Где взять Любовь для любви к ближнему?
Беседа-чаепитие после Божественной Литургии в Воскресный день в Казанском Храме посёлок Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие. Мы с вами сегодня с вами разберём две проповеди.
На проповедях сегодня говорилось о любви к Богу и ближним. Если ты любишь Бога, а ближних своих не замечаешь, то ты не христианин. Нужно уметь молиться даже за врагов своих. Просто так молиться за врагов невозможно. Если человек тебе не нравится, если ты его ненавидишь, то твоя молитва будет в грех. Мы же не формально должны молиться за человека, мы должны человека полюбить.
Чтобы полюбить человека, нужно отделить его от греха. Если мы видим старенького человека, и у него есть страсти: он курит, пьёт, матерится, то мы говорим: «Давайте представим какой человек был в молодости». Когда-то он был хорошим, в детстве он был как ангелочек, но потом его испортила жизнь. Надо представить, как бы мы прошли его ситуацию: прошли бы его лишения, жили бы в тех условиях, в которых жил этот человек, и тогда бы мы себе сказали: «Да, я бы был ещё хуже, чем этот человек». И тогда мы сможем полюбить этого человека и отсеять всё наносное, а оставить только драгоценность. Золотоискатели просеивают руду, ищут золото. Вот так же и христианин должен просеивать то, что он видит и находить в человеке хоть крупинку золота. Когда эту крупинку найдём, то полюбим её, а значит полюбим и всего человека, а возненавидим грех, возненавидим то, что его губит.
Мы не можем изменить своих врагов, мы не можем изменить своего мужа или жену, или своих детей. Мы можем изменить самих себя, а потом люди будут вокруг нас меняться. Бог не говорит: «Измени своего врага». Господь говорит: «Измени самого себя, полюби врага».
Нас Бог никого не затягивает без желания в Царствие Божье, Он ждёт каждого из нас.
Мы не должны надеяться на самих себя. Когда мы надеемся на самих себя, вот и получается, что мы меняться не можем. Есть свидетельство одного протестанта. Он когда-то был православным и потом отрёкся от Христа тем, что стал ходить в протестантскую церковь. Там он уверовал во Христа, но он чувствовал, что ему что-то не хватает. У него было самое главное, что всё хорошо: его никто не тревожил, он был счастлив. Потом однажды он увидел, что там есть такие заблуждения, которые не могут соотносится с настоящей православной верой. И он снова вернулся в православие. И у него начались такие искушения, такие испытания, что он просто не знал куда себя девать. Он пришёл к духовнику и сказал: «Почему, когда я был протестантом, у меня было всё хорошо: у меня не было плохих мыслей, меня никто не беспокоил, я был богат и счастлив? А сейчас я вернулся в православие, и у меня искушение за искушением, испытание за испытанием?» На это духовник ему ответил: «Когда ты был в протестантской церкви, ты был с дьяволом, и дьявол тебе не мешал, потому что ты был его. Когда ты пришёл в Православную Церковь, ты терпишь испытания, потому что дьявол хочет тебя вернуть, а Господь за тебя борется».
Отсюда мы делаем вывод, что Православная Церковь так тяжело и даётся для многих людей, потому что это битва. Вспомните слова Ф.М. Достоевского: «Идёт война, и поле битвы – сердца человеческие». Т.е. за нас идёт битва. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы намного меньше беспокоимся о своём спасении, чем дьявол о нашей погибели. Он стоит со своим ополчением и ждёт любого момента, чтобы нас погубить, чтобы сделать нам подножку». Когда люди живут в миру, им всё хорошо даётся, потому что за компанию с дьяволом всё получается. Как только человек идёт ко Христу, то мирские дела, те, которые он делал раньше, получится у него не могут. Ему надо перестраивать всю свою жизнь.
Поэтому покаяние состоит из нескольких частей: первая ступень – осознание грехов; вторая ступень – исповедование этих грехов; третья ступень – не повторять этих грехов и исправиться.
Как же христианину бороться?. В Великую Отечественную войну сражались наши солдаты, у которых не было оружия, не было питания, они погибали в бою, их причисляли к героям. Они погибли, они проиграли бой, но они стали героями. Вот как это может быть? Они отдали свою жизнь и в невыносимых условиях одержали победу над самими собой, и поэтому Бог будет судить нас по нашей решимости. Если мы решились идти, решились исправляться, Бог зачитывает это как за изменение. Если мы не изменяемся, то ничего не будет.
Приведём пример. Один монах на Афоне умирал. Был он старенький, все над ним подсмеивались, когда он ещё был жив, потому что он постоянно водил экскурсии и был постоянно навеселе. Это было неприемлемо в монастыре, его хотели выгнать, но потом перевели на другое послушание, т.е. от него чувствовался запах алкоголя. Перед смертью он попал на другое послушание. Один старец во время его смерти увидел, как его душа возносится на небо, как Ангелы забирают его светлую душу. И он обратился в этот монастырь и сказал: «Ваш монах сейчас на небе, он во Святых». Ему никто не поверил и сказали: «Такого не может быть, мы постоянно видели его выпившим, от него пахло». На это старец сказал так: «Когда он жил в миру, он выпивал по бутылке водки каждый день, это для него была норма. А когда без нормы, то выпивал несколько бутылок. Но, когда он пришёл в монастырь, он пил всё меньше и меньше, и к концу жизни выпивал маленькую стопочку в день. От него оставался запах, от которого он не стремился избавиться, потому что он хотел, чтобы его считали вот этим пьяным человеком, чтобы вспоминать те прегрешения, которые он совершил в миру, когда он очень многих людей соблазнил и очень многим людям причинил зла». Поэтому от него всегда был запах, т.е. он был не пьяным, от такого мизерной меры алкоголя он не пьянел, но запах оставался, унижения оставались. Из этого унижения, которое он добровольно принял, он достиг святости.
Дорогие братья и сестры, нам надо главное нужно постараться начать процесс изменения, процесс очищения, а Бог сам нам будет помогать. Бог оставляет некоторые нам прегрешения для борьбы, чтобы мы поборолись сами. Когда христиане приходят в Православную Церковь, когда они утверждаются в ней, тогда многие из нас чувствуют облегчения от многих страстей, но что-то остаётся у нас. Нужно всегда вспоминать слова Апостола Павла. Апостол Павел молился Богу со слезами: «Господи, избавь меня от жала плоти». У Апостола Павла, который жил святой жизнью, оставалась некая такая ситуация, когда очень сильно болела голова, от этого он не мог не молиться, не трудиться. Это у него оставалось, и Бог оставлял ему это для смирения.
Представьте себе, какие славные подвиги нёс Апостол Павел, но Господь оставлял ему немощи для того, чтобы он смирялся.
Если каждый из нас начнёт бороться, если мы будем приходить на следующую исповедь, и мы будем «пить» этих страстей немного меньше, чем пили раньше, не бутылку в день, а меньше и меньше, и Бог будет видеть это и давать нам радость общения с Ним.
Нам Бог даёт завышенную планку для нашего стремления. Есть такой пример: олимпийская чемпионка тренирует своих студентов, своих гимнастов. Они любят и прыгать, участвовали в различных соревнованиях. Им была дана очень высокая планка перепрыгивать с помощью шеста 5 м. Они прыгали, и никто не мог перепрыгнуть этот рубеж. И они очень сетовали, очень были расстроены, что у них это не получается. Когда они пришли на соревнование, то оказалось, что самая высокая планка – 4 м. И они с лёгкостью перепрыгнули, и ещё у них был запас. И они потом победили всех. Нам Бог даёт возможность стремиться к завышенной планке и пусть у нас не всё получается, но когда придёт время Страшного Суда, когда ни один грешник не сможет перепрыгнуть эту планку, то мы перепрыгнем с помощью Бога, потому что мы тренировались всю свою жизнь. Мы сможем войти в эти узкие Врата, потому что с нами Христос, мы будем духовно худенькие. Сейчас люди хотят быть худенькими телесно, чтобы другим нравится, чтобы были поклонники, чтобы был успех в жизни, но никто не хочет быть духовно худеньким, чтобы у нас не было столько страстей. С этими мешками страстей невозможно протиснуться в узкие Врата.
Христиане – это соль земли. Без соли портятся продукты, поэтому нам нужно быть солью для этого мира. Например, если врач православный, если врач имеет любовь к людям, даже бывает неверующий врач, но у него есть дар от Бога, который передаётся по наследству от его верующих родителей. Вот человек приходит к врачу, ему врач ничем не помог, у него, например, нет лекарств, он не может ничем помочь, но он говорит несколько добрых слов: «Не расстраивайся, эта болезнь с таблетками проходит за 3 дня, а без таблеток – за 4 дня. Потерпи немного». Человек уходит, терпит, и эта любовь даёт ему обезболивающее. Бог нам даёт испытания, но обезболивающее для нас – это Его любовь.
Вернёмся к вопросам второй проповеди. Очень важно есть блюда, не смешивая с другими. Если все блюда смешать миксером и раздать людям. Кто захочет это есть? Никто. Поэтому, чтобы в нашей голове всё не смешалось, Православная Церковь выделяет каждый Воскресный День для определённого Святого, для того, чтобы мы углубились и вкусили блюдо, которое нам Бог даёт, именно в этот день.
Мы знаем, что Бог на Божественной Литургии нам готовит Самого Себя. Мы с вами причастились сегодня Христа, Он для нас приготовил Самого Себя, мы Его вкусили, мы с Ним соединились, и нам сейчас очень важно подкрепиться словами Евангелия – то, что говорит нам Бог, вот тогда мы слова Его услышим.
Очень многие люди причащаются Таинств Христовых, но не знают о Таинстве ближнему. Таинство ближнего заповедано самим Христом. Когда к Христу подошли и спросили о главной заповеди, Он сказал: «Главная заповедь – это возлюби Бога, а потом возлюби ближнего».
Возлюби ближнего – это и есть Таинство. Мы не сможем полюбить своего ближнего по-настоящему без Бога, это возможно только с Богом. Это Таинство совершается, когда человек просит.
Мы на любое дело выходим: идём в гости, идём в Храм, то говорим: «Господи, благослови!» Когда мы хотим помочь ближнему, нужно обязательно помолиться, чтобы Господь дал нам выполнить это послушание с любовью. Представьте себе, если соцработник будет ходить к бабушкам, дедушками у него не будет любви, то престарелые люди возненавидят соцработника, и он сам через год уйдёт с этой работы. Также происходит и с полицейскими, врачами, учителями. Если человек не будет причащаться, то он просто возненавидит свою работу, он не сможет на ней долго работать, он превратится в какого-то монстра на своей работе. Он будет орать, избивать своих подчинённых. Ни один человек не сможет выдержать это, потому что ресурсы человека ограничены. Поэтому говорят: «Человек сгорел на работе». Человек увольняется, потому что больше не может работать.
Таинство ближнего (полюбить ближнего) можно совершить только после Литургии. Чтобы полюбить своего ближнего, чтобы совершить это Таинство – Таинство мирянина. Семь Таинств в Церкви совершается священником. Таинство крещения может совершиться православным христианином при каком-то обстоятельстве. Например, падает самолёт, вы находитесь в самолёте, люди начинают паниковать. Православный христианин может встать и сказать: «Кто не крещён?» Люди поднимают руку, вы подходите и говорите: «Хотите креститься?» Вам отвечают: «Хотим». И пока самолёт падает, вы еще сможете много человек окрестить. Вы подходите и говорите: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь (окропить водой), и Сына, аминь (окропить водой), и Святого Духа, аминь (окропить водой)». Если есть вода, человека полить водой, если нет, то можно крестить слюной, даже снегом, что есть под рукой. И тогда человек будет крещён, будет в Церкви, и Бог даёт возможность такому человеку креститься, потому что он стремился к крещению. Эту формулу очень важно знать каждому православному христианину. Ребёнок, который рождается, например, вскоре умирает, так мать его или человек, принимающий роды, может его окрестить. Ребёнок бывает после такого крещения возвращается к жизни, его только потом нужно миропомазать обязательно в Храме. Это может совершить только священник.
Таинство ближнего должен совершать каждый христианин после Таинства евхаристии. Почему так важно реализовать духовные дары, которые нам даются во время причащения? Что произойдёт с нами, если мы не попытаемся применить их в жизни?
Некоторые люди крестят своих детей, но потом никогда не причащают. У нас есть чёткое установление Архиерейского Собора. В советское время было редкое причащение, потому что много Храмов было закрыто, следили за людьми, были гонения. После того, как сейчас рассвет православия, мы с вами имеем доступ к причащению. Так вот, было установлено, что православный христианин может причащаться на каждой Божественной Литургии, которая совершается по воскресным дням и по праздникам. Это не часто. Представьте себе такую картину, вы пришли к своим близким, к своим родителям, и ваши родители приготовили для вас обед. А вы приходите и говорите: «А я уже наелся». Что вы думаете будет после вашего ухода? Ваши родители расстроятся. Они на последние средства закупили продукты, трудились, готовили, а вы «воротите нос». Тоже самое происходит, когда мы сытыми приходим на Литургию, когда мы попили чайку, поели, и человек приходит на исповедь и говорит: «Я каюсь». Священник говорит: «Вы готовились к причастию?» Он отвечает: «Нет». Вот получается человек на исповеди очищается, он уходит домой и чем же он наполнится? Дьявол видит, что человек пуст и приходят семь бесов, такому человеку может стать хуже, потому что сердце человека не терпит пустоты. В нашем сердце или ад, или Рай. Если сердце наполнено добром, благодатью, то в это сердце уже ничего больше не вместится. Но, если пустое, может наполниться любым злым словом.
Причащаться нужно, потому что это наша жизнь, это Огонь Божественный, который будет светить в темноте этого мира. Бог нам дал этот мир, потому что Он любит нас, любит каждого человека. Бог с нас не берёт платы ни за что: ни за воду, ни за воздух, ни за полезные ископаемые. Всё это Бог нам дал в дар. Если кто-то всё это захватил, то это уже воровство у Бога. Когда мы ссоримся из-за земли, из-за воздуха или из-за воды, то мы, конечно же, очень огорчаем Бога.
Ещё есть самая главная драгоценность – это причащение Святых Христовых Тайн. Святые Отцы говорили, что, если взять одну каплю Божественной Крови и взвесить Её на весах, то она перевесит все драгоценности этого мира. Смотрите, какая Благодать даётся нам!
В заключении нашей беседы вспомним один случай. Мы, когда ещё были студентами Московской Духовной Академии, то ездили в экспедицию по следам жизни Паисия Святогорца, мы ездили в Грецию и на Афон. И вот на Афоне мы нашли ученика Паисия Святогорца.
Паисий Святогорец жил в 20 веке и в 1994 году он почил, и его причислили к лику Святых. У Паисия Святогорца не было учеников, у него были только помощники. Мы нашли старца Анастасия, который помогал Паисию Святогорцу заготавливать дрова. Этот старец очень почитал и любил Паисия Святогорца. Мы спросили старца: «Скажите, как Паисий Святогорец заповедовал любить людей и как ту благодать, что дана после Божественной Литургии, усваивать в своей жизни?» Он сказал: «Не нужно сохранять, её нужно раздавать. И только раздавая, можете сохранить». Участвуя в Таинстве ближнего, мы и сможем сохранить благодать. Если мы причастие спрячем в своём сердце и уйдём, то мы никак эту благодать не сохраним.
Например, если вы пришли после богослужения, у вас остался вкусный пирог, и вы отдадите его своему ближнему, то это и есть поделиться благодатью. Чтобы усвоить благодать, её нужно раздать. Вот мы с вами услышали проповедь, и если эту проповедь мы не закрепим на деле, то проповедь пройдёт «мимо ушей».
Мы должны ещё сами лично в Таинстве ближнего увидеть своего ближнего. Чаще всего, это самый близкий человек: это муж или жена, это наши дети, это наши родители, это наши соседи. Если всем им мы уже помогли, нужно вспомнить может у нас есть сотрудник на работе, который несчастен и которого все уничижают. Прийти к этому человеку и просто поговорить с ним и попить чаю. Сказать несколько добрых слов, обнять и приласкать человека – это и есть Таинство ближнего. Это ждёт Бог от нас. Если мы этого мы не совершаем, если в нашей жизни нет изменения, то ничего и не будет. Например, человек хочет избавиться от курения или от блуда, или от сквернословия - всё это изменится в человеке только тогда, когда человек начнёт помогать своему ближнему.
Приведём пример. К Паисию Святогорцу приехал мужчина и очень плакал, у него жена заболела онкологией.
Он спросил у него: «Скажи, на что ты готов пойти ради своей жены?»
- Всё, что ты скажешь.
- Ты куришь?
- Курю.
- Прекрати курить, и твоя супруга выздоровеет.
Он через год приходит счастливый и радостный и говорит: «Моя супруга выздоровела. Я перестал курить, и она излечилась». Паисий Святогорец сказал: «Благодари Бога!»
Через год он приезжает и говорит: «Моя супруга снова заболела».
Он спросил: «Ты куришь?». «Да, я начал снова курить», - ответил он. Т.е., если мы с вами не сдерживаем обещаний, Бог такого не хочет. Бог хочет, чтобы мы с вами изменились с помощью другого человека.
Например, мы хотим избавиться от какой-то страсти. Если мы скажем: «Господи, я хочу избавиться от этой страсти, но у меня ничего не получается. Можно я помогу ближнему, а ты помоги мне измениться». И мы увидим плоды этих изменений, потому что, помогая ближнему, мы помогаем самому Христу. И тогда те страсти, которые в нас остались для борьбы, от нас будут отходить, потому что в наше сердце поселиться любовь. А любовь может поселиться только тогда, когда мы послужили ближнему, а значит послужили Богу.
Помолимся, дорогие братья и сестры.
Люди сейчас думают одно, говорят другое, делают третье. Это потому, что человек развалился на части. Нам нужно соединить и тело, и душу, и дух Божий, и тогда дары Христовы будут в нас. Нам нужно склеиться воедино, это мы делаем во время исповеди. Когда грех нас разделяет, а исповедь соединяет, а причастие наполняет, а Таинство ближнего даёт нам возможность утвердиться и не расклеиваться, потому что только тогда, когда мы делаем дело Божье, мы делаем что-то доброе, и злое к нам не может подойти.
Если мы заняты добром, сможем ли мы делать зло? У нас просто на это не будет времени.
Всем помощи Божьей и Ангела Хранителя!
Сейчас задали вопрос о причащении, что нельзя после причастия целовать иконы, обнимать человека, какую-то теряешь благодать… Мы с вами сказали, что благодать нужно раздавать, поэтому лучше пойти и послужить ближнему.
Насчёт скрещённых рук… Человек подходит во время причастия и скрещивает руки, потому что это символ крестного знамени. Для того, чтобы человек перед Чашей не крестился, он накладывает на себя руки – он накладывает на себя крестное знамение. Потом человек подходит и причащается, утираются ему уста. Желательно с крестным знамением дойти, не разговаривая и не целуя иконы, до запивки. А после уже ведите себя как обычно, помогая ближнему. Если мы после этого закроемся дома и будем делать то, что нам только хочется свои личные дела, то это точно Богу не угодно. Если вы устали, поспать можно. Если вы хотите сделать доброе дело для ближнего (например, сшить для него рукавицы или что-то другое), то в воскресный день это делать можно, т.к. это служение ближнему. Самому себе в воскресный день после причастия ничего не нужно делать, нужно делать только всё для своего ближнего. Воскресный день посвящается ближнему – это Таинство ближнего, в котором мы должны участвовать. И мы это должны делать с благоговением, т.е. мы должны подойти к человеку и благоговеть перед ним, как перед Христом, и сделать ему в этот воскресный день что-то доброе. А в остальные дни нужно жить и готовиться к следующему причащению.
Если человек каждый воскресный день будет причащаться, то вся его жизнь будет благоговейная, он всю жизнь будет тратить на подготовку к причастию и на сохранение причастия. Нет ничего плохого, если христиане пришли после причастия и друг друга обняли.
Всем помощи Божьей! Аминь.
17.10.2021 г.
Свидетельство о публикации №122071306862