Эссе Книга Числа
Кто написал: Моисей
Место написания: пустыня и равнины Моава
Написание завершено: 1473 до н. э.
Охваченное время: 1512—1473 до н. э.
СОБЫТИЯ, произошедшие с израильтянами во время их странствования по пустыне, были записаны в Библии для нашей пользы. По словам апостола Павла, «это стало для нас примером, чтобы мы не желали злого» (1 Кор. 10:6). В книге Числа, написанной живым языком, подчёркивается, что спасение зависит от освящения имени Бога, от полного послушания ему и от проявления уважения к его представителям. Божью благосклонность невозможно заслужить добрыми делами. Благосклонность Бога — это величайшее проявление его милосердия и незаслуженной доброты.
Название «Числа» связано с исчислением народа сначала у горы Синай и позднее на равнинах Моава, о чем повествуется в главах 1—4 и 26. Это название восходит к греческой Септуагинте, где книга носила название Аритмой. В латинской Вульгате она называлась Нумэри. Однако евреи дали книге более подходящее название — Бемидбар (озн. «в пустыне»). Еврейское слово мидбар обозначает открытое поле без каких-либо крупных поселений. События, описанные в Числах, происходили в пустыне к югу и к востоку от Ханаана.
Очевидно, в древности Числа были частью сборника, в который входили пять книг — с Бытия по Второзаконие, составлявшие один свиток. Первый стих начинается с союза «и», связывающего книгу с предыдущим повествованием. Следовательно, её, как и первые три книги, написал Моисей. На это также прямо указывает встречающаяся в самой книге фраза «Моисей записывал» и послесловие, в котором говорится: «Это заповеди и судебные решения, которые Бог дал сыновьям Израиля через Моисея» (Чис. 33:2; 36:13).
Прошло чуть больше года, как израильтяне вышли из Египта. Числа начинаются с событий, которые произошли во втором месяце, во второй год после выхода народа Бога из земли Египет, и охватывают следующие 38 лет и 9 месяцев, с 1512 по 1473 год до н. э. (Чис. 1:1; Втор. 1:3). Хотя события, о которых рассказывается в Числах 7:1—88 и 9:1—15, произошли раньше указанного выше периода, они приводятся как полезная дополнительная информация. Скорее всего, Моисей начал писать книгу в 1512 году, в то время, когда происходили первые описанные в ней события. Но закончить её он мог лишь в конце 40-го года странствования по пустыне, то есть в начале 1473 года до н. э.
В достоверности Чисел нет никаких сомнений. Засушливую землю, по которой странствовали израильтяне, Моисей описал как «великую и внушающую страх пустыню» (Втор. 1:19). И по сей день немногочисленные жители тех мест постоянно кочуют в поисках пастбищ и источников воды. Кроме того, подробные указания относительно размещения израильтян во время стоянок, порядка отправления в путь и трубных сигналов, используемых для управления лагерем, свидетельствуют о том, что книга действительно была написана в пустыне (Чис. 1:1).
Даже рассказ испуганных разведчиков, осмотревших Ханаан и сообщивших, что «его укреплённые города очень большие», подтверждается археологией (13:28). Современные археологические открытия показывают, что в то время жители Ханаана обеспечили себе прочное положение, воздвигнув ряд крепостей по всей протяжённости страны — от долины Изреель на севере до Герара на юге. Помимо того что города были окружены стенами и высокими башнями, их обычно строили на вершинах холмов. Всё это вселяло ужас в израильтян, которые не одно поколение жили на равнинах Египта.
Людям свойственно умалчивать о своих поражениях и преувеличивать свои победы. Однако в Числах честно сообщается о том, как Израиль был полностью разбит амаликитянами и хананеями, что указывает на правдивость этой книги (14:45). Она открыто признаёт, что народ проявлял неверие и относился к Богу неуважительно (14:11). Божий пророк Моисей откровенно пишет о грехах народа, своих племянников, а также своего брата и сестры. Не скрывает он и собственных грехов. Так, он рассказывает о том, что не освятил Бога, когда Бог дал воду в Мериве, и поэтому лишился возможности войти в Обетованную землю (3:4; 12:1—15; 20:7—13).
Книга Числа, написанная Моисеем,— неотъемлемая часть Писания, которое вдохновлено Богом и полезно. Это видно из того, что другие библейские авторы упоминали практически все главные события Чисел, а также многое другое, записанное в этой книге, и нередко подчёркивали значимость этих событий. Например, Иисус Навин (Иис. Н. 4:12; 14:2), Иеремия (2 Цар. 18:4), Неемия (Неем. 9:19—22), Асаф (Пс. 78:14—41), Давид (Пс. 95:7—11), Исайя (Ис. 48:21), Иезекииль (Иез. 20:13—24), Осия (Ос. 9:10), Амос (Ам. 5:25), Михей (Мих. 6:5), Лука, записавший речь Стефана (Деян. 7:36), Павел (1 Кор. 10:1—11), Пётр (2 Пет. 2:15, 16), Иуда (Иуды 11) и Иоанн, записавший обращение Иисуса к собранию в Пергаме (Отк. 2:14),— все они ссылались на книгу Числа. На неё ссылался и Иисус Христос (Иоан. 3:14).
Какой цели служит эта книга? Её повествование, несомненно, имеет не только историческую ценность. Книга Числа подчеркивает, что Иегова — Бог порядка, требующий от своих созданий исключительной преданности. Это ясно видно из рассказа об исчислении, испытании и очищении народа Израиль, который не раз навлекал на себя беду, проявляя непослушание и мятежный дух.
Эта книга была сохранена для будущих поколений, чтобы они, как писал Асаф, «полагались на Бога, не забывали дел Бога, но соблюдали его заповеди» и чтобы «они не становились как их отцы — поколение упрямое и мятежное, поколение, которое не подготовило своё сердце и чей дух не был верен Богу» (Пс. 78:7, 8). События, описанные в Числах, упоминаются во многих псалмах — духовных песнопениях, которые часто исполнялись израильтянами и созидали их духовно (Пс. 78, 95, 105, 106, 135, 136).
СОДЕРЖАНИЕ.
Содержание Чисел по смыслу можно разделить на три части. Первая (1:1—10:10) описывает события, которые происходили в то время, когда израильтяне стояли лагерем у горы Синай. Вторая (10:11—21:35) охватывает следующие 38 лет и один-два месяца странствования по пустыне вплоть до прихода на равнины Моава. Третья (22:1—36:13) рассказывает о событиях, происходивших на равнинах Моава, когда израильтяне готовились войти в Обетованную землю.
СОБЫТИЯ У ГОРЫ СИНАЙ (1:1—10:10). Уже около года израильтяне живут в районе горы Синай. Здесь они стали сплочённым, организованным народом. По указанию Бога проводится перепись всех мужчин от 20 лет и старше. Самым малочисленным оказывается племя Манассии (32 200). Самым большим — племя Иуды (74 600). Всего в народе 603 550 мужчин, годных к военной службе. В переписи не участвуют левиты, а также женщины и дети. В общей сложности в лагере, вероятно, три или более миллиона человек. Шатёр собрания, а также племя Левия размещены в середине лагеря. Остальные израильтяне по их трёхплеменным подразделениям размещаются в назначенных им местах вокруг шатра собрания по четырём сторонам света. Все племена получают указания относительно того, в какой очерёдности они должны отправляться в путь. Бог даёт повеления, и, как записано в книге, сыновья Израиля делают «всё так, как Бог повелел Моисею» (2:34). Они подчиняются Богу и проявляют уважение к Моисею, видимому представителю Бога.
Затем левитов отдают Богу в качестве выкупа за израильских первенцев. Левитов делят на три группы по их происхождению от трёх сыновей Левия: Гирсона, Каафа и Мерари. На основе этого деления определяется их расположение в лагере и обязанности. Левитам от 30 лет и старше поручается выполнять тяжёлые работы, связанные с переноской священного шатра. А более легкие работы левиты выполняют начиная уже с 25 лет — во времена Давида этот возраст был снижен до 20 лет (1 Лет. 23:24—32; Езд. 3:8).
Чтобы лагерь оставался чистым, Бог велит изолировать больных и совершать искупление тех, кто нарушает верность ему. Также он даёт указания относительно того, как быть, если муж сомневается в верности своей жены, и как должны поступать те, кто даёт обет жить как назорей перед Богом. Поскольку израильтяне, как народ, названы именем своего Бога, они должны соблюдать его заповеди.
Возвращаясь к тому, что произошло месяцем раньше (Чис. 7:1, 10; Исх. 40:17), Моисей рассказывает о том, как 12 начальников народа делали пожертвования в связи с торжественным открытием жертвенника. Никто из них не старался выделиться и не искал себе славы: каждый пожертвовал столько же, сколько и другие. Израильтяне должны помнить, что над этими начальниками и над самим Моисеем стоит Бог и что указания Моисею даёт именно он. Они не должны забывать о своих отношениях с Богом. Пасха должна напоминать им о том, как Бог, совершив великие дела, вывел их из Египта. И здесь в пустыне, год спустя после выхода из Египта, они празднуют её в назначенное время.
Бог ведёт свой народ таким же образом, каким он вёл его из Египта: днём — посредством облака, которое покрывает священный шатёр, то есть шатёр свидетельства, а ночью — посредством подобия огня. Когда облако поднимается, израильтяне отправляются в путь. Пока облако стоит над священным шатром, они стоят лагерем — несколько дней, месяц или дольше. В Библии говорится: «По повелению Бога они разбивали лагерь, и по повелению Бога они отправлялись в путь. Они повиновались Богу, делая то, что Бог велел им через Моисея» (Чис. 9:23). Поскольку приближается время покинуть гору Синай, вводится система трубных сигналов, чтобы созывать народ и регулировать передвижение различных подразделений лагеря во время странствования по пустыне.
СОБЫТИЯ В ПУСТЫНЕ(10:11—21:35). И вот в 20-й день второго месяца Бог поднимает облако от священного шатра, показывая тем самым, что Израилю пора покинуть Синай. Неся с собой ковчег соглашения Иеговы, израильтяне направляются на север в Кадес-Варни, который расположен примерно в 240 километрах от Синая. В течение дня, когда они идут, облако Бога движется над ними. Каждый раз, когда ковчег отправляется в путь, Моисей молится Богу, прося его подняться и рассеять своих врагов. А когда ковчег останавливается на отдых, Моисей просит Бога вернуться «к мириадам, к тысячам Израиля» (10:36).
Однако по пути в Кадес-Варни возникают трудности. Народ по крайней мере трижды жалуется перед Богом. В первый раз, чтобы усмирить израильтян, Бог посылает огонь, который пожирает некоторых из них. В другом случае, следуя примеру находящихся в лагере «людей из разных народов», израильтяне плачут и жалуются, что у них нет рыбы, огурцов, арбузов, порея, репчатого лука и чеснока, которые они ели в Египте, а только манна (11:4). Всё это сильно расстраивает Моисея, и он просит Бога убить его, чтобы не быть больше няней этому народу. Учитывая чувства своего служителя, Бог берёт часть духа, который на Моисее, и возлагает на 70 старейшин, чтобы они помогали ему и были пророками. Затем народ в изобилии получает мясо. Как это уже было однажды, Бог поднимает ветер, который пригоняет со стороны моря перепелов. Народ с жадностью набирает птиц, запасаясь сверх меры. Вспыхивает гнев Бога, и Он поражает многих в народе за их эгоистичные желания (Исх. 16:2, 3, 13).
Трудности продолжаются. Мариам и Аарон не видят в своём младшем брате, Моисее, представителя Бога и начинают роптать на него из-за его жены, которая недавно появилась в лагере. Они требуют больше власти, чтобы быть наравне с Моисеем. Моисей же «самый кроткий человек из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Бог сам исправляет их. Он объясняет, что Моисей занимает особое положение, и поражает проказой Мариам, которая, вероятно, является главной виновницей ропота. Только после того, как Моисей взывает к Богу, Мариам исцеляется.
Подойдя к Обетованной земле, израильтяне разбивают лагерь в Кадесе. Бог велит Моисею отправить людей, чтобы они разведали эту землю. Преодолев сотни километров, разведчики проходят всю землю с юга на север, вплоть до «входа в Хамат» (13:21). Через 40 дней они возвращаются из Ханаана и приносят великолепные плоды той земли. Десять из них проявляют маловерие, убеждая других израильтян, что глупо идти против такого сильного народа и таких больших укреплённых городов. Халев же, напротив, пытается успокоить народ, но безуспешно. Маловерные разведчики вселяют страх в сердца израильтян, заявляя: «Земля, которую мы ходили разведывать, пожирает тех, кто в ней живет, и все люди, которых мы там видели, огромные». Когда ропот в лагере перерастает в мятеж, Иисус Навин и Халев заверяют народ: «С нами Бог. Не бойтесь их» (13:32; 14:9). Несмотря на это, всё общество собирается побить их камнями.
Тогда в дело вмешивается сам Бог. Он говорит Моисею: «Долго ли ещё этот народ будет относиться ко мне неуважительно и не будет верить в меня, несмотря на все знамения, которые я дал среди них?» (14:11). Моисей умоляет Бога не уничтожать народ, ведь это наведёт позор на имя Бога и умалит его славу. Бог объявляет, что израильтяне будут скитаться по пустыне до тех пор, пока не умрут все, кто прошёл перепись, от 20 лет и старше. Из прошедших перепись только Халеву и Иисусу Навину будет позволено войти в Обетованную землю. Народ самонадеянно выступает против амаликитян и хананеев, но терпит сокрушительное поражение. Как же дорого им приходится платить за неуважение к Богу и его верным представителям!
Как видно, израильтянам ещё нужно учиться послушанию. Поэтому Бог даёт им дополнительные законы, в которых подчёркивается важность послушания. Когда они придут в Обетованную землю, необходимо будет совершать искупление тех, кто сделает ошибку. Однако тот, кто согрешит умышленно, должен быть непременно истреблён. Поэтому, когда один человек собирает дрова в субботу, нарушая этим Закон, Бог объявляет: «Этот человек непременно должен быть предан смерти» (15:35). Бог велит израильтянам делать по подолу своей одежды бахрому, которая будет напоминать им о его заповедях и о том, насколько важно их соблюдать.
Тем не менее в лагере снова вспыхивает мятеж. Корей, Дафан, Авирон и 250 начальников народа объединяются и восстают против Моисея и Аарона. Моисей хочет, чтобы Бог сам рассудил это дело. Он предлагает мятежникам взять сосуды для огня и фимиам и предстать перед Богом. Он говорит им: «Кого Бог изберёт, тот и свят» (16:7). Когда народ собирается, всему обществу является слава Иеговы. Бог немедленно производит суд. Земля трескается и поглощает семьи Корея, Дафана и Авирона. Затем Иегова посылает огонь, который пожирает 250 мужчин и Корея, принёсших фимиам. Уже на следующий день народ начинает обвинять Моисея и Аарона в том, что сделал Бог. Тогда Бог снова поражает израильтян, уничтожая 14 700 человек.
Ввиду последних событий Бог велит, чтобы все племена представили перед ним по посоху. Племя Левия тоже должно представить посох с написанным на нём именем Аарона. На следующий день становится ясно, что в качестве священника Бог выбрал Аарона, поскольку только его посох расцвёл и на нём появился зрелый миндаль. Посох Аарона должен храниться в ковчеге соглашения «как знак для мятежных сыновей» (Чис. 17:10; Евр. 9:4). Даются указания относительно десятин для поддержки священников, а также относительно использования очистительной воды с пеплом, оставшимся от рыжей коровы. Затем повествование снова переносит нас в Кадес. Здесь Мариам умирает, и её хоронят.
Народ снова стоит на пороге Обетованной земли, и здесь израильтяне начинают ссориться с Моисеем из-за того, что у них нет воды. Бог расценивает это как ропот на него самого. Тогда является слава Бога, и он велит Моисею взять посох и извлечь воду из скалы. Освятят ли Моисей и Аарон имя Бога? К сожалению, этого не происходит. Когда в гневе Моисей дважды ударяет по скале и народ, а также скот получает воду, Моисей и Аарон не воздают должное Богу. Хотя изнурительное странствование по пустыне почти закончено, оба они навлекают на себя неодобрение Бога и лишаются возможности войти в Обетованную землю. Аарон умирает на горе Ор, и первосвященником становится его сын Елеазар.
Израильтяне направляются на восток. Они хотят пройти через землю Эдом, но их не пускают. Поэтому они идут в обход. По пути народ снова ропщет на Бога и Моисея. Им опротивела манна, и у них нет воды. Чтобы наказать мятежников, Бог посылает ядовитых змей, и от их укусов многие умирают. В ответ на просьбу Моисея пощадить народ Бог велит ему сделать ядовитую змею из меди и прикрепить её к сигнальному шесту. Если тот, кого ужалит змея, будет смотреть на медную змею, то он останется в живых. Когда они идут на север, им преграждают путь воинственные правители: аморейский царь Сигон и Ог, царь Васана. Израиль поражает обоих царей и занимает их земли к востоку от Иорданской впадины.
СОБЫТИЯ НА РАВНИНАХ МОАВА (22:1—36:13).
С нетерпением ожидая того времени, когда они войдут в Ханаан, израильтяне разбивают лагерь на пустынных равнинах Моава, к северу от Мёртвого моря, на восточной стороне Иордана, напротив Иерихона. Видя огромный лагерь израильтян, моавитяне испытывают болезненный страх. Посовещавшись с мадианитянами, моавитский царь Валак посылает за гадателем Валаамом, чтобы тот проклял Израиль. Бог прямо говорит Валааму: «Не ходи с ними» (22:12). Но тот всё же хочет пойти ради вознаграждения. В конце концов он идёт, но его останавливает ангел. Ослица Валаама чудом начинает говорить и упрекает своего хозяина. Когда Валаам собирается произнести заклинание против Израиля, Божий дух побуждает его высказать четыре притчи, в которых говорится о будущих благословениях для Божьего народа. В них даже предсказывается, что от Иакова появится звезда и что от Израиля поднимется скипетр — правитель, который будет завоёвывать и истреблять.
Из-за того что Валаам не проклял Израиль, Валак приходит в ярость. Пытаясь задобрить царя, Валаам предлагает ему через моавитянок совратить израильских мужчин и вовлечь их в непристойные ритуалы, связанные с поклонением Ваалу (31:15, 16). Стоя на границе Обетованной земли, израильтяне отступают от истинного Бога: они предаются безнравственности и поклоняются ложным богам. Когда в гневе Бог начинает поражать народ, Моисей призывает израильских судей сурово наказать отступников. В это время один из начальников народа на глазах у всех приводит в лагерь мадианитянку и заводит её в свой шатёр. Видя это, Финеес, сын первосвященника, идёт за ним и убивает их обоих, вонзая копье в половые органы женщины. После этого поражение прекращается. К тому времени в народе погибает 24 000 человек.
Бог велит Моисею и Елеазару провести перепись, подобную той, что была сделана почти 39 лет назад у горы Синай. Перепись показывает, что численность народа не увеличилась. Наоборот, мужчин, годных к военной службе, оказывается на 1 820 меньше прежнего. Кроме Иисуса Навина и Халева, в народе не осталось никого из тех, кто прошёл перепись у Синая. Как и говорил Бог, все они умерли в пустыне. Затем Бог даёт указания относительно раздела земли в наследство. Он снова говорит Моисею, что тот не войдет в Обетованную землю, поскольку не освятил имени Бога у вод Меривы (20:13; 27:14). Преемником Моисея становится Иисус Навин.
Через Моисея Бог напоминает израильтянам о том, насколько важно соблюдать Его законы о жертвоприношениях и праздниках и серьёзно относиться к обетам. Бог также велит Моисею отомстить мадианитянам, поскольку они были причастны к тому, что Израиль стал поклоняться фегорскому Ваалу. Израильтяне начинают воевать с Мадиамом и убивают всех мужчин, в том числе Валаама. В итоге они оставляют в живых лишь 32 000 девочек и берут их в плен. Также они уводят с собой 808 000 животных. Ни один израильтянин не погибает во время этой войны. Сыновья Рувима и Гада, которые занимаются скотоводством, просят разрешения поселиться в земле к востоку от Иордана. Им обещают отдать её при условии, что они помогут остальным племенам завоевать Обетованную землю. Они соглашаются, и так племена Рувима и Гада, а также половина племени Манассии получают во владение богатое пастбищами плоскогорье.
После перечисления мест стоянок израильтян во время их 40-летнего странствования снова подчёркивается важность послушания Иегове. Бог даст им землю, но им предстоит стать исполнителями его судебных приговоров: они должны изгнать развращённых жителей той земли, погрязших в демонических культах, и полностью уничтожить их идолопоклонническую религию. Даётся подробное описание границ земли, которую Бог даст своему народу. Землю необходимо делить по жребию. Левитам, у которых нет наследственного владения, будет выделено 48 городов с их пастбищами (6 из них должны стать городами-убежищами для тех, кто совершит неумышленное убийство). Наследственные владения не должны переходить от одного племени к другому, например при заключении браков между представителями разных племён. Если в семье нет ни одного наследника мужского пола, тогда дочери, получающие наследство (как в случае с дочерьми Салпаада), должны выйти замуж за кого-то из своего племени (27:1—11; 36:1—11). Этими повелениями, которые Бог передаёт через Моисея, книга Числа заканчивается. Теперь сыновья Израиля наконец-то готовы войти в Обетованную землю.
ЧЕМ ПОЛЕЗНА.
На книгу Числа несколько раз ссылался Иисус Христос. Его апостолы и другие библейские авторы ясно показали ценность этой книги, полной глубокого смысла. Например, апостол Павел сравнил верное служение Иисуса со служением Моисея, о котором много написано в Числах (Евр. 3:1—6). В жертвоприношениях животных и окроплении пеплом молодой рыжей коровы мы видим очередное пророческое указание на жертву Христа, благодаря которой стало возможным гораздо большее очищение (Чис. 19:2—9; Евр. 9:13, 14).
Павел также показал, что случай, когда в пустыне из скалы потекла вода, имеет большое значение для христиан. Он писал: «Они пили из духовной скалы, которая следовала за ними, и скала эта представляла Христа» (1 Кор. 10:4; Чис. 20:7—11). Понятно, почему сам Иисус сказал: «Кто будет пить воду, которую дам ему я, тот больше никогда не будет испытывать жажды, но вода, которую я дам ему, станет в нём источником воды, который бьёт ключом и даёт вечную жизнь» (Иоан. 4:14).
Однажды на примере случая, записанного в Числах, Иисус объяснил, как через него Бог избавит человечество. Он сказал: «Как Моисей высоко поднял змея в пустыне, так должен быть поднят и Сын человеческий, чтобы каждый, кто верит в него, имел вечную жизнь» (Иоан. 3:14, 15; Чис. 21:8, 9).
Почему израильтянам пришлось 40 лет скитаться по пустыне? Так они были наказаны за неверие. В связи с этим апостол Павел предостерегал: «Берегитесь, братья, чтобы сердце у кого-нибудь из вас не стало злым и не имеющим веры, отдаляясь от живого Бога, но увещайте друг друга каждый день». Из-за своей непокорности и маловерия те израильтяне умерли в пустыне. «Поэтому сделаем всё возможное, чтобы войти в... [Божий] покой, чтобы кто-нибудь не пал, последовав тому же примеру непослушания» (Евр. 3:7—4:11; Чис. 13:25—14:38). Предостерегая от нечестивых людей, которые говорят оскорбительно о том, что свято, Иуда напоминает о жадности Валаама, который любил вознаграждение, и о бунтарской речи Корея, выступившего против служителя Бога Моисея (Иуды 11; Чис. 22:7, 8, 22; 26:9, 10). О Валааме, «который любил плату за злые дела», упоминает также Пётр. Кроме того, об этом пророке говорил прославленный Иисус Христос. В откровении, данном через Иоанна, он сказал, что Валаам научил моавитян, «как вовлечь сыновей Израиля в грех, чтобы они ели пожертвованное идолам и совершали блуд». Предостережение от таких нечестивых людей актуально для христиан и сегодня (2 Пет. 2:12—16; Отк. 2:14).
Когда один христианин в Коринфе впал в блуд, Павел, ссылаясь на Числа, написал собранию в этом городе о людях, которые «желали злого». Он призвал: «Не будем заниматься блудом, как некоторые из них: они совершили блуд — и в один день пало двадцать три тысячи» (1 Кор. 10:6, 8; Чис. 25:1—9; 31:16). А что можно сказать о случае, когда израильтяне сетовали на то, что повиновение Божьим заповедям влечёт за собой одни трудности и что им надоела манна, которую давал Бог? Имея в виду этот случай, Павел говорит: «Не будем испытывать Бога, как некоторые из них испытывали его и погибли от змей» (1 Кор. 10:9; Чис. 21:5, 6). Затем Павел продолжает: «И не ропщите, как некоторые из них роптали и были истреблены губителем». Какие же горькие плоды пожал Израиль из-за своего ропота против Бога, его представителей и того, что он им давал! «Всё это происходило с ними как примеры», а потому должно служить для нас ясным предостережением, чтобы мы продолжали служить Богу, во всём доверяя ему (1 Кор. 10:10, 11; Чис. 14:2, 36, 37; 16:1—3, 41; 17:5, 10).
Числа также помогают лучше понять другие части Библии (Чис. 28:9, 10 — Матф. 12:5; Чис. 15:38 — Матф. 23:5; Чис. 6:2—4 — Луки 1:15; Чис. 4:3 — Луки 3:23; Чис. 18:31 — 1 Кор. 9:13, 14; Чис. 18:26 — Евр. 7:5—9; Чис. 17:8—10 — Евр. 9:4).
Поистине, книга Числа вдохновлена Богом и полезна. Ведь она учит нас тому, насколько важно слушаться Бога и проявлять уважение к тем, кого он поставил над своим народом. Через предостерегающие примеры в ней осуждаются злые дела. В ней описываются события, имеющие пророческое значение. Эти события обращают наше внимание на Спасителя и Вождя, которого Бог впоследствии дал своему народу. Без этой книги не была бы полностью раскрыта важная тема Библии — установление Божьего Царства, справедливого небесного правительства, во главе с Иисусом Христом, назначенным Богом Посредником и Первосвященником.
Свидетельство о публикации №122070804035