И зачем это все?
Мир дьявольски сложен и чертовски интересен.
"": Все действительное разумно,
И все разумное действительно" (Гегель)
Но иногда кажется, что
Все действительное абсурдно,
И все абсурдное действительно.
Всеобъемлющий консьюмеризм и широчайший туризм,
Разливанное море информации. В потоке сообщений проносятся
Политики, олигархи, яхты -- актрисы --
Но зачем это мне?
Растекаюсь вовне.
Все стараюсь узнать что-то новое.
Любопытство мое не имеет границ
Оно шире и глубже чем море соленое.
Роюсь йа в словаре, забывая о сне,
и зачем это мне?
Ночь. Йа в постели --
а в голове крутится ... Ленин.
На себя йа сердит.
кто-то мне говорит:
Перестань, не морочь себе голову.
Но в мозгах доминанты работают.
Мысли рождаются из желаний, из страсти.
Волкогонов увидел "воспаление мозга" Ленина.
А читатель может заметить в его книгах его
собственное воспаление и раздражение,
перемешанное с рассуждениями.
*Как хочется, так и видится.
Говорят: жизнь должна быть интересной,
надо жить интересно.
У одних - интересное дело, у других - путешествия,
третьи проводят жизнь за книгами, у радио или ТВ.
Интересно и любопытно. Люди следят за новостями.
- 2 -
Жаждут развлечений, даже в политике.
Информация дается дозированно, отфильтрованно, замешанно. Каждое
средство массовой информации стремится заинтересовать, заинтриговать,
удержать слушателей, зрителей. Чем больше слушателей, тем больше рек-
ламы, тем больше денег. Появилась профессия в "сети" - блоггеры (*ср:
диггеры). А многие просто выпендриваются, Ну, на фига это мне?
Интерес - это серьезно. Любопытство есть, наверное, и у животных.
Рефлекс ориентировки? -- в среде, в обществе. Но зачем?
Curiosity killed the cat
but satisfaction brought it back
"": Любопытной Варваре нос оторвали" (*придумка, пужалка).
"": Любопытство не порок а большое свинство" (не лезь в чужие дела
в чужую жизнь).
О любопытном: "В каждой бочке - затычка", "Везде сует свой нос".
Плутарх о любопытстве: ... египтянин на вопрос, зачем он обернул
свою ношу со всех сторон, ответил: Чтобы не знали зачем!"
"Злословие непременно сопутствует любопытству". "Все опасаются
любопытного и прячутся от него (укрывают -- от его глаз и ушей).
Плиний мл.: Я не хочу, как человек праздный, писать длинные пись-
ма а читать их хочу, как человек изленившийся. Ведь нет ничего бездея-
тельнее изленившихся людей и любопытнее праздных".
Сенека: Не полезно все видеть и все слышать. Нас миновали бы мно-
гие обиды - ведь большинство из них не задевают того, кто о них не
знает. Ты не хочешь быть гневливым? - Не будь любопытным".
(К.В.Душенко. Мысли и изречения древних. М., 2006, с151, 323, 365)
Вот ведь как! Йа не собирался писать о любопыстве. Но интерес
заставил меня -- /Ну зачем это мне?
"": Не будь любознательным в том без чего можешь обойтись", - со-
ветует Бен Сира (евр-кие, с96).
Ренан считал что "семитич-е народы почти начисто лишены чувства
любознательности" (евр-кие -- /*у евреев - Библия, у арабов - Коран).
"": Как немец и как еврей Маркс был авторитарен с головы до пят"
(Бакунин /"Еврейские афоризмы. с96).
- 3 -
Где-то рядом с интересом находится увлеченность. Ленин был увле-
чен одной идеей. Служил ей. Она была слишком велика для реализации в
течение короткого времени. Ильич четко высказывался в адрес "интелли-
гентиков": Они многого хотят, но колеблются, сомневаются, берутся и не
завершают. В общем -- не знают чего они хотят.
Жизнь нередко заставляла Ленина колебаться и круто менять полити-
ку, не дала завершить начатое дело. Это другой разговор и об этом уже
много написано. Когда-то мы все изучали Ленина.
Большевизм коренится на том ощущении людей что человеку доступно
все: там где есть воля там есть путь.
"": Нет таких крепостей к-рые не взяли бы коммунисты" (И.Сталин).
*Оказывается, есть. Но зачем это мне?
***
Много мыслей, заслуживающих внимания, высказаны давно.
"": while there is life there is hope
*: while there is life there are thoughts
"": You can't eat your cake and have it
*: Нельзя праздно тратить время и иметь его для нужных дел.
*Но чтобы восстановить силы молодым нужно время.
"": Кто много веселится тому некогда учиться (англ.)
"": То что ново то и мило (*перевод с англ. - не точно)
"": Природа сильнее выучки" (финск.)
"": Жизнь коротка, работа бесконечна" (Галеви /евр-е поговорки)
"": Социализм есть плод еврейского духа. Соц-зм убивает индивиду-
альность. Да избавит нас Бог от сомнений".
"": Все слова слабы: человек не может переговорить всего"
*Человек не может прочитать всего, и запоминает очень мало.
"": Свобода - это возможность меняться (*вертеться в обществе)
*!: Свободен только тот кто может меняться (сила /ловкость)
*Свобода относительна, зависимость абсолютна.
*Люди ухозависимы, радиозависимы, некоторые "Эхо"зависимы.
*В мире - взаимозависимость; горбачевцы это поняли --
- 4 -
"": Истина освещает но греют именно деньги" (евр.)
"Совершенство требует отличать истину от лжи а не зло от добра"
О.Мандельштам: поэзия есть сознание своей правоты" (евр-е --измы)
*Крайний индивидуализм поэта. Социабельность? экстравагантность.
"": Факты -- убеждают лучше чем фразы (*? -- политика)
С.Цвейг: У истории нет времени чтб быть истиной".
(*Казаться истинной).
"Иллюзии приносят счастье".
"В конце пути человек отвечает только за себя" (*народ /нация)
***
Из кн. "В мире мудрых мыслей" (сост С.Х.Карин)
с76: "Мы, большевики, народ скромный, не захватнич-й. Но вс-тки
думаем своими идеями завоевать мир..." М.И.Калинин (*несменяемый пред)
(*Не получилось...) "Идеи коммунизма не знают преград, их нельзя
расстрелять или посадить за -- решетку. Они завоевывают умы и сердца
людей, становясь непобедимой силой", - Н.С.Хрущев. окт 1961г.
*За идеи и сажали и расстреливали...
с46: Выдающиеся умы подобно книгам имеют свою судьбу. -- Она оп-
ределяется той ролью, которую играет их родина в ходе культурного раз-
вития человечества" Г.В.Плеханов. Он же: "Влиять на соц-ную психику
значит влиять на историч события. Стало быть в известн смысле я вс-тки
могу делать историю и мне нет надобности ждать пока она "сделается".
*Когда она "сделалась", к Плеханову пришли чтобы его арестовать.
С.А.Снегов. Язык, который ненавидит. М., 1992,
с14: 2 слова "враг народа" -- ярлыки навек определяют дальнейшее.
/Слово из зеркала бытия стало командиром и организ-ром бытия (страшно)
/Слово сильней жизни -- (*ср.: У Лосева слово зовет к бою).
с192: философия блатного языка -- жаргон обслуживающий -- вечное
подозрение -- страх, ненависть (*) /камуфляж /заметн черту -- похожие
аналоги /намек (*!музыка) /кодирование -- вещность и частность /оскор-
бение как гносеология /информативность взамен мышления".
- 5 -
***
Пожалуй самый цитируемый в России - это А.С.Пушкин. Он часто ока-
зывается актуален -- особенно, когда идет война России с Западом и с
Польшей в частности. К тому же А.С. был любопытствующим человеком. Его
интересовали мелкие сплетни в свете и крупные историч-е события.
Сожалея о том что Грибоев не оставил своих записок, А.С. пишет:
... Мы ленивы и нелюбопытны".
На это В.Розанов замечает: Всякое исследование есть труд, а мы
ленивы; всякая правда есть труд души, иногда страдание души - для чего
же будут беспокоиться Обломовы?".
А вот еще Пушкин: Мы дики, нет у нас законов".
(Б.М.Мокиенко, К.П.Сидоренко. М., 2005, с 357)
У А.С. есть: "Мне скучно, бес..."; "Мое беспечное незнанье лука-
вый демон..."
"": За новизной бежать смиренно народ бессмысленный привык" (АСП)
Где-то в подсознании сидит мелодика пушкинского стиха. В 1980-х
йа увлекался литературой. Приобрел массовый трехтомник его сочинений.
Из "Онегина": "Мой дядя самых честных правил ...", - часто вер-
тится в моем уме (*и зачем это мне?). Еще раз эти слова появились ког-
да йа недавно читал о Карибском кризисе к-рый в 1962г прошел для меня
незаметно (*был на полигоне, на испытаниях).
Наш Первый, большевик без правил
(он в детстве пастушонком был),
Америку дрожать заставил;
Фидель его благословил.
Об этом кризисе написано немало. В частности, вращавшийся в вер-
хах Ф.М.Бурлацкий пишет что результат по ряду позиций (*письма Хрущева
к Кеннеди) оказался весьма выигрышным для СССР и дела мира. Авантюра
дала положительный результат. В мире оценили угрозу ядерной войны.
В конце февр. 2022г началась спецоперация России в Украине -- и в
средствах массовой информации стали вспоминать стих-е Пушкина "Клевет-
никам России", написанное в 1831г (подавление польского восстания) как
реакция на "шум" во французском парламенте.
"... Что возмутило вас? /волнения Литвы? /Оставьте: это спор сла-
вян между собою -- Вопрос к-рого не разрешите вы. /Уже давно между со-
- 6 -
бою /враждуют эти племена -- Кто устоит в неравном споре: Кичливый лях
иль верный (*стойкий) росс? /Славянские ль ручьи сольются в русском
море? (*руссификация) Оно ль иссякнет? вот впрс. -- Вам непонятна, вам
чужда сия семейная вражда ("": враги человека - домашние его).
/Бессмысленно прельщает вас борьбы отчаянной отвага (*ляхов) - и нена-
видите вы нас. -- (*далее -- о победе над Наполеоном - кумиром Европы).
"... мы -- нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир".
"Вы грозны на словах - попробуйте на деле!" -- "Иль русского царя
уже бессильно слово? /Иль нам с Европой спорить ново? /Иль русский от
побед отвык? /Иль мало нас? -- от Перми -- до пламенной Колхиды, от --
Кремля до -- Китая -- не встанет русская земля?.. Так высылайте к нам
-- своих озлобленных сынов: есть место им в полях России, среди нечуж-
дых им гробов".
*В полях России полегли не только чужаки но очень много и русских.
"": Кто поднимет меч тот от меча и погибнет" (*верно но не всегда)
*Во время Перестройки и позже поляки старались влиять на Россию.
*Куда ни глянь, куда ни кинь - воюют ляхи за Катынь (их успех ...)
*Куда ни глянь, куда ни кинь - поляки бьются за Катынь (победили?)
Через месяц после начала стало ясно что спецоперация будет дол-
гой. Запад решил экономически и политически прижать Россию. Зашумели
натовцы, так как:
Наш Главный, действуя вне правил
(он в детстве "непослушным" был),
Ойропу на уши поставил,
Весь мир о нем заговорил.
Можно подставить другое -- "хулиганом", --
Положение в мире становится все более неопределенным. Вспоминает-
ся июнь 1941г. После распада СССР в 1991г стала широко тиражироваться
в мире книга В.Суворова с версией о будто бы готовности СССР напасть
на Германию. Беглый офицер ГРУ В.Резун неплохо потрудился, создав ше-
девр дезинформации (информац-й диверсант). Вспомнив Пушкина, запишем:
"Ай да Вовка! Ай да Резун!"
Для многих русских он враг, его приветствовали в Варшаве. Там же
были рады встрече с Героем Украины Б.И.Олейником (бывшим чл. ЦК КПСС),
врагом М.С.Горбачева (обида за слово в свой адрес: "краснокоричневый").
- 7 -
*Необходимость врага. Тезис можно доказать, исходя из множества
случаев в истории людей и народов. Враг побуждает действовать, иначе
посмотреть на окружающих и на себя. Враг может быть полезен -- застав-
ляет объединяться, круто меняться.
"": Уже старик, Ганнибал не переставал искать войны -- обходясь
без родины, не мог он обходиться без врагов" (Сенека).
"": Кто никогда не наживал врагов, тот никогда ничего и не делал"
(евр. с31, Муни, 1955г /*ср. Сталин).
"": Врага надо прощать только после того как его повесят" (Гейне).
*США умеют из своих врагов делать своих друзей для брьбы пртв
своих старых или новых врагов.
Межгосуд-ные отношения в мире очень динамичны.
Ген войны в крови человечества (тысячелетия -- эволюция, отбор).
Правда, он подавляется -- но и пробуждается. Войны неизбежны.
***
Во всех конфликтах результат сильно зависит от информационного
поля, от умения влиять на умы граждан конфликтующих сторон. Россия
всегда зависела от мнения Европы, Запада. А после 91г - особенно.
Но, как кажется, главное же - это сила, умело применяемая.
Читайте книги. Знания - это сила. Но зачем они бессильному?
Йа слаб, йа ростом мал, йа маху дал: йа жизнь на книги разменял.
"": Да будут прокляты те кто раньше нас высказал наши мысли!"
(Элий Донат) - этими словами К.Душенко предваряет свою книгу (2006г)
"": Каждому дается свое (что нужнее): одному деньги, другому -
книги (с33). По безденежью можно продать свои книги (с255).
*В 1992-93гг мне приходилось продавать книги и газеты.
Плиний мл.: Я разговариваю только с собой и с книжками" (316).
Он же считает счастливыми тех кто совершил подвиги или написал
книги, достойные чтения (с319).
Его -- о Плинии старшем: Без выписок он ничего не читал и говорил
что нет такой плохой книги в к-рой не найдется ничего полезного" (с327)
Сенека различает -- помнить и знать: Знать - это значит делать
по-своему -- не оглядываясь на учителя -- не становись второю книгой!"
- 8 -
(с391). Цицерон пишет что когда его книги привели в порядок, его жили-
ще стало разумным (с458).
Марциал: бесчестный тот кто остроумничает на чужой книге.
Луций Помпий: Если не умеешь говорить - учись читать" (с480).
Екклесиаст (12/12): Составлять много книг - конца не будет, и
много читать - утомительно для тела" (с525 /*!).
*Это йа прочувствовал на своей шее, спине и ... заднице.
Иероним: Мудрому не следует жениться -- Никто не может одинаково
служить книгам и жене" (с580 /*не всякий готов служить женщине).
*Мне пришлось дать развод, повезло -- /Кажется, у Пушкина было
такое желание (см. его письма).
Тертуллиан: Душа старше буквы, слово - старше книги -- сам человек
старше философа и поэта" (с617). Он же: При нескладности жзни склад-
ность учения подозрительна" (618).
И зачем мне эти мысли? Любопытно. Связь с моей собственной жизнью
-- судьба - с детства жить среди книг. А они в нужный срок ложатся тя-
желым грузом, особенно - на слабые плечи. Утомляют глаза, иногда при-
водят к катаракте, глаукоме. Жизнь с книгой и в напряжении -- зачем? А
можно ли без них?
Мой папаша, со слов моей мамаши, говорил: Одни дураки пишут, дру-
гие читают". Сам он, разумеется, ничего не читал, кроме деловых бумаг
и программы ТВ. Но очень хотел чтоб его дети стали инженерами, а свое-
го брата ругал за то что тот (к.э.н.) не стал доктором наук.
И зачем это всё? - 10лет учебы. Аттестат. Но скоро йа забыл все
чему учили в школе. Институт. Аспирантура. -- Защита -- все забывается.
Интересная работа -- другая работа. Застой. Увлечение литературой.
Перестройка. Встречи, дискуссии. Всё забывается -- мысли и желания.
Какие-то амбиции -- что-то отыскать но себя потерять. Доказательства.
Теза: необходимость врага. Кажется, йа не испытывал вражды к себе
и не питал враждебных чувств. Вражда среди родных (см. в Библии).
Амбиции. Борьба за власть, за руководство, за "место под солнцем".
Вражда соседей на меже. Вражда соседних стран. Дружба через сосе-
да с другим (*иудей и самарянин?).
"Враги человеку - домашние его" (Ветхий Завет, Михей, 7,6).
(К.В.Душенко "мысли и изречения древних" /М., 2006, с529)
- 9 -
"": Кто ни к чему не стремится , тот ничего не достигает.
*Кого обидят тот и ненавидит.
Теза: Право на ненависть. Чем оно обосновано? Страсти движут все-
ми людьми. Человек по своей природе агрессивен (*особенно -- секс).
Ненависть - сильное чувство, доминанта перекрывает остальное,
отбрасывает сомнения и размышления, "ослепляет". Она же делает челове-
ка цельным, интегрирует и концентрирует (Ср.: Ленин в брьбе --).
Штангист Ю.П.Власов намеренно распалял себя ненавистью к соперни-
ку, тренировался в тайне -- и побеждал (его книга "Справедливость си-
лы" -- уважение).
Олимпийские игры утверждают естественное право сильного, ловкого,
хитрого и первого.
Б.Рассел: Ненавидеть врагов легче и увлекательнее чем любить дру-
зей" (!* Ленин /необходимость врага**).
(Душенко К.В. Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин /5-е изд-е
М.: Эксмо 2007 (2001 2004 /пер /с424)
Г.Киссинджер: Даже у параноика есть враги".
Сенека: малая ссуда делает чка твоим должником, бшая - врагом".
(*!) /чем несправедливее ненависть тем она упорней (с458)
Ф.М.Достоевский: Влюбиться можно и ненавидя" (с185).
Ж.П.Сартр: Мир прекрасно обошелся бы и без литературы и без чело-
века; достаточно чтб один человек ненавидел другого, и все человечест-
во заразится ненавистью" (с451 /*!*Ленин).
Ч.Чаплин: Только нелюбимые ненавидят" (с603).
Фалес Милетский: "Врагам и в вероятном не верь, друзьям и в неве-
роятном верь (с546 /*? /!*логика).
Клеобул: Нужно услужать друзьям чтб укреплять их дружбу, и вргам
чтб прибрести их дружбу".
(К.В.Душенко "Мысли и изречения древних" /М., 2006, с21)
Фукидид: Если как враг я причинил вам столько бед, то я могу быть
полезным другом" (Алкивид спартанцам /с194).
"": Для тирана -- все что выгодно то и разумно" (с194).
Агид: Лакедемонане о врагах спрашивают не сколько врагов а где
они" (с223 /*не попасть в ловушку --).
"": Народный вождь Ономадем, придя к власти во время смуты, не
- 10 -
изгнал всех пртвников -- чтб "за недостатком врагов не начать ссорить-
ся с друзьями" (с248).
Веллей Патеркул: Ненависть порождаемая соперничеством, переживает
страх и не прекращается к побежденным и после исчезновения предмета
ненависти" (с275).
Сенека: Уже старик, Ганнибал не переставал искать войны -- обхо-
дясь без родины, не мог он обходиться без врагов" (с371 /*!* Маркс в
Англии --).
"Развращенные большим успехом ненавидят тех кого обидели" (363).
"Гнев (...) кгда костенеет превращается в ненависть" (с370).
*!Ленин -- /вспышка гнева слепа и глуха.
"Слава - тень добродетели" (с403 /жалкая?).
"Нет ненависти пагубнее той к-рая рождена стыдом за отплаченное
благодеяние (с405 /*что такое стыд?).
"Достоверно только то чт нет ничего достоверного" (с405 /*!).
"Большой грех забывается а малый нет" (с636 /Из Талмуда).
"": Троим жзнь не в жзнь: мягкосердечным, вспыльчивым и брезгли-
вым" -- "Всё это есть во мне" (с637 /*!верно).
"Ненавидят себе подобных: собаки петухи и жрецы огнепоклонников".
-- "И блудницы" -- "И вавилонские мудрецы" (с637).
***
Нет, никогда йа зависти не знал. Больших постов не занимал.
Зависть делает человека зависимым. Чувство неполноценности. Разд-
ражительность. "Белой" зависти не бывает. Подсознание -- дружба --
вечная -- недолговечная. Подчиненность. Чувство долга. Воспитание --
должник на всю жзнь. Человек рождается несвободным. Зависть у малень-
ких детей -- отнять игрушку у другого; крики плач, брьба. И так всю
жизнь. Для некоторых брьба как цель в жизни.
"": Можно вылечить всякую вражду кроме той к-рую рождает зависть"
"": ... более разумно не выставлять наших достижений напоказ, не
мозолить другим глазанашими деньгами, властью влиянием. Это вызывает
только зависть, для зависти мы недостаточно сильны, мы слишком разоб-
щены для зависти (Фейхтвангер - Иудейская война)".
"У завистников слишком много глаз" (с64).
- 11 -
"": О Востоке судят только по воображению ("Еврейский ум" /с65).
"": Восток - истинный хитрец: он почитает маньяков как пророков,
мы же смотрим на пророков как на маньяков" (с65).
(Еврейские афоризмы. М. 1991)
Из "Изречений древних" (К.Душенко. 2006)
"": Человек завидуем всем кроме своего сына и своего ученика (с641)
*Потому что они "свои" -- гордость.
"": Завидуют тем кто близок по возрасту и по славе" (с57).
*Конкуренция равных. Ср.: соцсоревнования -- капитализм победил
по существу -- брьба за жизнь, процветание. Богатство или смрть!
"Малодушные завистливы -- им все представляется великим" (с57).
"": Любовь не завидует" (с543 /*но может перейти в ненависть).
*Дорогой мой(!) человек. "Волк среди волков".
"": Не завидуй ему а порадуйся с ним ... и его удача будет твоей
(с196 /*а если он не захочет делиться?).
"": Редко завидуют славе тех чьего могущества не боятся (с276 /*?
/Черчилль и Сталин -- ?).
"": Безделью сопутствует зависть" (с277 /*слабые -- лодыри).
"Зависть губительна там где большие надежды" (с118 /*?).
"Зависть - это грех без конца" (с597 /*обиды - на себя и людей).
"": Тот, кому завидуют, завидует тоже" (с404 /*?).
"": Зависть радуется унижению выдающихся" (с167 /*не выступай!).
"": Зависть сопутствует славе" (с478 /*обязательно?).
"" Лучше возбуждать зависть чем сожаление (с71 /*положение чело-
века в обществе -- беспокоят).
"": Переносить зависть может или сильный (*плевать --) или счаст-
ливый (*счастливые врагов не замечают?).
"Что можно дать за того кому никто не завидует" (с235).
*Исполнитель, работник, раб; хороший ученик.
"": Завидующий не может не быть клеветником" (с587 /* если сумеет
и не побоится).
- 12 -
Зависть, досада, враги, ненависть -- ну зачем это мне?
Зачем мне думать о других? Зачем мне думать за других?
А жизнь зачем дана --? /Этим вопросом задавался А.С.Пушкин.
А ответ каждый ищет или не ищет для себя. Жизнь !разнообразна.
Важно правильно(*) расставить приоритеты.
Д.Трамп на первое место поставил Китай, Д.Байден - Россию.
*20/08/1991: Йа часто пытался о многом понять и каждую мысль йа
спешил записать но время текло и вот мне -- давно за --сят".
Июнь 2020г Москва, Коптево, лев санков
Свидетельство о публикации №122070403387