Сюита
Друзья! Хочу поделиться с вами
своей аудио-записью -
С.В.Рахманинов Первая Сюита
для двух фортепиано.
Запись была сделана в 1998 году
на магнитофонную кассету
и недавно оцифрована.
В Сюите четыре части, и я подобрала
стихотворения разных лет,
которые кажутся мне образно
родственными Сюите.
I. Лодка времён года
Не под линейку речка и к ней ступеньки,
и облаков кудрявых неровен строй.
Вёсел мелькают исправные две коленки,
вдоль по теченью лодка скрипит строкой.
Летнее солнце оставив за косогором,
в золото ряски хмельной головой нырнув,
не заприметит, как осень военным горном
листьям трубя поход, тянет птичий клюв.
Вросшая в берег уютно дымит избушка,
тулится речка подмерзшим своим бочком.
Не под линейку, мальчишески непослушный
с неба на голову катится снежный ком.
Яблоком спелым луна на небесном блюдце.
Кружится вещих снов лебединый пух.
Лодка уснула. А птицы - они вернутся.
Ночь, а над речкой светлый клубится дух.
II. Лоза
От хаоса зимнего сна, от обета молчанья
очнулась, разбужена гулом поющей земли.
Ещё не желанье, а только его ожиданье.
Ещё не мотивы, а только лишь нота любви
звучит, чтобы соком пьянящим по венам разлиться,
озябшие ветки согреть виноградной лозы.
Ещё ей споют о любви перелётные птицы.
Ещё заиграют, заплачут в ней струны весны.
Всё будет: хмельные ручьи и цветов ароматы,
и ливни шальные и летний томительный зной,
и сочная спелая-спелая гроздь винограда,
и брызги вина, напоенного полной Луной.
Все будет: мелодия в пене шампанской родится,
и счастье в бокалах, и рук двух сплетенных лоза.
Ещё нам споют о любви перелётные птицы.
Ещё о любви мне твои всё расскажут глаза.
III. Слезы
Я могу кружевницей
ожерелье нанизывать.
Видишь, нитка искрится
чистотою неистовой
и бежит паутиной
далеко-далеко она.
Акварелью чуть видной
мотыльком нарисована.
И несётся волною
и строкой откровенною.
От ладони к ладони
вьётся тёплою веною.
Только б ей не порваться,
не рассыпаться звеньями,
онемевшие пальцы
леску держат, как лезвие.
Кто кого перетянет? -
это знать невозможно, и
я с ресниц собираю
самоцветы пригоршнями.
IV. Птица-колокол
Выше всех тополей и берёз
в золотой колокольной скворешне
птица-колокол бронзовый дрозд
приютился с семьёй безутешной.
Голосят молодые птенцы
всё малиновей с каждым усильем,
и разносят молитву весны
жаждой неба налитые крылья.
Дили-дон
дили-дон
дили-дон! -
перекатными волнами льётся
заколдованных птиц перезвон
о пути из-под купола к Солнцу.
Свидетельство о публикации №122071101120
Меж тем вдали то грустный, то веселый
Раздался звук обычной баркаролы.
В фортепианном дуэте музыкальные фрагменты настолько выразительны, что мысленно представляешь сказочный пейзаж великой красоты и вдохновения.
Созвучие безусловное, хотя "Лодка времён года" первая часть поэтического цикла кажется по смыслу отделена от итальянского значения . Но поэзия не может не объединять. Лодка, мелькание вёсел "исправные две коленки". Времена года прошли почти незаметно - легкими штрихами - от летнего солнца,"в золото ряски хмельной головой нырнув",до осеннего военного горна, "листьям трубя поход".Очень образно !
Серьезно сказано и о второй части цикла. "И ночь, и любовь"... То великий Байрон вдохновляет композитора, а сам композитор создаёт мастерскую школу исполнителей.
То час,когда в тени ветвей
Поёт влюблённый соловей,
Когда звучит любви обет,
Огнём живительным согрет.
И ветра шум , и плеск волны
Какой-то музыки полны.
Вообще, если вкратце и без технических терминов, то фрагмент из поэмы "Паризина" повествует о любовном томлении под соловьиное пение " в тени ветвей". Пьеса является примером идеальной звукописи. Отсутствие строгой схемы-своеобразная форма свободного материала.
В классическом понимании поэтического образа -это "истаивание" чувства.
Автор нашёл замечательное перевоплощение в названии "Лоза". От хаоса к гармонии , на предельном ожидании любви!
Ещё ей споют о любви перелётные птицы.
Ещё заиграют, заплачут в ней струны весны.
"Слёзы" сюиты позаимствованы у Федора Тютчева. Есть предположение, что Рахманинов написал цикл под впечатлением, навеянном воспоминанием о печальном звоне новгородских колоколов.
Третья часть стихотворной сюиты абсолютно кружевная, акварельная "мотыльком нарисована!" Воздушная.., а строки -ожерелье.
Финальная часть -это Аккорд "Светлого праздника"- Птица-колокол". Здесь и комментировать нечего.Восхититься и поздравить автора с великолепной работой.
Дили-дон
дили-дон
дили-дон! -
перекатными волнами льётся
заколдованных птиц перезвон
о пути из-под купола к Солнцу.
С УВАЖЕНИЕМ,
Владимир Иксанов 20.08.2022 11:53 Заявить о нарушении
Моя поэтическая подборка к Сюите не написана специально для Сюиты. Просто оказалось, что когда пишу, то Рахманиновские мотивы непроизвольно проникают в образный строй слов.
Лодка времен года была навеяна воспоминаниями об Ивановке и о реке Цне. О мостике, с которого Сергей Васильевич удил рыбу. О золотистой ряске на темном полотне реки, напоминающей палехскую роспись. Мы катались на лодке, заплывали в такие сказочные тенистые уголки и до сих пор у меня в ушах шелест этой ряски. И, хотя я и была в Венеции, но в этой Баркароле я в Ивановке. )
С написанием Лозы было что-то похожее. Начала стихотворение, а слухом незаметно окунулась во вторую часть Сюиты.
Слёзы тут, пожалуй, наиболее самостоятельное стихотворение. Но я люблю такого Рахманинова - капельного, по звуку в его собственных записях.
Колокола, конечно, наиболее крепко припаяны к Сюите.
Насобирала стихотворения, чтобы поделиться здесь музыкой - вот так получается ))
С благодарностью и уважением. Таня.
Татьяна Фермата 20.08.2022 14:25 Заявить о нарушении