И зачем это все?

                И зачем это все?      
     Мир дьявольски сложен и чертовски интересен.
     "": Все действительное разумно,
         И все разумное действительно" (Гегель)
     Но иногда кажется, что
         Все действительное абсурдно,
         И все абсурдное действительно.
     Всеобъемлющий консьюмеризм и широчайший туризм,
     Разливанное море информации. В потоке сообщений проносятся
     Политики, олигархи, яхты -- актрисы --

                Но зачем это мне?
                Растекаюсь вовне.
                Все стараюсь узнать что-то новое.
                Любопытство мое не имеет границ
                Оно шире и глубже чем море соленое.

                Роюсь йа в словаре, забывая о сне,
                и зачем это мне?
                Ночь. Йа в постели --
                а в голове крутится ... Ленин.

                На себя йа сердит.
                кто-то мне говорит:
                Перестань, не морочь себе голову.
                Но в мозгах доминанты работают.

                Мысли рождаются из желаний, из страсти.
                Волкогонов увидел "воспаление мозга" Ленина.
                А читатель может заметить в его книгах его
                собственное воспаление и раздражение,
                перемешанное с рассуждениями.
                *Как хочется, так и видится.

                Говорят: жизнь должна быть интересной,
                надо жить интересно.
                У одних - интересное дело, у других - путешествия,
                третьи проводят жизнь за книгами, у радио или ТВ.
                Интересно и любопытно. Люди следят за новостями.
 

                - 2 -

                Жаждут развлечений, даже в политике.
Информация дается  дозированно,  отфильтрованно,   замешанно.   Каждое
средство массовой информации стремится заинтересовать,  заинтриговать,
удержать слушателей,  зрителей. Чем больше слушателей, тем больше рек-
ламы, тем больше денег.  Появилась профессия в "сети" - блоггеры (*ср:
диггеры). А многие просто выпендриваются, Ну, на фига это мне?

     Интерес - это серьезно. Любопытство есть, наверное, и у животных.
Рефлекс ориентировки? -- в среде, в обществе. Но зачем?

     Curiosity killed the cat
     but satisfaction brought it back
     "": Любопытной Варваре нос оторвали" (*придумка, пужалка).
     "": Любопытство не порок а большое свинство" (не лезь в чужие дела
     в чужую жизнь).
     О любопытном: "В каждой бочке - затычка", "Везде сует свой нос".

     Плутарх о любопытстве:  ...  египтянин на вопрос, зачем он обернул
свою ношу со всех сторон, ответил: Чтобы не знали зачем!"
     "Злословие непременно сопутствует  любопытству".  "Все  опасаются
любопытного и прячутся от него (укрывают -- от его глаз и ушей).

     Плиний мл.: Я не хочу, как человек праздный, писать длинные пись-
ма а читать их хочу, как человек изленившийся. Ведь нет ничего бездея-
тельнее изленившихся людей и любопытнее праздных".

     Сенека: Не полезно все видеть и все слышать. Нас миновали бы мно-
гие обиды  -  ведь  большинство из них не задевают того,  кто о них не
знает. Ты не хочешь быть гневливым? - Не будь любопытным".
   (К.В.Душенко. Мысли и изречения древних. М., 2006, с151, 323, 365)
     Вот ведь  как!  Йа  не собирался писать о любопыстве.  Но интерес
заставил меня -- /Ну зачем это мне?

     "": Не будь любознательным в том без чего можешь обойтись", - со-
ветует Бен Сира (евр-кие, с96).
     Ренан считал  что  "семитич-е народы почти начисто лишены чувства
любознательности" (евр-кие -- /*у евреев - Библия, у арабов - Коран).
     "": Как  немец  и как еврей Маркс был авторитарен с головы до пят"
(Бакунин /"Еврейские афоризмы. с96).
 

                - 3 -

     Где-то рядом с интересом находится увлеченность.  Ленин был увле-
чен одной идеей.  Служил ей.  Она была слишком велика для реализации в
течение короткого времени.  Ильич четко высказывался в адрес "интелли-
гентиков": Они многого хотят, но колеблются, сомневаются, берутся и не
завершают. В общем -- не знают чего они хотят.
     Жизнь нередко заставляла Ленина колебаться и круто менять полити-
ку,  не дала завершить начатое дело. Это другой разговор и об этом уже
много написано. Когда-то мы все изучали Ленина.
     Большевизм коренится  на том ощущении людей что человеку доступно
все: там где есть воля там есть путь.
     "": Нет таких крепостей к-рые не взяли бы коммунисты" (И.Сталин).
     *Оказывается, есть. Но зачем это мне?

                ***
     Много мыслей, заслуживающих внимания, высказаны давно.
     "": while there is life there is hope
     *: while there is life there are thoughts

     "": You can't eat your cake and have it
     *: Нельзя праздно тратить время и иметь его для нужных дел.
     *Но чтобы восстановить силы молодым нужно время.
     "": Кто много  веселится  тому  некогда учиться (англ.)
     "": То что ново то и мило (*перевод с англ. - не точно)
     "": Природа сильнее выучки" (финск.)

     "": Жизнь коротка,  работа бесконечна" (Галеви /евр-е поговорки)
     "": Социализм есть плод еврейского духа. Соц-зм убивает индивиду-
      альность.  Да избавит нас Бог от сомнений".
     "": Все слова слабы: человек не может переговорить всего"
     *Человек не может прочитать всего, и запоминает очень мало.

     "": Свобода - это возможность меняться (*вертеться в обществе)
     *!: Свободен только тот кто может меняться (сила /ловкость)
     *Свобода относительна, зависимость абсолютна.
     *Люди ухозависимы, радиозависимы, некоторые "Эхо"зависимы.
     *В мире - взаимозависимость; горбачевцы это поняли --
 

                - 4 -

     "": Истина освещает но греют именно деньги" (евр.)
     "Совершенство требует отличать истину от лжи а не зло от добра"
     О.Мандельштам: поэзия есть сознание своей правоты" (евр-е --измы)
     *Крайний индивидуализм поэта. Социабельность? экстравагантность.

     "": Факты --  убеждают лучше  чем фразы (*? -- политика)
     С.Цвейг: У истории нет времени чтб быть истиной".
     (*Казаться истинной).
     "Иллюзии приносят счастье".
     "В конце пути человек отвечает только за себя" (*народ /нация)

                ***
     Из кн. "В мире  мудрых мыслей" (сост С.Х.Карин)
     с76: "Мы,  большевики,  народ скромный, не захватнич-й. Но вс-тки
думаем своими идеями завоевать мир..." М.И.Калинин (*несменяемый пред)
     (*Не получилось...) "Идеи коммунизма не знают преград,  их нельзя
расстрелять или посадить за -- решетку.  Они завоевывают умы и  сердца
людей, становясь непобедимой силой", - Н.С.Хрущев. окт 1961г.
     *За идеи и сажали и расстреливали...

     с46: Выдающиеся умы подобно книгам имеют свою судьбу.  -- Она оп-
ределяется той ролью, которую играет их родина в ходе культурного раз-
вития человечества"  Г.В.Плеханов.  Он же:  "Влиять на соц-ную психику
значит влиять на историч события. Стало быть в известн смысле я вс-тки
могу делать историю и мне нет надобности ждать пока она "сделается".
     *Когда она "сделалась", к Плеханову пришли чтобы его арестовать.

     С.А.Снегов. Язык,  который ненавидит. М., 1992,
    с14: 2  слова "враг народа" -- ярлыки навек определяют дальнейшее.
/Слово из зеркала бытия стало командиром и организ-ром бытия (страшно)
/Слово сильней жизни -- (*ср.: У Лосева слово зовет к бою).
     с192: философия  блатного языка -- жаргон обслуживающий -- вечное
подозрение -- страх, ненависть (*) /камуфляж /заметн черту --  похожие
аналоги /намек (*!музыка) /кодирование -- вещность и частность /оскор-
бение как гносеология /информативность взамен мышления".
 

                - 5 -

                ***
     Пожалуй самый цитируемый в России - это А.С.Пушкин. Он часто ока-
зывается актуален  -- особенно,  когда идет война России с Западом и с
Польшей в частности. К тому же А.С. был любопытствующим человеком. Его
интересовали мелкие сплетни в свете и крупные историч-е события.
     Сожалея о том что Грибоев не оставил своих записок,  А.С.  пишет:
... Мы ленивы и нелюбопытны".
     На это В.Розанов замечает:  Всякое исследование есть труд,  а  мы
ленивы; всякая правда есть труд души, иногда страдание души - для чего
же будут беспокоиться Обломовы?".
     А вот еще Пушкин: Мы дики, нет у нас законов".
(Б.М.Мокиенко, К.П.Сидоренко. М., 2005, с 357)
     У А.С.  есть: "Мне скучно, бес..."; "Мое беспечное незнанье лука-
вый демон..."
     "": За новизной бежать смиренно народ бессмысленный привык" (АСП)

     Где-то в подсознании сидит мелодика пушкинского стиха.  В  1980-х
йа увлекался литературой. Приобрел массовый трехтомник его сочинений.
     Из "Онегина":  "Мой дядя самых честных правил ...",  - часто вер-
тится в моем уме (*и зачем это мне?). Еще раз эти слова появились ког-
да йа недавно читал о Карибском кризисе к-рый в 1962г прошел для  меня
незаметно (*был на полигоне, на испытаниях).
                Наш Первый, большевик без правил
                (он в детстве пастушонком был),
                Америку дрожать заставил;
                Фидель его благословил.

     Об этом кризисе написано немало.  В частности, вращавшийся в вер-
хах Ф.М.Бурлацкий пишет что результат по ряду позиций (*письма Хрущева
к Кеннеди)  оказался весьма выигрышным для СССР и дела мира.  Авантюра
дала положительный результат. В мире оценили угрозу ядерной войны.

    В конце февр.  2022г началась спецоперация России в Украине -- и в
средствах массовой информации стали вспоминать стих-е Пушкина "Клевет-
никам России", написанное в 1831г (подавление польского восстания) как
реакция на "шум" во французском парламенте.

     "... Что возмутило вас? /волнения Литвы? /Оставьте: это спор сла-
вян между собою -- Вопрос к-рого не разрешите вы. /Уже давно между со-
 

                - 6 -

бою /враждуют эти племена -- Кто устоит в неравном споре: Кичливый лях
иль верный  (*стойкий)  росс?  /Славянские ль ручьи сольются в русском
море? (*руссификация) Оно ль иссякнет? вот впрс. -- Вам непонятна, вам
чужда сия семейная вражда ("":  враги человека - домашние его).
/Бессмысленно прельщает вас борьбы отчаянной отвага (*ляхов) - и нена-
видите вы нас. -- (*далее -- о победе над Наполеоном - кумиром Европы).

     "... мы -- нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир".
     "Вы грозны на словах - попробуйте на деле!" -- "Иль русского царя
уже бессильно слово?  /Иль нам с Европой спорить ново? /Иль русский от
побед отвык? /Иль мало нас? -- от Перми -- до пламенной Колхиды, от --
Кремля до -- Китая -- не встанет русская земля?..  Так высылайте к нам
-- своих озлобленных сынов: есть место им в полях России, среди нечуж-
дых им гробов".

     *В полях России полегли не только чужаки но очень много и русских.
     "": Кто поднимет меч тот от меча и погибнет" (*верно но не всегда)
     *Во время Перестройки и позже поляки старались влиять на Россию.
     *Куда ни глянь, куда ни кинь - воюют ляхи за Катынь (их успех ...)
     *Куда ни глянь, куда ни кинь - поляки бьются за Катынь (победили?)

     Через месяц  после  начала стало ясно что спецоперация будет дол-
гой.  Запад решил экономически и политически прижать Россию.  Зашумели
натовцы, так как:
                Наш Главный, действуя вне правил
                (он в детстве "непослушным" был),
                Ойропу на уши поставил,
                Весь мир о нем заговорил.
     Можно подставить другое -- "хулиганом",  --

     Положение в мире становится все более неопределенным. Вспоминает-
ся июнь 1941г.  После распада СССР в 1991г стала широко тиражироваться
в мире книга В.Суворова с версией о будто бы готовности  СССР  напасть
на Германию.  Беглый офицер ГРУ В.Резун неплохо потрудился, создав ше-
девр дезинформации (информац-й диверсант). Вспомнив Пушкина, запишем:
     "Ай да Вовка! Ай да Резун!"
     Для многих русских он враг,  его приветствовали в Варшаве. Там же
были рады встрече с Героем Украины Б.И.Олейником (бывшим чл. ЦК КПСС),
врагом М.С.Горбачева (обида за слово в свой адрес: "краснокоричневый").
 

                - 7 -

     *Необходимость врага.  Тезис можно доказать,  исходя из множества
случаев в истории людей и народов.  Враг побуждает действовать,  иначе
посмотреть на окружающих и на себя. Враг может быть полезен -- застав-
ляет объединяться, круто меняться.
     "": Уже старик,  Ганнибал не переставал искать войны --  обходясь
без родины, не мог он обходиться без врагов" (Сенека).
     "": Кто никогда не наживал врагов, тот никогда ничего и не делал"
(евр. с31, Муни, 1955г /*ср. Сталин).
     "": Врага надо прощать только после того как его повесят" (Гейне).
     *США умеют  из  своих  врагов  делать своих друзей для брьбы пртв
своих старых или новых врагов.
     Межгосуд-ные отношения в мире очень динамичны.
     Ген войны в крови человечества (тысячелетия -- эволюция,  отбор).
Правда, он подавляется -- но и пробуждается. Войны неизбежны.

                ***
     Во всех  конфликтах  результат  сильно зависит от информационного
поля, от умения влиять на умы  граждан  конфликтующих  сторон.  Россия
всегда зависела от мнения Европы, Запада. А после 91г - особенно.
     Но, как кажется, главное же - это сила, умело применяемая.
     Читайте книги. Знания - это сила. Но зачем они бессильному?

     Йа слаб, йа ростом мал, йа маху дал: йа жизнь на книги разменял.
     "": Да будут прокляты те кто раньше  нас  высказал  наши  мысли!"
(Элий Донат) - этими словами К.Душенко предваряет свою книгу (2006г)
     "": Каждому  дается свое (что нужнее):  одному деньги,  другому -
книги (с33). По безденежью можно продать свои книги (с255).
     *В 1992-93гг мне приходилось продавать книги и газеты.
     Плиний мл.: Я разговариваю только с собой и с книжками" (316).
     Он же считает счастливыми тех кто совершил  подвиги  или  написал
книги, достойные чтения (с319).
     Его -- о Плинии старшем: Без выписок он ничего не читал и говорил
что нет такой плохой книги в к-рой не найдется ничего полезного" (с327)

     Сенека различает  --  помнить и знать:  Знать - это значит делать
по-своему -- не оглядываясь на учителя -- не становись второю книгой!"
 

                - 8 -

(с391). Цицерон пишет что когда его книги привели в порядок, его жили-
ще стало разумным (с458).
     Марциал: бесчестный тот кто остроумничает на чужой книге.
     Луций Помпий: Если не умеешь говорить - учись читать" (с480).
     Екклесиаст (12/12):  Составлять  много  книг - конца не будет,  и
много читать - утомительно для тела" (с525 /*!).
     *Это йа прочувствовал на своей шее, спине и ... заднице.

     Иероним: Мудрому не следует жениться -- Никто не может  одинаково
служить книгам и жене" (с580 /*не всякий готов служить женщине).
     *Мне пришлось дать развод,  повезло -- /Кажется,  у Пушкина  было
такое желание (см. его письма).
    Тертуллиан: Душа старше буквы, слово - старше книги -- сам человек
старше философа и поэта" (с617).  Он же:  При нескладности жзни склад-
ность учения подозрительна" (618).

     И зачем мне эти мысли? Любопытно. Связь с моей собственной жизнью
-- судьба - с детства жить среди книг. А они в нужный срок ложатся тя-
желым грузом, особенно - на слабые плечи. Утомляют глаза, иногда при-
водят к катаракте, глаукоме. Жизнь с книгой и в напряжении -- зачем? А
можно ли без них?
     Мой папаша, со слов моей мамаши, говорил: Одни дураки пишут, дру-
гие читают".  Сам он, разумеется, ничего не читал, кроме деловых бумаг
и программы ТВ. Но очень хотел чтоб его дети стали инженерами, а свое-
го брата ругал за то что тот (к.э.н.) не стал доктором наук.

     И зачем это всё?  - 10лет учебы.  Аттестат. Но скоро йа забыл все
чему учили в школе. Институт. Аспирантура. -- Защита -- все забывается.
     Интересная работа -- другая работа. Застой. Увлечение литературой.
Перестройка. Встречи,  дискуссии.  Всё забывается -- мысли и  желания.
Какие-то амбиции -- что-то отыскать но себя потерять. Доказательства.
     Теза: необходимость врага. Кажется, йа не испытывал вражды к себе
и не питал враждебных чувств. Вражда среди родных (см. в Библии).
     Амбиции. Борьба за власть, за руководство, за "место под солнцем".
     Вражда соседей на меже. Вражда соседних стран. Дружба через сосе-
да с другим (*иудей и самарянин?).
"Враги человеку - домашние его" (Ветхий Завет, Михей, 7,6).
     (К.В.Душенко "мысли и изречения древних" /М., 2006, с529)
 

                - 9 -

     "": Кто ни к чему не стремится , тот ничего не достигает.
     *Кого обидят тот и ненавидит.
     Теза: Право на ненависть. Чем оно обосновано? Страсти движут все-
ми людьми. Человек по своей природе агрессивен (*особенно -- секс).
     Ненависть -  сильное  чувство,  доминанта  перекрывает остальное,
отбрасывает сомнения и размышления, "ослепляет". Она же делает челове-
ка цельным, интегрирует и концентрирует (Ср.: Ленин в брьбе --).
     Штангист Ю.П.Власов намеренно распалял себя ненавистью к соперни-
ку, тренировался  в тайне -- и побеждал (его книга "Справедливость си-
лы" -- уважение).
     Олимпийские игры утверждают естественное право сильного, ловкого,
хитрого и первого.

     Б.Рассел: Ненавидеть врагов легче и увлекательнее чем любить дру-
зей" (!* Ленин /необходимость врага**).
    (Душенко К.В. Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин /5-е изд-е
М.: Эксмо 2007 (2001 2004 /пер /с424)
     Г.Киссинджер: Даже у параноика есть враги".
     Сенека: малая  ссуда делает чка твоим должником,  бшая - врагом".
(*!) /чем несправедливее ненависть тем она упорней (с458)
     Ф.М.Достоевский:  Влюбиться можно и ненавидя" (с185).
     Ж.П.Сартр: Мир прекрасно обошелся бы и без литературы и без чело-
века; достаточно чтб один человек ненавидел другого, и все человечест-
во заразится ненавистью" (с451 /*!*Ленин).
        Ч.Чаплин: Только нелюбимые ненавидят" (с603).
     Фалес Милетский: "Врагам и в вероятном не верь, друзьям и в неве-
роятном верь (с546 /*? /!*логика).

     Клеобул: Нужно услужать друзьям чтб укреплять их дружбу,  и вргам
чтб прибрести их дружбу".
    (К.В.Душенко "Мысли и изречения древних" /М., 2006, с21)
     Фукидид: Если как враг я причинил вам столько бед, то я могу быть
полезным другом" (Алкивид спартанцам /с194).
     "": Для тирана -- все что выгодно то и разумно" (с194).
     Агид: Лакедемонане о врагах спрашивают не сколько  врагов  а  где
они" (с223 /*не попасть в ловушку --).
     "": Народный  вождь Ономадем,  придя к власти во время смуты,  не
 

                - 10 -

изгнал всех пртвников -- чтб "за недостатком врагов не начать ссорить-
ся с друзьями" (с248).
     Веллей Патеркул: Ненависть порождаемая соперничеством, переживает
страх и не прекращается к побежденным и  после  исчезновения  предмета
ненависти" (с275).

     Сенека: Уже старик,  Ганнибал не переставал искать войны -- обхо-
дясь без  родины,  не мог он обходиться без врагов" (с371 /*!* Маркс в
Англии --).
     "Развращенные большим успехом ненавидят тех кого обидели" (363).
     "Гнев (...) кгда  костенеет  превращается  в  ненависть" (с370).
     *!Ленин -- /вспышка гнева слепа и глуха.
     "Слава - тень добродетели" (с403 /жалкая?).
     "Нет ненависти пагубнее той к-рая рождена стыдом  за  отплаченное
благодеяние (с405 /*что такое стыд?).
     "Достоверно только то чт нет ничего достоверного" (с405 /*!).

     "Большой грех забывается а малый нет" (с636 /Из Талмуда).
     "": Троим жзнь не в жзнь:  мягкосердечным, вспыльчивым и брезгли-
вым" -- "Всё это есть во мне" (с637 /*!верно).
     "Ненавидят себе подобных:  собаки петухи и жрецы огнепоклонников".
     -- "И блудницы" -- "И вавилонские мудрецы" (с637).

                ***
     Нет, никогда йа зависти не знал. Больших постов не занимал.
     Зависть делает человека зависимым. Чувство неполноценности. Разд-
ражительность. "Белой"  зависти  не бывает.  Подсознание -- дружба --
вечная -- недолговечная.  Подчиненность.  Чувство долга. Воспитание --
должник на всю жзнь.  Человек рождается несвободным. Зависть у малень-
ких детей -- отнять игрушку у другого;  крики плач,  брьба.  И так всю
жизнь. Для некоторых брьба как цель в жизни.

     "": Можно вылечить всякую вражду кроме той к-рую рождает зависть"
     "": ...  более разумно не выставлять наших достижений напоказ, не
мозолить другим глазанашими деньгами,  властью влиянием.  Это вызывает
только зависть, для зависти мы недостаточно сильны, мы слишком разоб-
щены для зависти (Фейхтвангер - Иудейская война)".
     "У завистников слишком много глаз" (с64).
 

                - 11 -

     "": О Востоке судят только по воображению ("Еврейский ум" /с65).
     "": Восток - истинный хитрец:  он почитает маньяков как пророков,
мы же смотрим на пророков как на маньяков" (с65).
     (Еврейские афоризмы. М. 1991)

     Из "Изречений древних" (К.Душенко. 2006)
   "": Человек завидуем всем кроме своего сына и своего ученика (с641)
     *Потому что они "свои" -- гордость.
     "": Завидуют тем кто близок по возрасту и по славе" (с57).
     *Конкуренция равных.  Ср.:  соцсоревнования -- капитализм победил
по существу -- брьба за жизнь, процветание. Богатство или смрть!
     "Малодушные завистливы -- им все представляется великим" (с57).
     "": Любовь не завидует" (с543 /*но может перейти в ненависть).
     *Дорогой мой(!) человек. "Волк среди волков".

     "": Не завидуй ему а порадуйся с ним ...  и его удача будет твоей
(с196 /*а если он не захочет делиться?).
     "": Редко завидуют славе тех чьего могущества не боятся (с276 /*?
/Черчилль и Сталин -- ?).
     "": Безделью сопутствует зависть" (с277 /*слабые -- лодыри).
     "Зависть губительна там где большие надежды" (с118 /*?).
     "Зависть - это грех без конца" (с597 /*обиды - на себя и людей).

     "": Тот, кому завидуют, завидует тоже" (с404 /*?).
     "": Зависть радуется унижению выдающихся" (с167 /*не выступай!).
     "": Зависть сопутствует славе" (с478 /*обязательно?).
     "" Лучше возбуждать зависть чем сожаление (с71 /*положение  чело-
века в обществе -- беспокоят).

     "": Переносить зависть может или сильный (*плевать --) или счаст-
ливый (*счастливые врагов не замечают?).
     "Что можно дать за того кому никто не завидует" (с235).
     *Исполнитель, работник, раб; хороший ученик.
     "": Завидующий не может не быть клеветником" (с587 /* если сумеет
и не побоится).
 

                - 12 -

     Зависть, досада, враги, ненависть -- ну зачем это мне?
     Зачем мне думать о других? Зачем мне думать за других?
     А жизнь зачем дана --? /Этим вопросом задавался А.С.Пушкин.
     А ответ каждый ищет или не ищет для себя. Жизнь !разнообразна.
     Важно правильно(*) расставить приоритеты.
     Д.Трамп на первое место поставил Китай, Д.Байден - Россию.

     *20/08/1991: Йа  часто  пытался о многом понять и каждую мысль йа
спешил записать но время текло и вот мне -- давно за --сят".
                Июнь 2020г Москва, Коптево, лев санков


Рецензии