Символика орнамента ко Дню Незалежности

Вчера в Беларуси праздновался Дзень Незалежности (День Независимости).

Дату Незалежности удалось подобрать не сразу.

3 июля считается днем освобождения Минска — столицы современной Рэспублики Беларусь в результате Минской операции (29 июня — 4 июля 1944). Указанная операция была проведена силами 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов при содействии 1-го Прибалтийского фронта.

Очень показательно, что дата 3 июля совпадает еще с одним официально мало кем отмечаемым праздником:

пишет l_boris

20 июня (3 июля) 2022 воскресенье

"В этот день на Руси славили князя Святослава Игоревича. Это был, своего рода — «День воинской славы». У славян было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Бога Перуна.

Князь Святослав Игоревич (около 942 — 972). «Иду на Вы!». Русский историк Н.М. Карамзин назвал его «Александром Македонским Руси»"

Особо впечатляет, что Флаг Республики Беларусь содержит в себе помимо сугубо русского цвета (согласно "Повести Временных лет") — красного, зеленый (включение которого по замыслу разработчиков напоминает про какие-то зеленые поля и дубравы — в общем смысле землю). Интрига заключается в том, что зеленая полоса далеко не изначально включалась в белорусский государственный флаг.

До 25 декабря 1951 года флаг был абсолютно однотонным — красным, по прототипу стяга Литовско–Белорусской ССР.

В определённый момент возникла политическая необходимость в том, чтобы визуально отличать дизайн флагов республик СССР, особенно тех, которые стали членами ООН.

Для стяга БССР в качестве отличительной черты флага приняли изображение белорусского народного орнамента. Изображение вышивки было найдено в довоенных архивах Белпрамсавьет. Вышивку, которая изначально предназначалась для женской одежды, выполнила в 1917 году крестьянка Матрона Маркевич из деревни Костсилища Сеннинского района. В нумизматике вышиванка получила название «Восходящее солнце».

Все орнаменты состоят из знаков-символов, подобно тому, как предложение состоит из слов, а слова из букв. Через них составленный узор несёт своё послание миру. Символично, что рисунок на флаге БССР расшифровывается следующим образом (с учетом горизонтально расположенной полосы):

центральная фигура в виде ромба символизирует восходящее Солнце;

похожие на лучи фигуры слева и справа от него символизируют богатство и благополучие;

фигура внутри ромба "восходящее Солнце" - "ключ к счастью":
ромб с меньшими ромбами, образованными косым крестом с четырьмя точками в центрах по официальной традиции обозначает засеянное "поле": " таково мнение этнографа Владимира Богданова об обычае в Белоруссии в XIX веке, согласно которому глава семьи должен был освятить участок земли будущего жилища. Для этого он чертил на земле большой квадрат, разбивал его на 4 равных квадрата и отправлялся на «все четыре стороны». Затем брал с четырёх полей по большому камню и укладывал в центре каждого квадрата. После этого земля считалась освящённой".
Однако можно заметить следующее: движение оплодотворяющей силы, пробуждение токов жизни под лучами весеннего солнца, всходы яровых - символизируют собой Солнце-Ярилу. Ярила вдыхает жизнь в зерно, в семя, возбуждает в травах и деревьях растительную силу. От него ярится земля и всё живое. Кого ни встретит – тот «без пива пьян, без хмеля хмелён», окинет жарким взглядом девицу-красавицу – мигом у той забурлит молодая кровь, в жар бросит, лицом зардеется, словно красный маков цвет. На пути его цветы зацветают да с каждым днем всё духовитее, ярче, цветистее становятся. Это первая половина года - от зимнего к летнему солнцестоянию.

прямоугольная фигура с меньшими прямоугольниками, примыкающими слева и справа, является "обетным знаком", выражающим желание исполнения надежд;

рисунок на рисунке символизирует хлеб (он отсутствовал на оригинальной вышивке, добавлен после некоторого обсуждения).

Знак: ромб (на флаге 5 ромбов - одни большой центральный и пять по углам - меньших).

В народе ромбы называли «кругами», которые обозначали состояние плодородящей силы неба/земли, согласно повторяемости годичного хода солнца. Ромб как символ плодородия имел много разновидностей: с лучами, кудрями, рожаницами – нес образ солнца, а с отростками, кудрями, косой сеткой орнамента – нес образ земли. Благополучие крестьянской семьи шло от земли-кормилицы, от урожая, а результат вложенного труда, знания и опыта зависел от погодных условий, «состояния неба». «Не земля хлеб родит, а небо». «Лето родит, а не поле». То есть сияние солнца пробуждало токи жизни земли, входило в каждое живое существо, давало рост всходам растений и питало плоды. Поэтому символы солнца, источника всего живого на земле, почитались символами жизни, богатства, счастья, здоровья и окружали повседневный быт людей.

 Если посмотреть на рисунок Коловрата, то в знаках за кругом идёт описание состояния солнца, а внутри круга – описание состояния земли.

 Ромбы, представленные от весеннего равноденствия до летнего солнцеворота – лучистые. Это основной период крестьянского земледельческого календаря. Лучистый ромб ткачихи изображали косым пересечением двух пар параллельных лучей. Другое его название «репей» («ре», «ра» – солнце; пей) – пей солнце, пей солнечные лучи и наполняйся животворящей силой роста. «Репей» имеет вид ромба, из каждой вершины которого выходит по 2 пары расходящихся прямых лучей. Это мужская энергия состояния яркости, стремительности, пылкости и производительной силы вешнего солнца. Солнышко покрывает землю. Появляются проталины в снегах, выходят из почвы цветы-первоцветы. Стремительно прибавляется день, приходит тепло, близится время начала полевых работ и оживления природы. В лучистом ромбе проталины обозначаются кругом, крестом, квадратом, показывающим проникновение лучей солнца к почве. Далее идёт концентрация силы солнца и передача её земле, выход из семени ростков, из набухших почек – листвы, из бутонов – цветков. А следующая веха – это расцвет и завязь плодов, зенит «лучистости», когда сила обладает плодозачинающей и плодоносящей мощью. Солнышко в это время изображается в виде 4-х лепесткового цветка с точкой в своей середине – символом завязи, символом плодоношения. Потом, достигая «макушки» идёт поворот, меняется состояние сил. С одной стороны идет ещё рост растений, а с другой – природа начинает приносить плоды, разрешаться от бремени.

Ромбы, представленные от летнего солнцеворота до осеннего равноденствия – кучерявые. «Ромб с крюками», «кучерявый круг», «чекан» (топор) ткачихи изображали в виде ромба, у которого верхние и нижние лучи попарно загнуты навстречу друг другу. Похоже на то, как зерно в колосьях склоняет стебель к земле. Сила солнца питает своей мощью созревание плодов. Поэтому «кучерявые круги» олицетворяли зрелость, плодородие, солнышко плодородящее. Световой день начинает постепенно убывать. Наступает время сбора урожая, время подведения результата работы крестьянина на земле и солнышка на небе. «Не тот урожай, что на полях, а тот, что в закромах» говорилось в народе, а думалось о сытости семьи на долгую зиму.

Касаясь круга жизни человека, ромб символизировал женское естество и воспроизводящую силу женщины, а говоря более откровенно – её наружные половые органы. При этом «чистый» ромб обозначал девственность, с точкой посередине – её утрату, а с четырьмя и более точками – зрелость, материнство. Поэтому часто его изображение располагается внизу живота на вышивке женских антропоморфных фигур, на древних статуэтках. Переход девушки-невесты после свадьбы в статус женщины-жены, от замужества до рождения ребёнка-первенца – подобен периоду от весеннего равноденствия до «макушки лета». Женщина в это время привлекает токи жизни в своё тело и узорочье на её одеждах самое щедрое. С рождением ребёнка происходит становление женщины-матери, что соответствует периоду от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия в природе. Связь ромбо-точечного узора с плодовитостью наиболее ярко проявляется в свадебной обрядности и быте молодой женщины. Происходит совмещение понятий рождения детей и урожайности поля, которые обеспечивают семейное счастье.

Таким образом, весь вариационный ряд ромбических символов от весеннего до осеннего равноденствия содержит единый мотив, пожелание-призыв: «Плодитесь и размножайтесь!».

знак: рожаницы.

 Это Лада и Леля, мать и дочь, небесные богини-покровительницы, как рождаемости, так и урожайности. На рисунке Коловрата рожаницы символизируют производительную силу солнца от завязи плодов до сбора урожая, от зачатия ребёнка до завершения детородного периода.

  Их изображение состоит из ромба/квадрата – «головки» и 2-х открытых полуромбов – «ножек». Когда «ножки» обращены к середине в солнечных «кругах», а «головки» наружу – это символизирует сосредоточие растительной и плодоносной силы в ком-либо. А когда наоборот, «головки» внутри, «ножки» снаружи – это плодорождающая сила солнца, исход созревшего вовне, «рог изобилия». То есть в одном случае сила идёт в рост, а в другом – в плоть. Таково содержание этого знака.

Изначально на флаге 1951 года орнамент был белым на красном фоне. На нынешнем флаге орнамент красного цвета на белом фоне. Полагается, что такое сочетание больше соответствует белорусскому орнаментальному искусству, в котором на белую основу наносятся цветные узоры.

"Русским идти под красными парусами, славянам  — под белыми" — из описания похода Олега на Константинополь:

«И повесил Олег щит свой на вратах в знак победы и принятия Константинополя под свой сюзеренитет».

Считается, что Белоруссия была одной из первых стран, использовавшей национальный орнамент в качестве элемента государственного флага. Позднее национальные орнаменты появились на флагах Казахстана и Туркмении после обретения этими странами независимости.

Относительно зеленого цвета, на мой взгляд, очень хорошо на музыку ложится следующий романс:

Из английской и шотландской народной поэзии



С. Маршак


Зеленые рукава
Старинный романс


Твоим зеленым рукавам
Я жизнь без ропота отдам.
Я ваш, пока душа жива,
Зеленые рукава!


За что, за что, моя любовь,
За что меня сгубила ты?
Неужто не припомнишь вновь
Того, кого забыла ты?


Твоим зеленым рукавам...


Я для тебя дышал и жил,
Тебе по капле отдал кровь,
Свою я душу заложил,
Чтоб заслужить твою любовь.


Твоим зеленым рукавам...


Я наряжал тебя в атлас
От головы до ног твоих,
Купил сверкающий алмаз
Для каждой из серег твоих.


Твоим зеленым рукавам...


Купил я красные чулки,
Расшитые узорами,
Купил тебе я башмачки
Нарядные, с подборами.


Купил гранатовую брошь,
Браслета два для рук твоих.
Таких браслетов не найдешь
Ты на руках подруг твоих.


Из серебра купил ножи,
Позолотил их заново.
У самой знатной госпожи
Такого нет приданого.


Тебе прислал я слуг своих
В твоем дому прислуживать.
В зеленый шелк одел я их,
И в галуны, и в кружево,


Чтоб на руках тебя несли
Они порой ненастною,
Чтоб не коснулась ты земли
Подошвою атласною.


Весь день твой услаждают слух
И музыка и пение.
Но ты меня, мой милый друг,
Отвергла тем не менее.


Одну надежду я таю,
Что, как ты жестока ни будь,
Любовь несчастную мою
Вознаградишь когда-нибудь!


Пусть ты глуха к моим мольбам,
Мучительница милая,
Твоим зеленым рукавам
Послушен до могилы я.


Твоим зеленым рукавам
Я жизнь безропотно отдам.
Зеленые, словно весною трава,
Зеленые рукава!


Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. -
М.: Художественная литература, 1969. С. 68-69.

Впервые в сб. "Избранные переводы", 1946.
Перевод популярнейшей английской песни, известной еще в эпоху Шекспира. Она дважды упоминается в комедии Шекспира "Виндзорские проказницы". В основных своих вариантах песня "Зеленые рукава" - печально-лирического характера. Маршак выбрал для перевода иной вариант: герой песни несчастлив в любви, но не теряет надежды добиться взаимности.


Рецензии
Ага! Попы спохватились.
Протоиерей АНдрей Ткачев по поводу того, что украинцы своими нашивками третьего рейха вынудили россиян идти под Красным Знаменем Победы.
Подводит базу, рассказывая про какой-то новодел в России, где на памятнике запечатлены три солдатика времен войны с Наполеоном, Первой мировой и Великой Отечественной, и допустим, четвертый - афганец или сегодняшний.
"ВОт это все вместе, а над этим повесить Спас Нерукотворный - все будет хорошо. Потому что флаг Победы - он не пляшет над некоторыми из них".
...
Не пляшет! Карл!
У всех русских пляшет, то есть вызывает законную гордость за своих дедов!
А у этих - все никак не вырисуется главный смысл нашей Победы!
Мосонский триколор с власовским приветом - споров не вызывает!
А когда русские поднимают Красное Знамя Победы - законникам хочется его все равно заменить!

Татьяна Ульянина-Васта   04.07.2022 19:59     Заявить о нарушении