Эссе Книга Второзаконие
Кто написал: Моисей
Место написания: равнины Моава
Написание завершено: 1473 до н. э.
Охваченное время: 2 месяца (1473 до н. э.)
КНИГА Второзаконие содержит живую весть для народа Бога. Позади 40 лет странствования по пустыне. Теперь израильтяне стоят на пороге Обетованной земли. Что готовит им будущее? Какие испытания ожидают их за Иорданом? С какими прощальными словами Моисей обратится к народу? И почему нам важно знать ответы на эти вопросы?
Всё это можно узнать из речей Моисея, которые он записал в пятой книге Библии, Второзаконии. И хотя она во многом повторяет содержание предыдущих книг, это не преуменьшает её значимости. Эта книга примечательна тем, что придает Божьей вести особое звучание, ведь она появляется в то время, когда народу Бога как никогда нужно чёткое руководство. Скоро израильтянам предстоит войти в Обетованную землю с новым вождём. Чтобы продолжать путь, им необходимы слова ободрения, а также мудрое наставление от Бога, которое поможет им взять правильный курс, ведущий к благословениям.
Ввиду такой необходимости Моисей, движимый духом Бога, обращается к Израилю с настоятельным призывом к послушанию и верности. На протяжении всей книги он многократно напоминает о том, что Иегова — Всевышний Бог, который требует исключительной преданности и хочет, чтобы его народ любил его «всем сердцем, всей душой и всей жизненной силой». Он «Бог богов и Господин господ, великий, сильный и внушающий страх Бог, который ни к кому не проявляет лицеприятия и не берёт взяток». Он не терпит соперничества со стороны других богов. Послушание ему ведёт к жизни, а непослушание — к смерти. Именно в таком наставлении нуждаются израильтяне, чтобы справиться с теми грандиозными задачами, которые стоят перед ними. Сегодня мы тоже нуждаемся в подобном наставлении, чтобы и дальше ходить в страхе Иеговы, освящая его имя в этом развращённом мире (Втор. 5:9, 10; 6:4—6; 10:12—22).
Своим названием книга Второзаконие обязана греческой Септуагинте, где она называлась Деутероно;мион (от греч. деутерос — второй и номос — закон), что означает «второй закон» или «повторение закона». Этим греческим словом передано древнееврейское выражение мишне; хаттора; из Второзакония 17:18, которое на самом деле переводится как «копия закона». Но как бы эта книга ни называлась, она не является ни вторым законом, ни простым повторением Закона. Скорее, это объяснение Закона, призывающее израильтян любить Бога и повиноваться ему в Обетованной земле, в которую они вскоре войдут (1:5).
Поскольку Второзаконие — это последняя книга Пятикнижия, её автор — Моисей, тот, кто написал предыдущие четыре книги. Уже с первых строк Второзаконие определяется как «слова, которые Моисей сказал всему Израилю», а приведённые в конце книги фразы «Моисей записал этот закон» и «Моисей написал эту песню» не оставляют сомнений в его авторстве. Имя Моисея встречается в книге почти 40 раз и, как правило, используется для того, чтобы придать вес сказанному. Моисей ведёт повествование главным образом от первого лица. Заключительные стихи добавлены после его смерти, скорее всего, Иисусом Навином или первосвященником Елеазаром (1:1; 31:9, 22, 24—26).
Когда произошли события, описанные во Второзаконии? Во вступительных словах книги сказано: «В сороковой год, в одиннадцатом месяце, в первый день месяца, Моисей сказал сыновьям Израиля». Книга Иисуса Навина, которая подхватывает и продолжает повествование Второзакония, начинается с событий, произошедших за три дня до того, как «в десятый день первого месяца» израильтяне перешли через Иордан (Втор. 1:3; Иис. Н. 1:11; 4:19). Следовательно, для событий, описанных во Второзаконии, остаётся два месяца и одна неделя. Однако 30 дней из этих девяти недель народ оплакивал Моисея (Втор. 34:8). Значит, почти все события, изложенные во Второзаконии, должны были произойти в 11-м месяце 40-го года. Написание почти всей книги тоже должно было завершиться к концу этого месяца, поскольку Моисей умер в начале 12-го месяца 40-го года, то есть в начале 1473 года до н. э.
Факты, приведённые ранее в подтверждение подлинности первых четырёх книг Пятикнижия, относятся и к пятой книге, Второзаконию. Второзаконие, так же как Бытие, Псалмы и Исайя, входит в число книг Еврейских Писаний наиболее часто цитируемых в Христианских Греческих Писаниях. В новозаветных книгах насчитывается 83 прямые цитаты из Второзакония, и в 17 из этих книг встречаются ссылки на эту часть Пятикнижия.
Наиболее же веское доказательство боговдохновенности и достоверности Второзакония предоставил сам Иисус Христос. В начале служения Иисуса Дьявол три раза искушал его, и всякий раз Иисус отвечал ему: «Написано». Но где это было написано? В книге Второзаконие (8:3; 6:16, 13). Именно эту книгу Иисус цитировал как авторитетный источник, когда говорил: «Не только хлебом должен жить человек, но и каждым словом, выходящим из уст Иеговы», «Не испытывай твоего Бога Иегову», «Поклоняйся твоему Богу Иегове и только ему совершай священное служение» (Матф. 4:1—11). Позднее, когда фарисеи, пытаясь подловить Иисуса на слове, задали вопрос о заповедях Бога, он процитировал Второзаконие 6:5, где записана «первая и самая важная заповедь» (Матф. 22:37, 38; Мар. 12:30; Луки 10:27). Таким образом, слова Иисуса Христа не оставляют сомнений в боговдохновенности и достоверности Второзакония.
Более того, описанные в книге события и приведённые высказывания в точности соответствуют исторической обстановке и местным особенностям. В упоминаниях о Египте, Ханаане, Амалике, Аммоне, Моаве и Эдоме отражена подлинная картина того времени. Кроме того, в книге точно указаны названия местностей. Археология предоставляет всё новые и новые подтверждения достоверности книг, написанных Моисеем. Библеист Д. В. Щедровицкий пишет, что в XIX веке «были прочитаны египетские иероглифы; раскопаны Вавилон и Ниневия, а впоследствии, уже в XX веке, города Шумера (Ур, Урук и др.), Хеттского царства, древнего Ханаана и Финикии (Угарит, Эбла); наконец, блестящие результаты дали раскопки в самом Израиле». Далее он добавляет: «Многие открытия разнесли в пух и прах „окончательные выводы“ так и не пришедших к соглашению между собой, яростно споривших и создавших десятки бездоказательных теорий библейских критиков. [...] В настоящее время всё более утверждается традиционный взгляд на Тору [Пятикнижие] как на единое целое, написанное одним автором [Моисеем]». Таким образом, внешние свидетельства тоже подтверждают, что Второзаконие, как и другие части Пятикнижия, является подлинным и достоверным историческим сообщением, записанным Божьим пророком Моисеем.
СОДЕРЖАНИЕ.
Большую часть книги составляют речи, которые Моисей произнёс перед сыновьями Израиля на равнинах Моава, напротив Иерихона. Первая речь записана в первых четырёх главах, вторая — в главах с 5-й по 26-ю, третья — в главах 27 и 28, а четвёртая — в главах 29 и 30. В заключительных главах сообщается о том, как Моисей даёт последние распоряжения перед смертью и назначает своим преемником Иисуса Навина. Также в них записана красивая песня хвалы Иегове и благословения для племён Израиля.
ПЕРВАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ (1:1—4:49). В этой речи Моисей делает экскурс в историю Израиля и вначале напоминает о верности Богу по отношению к своему народу. Моисей говорит израильтянам, что они должны пойти и овладеть землёй, обещанной их предкам Аврааму, Исааку и Иакову. Он рассказывает о том, как Иегова в начале странствования израильтян по пустыне провёл организационные преобразования в своём народе и побудил его, Моисея, выбрать мудрых, благоразумных и опытных мужчин и поставить их начальниками над тысячами, сотнями, полусотнями и десятками. Так Израиль, как хорошо организованный народ, находящийся под защитой Бога, шёл через «великую и внушающую страх пустыню» (1:19).
Моисей напоминает израильтянам об их мятежном духе, который они проявили, когда услышали рассказ разведчиков, вернувшихся из Ханаана, а также о том, как они стали жаловаться, будто Бог ненавидит их и вывел их из Египта, чтобы отдать в руки амореев. Поскольку они не верили Богу, он сказал тому злому поколению, что никто из них, кроме Халева и Иисуса Навина, не увидит хорошую землю. После этого они снова проявили непослушание. Разгорячившись, они самонадеянно выступили против амореев. Но те погнались за ними, как пчёлы, и разбили их.
Они ходили по пустыне 38 лет и доходили даже до Красного моря. За это время умерло всё поколение мужчин, пригодных к войне. После этого Бог повелел им перейти реку Арнон и овладеть землёй к северу от этой реки, сказав: «С этого дня я буду наводить страх и ужас перед тобой на все народы под небесами, которые услышат о тебе. Они затрепещут. Из-за тебя их охватят боли, подобные болям во время родов» (2:25). Израильтяне захватили землю Сигона, а затем овладели царством Ога. Моисей заверил Иисуса Навина в том, что Бог и дальше будет сражаться за израильтян и поможет им захватить остальные царства. Затем Моисей попросил Бога позволить ему перейти Иордан и увидеть хорошую землю. Но и в этот раз Бог ответил отказом. Он велел ему назначить вместо себя Иисуса Навина, ободрить и укрепить его.
Далее Моисей подчёркивает важность соблюдения Закона Бога и велит ничего не добавлять к Его заповедям и ничего от них не убавлять. Непослушание приведёт к беде, поэтому Моисей предостерегает: «Будь осторожен и тщательно береги свою душу, чтобы ты не забыл всё, что видел своими глазами, и чтобы всё это оставалось в твоём сердце все дни твоей жизни. Расскажи об этом своим сыновьям и внукам» (4:9). Когда в Хориве Иегова объявлял Десять заповедей и на горе происходили внушающие ужас явления, израильтяне не видели никакого образа. Если они станут поклоняться каким-либо изображениям, они навлекут на себя гибель, поскольку, по словам Моисея, «Бог — это пожирающий огонь, Бог, требующий исключительной преданности» (4:24). Он любил их предков и избрал их потомство. Нет другого Бога на небесах вверху и на земле внизу. Моисей призывает израильтян слушаться Бога, чтобы им «долго оставаться на земле, которую... Бог даёт [им]» (4:40).
Закончив эту сильную речь, Моисей отделяет города Бецер, Рамоф и Голан, чтобы они были городами-убежищами на восточной стороне Иордана.
ВТОРАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ (5:1—26:19). В этой речи Моисей призывает израильтян слушать Бога, который говорил с ними лицом к лицу на Синае. Моисей повторяет Закон, внося некоторые изменения, и таким образом приспосабливает его к новым условиям жизни за Иорданом. Это не простое перечисление заповедей и постановлений. Каждое слово Моисея свидетельствует о том, что его сердце исполнено рвения и преданности Богу. Его интересует благополучие народа. На протяжении всей речи подчёркивается важность послушания Закону — послушания из любви, а не по принуждению.
Вначале Моисей повторяет Десять заповедей и призывает израильтян соблюдать их, не отклоняясь ни направо, ни налево, чтобы они надолго остались в Обетованной земле и чтобы их стало очень много. «Слушай, Израиль: наш Бог Иегова — один Иегова» (6:4). Израильтяне должны любить Бога всем сердцем, всей душой и всей жизненной силой. Они должны учить своих детей и рассказывать им о великих знамениях и чудесах, которые Бог совершил в Египте. Они не должны заключать брачных союзов с хананеями, погрязшими в идолопоклонстве. Бог избрал израильтян, чтобы они были его особой собственностью не потому, что они были многочисленным народом, а потому, что Бог любит их и верен клятве, которой он поклялся их предкам. Чтобы не попасть в западню демонической религии, израильтянам нужно уничтожить всех идолов в земле, в которую они войдут, и хранить верность Иегове, «великому Богу, внушающему страх» (7:21).
Бог 40 лет водил израильтян по пустыне, чтобы они исправились, научились смирению и поняли, что человек живёт не только манной или хлебом, но и каждым словом, выходящим из уст Бога. Все эти годы их одежда не изнашивалась и их ноги не опухали. Ещё немного, и они войдут в богатую землю, где ни в чём не будут нуждаться. Однако израильтянам нужно остерегаться ловушки материализма и самодовольства и помнить о том, что это Бог «даёт... силы приобретать богатство» и отнимает земли у нечестивых народов (8:18). Далее Моисей напоминает израильтянам, как они раздражали Бога. Они ни в коем случае не должны забывать о том, как Бог гневался на них в пустыне и поражал их болезнями, огнём и смертью; о том, как они поклонялись отлитому из золота телёнку, из-за чего против них вспыхнул жгучий гнев Бога и из-за чего пришлось ещё раз сделать скрижали (Исх. 32:1—10, 35; 17:2—7; Чис. 11:1—3, 31—35; 14:2—38). Израильтянам нужно служить Богу и оставаться ему верными, ведь он из любви к их предкам сделал их «многочисленными, как звёзды на небесах» (Втор. 10:22).
Израиль должен соблюдать «все заповеди», повиноваться Богу, любить своего Бога и служить ему «всем сердцем и всей душой» (11:8, 13). Если израильтяне будут послушны, Бог поддержит их и вознаградит. Кроме того, им необходимо усердно учить закону Бога своих детей. Израилю предлагается выбрать, каким путём идти: путём повиновения, который ведет к благословениям, или путём неповиновения, который ведёт к проклятию. Народ не должен идти «за другими богами» (11:26—28). Затем Моисей излагает законы, по которым они должны будут жить в Обетованной земле. Эти законы касаются: 1) религиозной жизни, 2) правосудия, власти и военного дела, а также 3) частной и общественной жизни.
1. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ (12:1—16:17). Войдя в Обетованную землю, израильтяне должны будут уничтожить в ней всё, что связано с ложной религией: высоты, жертвенники, колонны, священные столбы и изображения. Они должны служить своему Богу только «в том месте, которое выберет... Бог, чтобы там было его имя», и там все они должны радоваться «перед... Богом» (12:11, 12). В постановлениях об употреблении в пищу мяса и принесении жертв израильтянам неоднократно напоминается о том, что нельзя есть кровь. «Только будь твёрд в том, чтобы не есть кровь... [...] Не ешь её, и тогда тебе и твоим сыновьям после тебя будет хорошо, потому что ты будешь делать то, что правильно в глазах Бога» (12:16, 23—25, 27; 15:23). После этого Моисей строго осуждает идолопоклонство. Израильтяне не должны даже интересоваться обрядами ложной религии. Всех лжепророков нужно предавать смерти. Предавать уничтожению нужно также отступников — даже если ими становятся родственники, друзья или жители целого города. Далее следуют законы о чистой и нечистой пище, десятинах и обеспечении левитов. Не должны нарушаться права должников, бедных и рабов. В заключение Моисей напоминает о ежегодных праздниках, когда народ может выразить признательность Богу за его благословения: «Три раза в год все мужчины должны приходить к твоему Богу в то место, которое он выберет: в праздник пресных лепёшек, в праздник недель и в праздник шалашей, и никто из них не должен появляться перед Богом с пустыми руками» (16:16).
2. ПРАВОСУДИЕ, ВЛАСТЬ И ВОЕННОЕ ДЕЛО (16:18—20:20). Сначала Моисей даёт законы, касающиеся судей и начальников. Судьи должны стремиться к справедливости, поскольку Бог ненавидит, когда извращают правосудие и берут взятки. Далее говорится о том, как устанавливать чью-либо вину и решать судебные дела. «Чтобы предать человека смерти, нужны показания двух или трёх свидетелей» (17:6). Затем следуют законы для царей и назначается обеспечение для священников и левитов. Народ не должен заниматься спиритизмом, так как это мерзко для Бога. Заглядывая далеко в будущее, Моисей объявляет: «Твой Бог даст тебе пророка из твоего же народа, из твоих братьев, такого же, как я (его вы должны будете слушаться)» (18:15—19). Но лжепророк должен умереть. В конце этого раздела излагаются законы о городах-убежищах и мщении за кровь, а также устанавливаются правила ведения войны и оговариваются основания для освобождения от воинской обязанности.
3. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ (21:1—26:19). Здесь изложены законы, касающиеся различных аспектов повседневной жизни израильтян: обнаружения убитого человека, заключения брака с пленной неизраильтянкой, права первородства, наказания непокорного сына, повешения преступника на столбе, предоставления доказательства девственности, половых преступлений, кастрации, незаконнорожденных сыновей, обращения с чужеземцами, санитарии, выплаты процентов, исполнения обетов, развода, похищения людей, залога, заработной платы и остатков урожая. Нарушителю закона нельзя давать больше 40 ударов. Нельзя надевать намордник молотящему быку. Оговаривается порядок заключения левиратных браков. Гири должны быть точными, потому что Бог ненавидит несправедливость.
Ближе к концу этой горячей речи Моисей напоминает о том, как Амалик напал сзади на уставших израильтян, когда они шли из Египта, и призывает Израиль: «Изгладь из-под небес всякое упоминание об Амалике» (25:19). Когда они придут в Обетованную землю, им нужно будет с радостью принести первые плоды земли, а также из признательности к Богу принести десятины и сказать в молитве к Богу: «Посмотри из твоего святого жилища, с небес, и благослови твой народ Израиль и землю, которую ты дал нам, как клялся нашим предкам,— землю, где течёт молоко и мёд» (26:15). Если они будут исполнять эти заповеди всем сердцем и всей душой, то Бог поставит их «выше всех других народов, которые он создал» и они станут «для него «хвалой, славой и красотой», потому что будут «святым народом» для своего Бога, как он и обещал (26:19).
ТРЕТЬЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ (27:1—28:68). В этой речи Моисей вместе со старейшинами и священниками обращается к Израилю и перечисляет проклятия, которыми Бог накажет израильтян за непослушание, и благословения, которыми он вознаградит их за верность ему. Израильтян предупреждают об ужасных последствиях неверности. Если израильтяне, святой народ, будут слушаться голоса своего Бога, то они пожнут удивительные благословения и все народы земли увидят, что они называются именем Иеговы. Если же они будут непокорны, Иегова будет посылать на них «проклятие, смятение и наказание» (28:20). Бог поразит их отвратительными болезнями, засухой и голодом; их враги будут преследовать их и порабощать; они будут рассеяны и истреблены. Эти, а также другие бедствия постигнут их, если они не будут «тщательно исполнять все слова закона, записанные в этой книге, и бояться прославленного и внушающего страх имени... Бога Иеговы» (28:58).
ЧЕТВЁРТАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ (29:1—30:20). В земле Моав Бог заключает с Израилем соглашение. Это соглашение включает Закон в том виде, как его повторно изложил и объяснил Моисей. Народу предстоит жить по этому Закону в Обетованной земле. Торжественная клятва, которой сопровождается заключение соглашения, ясно показывает, что требуется от народа. В конце своей речи Моисей, призывая в свидетели небеса и землю, предлагает народу жизнь и смерть, благословение и проклятие и говорит: «Выбери жизнь, чтобы ты жил, ты сам и твоё потомство, любя твоего Бога, слушаясь его голоса и оставаясь ему верным. Ведь он даёт тебе жизнь и долголетие, чтобы ты жил в земле, которую Иегова поклялся твоим предкам Аврааму, Исааку и Иакову дать им» (30:19, 20).
НАЗНАЧЕНИЕ ИИСУСА НАВИНА И ПЕСНЯ МОИСЕЯ (31:1—32:47). Моисей записывает Закон и велит регулярно читать его перед всем народом. Затем он назначает вождём народа Иисуса Навина и говорит ему быть мужественным и твёрдым. Моисей пишет песню, которую израильтяне должны передавать из поколения в поколение, заканчивает написание книги Закона и распоряжается положить её около ковчега соглашения Иеговы. На прощание Моисей говорит всему собранию слова этой песни.
С самых первых слов своей песни Моисей показывает, что его наставление, подобное освежающему дождю, исходит от самого Бога. «Моё наставление польётся словно дождь, словно роса будут капать мои слова, словно ласковый дождь на траву и обильные ливни на зелень. Я буду провозглашать имя Иеговы. Превозносите величие нашего Бога! Он — Скала» (32:2—4). Моисей призывает израильтян рассказывать о совершенных делах Бога, его справедливых путях, его верности, праведности и честности. К своему стыду, израильтяне поступали мерзко, и это несмотря на то, что Бог был для них защитой в безлюдной пустыне, наполненной воем, охранял их, как зрачок своего глаза, и парил над ними, как орёл над птенцами! Иегова называл Израиль Иешуруном, что значит «поступающий честно», и обильно благословлял свой народ, так что тот раздобрел. Тем не менее, израильтяне возбуждали в Боге ревность чужими богами и были названы «сыновьями, которым чужда верность» (32:20). Мщение и возмездие за Богом. Он предаёт смерти и оживляет. Когда Бог наточит свой сверкающий меч и его рука начнёт суд, он обязательно отомстит врагам. Какую же уверенность это должно вселять в народ Бога! Верно говорится в конце песни: «Радуйтесь, народы, вместе с его народом» (32:43). Никакое сочинение обычного поэта не сравнится по красоте, силе и глубине с этой песней хвалы Иегове!
ПРЕДСМЕРТНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОИСЕЯ (32:48—34:12). Моисей получает последние указания, связанные с его смертью. Однако он ещё не закончил своего теократического служения — прежде он должен благословить Израиль. Произнося благословение, он вновь возвеличивает Бога — Царя в Иешуруне, окружённого сиянием и мириадами святых ангелов. Моисей называет племена Израиля поимённо, благословляя каждое племя в отдельности. Он восхваляет величественного Бога, говоря: «Древний Бог — убежище, и его вечные руки под тобой» (33:27). Затем Моисей, преисполненный признательности Богу, произносит последние слова, обращенные к народу: «Счастлив ты, Израиль! Кто сравнится с тобой? Ты народ, чьё спасение — Иегова» (33:29).
Обозрев Обетованную землю с горы Нево, Моисей умирает, и Бог хоронит его в Моаве. «Никто до сих пор не знает, где его могила», поэтому она не стала объектом почитания. Моисей умер в 120 лет, но «его зрение не ослабело и силы не истощились». Через него Бог совершил великие знамения и чудеса, и, как повествует последняя глава Второзакония, «в Израиле никогда не было пророка, подобного Моисею, которого Бог знал очень близко» (34:6, 7, 10).
ЧЕМ ПОЛЕЗНА
Последняя книга Пятикнижия, Второзаконие, подводит итог всему сказанному в предыдущих книгах, в которых провозглашается и освящается великое имя Иеговы Бога. Он единственный Бог. Он тот, кто требует исключительной преданности и не терпит соперничества со стороны демонических божеств, почитаемых в ложной религии. В наши дни всем христианам необходимо уделять серьезное внимание важным принципам, лежащим в основе законов Бога, и следовать им,— только так можно избежать проклятия в то время, когда Бог наточит свой сверкающий меч, чтобы отомстить своим врагам. Главным жизненным принципом христиан должна стать первая и величайшая заповедь: «Люби твоего Бога всем сердцем, всей душой и всей жизненной силой» (6:5).
Второзаконие часто цитируется в других книгах Библии, что углубляет понимание Божьих замыслов. Иисус цитировал эту книгу, отвечая Искусителю, а также часто ссылался на неё, разговаривая с людьми (Втор. 5:16 — Матф. 15:4; Втор. 17:6 — Матф. 18:16 и Иоан. 8:17). В Откровении прославленный Иисус ссылается на Второзаконие, предупреждая о том, что ничего нельзя прибавлять к словам пророчества Бога, записанным в свитке, или отнимать от них (Втор. 4:2 — Отк. 22:18, 19). Пётр приводит цитату из Второзакония, чтобы доказать, что Иисус есть Христос и Пророк, больший Моисея, которого Бог обещал дать Израилю (Втор. 18:15—19 — Деян. 3:22, 23). Павел цитирует эту книгу, когда говорит о вознаграждении тех, кто трудится, о тщательном рассмотрении слов свидетелей и о наставлении детей (Втор. 25:4 — 1 Кор. 9:8—10 и 1 Тим. 5:17, 18; Втор. 13:14 и 19:15 — 1 Тим. 5:19 и 2 Кор. 13:1; Втор. 5:16 — Эф. 6:2, 3).
Однако знания и силы черпали из Второзакония не только авторы Христианских Писаний, но и Божьи служители дохристианских времен. Нам нужно брать с них пример. Иисус Навин, преемник Моисея, в точности следовал повелениям Бога, уничтожая завоёванные ханаанские города (Втор. 20:15—18 и 21:23 — Иис. Н. 8:24—27, 29). В соответствии с Законом Гедеон удалил из своей армии тех, кто «боится и трепещет» (Втор. 20:1—9 — Суд. 7:1—11). Верность Божьим законам побуждала пророков смело и мужественно обличать отступивших от Бога жителей Израиля и Иуды. Прекрасный пример в этом подал пророк Амос (Втор. 24:12—15 — Ам. 2:6—8). Есть сотни примеров, в которых видна связь Второзакония с другими книгами Божьего Слова. Всё это показывает, что Второзаконие — важная и неотъемлемая часть единого, гармоничного библейского повествования.
Книга Второзаконие буквально дышит благоговением перед Всевышним Богом. Через всю книгу проходит призыв: прославляй Бога и будь всецело предан ему. Хотя христиане больше не связаны Законом, принципы, лежащие в его основе, остаются в силе (Гал. 3:19). Истинные христиане могут многому научиться из этой живой книги Божьего закона с её непреходящими принципами, с её прямотой и простотой изложения. Различные народы даже включили многие положения из Второзакония — частично или полностью — в своё законодательство, тем самым признав превосходство высшего закона Бога.
Более того, Второзаконие указывает на Божье Царство и позволяет больше о нём узнать. Каким образом? Когда Иисус Христос, назначенный Богом Царь, был на земле, он умело цитировал Второзаконие и ссылался на него, показав тем самым, что хорошо знает эту книгу. Когда Иисус будет править всей землей, он будет руководствоваться справедливыми принципами Закона, который был разъяснён в этой книге, и от всех, кто желает получить благословения через этого царского «потомка», потребуется соблюдать эти принципы (Быт. 22:18; Втор. 7:12—14). Поэтому важно начать жить по ним уже сейчас. Хотя Второзаконие было написано более 3 500 лет назад, принципы, изложенные в нём, ничуть не устарели. Они не утратят актуальности до самого нового мира, когда начнёт править Царство Бога.
Свидетельство о публикации №122071104568