в Боге всё едино и без лжи!
Он мысли и слова, и дело склеит,
Забудем мы, что плыли в миражи.
Проповедь 17.10.2021 г.
Свидетельство о публикации №122071307021