Новая суббота

"Люди работают по воскресеньям
и праздникам, и на них сыпятся беды".
 (Святой Паисий Святогорец)


Исход. Глава 20:8-11:"Помни день субботний, чтобы святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему:не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его".

1. Толкования на Исх.20:8:"Помни день субботний, чтобы святити его":

1.1.Свт. Филарет (Дроздов) толкование на исх. 20:8:
"...Как в христианской Церкви празднуется Ветхозаветный день покоя — суббота?
Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.

Как в христианской Церкви исполняется четвертая заповедь? В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.

С какого времени празднуется воскресный день? День воскресный празднуется со времени воскресения Христа.

Как говорится о праздновании воскресного дня в Священном Писании? В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели после субботы, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян. 20:7). У Евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Откр. 1:10)...

Как следует проводить праздничные дни?Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.

Почему в праздничные дни запрещено работать?Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и Богоугодные дела.

Что следует делать в праздничные дни?В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви.

Следует ли делать то же самое и в рабочие дни?Такие дела можно делать и в рабочие дни — и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела".(Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О четвертой заповеди)

1.2.Прп. Никодим Святогорец толкование на исх.20:8:
"Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он – Господь субботы (Мф. 12:8), и не подчиняется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира. Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других. Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ. Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники, о чем пишет божественный Павел (1 Кор. 16).(Руководство к исповеди).

2. Толкование на Исх. 20:10:"а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих"

2.1 Толкование Свт. Григория Паламы на исх. 20:10:
"Один день недели, называемый Господним, посвящай Господу, воскресшему в этот день из мертвых, и предпоказавшему и предуверившему нас в общем воскресении. В этот день успокойся от всех мирских земных дел (Втор. 5:12; Откр. 1:10) освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию, воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего либо, не сделал ли упущений, исправляй себя во всем.
Пребывай в храме Божием, находись при общественном Богослужении и с светлою верою и незазорною совестию приобщайся Св. Тела и Крови Христовой. Положи начало жизни совершеннейшей и обнови себя, уготовляя себя к приятию будущих вечных благ, ради коих и в другие дни тебе не должно чрезмерно прилепляться к земным, в день же Господень ты должен воздержаться от всех, чтоб непрестанно пребывать с Господом, кроме самых необходимых и таких, без которых жить невозможно. Таким образом, ходя пред Богом, ты избегнешь поводов ко греху, не преступишь закона, не воспламенишь огня страстей, не подъимешь на себя бремени греха (Исх. 12:16; Иер. 17:24; Неем. 13:15; Мф. 12:2; Ин. 5:10), и освятишь день субботный, субботствуя бездействие относительно грехов. Подобно дню Господню проводи и прочие установленные Церковию великие праздники, соблюдая относительно их вышеизложенные наставления и предостережения"(Изъяснение десяти заповедей).

2.1.Толкование Св. Прав. Иоанна Кронштадтского на Исх.20:10:
"Слава Богу, что Он по Своей премудрости и благости установил праздновать день седьмой и посвящать его богомыслию, исключая всякое житейское дело. Люди, при всей забывчивости своей и поползновению к неблагодарности, невольно, так сказать, должны были приводить себе на память величайшие благодеяния Божии, явленные в творении мира или в воззвании его из бездны ничтожества к бытию. Христиане, новый Израиль! Вы празднуете НОВУЮ СУББОТУ, которая по важности своей не меньше древней. В субботу опочил от всех страданий Единородный Сын Божий, воззвавший разумную тварь Свою к новому, благодатному бытию от нравственной погибели. А в воскресенье Он воскресил с Собою из мертвых все человечество".(Дневник. Том I. 1856).

Итак, чтоже мы поняли, что в Священном Писании в Ветхом Завете, Исх.:20:8-11, сказано о 4-й заповеди Божьей:"Помни день субботний, чтобы святить его;шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его".
Господь дал эту заповедь ветхозаветным иудеям для того, чтобы они в этот день не согрешали, молились и благодарили Господа за создание всего и вся. Для того,чтобы они успокоились от суеты и от дел мирских,и приняли Святаго Духа. Чтобы люди успокоились и нашли успокоение от всех своих дел, прямо таки любых дел материальных, ибо если бы даже некоторые бы оставили одни дела, но делали другие, и тогда бы согрешали тем,что суетились и не находили бы себе покоя и не благодарили Господа за сотворение мира и человека как венца своего создания. Господь хотел,чтобы люди нашли духовный покой в этот день, не думали о еде и вещах мира сего, не думали и не заботились о работе мирской, "святили субботу", то есть почитали Бога, читали  Священное Писание, Псалтырь, молились и славили Господа. Чтобы, как говорили апостолы в Евангелие 1 Тим. 4:13:"занимайся чтением и учением, и 1 Фес. 5:17:"непрестанно молитесь". "Ибо кто таков, тот ежедневно духовно празднует субботу, а кто на самом деле беспокоен и постоянно занят земными делами, о которых написано: «Тяготы мира сделали их несчастными», те не могут обрести покоя, то есть субботы"(Свт. Кесарий Арелатский, Проповеди).
А когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю, то Бог явлен был воочию и дела Его святые были тоже явлены людям. На землю пришел Иисус Христос как Господин и субботы, и в нем исполнился Ветхий Завет целиком и полностью, а так как Ветхий Завет был исполнен и мера Ветхого Завета совершилась во Христе Иисусе, то и был дан Новый Завет. Почему и избраны апостолы были не из мирского, ученого рода, а из простых людей: рыбарей, необразованных, сборщиков податей и т.д., чтобы соделать их сосудами Духа Святаго и своим народом Божьим - народом Нового Завета. Потому и все уверовавшие в Господа Нашего и Спасителя Иисуса Христа и принявшие Крещение во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, живут теперь не по Ветхому завету, а по Новому Завету с Богом. Людьми Ветхого Завета люди были до принятия Иисуса Христа и таинства Крещения, а отныне все крещенные в Иисуса Христа - народ Божий, народ Нового Завета и как сказал Господь: "Се творю все новое", то и мы должны сообразовываться с новым творением. Ибо в Ветхом Завете не было и таинства причастия, а лишь праобраз Его в виде "агнца" на жертвеннике, а сейчас мы принимаем Тело и Кровь Господа Нашего Иисуса Христа под видом хлеба и вина, чтобы нам возрасти в жизнь вечную. Весь Ветхий Завет, это праобразы для православных, проявившиеся в Новом Завете. Христос умер за нас и воскрес ради нашего воскресения и дал нам заповеди новые, чтобы мы стали людьми Нового Завета. И почитая день воскресный, мы свидетельствуем о том, что наш Спаситель Иисус Христос не только умер, но и воскрес, чтобы и нам даровать воскресение. И кто не чтит день сей, тот отвергает и само учение Господа Нашего Иисуса Христа и пребывает в Ветхом Завете и находится не под благодатью, а под законом. А мы знаем, что  по закону мы все подлежим смерти, ибо наказание за грех смерть. Таким образом, мы, как православные христиане 4-ю заповедь Божию, данную нам через праведного Моисея в Ветхозаветное время как закон, несмотря ни на что, все-таки исполняем, но исполняем ее не так, как ветхозаветники, бывшие под законом: во-первых, мы в субботу не постимся в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования субботы, во-вторых, мы "субботу" святим и празднуем по иному, как "новую субботу", но только в воскресный день - день Воскресения Иисуса Христа! Так как именно в воскресение прослеживается "полнота" Святости дел Господних, ибо Господь Отец Наш так возлюбил человеческий род,что отдал Своего Единородного Сына Иисуса Христа на  смерть за грехи всего мира и всего человечества, Он воскрес  из мертвых и заключил с людьми Божьими - Новый Завет(Евангелие), которое считается Священным Писанием,но уже "Нового Договора" с людьми, обязательного к исполнению, ибо Евангелие  написано Святыми Богодухновленными Апостолами под наитием Духа Святаго! Теперь  воскресный день - это "новая суббота", его нужно свято проводить и богодухновенно, так, чтобы духовно быть спокойными,стяжать Духа Святаго, ходить в Храмы на литургию, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таинств, соблюдать заповеди Божьи,  ничего не делать грешного и мирского, свято хранить дела свои, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные во славу Божию, а также благодарить и славить Бога за всё!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу+
И ныне, и присно, и во веки веков+ Аминь

иконочка "Воскресения Христова" из интернета. Благодарю авторов.


Рецензии