Убить пересмешника. Пару слов о фильме

Пару слов после фильма "Убить пересмешника"
(Реж. Роберт Маллиган, США, 1962 год)

  Выдающийся фильм Роберта Маллигана «Убить пересмешника» (1962, США) я просмотрел до того, когда мне осталось перечитать последние страницы одноимённого романа Харпера Ли (не выдержал, велико было искушение!). Первое, что мне пришло в голову, когда я очнулся (волнение, непроизвольные слёзы, благодарность) – как же нелепы, односторонни, неглубоки наши подмены книги фильмом и наоборот. Конечно, нет никакой трагедии, если кто-то увидит только фильм, а некто прочитает книгу, не узнав о её гениальной экранизации. Когда же чтение предваряет просмотр или увиденное принуждает открыть книгу, то тогда понимаешь, что видишь двумя глазами, слышишь в полную силу и не одно, а два сердца бьются в груди. Как будто видишь звёздное небо января не из подвала городских многоэтажек, а на вольном просторе Пинежья, к примеру.
  Мы выросли, и с возрастом, с опытом жизни десятки советских фильмов потеряли над нами свою власть, прежнее обаяние, потому что мы поняли: жизнь сама по себе, а фильм – отдельно. Он нечто картонное, фальшивое, как декорации в театре и игра актёров для Наташи Ростовой в «Войне и мире». Она вкусила всеобщий обман (вернее – самообман), как в полной мере насытились и мы им. Наверное, поэтому мне, скажем, так дороги те советские фильмы, которые своей силой, талантом режиссёров, актёров, операторов, незаданностью, свободным, раскованным языком кинематографа преодолели испытание временем. С каким же нескрываемым удовольствием смотрят и мои дочки фильм «Девчата»! Десятки кинокартин, вошедших в нас, формировавших нас, и сотни, превратившихся в пыль… И нет во мне ни привкуса разочарования от того, ни боли, ни угрызений совести: поделом.
  Задача режиссёра, идущего вслед за литературным первоисточником, нелживо оживить страницы книги. Роберту Маллигану гениально удалось это сделать. Такое точное прочтение фильмом романа укрупняет и то и другое. Они живут и отдельно, и одновременно всегда сосуществуют для читателя-зрителя. Волшебная химическая реакция! Перетекают в уста актёров монологи и диалоги героев, и ты видишь: всё верно, ни нотки фальши. Оживают страницы защиты Аттикусом своего подзащитного, спасительный приход его детей и Дилла, жаркая речь милого Глазастика, обращённая в группе вооружённых мужчин, смущение Кенигена речью ребёнка, – думаешь: да, так всё и было в ту ночь. Обращаешься снова к тем же страницам, и перед тобой естественный, а не заданно приложенный визуальный ряд, – навсегда уже. (Как читая страницы о Пьере Бузухове, я не могу уже не видеть сквозь страницы романа образ, воссозданный игрой Сергея Бондарчука)
  Течёт не замечаемая тобой в волнении музыка Э. Бернстайна, улыбаются навстречу друг другу Глазастик и «страшила» Рэдли, побеждает презрительным молчанием адвокат Финч омерзительный плевок Юэлла, улыбаешься хрупкому, смешному, зубастому Диллу (какой довесок к прочитанному!), грустно поворачивается к нам Том Робинсон, уходящий в скорое своё небытиё, молча встают в почтении и благодарности к мужественному белому адвокату «черномазые», поднимают на ноги и его детей: «Ваш отец идёт»…
  Фильм огромнейшей силы, нестерильного благородства, где неуступчивое добро терпит временное поражение, но примером его только укрепляется в героях и зрителе. Почему-то жаль было «утраченной» сцены из романа Харпера Ли, когда в знак признательности Аттикусу негры несут и несут к его дому продукты. Но это уже личное, наверное.
  Не жаль времени, не стыдно слёз, чище душа.


Рецензии
Наверное, Вы похожи на Аттикуса. Человечность и достоинство. Важно на все времена. Потому и фильм такой - на все времена. Люди особенно остро начинают понимать и ценить эти качества, когда сами оказываются по уши в дерьме. Книгу не читала. Не попадалась. А фильм замечательный. Ваш текст о фильме - живая эмоциональная реакция. Искренне и необходимо. Но я хотела бы из него узнать ответ: почему "Убить пересмешника"? Честно, для меня это осталось загадкой, хотя план этого смысла манит и манит. Каждый эпизод тщишься соединить с этим названием. Помимо важного антирасизма там ещё что-то очень важное про человеческие отношения вообще. Впечатлил эпизод с бешеной собакой. Задумывает. Дети удивительны. По манере этот фильм почему-то в моей голове перекликается с фильмом "Путешествие Кэрол". Там девчонка-чудо. И тема столь же важна. Пожалуй, всё о том же. Прочла с удовольствием и радостью. Толика провинциальности в притягивании впечатлений о картине к милым "домотканостям": ну, конечно, все народы мира знают, как выглядит звёздное небо Пинежья, а потому озаботятся таким сравнением, читая Ваш текст. Это, наверное, лепта живущего в Вас краеведа. Все флаги в гости будут к нам на Пинежье. :) Может, никто ничего и не откроет. Ни в тексте, ни в Пинежье. Но они через такое нужной интонации слово, и, очевидно (коль такие сравнения), красоту дают надежду: что-нибудь да откроют. Я вот открываю для себя удивительного человека и автора.

Анна Дикар   30.07.2022 01:54     Заявить о нарушении
Аня, вчера прочитал к ночи... Приехал из мест, связанных с именем Рубцова. Поэтому даже сегодня толком сил не хватает что-то вразумительное ответить. Про "краеведа" учту. И перечитаю еще раз своё с этим уклончиком, свежо так...
Сбегал дважды в лес сегодня, принес черники и грибов. Отварил. Так что поспешай к часикам семи - на грибовницу и ягодницу.
Спасибо тебе, славная Аня!!!

Учитель Николай   02.08.2022 15:43   Заявить о нарушении
Только /щ/ас увидела. Да моя же радость, тихая наша с Рубцовым и вот с этим Учителем Родина! Неоглядная. Ненаглядная. И что нам теперь делать?! Да разве слаб/о/ тебе на грибы да по грибы весь мир созвать, даже пингвинов антарктических. Какие мы сильные. И какие мы слабые. Почему так? На разрыв. На раскол. Из огня да в полымя. Так нет же - вот - на грибы зовут. Ни огня, ни полымя - тихо. Как у Рубцова. Люблю! :) И ошибок-то, ошибок - ни одной (не нашла, без работы головую мою оставляете, мил человек). Красота и благодать. Мысленно вместе с Вами. На Пинежье.

Анна Дикар   02.08.2022 17:06   Заявить о нарушении
Только я не на Пинежье живу - на Вели, в районе Вельском той же области - Архангельской. А Пинегу... люблю очень. Часто бывал там. И многое там пережил.
Маленькая деревушка, Хозьмино. около 300 человек.

Учитель Николай   02.08.2022 18:00   Заявить о нарушении