Хичкок Ребекка

Хичкок. "Ребекка" (1940)

  Есть нечто романтическое в драме Альфреда Хичкока «Ребекка». Фильм вышел на экраны в 1940 году, а на следующий год получил «Оскара» со всем немыслимыми придаточными премиями. Наверное, потому, что люблю и отчасти знаю поэзию, то «читаю» фильм как поэтическое произведение определенной эпохи (она не обязательно та, в которой рождался фильм), определённого жанра, направления, стиля… Хичкок, как мне кажется, немало взял от стилистики, настроения романтизма поэзии, выразительности раннего кинематографа. Демонизм, тайна, загадочность, не покидающее нас до финала огромное напряжение, страсти, недоговорённости, мистические элементы, крупно, ярко обозначенные пороки и добродетели (но с привкусом умолчания) – всё это связывает фильм Хичкока с романтической балладой или поэмой.
  Сценарий фильма написан по одноимённому роману Дафны Дюморье. По жанру это детектив. Один из лучших в ушедшем столетии. В 2000 году роман вообще получает премию Энтони и называется одним из лучших романов века.
  Изобразительность фильмов Хичкока, градус чувствований в них велик. Иногда этот градус может показаться изматывающим, жестоким. Наверное, температура давления на зрителя может оказаться для кого-то пугающей, неприемлемой. «Ребекка» буквально до финала не воспринималась мной как детектив (а если и да – то как мистический детектив, где «расставить все точки на «и» не так уж и важно, а важно раскачивание светлого и чёрного, любящего и ненавидящего, их «объятия», порой противоестественные). Как к лицу фильмам Хичкока чёрно-белое, тени, столкновение цвета даже в одежде, как в чёрном демоническом платье миссис Дэнвэрс, связанной смертно с погибшей женой Максимилиана де Винтер (возможно, умолчание их лесбийских отношений с хозяйкой замка Мэндерли)!
  Но и на самых демонических фигурах фильма: первой миссис де Винтер и миссис Дэнверс – лежит отсвет трагического: сознательное движение первой к смерти, скрытие от мужа страшного диагноза – рак; гибель второй в горящем замке, подожжённом ей же… Откровенно пошл, развратен, циничен, гадко изобретателен только Фавелл.
  Эти суровые скалы, холодные волны, высокие полузатемнённые залы, чудящиеся шаги, запуганный Роберт – всё, что душит в холодных объятиях новую хозяйку замка, может и присниться впечатлительной натуре в страшном сне…
  Кажется, куда ей, доверчивой, искренней, не искушённой, во многом ребёнку, выступить против тёмных живых и мёртвых сил Мэндерли! И большая часть гениальной работы Хичкока только в ожидании того, когда же дрогнет, не выдержит – погибнет или сбежит. И мы мечемся душой между слезами, болью Максима и молодой миссис Винтер и их любовью, сближением, самоотверженностью, заботой.
Хичкок, как и в драме «Марни» не даёт нам облегчённо вздохнуть до последних минут фильма.
  Тайна гибели миссис де Винтер остаётся не раскрытой следствию. Её знают только главные герои. Сокрытие истины – из счастливых. И это вполне справедливо. Герой не виноват. Его страдания искупаются.
  Замок сгорает. Он может явиться во сне. Но зло одолевается.
  Великий фильм всегда «грезит» лучшими страницами мировой литературы, предшествующей ему и будущей. Не исключение и выдающийся фильм «Ребекка».


Рецензии