Фильм Чёрный Орфей

  Фильм «Чёрный Орфей» высекал в памяти, прямо во время просмотра, кончаловский «Романс о влюблённых». Разные страны, разное время, разные сюжеты… А вот истовость их роднит. В «Романсе» безумие любви на ноте, которую смертным не вынести. Чувствуешь кожей гибельность и сладость одновременно. Истовость горя потерявшего любимую героя, за которым тоже мерещится пустота и смерть. Нужно прерваться тому и другому, обрести нужное равновесие, чтобы сказать тихо и проникновенно «люблю», снова увидеть за окном прекрасный мир и жить в тихой глубине приобретённого покоя и счастья. Душа рвётся речитативами поэтического либретто, звуками гитары, запредельным голосом певца, пьяным куражом, таким полетом любви, что дышать трудно…
  Звуки бразильского карнавала и непрерывное течение людей, в танце, страстях, ревности, любви и ненависти, празднике жизни не покидают, кажется, ни одного кадра фильма «Чёрный Орфей». И в самом начале фильма смерть выходит на охоту, смерть берёт след любви, сопровождает её и настигает. Её лицо, явленное и безликое, мерещится нам и проступает в маске смерти, в образе убийцы. И всё равно неугасимый праздник «жизни бедной» топит страшное, гибельное в себе. Бразильский карнавал не смолкает с первых кадров до последних и переживается нами как взлёт творческого духа бедных людей, их единение, которое перетопит любое горе. И у него есть свой певец – Орфей, а у Орфея возлюбленная – Эвридика. Вот такая прихоть, такая якобы случайность, которая, однако, обращает нас раз за разом к одному из самых красивых мифов древности. И даже в конце фильма, на сектантской вакханалии, его мотив вспыхивает в последний раз, опошленный, звучит издевательски, глумится над героем… Но и их жалеешь, охваченных медитативным исступлением, жалких, обкуренных, потрясённых магическими песнопениями, забывающих свой горе, молящихся по-своему, примиряющихся с суровой жизнью.
Орфей находит Эвридику накануне карнавала, накануне своего торжества, любимый простыми людьми, двумя замечательными мальчишками, женщинами, и теряет её в финале карнавала.
  Марсель Камю, режиссёр фильма, не даёт нам времени на ощущение пустоты, утраты праздника жизни, какая есть в «Романсе о влюблённых». От удара камнем в голову Орфей с бездыханной Эвридикой падают в глубокую пропасть. Мы видим их внизу как на огромном смертном ложе в объятиях друг друга и ласковом обхвате диковинного зелёного растения. И ничего больше! Мальчишки у обрыва под звуки гитары встречают восход. Они верят в то, что звуки музыки чудесным образом пробуждают светило – так учил их Орфей. К ним выходит маленькая эвридика, и под музыку и танец жизни они уходят, приплясывая над океаном, красивейшей долиной со сказочным городом Рио-да-Жанейро. И смерть, трагедия кажутся фарсовыми перед лицом величественного мира и детей, перенявших уроки Орфея и Эвридики.
  Фильм Марселя Камю «Чёрный Орфей», снятый в 1959 году, по стилистике своей один из самых неповторимых фильмов двадцатого века. Острые уколы человеческих судеб, лечащиеся вечным, неизбывным потоком жизни. Ряды карнавала смыкаются вокруг пустот, смертей, трагедий и текут себе дальше, сохраняя как прекрасную легенду необыкновенную любовь бразильских Орфея и Эвридики. И никакого ада.
Красивый фильм. Красивый народ. Бессмертный.


Рецензии