Риск в экстремальных путешествиях по воде
Эту статья родилась у меня после увиденного в интернете трагического происшествия на Катуни, когда погиб инструктор рафта, во время прохождения порога «Тельдекпень – два». Эти события есть в интернете; оверкиль снят с берега и всё понятно до мельчайших подробностей…
Тяжелая лодка с гребцами – клиентами двигалась по струе порога на веслах, когда под правым бортом открылась громадная воронка – щель и резко накренила рафт. С верхнего борта посыпались вниз гребцы, сбивая с мест, сидевших на нижнем борту; центр тяжести судна стремительно изменился, рафт встал на ребро и все девять человек, как горох, отпали от судна. Лодка в перевернутом состоянии продолжала движение по центру порога, а люди попали в противоток и коварные струи Тельдекпеня потащили их в обратную сторону, образуя воронки. В одну из них и попал сам инструктор.
Я много лет посвятил водному туризму, и подобные события больно отзываются в памяти. Настоящие водники – все профессионалы, которые по сорок – пятьдесят лет посвятили этому занятию. Они знают много полезного для безопасности в экстремальном водном туризме и мой рассказ, основанный на реальных событиях, надеюсь, кому-то поможет предварить серьезные неприятности.
Каждому из нашего водяного братства приходилось спорить с водой; и мы знаем, что вода – это чуждая человеческой жизни стихия, пригодная для рыб. И если ты садишься в лодку, то должен предусмотреть законы безопасности непременные для воды.
Без лодки в бурной воде жить очень сложно. Главное для жизни – дыхание не всегда возможно в критических обстоятельствах. Каждый водник знает, что лучше ухватиться за лодку, плот, катамаран и гора воздуха, обеспечивающая её плавучесть, позволит вам дышать и продолжать работу по выживанию. При оверкиле - главное не отцепляться от судна, и избежать травм при ударах о камни, и другие препятствия. Не потерять драгоценные доли секунды и постараться управлять ситуацией.
Лодке дышать не надо, она вынырнет из под воды и вывезет вас на себе на спокойную воду. В реке все движется, меняется обстановка каждое мгновение и главное - владеть ситуацией. Даже речные воронки не смогут поглотить судно в недра подводного мира. Мне приходилось вращаться в громадных воронках на той же Катуни сидя на катамаране, когда из воронки видно было только небо. В другом походе - большой шестиметровый камерный плот из семидесятых лет двадцатого века, Тельдекпень крутил , как козявку, в громадной воронке, притопив половину плота в воронке и гребцы половины плота стояли, притопленные, по колено в воде, а вторая половина команды вращалась вместе с висящими камерами над водой по воздуху. Дикая сила спрессованной воды, её сшибающихся струй в глубоком каньоне, способна ломать толстые стволы деревьев, как спички.
Когда-то давно, лет сорок назад, когда я начинал осваивать искусство водного туризма – мне попалась замечательная книжка мастера спорта по туризму – А.Е. Бермана. Называется она «Юный турист». Эта великолепная книжка прочитана многими поколениями и до сих пор архи актуальна для начинающих путешественников и очень интересна для любого читателя. Книга вышла в 1977 году в издательстве физкультура и спорт в Москве и много раз переиздавалась . Сегодня она есть в интернете. И это очень хорошо для вас дорогой читатель. Можно назвать её азбукой путешественника. Там есть всего понемногу и о пешеходном и о водном туризме и об альпинизме… Она достойна внимания любых путешественников.
В 1993 году на Катуни, при ударе моего катамарана в косой вал, отходящий от береговой скалы, мой напарник, не опытный турист, вылетел с катамарана и угодил в маленькую воронку, на грани струи и противотока. Только через шестнадцать секунд его поднял спасательный жилет на поверхность. Он был уже вялым и скучным, неактивным, не способным к борьбе. Катамаран крутило в противотоке и я не успел подтянуться к нему, когда вторая воронка утопила его через минуту. На сей раз, он пробыл под водой в два раза меньше времени, и центральная струя потащила пловца к следующему порогу, где мне всё-таки удалось его через минуту догнать. Но какая это была долгая минута, как целый час.
С каким наслаждением Александр, так его звали, уцепился за катамаран, что кое-как удалось затащить его на дутик - баллон катамарана. Следующий порог, куда нас немедленно пригласила Катунь, - он прошел лежа в обнимку с дутиком, прицепившись, как пиявка к артерии. И мне одному пришлось управлять судном.
Позже, мой напарник, Саша, рассказывал, что в глубине было темно, и все его усилия, всплыть досрочно, стихия игнорировала. И ещё: сильное давление спрессованной воды осталось в его памяти на всю жизнь. С тех пор мы стали прикреплять по периметру баллонов катамаранов прочный репшнур, за который можно было в любую долю секунды ухватиться при внезапной необходимости. Эта леерная обвязка, как её потом назвали, много раз выручала путешественников в острые моменты сплава.
Водный туризм, как и все экстремальные виды спортивного туризма не позволяет расслабляться. Река ежесекундно меняется. Страховка начинается с берега. Каждый садящийся в лодку, должен знать, как удержаться в судне в неожиданной ситуации.
На рафте, с которого высыпались туристы - была бортовая обвязка – страховочные леера по всему периметру. Внутри судна на днище – натянуты веревки, под которые вставляются ноги гребцов во время движения судна, чтобы не свалиться во время гребка. Мокрая ткань плота всегда скользит под работающим гребцом и это надо учитывать.
Усаживаясь на свое рабочее место, гребец должен потренироваться в стремительном действии удержания за плот. Заранее!, найти точки надежной фиксации; при необходимости можно использовать дополнительные страховочные фалы и карабины.
Каждому гребцу желательно иметь специальный нож – стропорез для отсечения веревок в критической ситуации. Бывает, что люди запутываются в веревках под водой и времени для распутывания нет. В таком случае на груди спасательного жилета есть специальное крепление для стропореза. Он может выручить вас, если какой-нибудь репшнур мешает вам действовать в бурной воде. Обычный нож в бурной воде, когда вас трясет и дергает струя, опасен, он может случайно проткнуть баллон плота и поранить самого гребца. Стропорезом невозможно проткнуть дутик, но он хорошо режет тонкие верёвки.
На Катуни самые опасные пороги связаны со сложными турбулентными водными противотоками и воронками. Это порог Аяльский, Тельдекпень один и два и многие другие. Мощные тысячетонные струи реки на большой скорости ударяются в неровные скальные выступы изломанного каньона реки вода завихряется, пульсирующие приливы центральной струи образуют большие воронки и водяные выбросы, грибы «поганки», внезапно выныривающие из под воды спрессованные струями , способные накренить и даже опрокинуть лодку. Были случаи, когда в воронках отрывало днище плота ПСН в Тельдекпенских порогах.
Длинный скальный отвесный коридор, уходящий в глубину на десятки метров, не позволяет пловцу выбраться на берег самостоятельно. Воронки и вихревые подводные струи затягивают человека под воду в спасательном жилете малого объема, до десяти – двенадцати литров. Тридцатилитровые спасжилеты держат на воде надежнее, но они объёмные и мешают комфорту. Поэтому, гребцы, особенно каякеры, используют спасжилеты маленького объема, не достаточные для комфортного дыхания, плывущего в активной струе человека. Спасательный жилет должен поднимать хозяина над водой, таким образом, чтобы подбородок был выше поверхности воды. Пена и брызги над водой не позволяют сделать нормальный вдох.
Путешественник по воде должен быть готов к погружению. Каждый не тренированный человек способен задержать дыхание на тридцать – сорок пять секунд. Чаще всего спасательный жилет вытягивает пловца на поверхность за это время. Собираясь в плавание по бурной воде, надо обязательно потренироваться, -постарайтесь научиться задерживать дыхание при любой подозрительной, плещущей в лицо ситуации. При попадании в легкие воды начинается сильный кашель, который очень опасен тем, что можно захлебнуться от любых брызг...
Грамотные инструкторы всегда предупреждают об опасностях и делают тренировочные занятия с путешественниками.
Если вы решились рискнуть на сплаве по порожистой реке – научитесь и будьте готовы не отпускаться от судна, не волноваться в неожиданных ситуациях и даже нырять.
. В порогах с большими валами, где течение стремительно, необходимо знать, что в случае нештатной ситуации – главная опасность – это брызги воды и пена на поверхности бочек – пенных ям с подводным противотоком навстречу струе. Научитесь вовремя закрывать рот и не дышать, если вал накрывает вас с головой. Обычно человека в спасжилете из бочек вода вышвыривает с притапливанием; тогда, как катамараны и надувные лодки могут подолгу кувыркаться в этих самых бочках. В Пороге Лом на реке Ак-Алахе горного Алтая даже громадные плоты-бублики вода не отпускает десятками минут из огромной бочки, перегораживающей почти всю реку. Приходится выдергивать команду из бочек береговой группе страховщиков с помощью специальных бросательных морковок – веревок с попловками, которые забрасывают с берега на терпящий бедствие плот. Места такие известны на реке Чуя, порог Турбинный в большую воду, порог Малыш в Можойском каскаде.
Если вы пустились в автономное плавание в спасательном жилете по воле судьбы, - не старайтесь паниковать, это не поможет. Течение вынесет вас на спокойный участок, где вам удастся добраться до берега. На большой широкой реке ещё надо потрудиться, чтобы доплыть до берега. Ваша жизнь – в ваших руках. Не расслабляйтесь и упорно стремитесь к спасению. В холодной воде человек без гидрокостюма сохраняет активность не более десяти минут. Потом наступает окоченение.
Всякая авантюра хороша, когда вы представляете и знаете процесс и заранее готовы к предполагаемым неожиданностям. Водный туризм на реках высшей категории сложности – это серьезное профессиональное занятие и требует большой подготовки. Новичку, прежде чем наступить на плот, необходимо научиться выживать в бурной воде и знать приемы самоспасения. Не всегда спасатели рядом и не всегда вода позволяет отобрать человека. Были случаи, когда опытные водники гибли на плоту, заклиненном в пороге на собственном рабочем месте в водопадной струе, которая выше сил человека; так случилось в 2007 году на пороге Ворота реки Кадрин. Несколько жизней отобрал порог Карагемский прорыв, высшей категории сложности реки Аргут, когда разрушились в мощных водопдных сливах несущие узлы рамы плота бублика.
Тысячи случаев убеждают нас в оправданности риска, когда после оверкиля, гребцы не отцепляются от судна и плот выносит их на спокойную воду, где можно причалить к берегу или забраться на судно в потоке. Автономное плавание в спасательном жилете по неизвестной рек увеличивает риск.
Путешествия приносят нам уверенность в своих силах, удовольствие от общения с друзьями, любовь к природе и наслаждение активными ритмами самого существования.
Путешествуйте друзья, удачи вам и доброго опыта.
Мастер спорта по водному туризму, Евгений Лебедев
Свидетельство о публикации №122070604075
Удивили и порадовали! Респект! Уважаю и люблю бесстрашных героических мужчин! Может быть, поэтому свою жизнь я доверяла только героическим мужчинам!
В юности ходила в горы, поднималась на озеро Искандеркуль на Памире... Красивей гор ничего нет, только там чувствуешь себя Человеком.
С уважением, сердечным теплом и самыми прекрасными пожеланиями, Таня
Татьяна Воронцова 30.07.2022 18:55 Заявить о нарушении
Евгений Лебедев 7 31.07.2022 07:34 Заявить о нарушении