Ольга Аросева о Владимире Высоцком
Что может быть интереснее?
Послушаем, почитаем истории, связанные с Владимиром Высоцким, поведанные Ольгой Александровной Аросевой (1925–2013). Сначала отец, Александр Яковлевич, назвал будущую актрису Варварой и даже оформил на это имя свидетельство о рождении. Однако позже уступил недовольной жене – так Варвара стала Ольгой.
…Актрисы (у Ольги еще была старшая сестра Елена, которая числилась в труппе московского Театра киноактера) родились в семье известного дипломата, члена сталинского правительства и советского писателя Александра Аросева (1890–1938).
На заре политической деятельности Александр Яковлевич неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Писать прозу начал, будучи в царской ссылке в Тотьме. Литературный дебют Саши состоялся в 1916 году – молодой писатель опубликовал рассказ «Плотник» и поэму «Белошвейка». Самая известное его произведение – повесть «Белая лестница».
Аросев считался одним из главных пролетарских писателей, его книги изучались в советских школах.
Репрессирован. В 1938 году приговорен к расстрелу как враг народа. После казни А. Я. Аросева Ольге Гоппен, матери дочерей, удалось вернуть их себе. («Разгадай!», № 23, июнь 2011 г.)
Ольга Аэросева в начале 1940-х поступила в ГУЦЭИ – цирковое училище, затем, как и сестра Елена, в московское Городское театральное училище. По окончании его играла в ленинградском Театра комедии, во МХАТе, в московском Театре на Малой Бронной. Родным для актрисы был московский Театр сатиры, со временем она стала его звездой и проработала на его сцене до конца жизни. Ольга Александровна была также широко известна как пани Моника из популярного в 1970-е годы телевизионного «Кабачка "13 стульев"». Автор книг воспоминаний «Без грима» (1998), «Без грима на бис» (2007) и «Прожившая дважды» (2012).
…Дебют Оли на театральной сцене состоялся в далеком 1946 году. Случилось это в Ленинграде, в знаменитом Театре комедии под руководством Н. Акимова. Гениальный Николай Павлович, познакомившись с начинающей актрисой, почему-то засомневался в ее таланте и на сцену Аросеву не выпустил. Вся ее «роль» в том давнем спектакле заключалась в следующем: надо было стоять за кулисами и громко… мычать, изображая корову. «Закулисная роль Коровы стала у меня первой», – смеялась Ольга Александровна. Дебютантка так старалась, что сорвала голос… Но ее старания были заслуженно оценены зрителями – свою порцию аплодисментов она получила. С театральным дебютом!
Аросева вспоминает: «Оглядываясь на свое прошлое, я часто думаю: «Как же все-таки мне повезло!» Ну, на самом деле – ведь Господь не только дал мне возможность прожить такую большую жизнь, но и подарил встречи и дружбу с величайшими – сейчас это уже точно можно констатировать – актерами нашей эпохи, необыкновенными людьми… Вот вспомнился Володя Высоцкий…» («7 дней», № 47, 22-28 ноября 2010 г.)
«Нас познакомил в Одессе во время съемок фильма «Интервенция» Геннадий Полока. Мы вместе с Володей снимались в фильме, который потом почти 20 лет пролежал на полках (впервые показан зрителю в 1987 году. – А. С.). Весело снимались. Славное время, славные воспоминания! Несмотря на то, что фильм был в опале, настроение было боевое, приподнятое. Не покидало ощущение, что все еще впереди, все будет хорошо.
С Высоцким было очень приятно работать: подтянутый, остроумный, заводной. Помню, я была на довольно высоких каблуках, и Володя оказывался меньше меня ростом. Высоцкий посмотрел на меня с прищуром и сказал: «Так это и есть мадам Ксидиас, ну-ну». Видно было: ему во мне что-то не понравилось. А я стою перед ним, вся из себя красавица на высоких каблуках. Вот эти каблуки его и смутили. В них я была на голову выше. Володя говорил все время: «Да сними ты, наконец, эти каблучищи!» Высоцкий попросил дать ему скамеечку, с которой на съемках не расставался, чтобы казаться выше ростом. Постоянно ходил со скамеечкой и в наших общих сценах становился на нее. Я называла его за это «герой с надстройкой». Он смеялся.
Жили мы в одной гостинице, сдружились. Вечерами ходили в какие-то избушки-мазанки к морякам, водил нас туда Жора Юматов – сам в прошлом моряк, он тоже снимался на Одесской студии, но в другом фильме. Володя пел под гитару, моряки плакали, самогон лился рекой. Тогда еще Высоцкий не был широко известен, выступать ему запрещали, и он всюду искал возможность спеть…» («Комсомольская правда», 24 января 2009 г., «Трибуна», 24 января 2004 г.)
Так живописует Ольга Александровна свое знакомство с актером и совместные с ним съемки в фильме.
«Сцена в «желтой комнате» снималась на «Ленфильме» одной из первых. По воспоминаниям Полоки артисты еще притирались друг к другу. Так как актеры были с разных театров – Аросева играла в Театре сатиры, а Высоцкий – в Театре на Таганке – съемки поначалу шли тяжело». (Социальная сеть «Одноклассники» ok.ru, 22 декабря 2015 г., «Интерактивный музей Владимира Высоцкого в Одессе: Александр Линкевич», «Высоцкий и Аросева. "Интервенция"».)
Работавшая в картине осветителем Анна Иванова вспоминала: «Володя в Одессе снимался немного. Я помню его только в нескольких сценах: «Марш интервентов» – это когда французы вступают в город, а вся Одесса стоит на берегу и по-разному реагирует на это дело, – тут и большевики, и черносотенцы, и кадеты, и сионисты, и банкиры. И Володя с мадам Ксидиас – Оля Аросева ее здорово играла – и ее сыном, которого замечательно сыграл Золотухин, тоже здесь. Помню, была страшная жара. Все мы работали в плавках, а бедные актеры маршировали или приветственно кричали, будучи одеты по полной парадной форме. Володя снимался в пиджаке и в галстуке. Рядом с местом съемки, в кустах, администрация организовала для актеров что-то типа душа, Володя прибегал и окатывался водой почти после каждого дубля. И ещё прикатили для актёров бочку с квасом, многие просили пива, потому что-де квас жажду в жару не утоляет, но тут администрация нас не поддержала». (А. Иванова, «Свидание через двадцать лет» в книге «О Владимире Высоцком» (1995).)
Напомним: действие в картине происходит весной 1919 года. В Одессу, находящуюся под властью белых, прибывают войска Антанты, с которыми противники большевиков связывают большие надежды. Главный герой Бродский (В. Высоцкий) работает у банкирши Ксидиас (О. Аросева) репетитором ее 19-летнего сына Жени. Одновременно Бродский – Мишель Воронов, руководитель группы большевиков-подпольщиков, ведущих пропаганду среди иностранных солдат.
Режиссер картины Геннадий Полока в интервью говорил: «Фильм стал легендой в первую очередь из-за шокирующих решений в показе революции как шумного и кровавого балагана. И, конечно, из-за блистательного созвездия актеров: Руфина Нифонтова, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Валентин Гафт. Несправедливо упоминать как главную звезду Владимира Высоцкого». («Совершенно секретно», № 12, декабрь 2011 г.)
Из дневниковых записок тогдашней школьницы, поклонницы Владимира Высоцкого и Театра на Таганке Ольги Ширяевой: «23. 06. 67. Сегодня ночные «Антимиры» (спектакль по стихам А. Вознесенчкого – А. С.). Пришла рано, но оказалось Володя уже в театре, только что прилетел из Ленинграда. Увидел меня перед служебным входом и позвал: «Хочешь, покажу фотографии?» Ему явно хотелось похвастаться кинопробами с «Ленфильма». Он и Аросева. Володя сказал, что это «Интервенция». Моя любительская душа заныла от зависти к качеству снимков». «"Безгранично верю". Из личного дневника Ольги Ширяевой», «Советская Россия», 11 января 1987 г.)
Отснявшись в картине, Высоцкий и Аросева не прервали своих добрых дружеских отношений. Они продолжали периодически встречаться и общаться, уже в основном – в Москве, так как совместных работ в кино у них больше не случилось.
Так что Ольге Александровне есть что вспомнить о Владимире Семеновиче и помимо встреч с ним в съемочных павильонах. Актриса рассказывает: «Одновременно с фильмом «Интервенция» я еще снималась в картине Андрея Тутышкина «Трембита», музыкальной комедии, поэтому периодически летала из Одессы в Закарпатье, областной (актриса ошибается: районный. – А. С.) центр Мукачево. Однажды Володя говорит: «У меня к тебе просьба – брось там письмо в Париж. Это я Марине Влади написал, у меня с ней роман». Я расхохоталась: «Ну, пожалуйста, Володя, не фантазируй! Какой роман, она же кинозвезда мирового уровня!» Он говорит: «Я не выдумываю, это правда». Я продолжаю шутить: «Вова, меня посадят, если увидят, кому это письмо адресовано. Скажут: "Что вы пристаете к известной французской артистке?"» Но он был очень серьезен: «Прошу тебя, отправь». Боялся, что за ним следят. И немудрено – в то специфическое время всего можно было ожидать. Конечно, я отправила…» («7 дней», № 47, 22-28 ноября 2010 г.)
А вот – еще одно забавное воспоминание из арсенала Аросевой: «Володя глубоко порядочным был человеком и очень хорошим другом. Немедленно приходил на выручку, без лишних слов.
Когда Борису Рунге – моему постоянному партнеру по концертам (актеру Театра сатиры и кино. – А. С.), жившему с ним в одном доме, нужно было поставить телефон, я пошла на телефонную станцию и сказала: «Установите, пожалуйста, телефон в такую-то квартиру, а мы вам в благодарность дадим шефский концерт». Они говорят: «Спасибо вам, конечно, большое. Но вот если бы Высоцкий приехал. К другим-то он, говорят, ездит…»
Я пришла к Володе, объяснила ситуацию. И он просто сказал: «Пожалуйста» – и в первый же свободный вечер пришел к ним выступать. Два часа пел. (Со смехом.) Кажется, уже за это время Боре поставили телефон…» («7 дней», № 47, 22-28 ноября 2010 г.)
В декабре 2010 года Ольга Аросьевна была гостьей программы «Встречи на Моховой» (ТВ-5 Петербург, ведущая Ника Стрижак). И здесь не обошлось без вопросов о съемках в «Интервенции».
«О. А.: У меня есть одна только вот такая роль красивая, что ли, – это у Геннадия Полоки. Это мадам Ксидиас.
Н. С.: В «Интервенции»?
О. А.: А? В «Интервенции», да.
Н. С.: Ну, давайте не откажем себе в удовольствии посмотреть на нее.
О. А.: Да, с удовольствием посмотрю.
Н. С.: Давайте посмотрим на экран. (На экране – отрывок из фильма, в кадре В. Высоцкий и О. Аросева.) (Аплодисменты в студии.) Ха!
О. А.: Заметили, какой здесь Высоцкий вроде высокий, да?
Н. С.: Ну…
О. А.: Он ходил со скамеечкой, когда со мной играл, – потому, что я была выше него! (Смеется.) Я его называла «герой с надстройкой». Ха-ха-ха! (Хохочет.) (Смех зрителей в студии.)
Н. С.: То есть, он настолько невысок был, да?
О. А.: Ну, я была на высоких каблуках, он был ниже меня, очень переживал… И ходил с такой, б-в-в, тумбочкой маленькой (улыбается).
Н. С.: Ха-ха-ха! (Смеется.)
О. А.: И становился на нее. Я смотрю: и действительно, высокий такой (улыбается).
Н. С.: А каким вы его запомнили?
О. А.: Он очень хороший… (Грустно улыбается.) Он хороший товарищ очень, прекрасный! Э, мне там надо было в Москве помочь Боре Рунге сделать телефон и, б, б, и я пришла, там, на станцию, я говорю: «Вот сделайте моему партнеру телефон – он в новый дом переехал…» (А он в одном доме с Володей Высоцким.)
Н. С.: Ага.
О. А.: А они гово… г-г, я говорю: «Мы вам концерт сделаем бесплатный!» Они говорят: «Да замечательно! Вот если б Высоцкий приехал! Мы б, конечно…» Я говорю, прям ему постучала, говорю: «Володь, ты можешь поехать сыграть?» – «Когда тебе нужно?» Я его спросила, а, а, м-м-м, они говорят, что, э, в, в, о, вот такого-то числа. И он – поехал.
Н. С.: Ради телефона? На концерт!
О. А.: Ради моего телефона! И два часа пел! И пока он пел, поставили телефон Боре. Понимаете? Вот такой был Володя! Он, о-о, он товарищ настоящий был!»
В других интервью Аросева несколько по-иному описывает ситуацию с установкой телефонного аппарата в квартире актера: «Был такой случай. Мой друг и партнер Борис Рунге, знаменитый пан Профессор из телесериала «Кабачок "13 стульев"», получил новую квартиру на Малой Грузинской улице, где жил Володя Высоцкий. Мы пошли с Борисом в домоуправление выбивать телефон. Я рассказала, кто такой Рунге. Меня выслушали и говорят: «"Кабачок" – это здорово. Но в доме вашего друга живет Владимир Высоцкий. Вот бы с ним познакомиться…»
Я – к Володе: «Ты можешь поставить телефон Борьке Рунге?» – «Прямо сейчас?» – удивился Высоцкий. И взял гитару, и пошел на «домашний» концерт в домоуправление. На другой день утром у Бори Рунге стоял телефон…» («Комсомольская правда», 24 января 2009 г.) «Представляете: два часа выступления, не жалея сил и времени – и только потому, что его попросили друзья. Вообще, Владимира Высоцкого никогда не нужно было просить о чем-то дважды. Он всегда был готов прийти на помощь своим друзьям и знакомым, не считаясь со своим временем и затраченными усилиями, при этом не требуя ничего взамен. Такие люди – большая редкость даже по тем временам, неотягощенным всеобщей коммерцией и погоней за выгодой во всем», – признавалась актриса. (Интернет-сайт Московского академического Театра сатиры teatr-satiri.ru, «Настоящий детектив Ольги Аросевой».)
Еще о помощи в установке телефона.
«– В «Интервенции» вы снимались с другой звездой – Владимиром Высоцким. Говорят, после съемок вы настолько подружились, что он вместе с Мариной Влади гостил на вашей даче?
– Я не приглашала его на дачу. В гостях он оказался один раз, и то потому, что хотел купить дом в тех местах.
Мы с ним приятно общались во время съемок в Одессе, вечерами собирались, он пел… Но мы никогда не были друзьями. Кстати, в те годы он еще не был знаменит. Популярность пришла значительно позже «Интервенции». В Москве Володя жил в одном доме с Борей Рунге. А у того не было телефона, и никак нам не удавалось его поставить. И вот уже спустя годы я пришла к Володе с просьбой дать на телефонной станции шефский концерт, чтобы Борьке поскорее установили телефон». (Из интервью О. Аросевой журналу «ТелеНеделя», № 13, 26 марта – 1 апреля 2013 г.)
То, что в рассказах Ольга Александровна путает ГТС с домоуправлением и не помнит, одна ли ходила вымаливать абонентский номер, или с Рунге, – не так уж важно.
Владимир Высоцкий и Марина Влади…
«Их знакомство, их любовь были для него чудом. А для его коллег-артистов это было вообще из области фантастики. И когда он кому-то рассказывал о своих отношениях с Мариной – ему попросту не верили.
Ольга Аросева (съемка 2009 г.): "Ну, выдумывает малый! Марина Влади он, понимаете, роман у него! А он и так правдиво рассказывал, и всё. Я уже не помню, там, подробностей, но я помню, что я думаю: «Вот какой, это самое, врунишка!» Потом он как-то приехал здесь, – уже когда был знаменитым, уже когда был женат на Марине Влади, – он приехал здесь искал дачу, хотел купить дом. И они зашли сюда, ко мне. А у меня был Мишка Державин и Долинский Володя – были в гостях. И когда пришел Володя с Мариной, этот самый Долинский и говорит: «(Цокает языком.) Вот у Володи какой вкус! Вот эту бы, – говорит, – девушку отмыть, одеть хорошо, – говорит, – в заграничное, и она на Марину Влади была бы похожа!» (Усмехается.) Я говорю… А она пришла в сарафане, в каких-то стоптанных тапочках, понимаете? Я говорю: «Да это и есть Марина Влади!» (Смеется.)"». (Док. фильм «Владимир Высоцкий. Не сыграно, не спето», а/с С. Музыкова, реж. Ф. Сурков, ООО «Студия 8», 2014 г.)
Еще из воспоминаний актрисы о Владимире Семеновиче: «Они вместе с Мариной приезжали ко мне сюда, на дачу.
Помню, однажды она приехала в каком-то простеньком сарафане, в стоптанных босоножках, ненакрашенная, без укладки – с прямыми, довольно растрепанными волосами. А у меня в это время были в гостях Вова Долинский и Миша Державин. Увидев спутницу Высоцкого, Долинский сказал мне: «Ну, надо же, какой у Вовки постоянный вкус! Ведь если эту бабу причесать да одеть как следует – точь-в-точь Марина Влади была бы. Очень похожа». Я говорю со смехом: «Так это она и есть». Он прямо дар речи потерял – что для него не характерно…» («7 дней», № 47, 22-28 ноября 2010 г.)
Отрывок одного из последних интервью актрисы.
«Ольга Александровна снималась вместе с Владимиром Высоцким в кинофильме «Интервенция».
– Он был небольшого роста и во время съемок носил с собою скамеечку, чтобы казаться выше. Я его звала «герой с надстройкой». Он был замечательным парнем, прекрасным товарищем. И во время съемок мы с ним cдружились. Он тогда только-только петь начинал и еще не выступал с концертами. Мы, артисты, собирались вместе в гостиничном номере, и Володя исполнял свои песни. Помню, тогда он рассказал мне о романе с Мариной Влади. Я, честно говоря, ему не поверила. Думала, врет парень, какая там Марина Влади? Но потом, через некоторое время они приехали ко мне на дачу, а у меня как раз тогда Миша Державин гостил. Марина была в неприглядном (как мне показалось) сарафане и с нечесаными волосами… А Миша Державин мне шепчет: какой все-таки у Володи вкус одинаковый, вот эту бабу приодеть, причесать – она на Марину Влади будет похожа». (Интернет-сайт «GORODNEWS.RU» gorodnews.ru, «Ольга Аросева: "Я не верила в роман Высоцкого и Влади"», глава «О Владимире Высоцком».)
Ольга Александровна сожалеет о столь раннем и неожиданном уходе Владимира Семеновича из жизни: «Казалось, такой человек не может, да просто не должен уйти в расцвете лет! Больно думать, сколько нереализованных сил, идей, таланта он унес с собой. Не сомневаюсь, не случись в 80-м эта трагедия, он не сидел бы на обочине, сложа руки. Не тот человек, характер, темперамент…» («Трибуна», 24 января 2004 г.)
«Я благодарна кино за встречи с прекрасными, талантливыми людьми. Такими, как Смоктуновский («Берегись автомобиля»), Никулин и Евстигнеев («Старики-разбойники»), Высоцкий («Интервенция»)». (Из интервью О. Аросевой, «Совершенно секретно», № 3, март 1995 г.)
***
В 2007 году вышла книга воспоминаний Ольги Аросевой «Без грима на бис». Глава 13 в ней носит несуразно длинное название «В кино. Режиссеры – Козинцев, Эрмлер, Райзман, Геннадий Полока, Эльдар Рязанов… Актеры – Бабочкин, Смоктуновский, Переверзев и Весник, Володя Высоцкий, Галя Волчек, Женя Евстигнеев».
20 января 2009 года в телецентре «Останкино» проходили съемки вручения премий имени Владимира Высоцкого «Своя Колея» и концерта, приуроченного к 71-й годовщине со дня рождения Владимира Семеновича. Одной из гостей в студии была Ольга Александровна Аросева.
На фото: О. Аросева (Мадам Ксидиас, богатая вдова) и В. Высоцкий (Подпольщик Бродский, он же Мишель Воронов, агитатор) в фильме реж. Г. Полоки «Интервенция» (1968).
Свидетельство о публикации №122070400171