День, когда остановилась Земля, 1951 год

ФИЛЬМ "ДЕНЬ,КОГДА ОСТАНОВИЛАСЬ ЗЕМЛЯ"
(1951 год. Роберт Уайз)

  Когда я стал смотреть фильм «День, когда остановилась Земля» (1951, реж. Роберт Уайз), подумалось: смогли бы наши в те же годы создать такой фильм, где изобразили бы себя как людей, бегущих в милицию при встрече с необычным? Нет, конечно. И даже во время оттепели не стали бы себя изображать такими напуганными, агрессивными, а всё человечество – как очень разъединённый организм. Режиссёр Роберт Уайз показал такой мир, без прикрас. Простодушный, отчасти декларативный фильм его вышел в нешуточное начало ядерной гонки между США и СССР. Поэтому он воспринимается зрителем как фильм-предупреждение: или вы остановитесь в своих опытах создания оружия массового уничтожения, или будете уничтожены. В свободных опытах кинематографа американцы, безусловно, многократно счастливее нас. Создавая фильм с какой-то карикатурной армией родной страны, с поспешными решениями своих перепугавшихся генералов, граждан-сексотов, Роберт Уайз, думаю, не боялся попасть за решётку или стать изгоем, оклеветанным собственной страной и её людьми. Да, ждали своего часа многие и многие книги русских авторов: роман «Мы» Замятина, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Реквием» Ахматовой, «Окаянные дни» Бунина и многие другие.
  С другой стороны, так ли уж и повлиял на политику Штатов фильм Р. Уайза?.. Стал ли он предметом обсуждения в его стране? Фильм с совершенно простыми и актуальными мыслями: ООН – организация всепланетная, в ней должно быть место всем государствам, и место равное, независимо от размера, богатства или нищеты, влияния; нужно научиться слушать друг друга и понимать партнёра по диалогу; вопрос жизни и смерти человечества – вопрос всех, а не США и СССР… И так далее.
Сюжет архи-прост. На Землю прилетает корабль инопланетян. Корабль-ревизор. Галактическое общество установило порядок, при котором ни от одного разумного сообщества не должно исходить угрозы. В миссии – человек и робот. Но человечество так агрессивно встречает их, что они вынуждены показать свою силу: останавливают на время всё движение на Земле, отключают свет (кроме больниц, аэропортов и т.д.). Земля и земляне в коллапсе. Увы, это не останавливает силовиков: галактического парламентёра убивают, учёных, собравшихся на площади, где сел корабль, хотят разогнать…
  Робот забирает тело инопланетянина и оживляет его. Ему удается донести тревогу и предупреждение до учёных и властных мужей мира (толерантность в кадрах эпизода в полном блеске!) и улететь, оставив землян решать самим свои проблемы, но «под колпаком» космических ревизоров.
  До сих пор, по-моему, симпатично смотрится внутреннее убранство НЛО и с улыбкой робот-монстр с его медлительными лазерами, стальными «штанами», гнущимися при ходьбе… Такая нарочито нагнетаемая, очевидно изобразительная музыка фильма. Инопланетянин, иногда так смахивающий в важности, театральности на какого-нибудь американского президента, «властелина мира».
  Но вот они осмелились пойти в кино на такое предупреждение. Обязательно почитаю о судьбе и прокате этой картины в США и в мире. Обязательно почитаю отзывы о нём.


Рецензии