Богобоязненность - лучшее из одеяний
Аллахом среди вас -
наиболее богобоязненный.
Коран, 49 : 13.
Вопрос приоритетности - это главнейший в исламе. Его фундаментальные столпы - это любовь к Господу и богобоязненность. Их основной признак, в свою очередь, есть твое отношение к людям – близким, не близким и далеким, ибо они творения Всевышнего. Разве можно любить Господа, не любя Его создания, вне зависимости от их вероисповедания, национальности и страны обитания?!.. Узреть, вопреки науськиванию «власть имущих и власть хотящих», в человеке другой конфессии и национальности не врага, а творение Создателя, пусть даже и заблудшее - это искусство быть истинно верующим в Господа.
Оберегая свою руку от посягательства и присвоения чужого имущества - ты любишь Вседержителя.
Не нанося вреда здоровью человека и тем более, не лишая его жизни - ты служишь Аллаху.
Не завидуя человеку, которому Всевышний дал больше, чем тебе - ты поклоняешься Ему.
Признавая способность, талант другого человека, данный Господом ему, а не тебе - ты благоговеешь перед Ним.
Храня себя от блуда плоти - ты боишься Аллаха.
Оберегая себя от блуда языка (сплетен, наговоров, оговоров) - ты почитаешь Аллаха.
Не забывая о своей ответственности и неся ее перед родителями, детьми, близкими и другими людьми, которые пришли в мир по Воле Всевышнего - ты любишь Его.
Используя во благо Дары Всевышнего – разум, свободу выбора и волю, ты преклоняешься перед .
Пользуясь этими Дарами Господа Милостивого и Милосердного, различая истину и ложь - ты благоговеешь перед Ним. И это благоговение станет стократ значительней, охватывающей сердцевину твоей нравственности и разума, если проникнуться глубиной содержания и сути следующего четверостишия.
Все сущее есть продолженья продолжений,
В твореньи нет начала, нет конца,
А в множестве «ученых» изложений незнанье
Непрерывности Творца.1
Отдавая предпочтение языку и письму другого народа, пренебрегаешь Господним даром - родным словом, речью и письменами. Исса Кодзоев писал на данный счет: «Всевышний создал свои творения уникально разными по языку и облику, жилищу и пище. Вставший на путь разрушения, сотворенного Господом, есть Богоотступник, враг Его и ненавистник».2
В основе его мысли лежат слова Всевышнего: «О люди! Поистине, Мы … сделали вас народами и племенами...»3 Определяющим признаком народа, его сердцевиной, душой и хранилищем культуры является язык. Он же, исходя из божественной мудрости и непререкаемой логики Священного Писания, дарован ему Господом. Язык предков - это послание Бога народу. В нем Он представил и отразил душу и сердце этноса, его уникальность. И если умирает язык, тогда его хранитель и носитель - народ, растворяется в других этносах.
Отрекаясь от истины, изменяя Родине, идя в услужение к ее врагам - ты предаешь Всевышнего, потому что эти злодеяния совершаются не во имя Веры и Отечества, а ради стяжания и властолюбия.
Говоря истину в глаза зарвавшимся власть имущим - ты служишь Господу, так как пророк Мухаммад (САС) говорил: «Лучший джихад - это быть способным встать и сказать правду в лицо тирану»(Абу Дауд).
Всецело отдаваясь во власть алчности, зависти, жестокости, бессердечия, равнодушия, блуда языка и вечно алчущей плоти - ты тем самым нечестивостью поступков демонстрируешь полное пренебрежение к Господу, Его назиданиям и предостережениям.
Не оценивая по достоинству - словом и поступком, добро, сделанное тебе другим человеком - ты впадаешь в грех неблагодарности Всевышнему. Об этой истине пророк Мухаммад (САС) говорил: «Неблагодарный людям - неблагодарен Аллаху» (Ахмад, Тирмизи).
Все это - результат того, что человек не использует дары Господа - разум, свободу выбора и волю. И тогда даже будучи искренне верующим, он совершает невольные грехи. Они связаны с тем, что он, идя на поводу никчемных страстей и чувств, загоняя разум на задворки сознания, не просчитывая последствия своих слов и поступков, наносит душевную рану тому, кто ему очень дорог.
В данном случае, после «возвращения» разума, начинает терзать чувство вины. И даже если тебя простит человек, раненый твоим необдуманным словом и поступком, ты, зажатый в тисках совести, сам себе не можешь этого простить. Ведь, даже в случае прощения, на сердце, раненного тобой человека, останется рубец. Всевышний знает лучше, но, может быть, и Он тебя тоже простит. Однако ты сам себе не прощаешь, терзаемый муками совести. Как же прав был Омар Хайям:
Раб страстей, я в унынье глубоком - увы!
Жизнь прожив, сожалею о многом - увы!
Даже если простит меня Бог милосердный,
Стыдно будет стоять перед Богом - увы!
А в жизни бывает безмерно стыдно стоять перед человеком, которому ты совершенно незаслуженно нанес рану.
Основа основ Веры состоит в том, чтобы блюсти Страх Господень. Это не означает, что человек должен зарыться в нору и трястись от страха перед Богом. Страх Господень - это страх быть гордецом, льстецом, лицемером, завистником, развратником, сплетником, лжецом, клеветником и бахвалом. Однако главное мерило и критерий Страха Господнего - это ужас и омерзение в сердце истинно верующего перед возможностью обратиться в вора, грабителя, насильника и убийцу другого человека и народа.
Все вышесказанное отражено, в том числе, и в одном из аятов Корана: «Одеяние из богобоязненности - лучше...» Как писал ас-Саади - автор Тафсира (толкования Корана), богобоязненность есть «духовное одеяние». Борода, хиджаб, прочие внешние атрибуты и обрядовые проявления при отсутствии истинной любви к Господу и богобоязненности - не есть признак Веры...4
Есть еще один аспект рассматриваемой проблемы. Как с позиций Корана и Сунны выглядит человек, истово исполняющий намаз, соблюдающий пост, поминающий Аллаха, носящий бороду или хиджаб, ретиво придерживающийся обрядовой составляющей Веры, но при этом совершающий греховные деяния и прегрешения, которые расходятся с установками ислама?
Исходя из принципов любви к Всевышнему и богобоязненности, на мой не богословский взгляд, все это относится и к тем спорам, распрям и баталиям, которыми сегодня поглощена исламская умма Северного Кавказа, в том числе и Ингушетии.
Хамзат Фаргиев
31. 01. 2016
Примечания
1.И. Ю. Костоев - бывший депутат РСФСР, автор проекта Закона «О реабилитации репрессированных народов».
2. И. Кодзоев. ГIалгIай (Ингуши), 3 : 262. Перевод автора статьи.
3. Коран, 49 : 13.
4. Коран, 7 : 26.
ТОЛКОВАНИЯ ИСЛАМСКИХ БОГОСЛОВОВ К ДАННОМУ АЯТУ
1.Толкование ас-Саади
О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние из богобоязненности - лучше. Таково одно из знамений Аллаха. Быть может, они помянут назидание. [[Аллах напомнил людям о милости, которую Он оказал им, наделив их всем необходимым для одеяния. Под одеянием здесь подразумевается не только красивое убранство, но и яства, напитки, верховые животные, красивые женщины и многое другое.
Аллах наделил Своих рабов всем, что им необходимо и даже более того, и разъяснил, что мирские блага не являются смыслом человеческой жизни. Он ниспослал их для того, чтобы люди использовали их для поклонения и повиновения Ему. Именно поэтому далее Всевышний сообщил, что самое лучшее одеяние - это богобоязненность. Она лучше мирской одежды, поскольку остается с человеком навсегда. Она не стареет и не изнашивается, всегда оставаясь украшением сердца и души.
Что же касается земной одежды, то ею можно прикрыть срамные места в определенное время или же в нее можно принарядиться, однако она не может принести человеку иную пользу. Кроме того, если человек лишен одежды, то его срамные места обнажаются, но это не причиняет ему вреда, поскольку он стеснен обстоятельствами. Если же он лишен богобоязненности, то обнажаются его духовные пороки, что обрекает его на позор и бесчестие. Вот почему одеяние является одним из знамений Аллаха, благодаря которому люди могут отличить то, что может принести им пользу, от того, что причиняет им вред, и воспользоваться внешним одеянием для того, чтобы привести в порядок свое духовное одеяние. Затем Господь предостерег потомков Адама от повиновения сатане, дабы он не смог поступить с ними так, как поступил с прародителем рода человеческого:]]
2. Толкование Аль-Мунтахаба
О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое скрывает вашу наготу, и красивые наряды. А одеяние богобоязненности - лучшее предохранение от наказания. Эти блага - из знамений, утверждающих Истину Аллаха и Его милосердие, чтобы люди всегда помнили Его величие и то, что Он единственный заслуживает поклонения Ему. История Адама - один из рассказов, показывающих, какое наказание ждёт за неповиновение Аллаху. Может быть, люди вспомнят об этом, будут повиноваться Аллаху и благодарить Его за блага, посылаемые Им!
Свидетельство о публикации №122070903427
Как мудры и правильны Ваши строчки.
Сколько в них истинности и глубины.
Взять бы нам людям и внять, проникнув и пропитавшись этой глубинной...
Спасибо Вам большое!
С теплом и благодарностью.
Сантиния 09.07.2022 13:29 Заявить о нарушении
Как-то начался между ними спор - диспут, о том, что чья вера лучше. Спорили жарко, страстно, но так и не смогли прийти к согласию и возведению на престол какой-либо одной конфессии. Лишь один из православных отцов не участвовал в споре. Имя его, к сожалению, не помню. Его спросили: "А почему ты, отец Х., молчишь? Что ты думаешь об этом". Отец Х. выдал отменную формулу единства религии, а не разобщенности и, значит, веротерпимости: "Наши перегородки до неба не доходят".
Разве это не замечательно сформулировано, вельмишановна, Сантиния? Я с тех пор, как прочитал эту быль, если при мне начинается подобного рода склоки, привожу эту быль.
Такого же рода рассуждения были у одного моего любимого писателя А. де Сент-Экзюпери: "Я так устал от словесных распрей, от нетерпимости, от фанатизма! К тебе я могу прийти, не облачаясь в какой-либо мундир, не подчиняясь заповедям
какого бы то ни было Корана, ни в какой малости не отрекаясь от моей
внутренней родины. Перед тобой мне нет нужды оправдываться, защищаться,
что-то доказывать; с тобой я обретаю душевный мир... За моими неуклюжими словами, за рассуждениями, в которых я могу и запутаться, ты видишь во мне просто Человека. Ты чтишь во мне посланца тех верований, привычек и пристрастий, которых, может быть, и не разделяешь. Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю".
Последнее предложение, наверное, можно назвать аксиомой, на основе которой должно строиться взаимоотношений людей, народов и конфессий.
Еще раз спасибо, Олеся, за отзыв.
Хамзат Фаргиев 10.07.2022 10:39 Заявить о нарушении
Но я знакома и с исламом, и с иудаизмом. И очень уважительно отношусь к разноверцам. Более того - многое для себя могу почерпнуть у них, потому как их философия во многом близка мне...
И я тоже за то, чтобы искать и находить то, что нас(людей) объединяет, а не различает.
Спасибо Вам, Хамзат, за очень мудрую быль и за не менее мудрые рассуждения моего тоже одного из любимых писателей.
С теплом и признательностью к Вам.
Сантиния 10.07.2022 12:58 Заявить о нарушении