Эссе Книга Левит

КНИГА БИБЛИИ НОМЕР 3 — ЛЕВИТ.
 

Кто написал: Моисей
Место написания: пустыня
Написание завершено: 1512 до н. э.
Охваченное время: 1 месяц (1512 до н. э.)

САМОЕ известное название третьей книги Библии — Левит. Оно восходит к греческой Септуагинте, где книга называлась Леуитико;н. В латинской Вульгате она названа Леви;тикус. Хотя левиты упоминаются в книге лишь вскользь (25:32, 33), название «Левит» весьма подходящее, поскольку книга состоит в основном из предписаний для священников-левитов, которые были из племени Левия, а также из законов, которым священники должны были учить народ: «Ведь уста священника должны хранить знание, и люди должны искать закон в его устах» (Мал. 2:7). На древнееврейском языке книга называлась по её первому слову Вайикра;, что буквально означает «и он позвал». В более позднее время евреи также называли её «Законом священников» и «Законом о приношениях» (Лев. 1:1).

Нет никаких сомнений в том, что Левит написан Моисеем. В заключении, или послесловии, этой книги говорится: «Это заповеди, которые Бог дал Моисею» (27:34). Подобное утверждение встречается в Левите 26:46. Ранее приводились доказательства того, что Моисей написал Бытие и Исход. Эти же доказательства применимы и к книге Левит, поскольку первоначально Пятикнижие, по всей видимости, представляло собой один свиток. Кроме того, Левит связан с предыдущими книгами союзом «и». Самое же убедительное доказательство — это то, что Иисус Христос и другие служители Иеговы, движимые святым духом, часто цитировали законы и принципы из Левита, а также ссылались на них, утверждая при этом, что их записал Моисей (Лев. 23:34, 40—43 — Неем. 8:14, 15; Лев. 14:1—32 — Матф. 8:2—4; Лев. 12:2 — Луки 2:22; Лев. 12:3 — Иоан. 7:22; Лев. 18:5 — Рим. 10:5).

Какой период времени охватывает книга Левит? Исход заканчивается тем, что израильтяне устанавливают священный шатёр «в первом месяце второго года, в первый день месяца». А книга Числа, которая следует сразу за Левитом, начинается с того, что Бог говорит с Моисеем «в первый день второго месяца, во второй год после их выхода из земли Египет». Следовательно, те немногие события, которые записаны в книге Левит, состоящей в основном из законов и постановлений, произошли в течение одного лунного месяца (Исх. 40:17; Чис. 1:1; Лев. 8:1—10:7; 24:10—23).

Когда Моисей написал книгу Левит? Скорее всего, Моисей сразу записывал происходившие события и полученные им Божьи указания. Это следует из того, что Бог повелел ему записать вынесенный амаликитянам приговор сразу после того, как израильтяне одержали над ними победу. В пользу ранней даты написания говорит и само содержание книги. Например, израильтянам предписывалось приводить животных, которых они собирались употребить в пищу, к входу в шатёр собрания, чтобы их там закололи. Это повеление, несомненно, было дано и записано вскоре после установления священства. Многие постановления были даны израильтянам, чтобы помогать им во время странствования по пустыне. Всё это указывает на то, что Моисей написал Левит в 1512 году до н. э. (Исх. 17:14; Лев. 17:3, 4; 26:46).

Для какой цели была написана книга Левит? Бог издавна замыслил образовать святой, освящённый народ, который был бы отделён для служения ему. Со времён Авеля верные Богу люди приносили Богу жертвы, но лишь с образованием народа Израиль Бог дал чёткие указания относительно приношений за грех и других жертв. Эти жертвы, подробно описанные в Левите, указывали израильтянам на серьёзность греха и помогали понять, насколько сильно они огорчали Бога, совершая грех. Будучи частью Закона, эти постановления служили воспитателем, ведущим евреев к Христу, поскольку давали им понять, что они нуждаются в Спасителе, и помогали оставаться отделёнными от других народов. Последней цели служили главным образом Божьи законы о ритуальной чистоте (Лев. 11:44; Гал. 3:19—25).

Израиль, новообразованный народ, идущий в новую землю, нуждался в надлежащем руководстве. После выхода из Египта прошло меньше года, поэтому израильтяне ещё хорошо помнили образ жизни египтян, а также их религиозные обычаи. В Египте нередко заключались браки между братьями и сёстрами. В этой стране процветало многобожие, причём некоторые из богов изображались в виде животных. Кроме того, многочисленный народ, вышедший из Египта, направлялся в Ханаан, где образ жизни и религиозные обычаи были ещё более мерзкими. Кто входил в этот народ? Вместе с израильтянами из Египта вышло немало тех, у кого один или оба родителя были египтянами. Этим людям с детства прививались традиции египтян, их религиозные взгляды и дух патриотизма. Ещё недавно у себя на родине многие из них, безусловно, делали то, что отвратительно в глазах Бога. Эти люди, несомненно, нуждались в чётком руководстве от Бога.

Вся книга Левит несёт на себе печать боговдохновенности. Люди не могли бы создать столь мудрые и справедливые законы и постановления. В предписаниях относительно питания, болезней, карантина и обращения с трупами отражены знания, которые стали известны медицине только тысячи лет спустя. Божьи законы, запрещавшие есть нечистых животных, служили израильтянам защитой во время их странствований. Они защищали их от трихинеллёза, которым можно заразиться от свиней, от брюшного тифа и паратифа, переносчиками которых являются некоторые виды рыб, а также от инфекций, которыми могут быть заражены трупы животных. Эти практические законы регулировали их религиозную и повседневную жизнь, помогая им оставаться святым народом. К тому же благодаря им они смогли достичь Обетованной земли и поселиться в ней. История свидетельствует о том, что в вопросах медицины евреи, жившие по законам, данным Богом, шли впереди остальных народов.

Исполнившиеся пророчества и прообразы — это ещё одно доказательство боговдохновенности книги Левит. Как библейская, так и светская история подтверждает истинность записанных в Левите предостережений о пагубных последствиях непослушания. Например, в книге предсказывалось, что непослушных израильтян постигнет сильный голод — такой, что матери будут есть собственных детей. Иеремия сообщает, что эти слова исполнились во время разрушения Иерусалима в 607 году до н. э., а Иосиф Флавий пишет, что то же самое произошло во время более позднего разрушения города в 70 году н. э. Пророческое обещание Бога, данное израильтянам, что он вспомнит о них, если они раскаются, исполнилось в 537 году до н. э., когда они вернулись из Вавилона (Лев. 26:29, 41—45; Плач 2:20; 4:10; Езд. 1:1—6). Боговдохновенность книги Левит подтверждается и тем, что другие библейские авторы цитировали её как часть Слова Бога. Помимо приведённых выше мест Писания, указывающих на то, что Левит написан Моисеем, смотрите также Матфея 5:38; 12:4; 2 Коринфянам 6:16; 1 Петра 1:16.

На протяжении всей книги Левит возвеличивается имя Бога и его владычество. Не менее 36 раз указывается, что автор законов, записанных в книге,— Иегова. Божье имя, Иегова, появляется в среднем 10 раз в каждой главе, и многократным повторением фразы «я Иегова» внушается важность послушания Божьим законам. Через всю книгу проходит тема святости. О святости как о требовании здесь говорится чаще, чем в любой другой книге Библии. Израильтяне должны были быть святыми, поскольку Бог свят. Святыми, или отделёнными для священных целей, были некоторые люди, места, предметы и периоды времени. Например, святыми в поклонении Богу были День искупления и юбилейный год.

Поскольку через всю книгу проходит тема святости, вполне уместно, что в ней подчёркивается то, что для прощения грехов необходимо пролитие крови, то есть принесение в жертву чьей-либо жизни. В жертву можно было приносить лишь ритуально чистых домашних животных. В случае некоторых грехов нужно было не только принести жертву, но и признаться в грехе и возместить ущерб — иногда в размере, превышающем причинённый вред. Определённые грехи наказывались смертью.

СОДЕРЖАНИЕ.

Левит состоит в основном из законов и постановлений, многие из которых носят пророческий характер. В целом книга построена по тематическому принципу, и её можно разделить на восемь частей, расположенных в логической последовательности.

ЗАКОНЫ О ЖЕРТВАХ (1:1—7:38). Жертвы делятся на две категории: кровавые (быки, овцы, козлы и птицы) и бескровные (зерно). К кровавым жертвам относятся: 1) всесожжения, 2) мирные жертвы, 3) приношения за грех и 4) приношения за вину. Все эти жертвы объединяет следующее: приносящий жертву приводит животное к входу в шатёр собрания и кладёт на него руки, после чего животное закалывают. После окропления кровью с телом животного поступают по-разному, в зависимости от вида жертвы. Давайте рассмотрим каждую из кровавых жертв в отдельности.

1. В качестве всесожжения человек, в зависимости от достатка, может принести молодого быка, барана или козла, а также голубя или горлицу. Животное рассекают на части и всё, кроме шкуры, сжигают на жертвеннике. В случае с горлицей или голубем птице нужно надорвать шею, не отрывая ей голову, и удалить у неё зоб и перья (1:1—17; 6:8—13; 5:8).
2. В качестве мирной жертвы приносят самца или самку из крупного или мелкого скота. На жертвеннике сжигается только жир животного; определённые части отдаются священнику, а оставшееся может есть приносящий жертву. Само название жертвы хорошо отражает её суть. Эта совместная, мирная трапеза символизирует единение приносящего жертву с Богом и священником (3:1—17; 7:11—36).
3. Приношение за грех требуется принести в случае совершения ненамеренного греха или греха по ошибке. В жертву приносят разных животных, в зависимости от того, кто согрешил: священник, весь народ, начальник или обычный человек. Если всесожжения и мирные жертвы, приносимые отдельными израильтянами, являются добровольными, то приношения за грех — обязательными (4:1—35; 6:24—30).
4. Приношение за вину требуется принести, если человек виновен в неверности, обмане или грабеже. В одних случаях виновному необходимо признаться в грехе и принести жертву, какую ему позволяют его средства. В других — возместить ущерб, прибавив 20 процентов, и принести в жертву барана. В этом разделе книги Левит, посвящённом приношениям, неоднократно повторяется запрет есть кровь (5:1—6:7; 7:1—7, 26, 27; 3:17).

К бескровным жертвам относятся хлебные приношения. Они могут быть из обжаренных колосьев, дроблёного зерна или лучшей муки. Эти приношения готовят в печи, на сковороде или в кипящем масле. Их нужно приносить, приправив солью и маслом, а иногда вместе с ладаном, но без закваски или мёда. В случае некоторых приношений часть жертвы принадлежит священнику (2:1—16).

ПОМАЗАНИЕ СВЯЩЕННИКОВ (8:1—10:20). В Израиле настаёт время для знаменательного события — помазания священников. Моисей проводит эту церемонию, в точности следуя указаниям Бога. Аарон и его сыновья делают «всё, что Бог повелел через Моисея» (8:36). Церемония посвящения длится семь дней, после чего происходит удивительное, внушающее благоговение явление. Собирается весь народ, и, как только священники приносят жертвы и Аарон с Моисеем благословляют израильтян, всему народу является «слава Бога» (9:23). От Бога выходит огонь и пожирает всесожжение и жир на жертвеннике. Видя это, люди кричат и падают ниц. Поистине, Бог достоин послушания и поклонения!

Всё же некоторые нарушают Закон. Так, сыновья Аарона Надав и Авиуд предстают «перед Богом с незаконным огнем» (10:1). Тогда от Бога выходит огонь и пожирает их, так что они умирают перед Богом. Чтобы приносить угодные Богу жертвы и пользоваться его одобрением, как народу, так и священникам необходимо следовать Божьим указаниям. Сразу после этого Бог даёт повеление, запрещающее священникам пить алкогольные напитки во время служения в священном шатре. Поэтому можно предположить, что именно опьянение привело к греху двух сыновей Аарона.

ЗАКОНЫ О ЧИСТОТЕ (11:1—15:33). В этих главах речь идёт о ритуальной и физической чистоте. Некоторые животные, как домашние, так и дикие, объявляются нечистыми. Все мёртвые тела нечисты, и каждый прикасающийся к ним становится нечистым. Рождение ребёнка делает женщину нечистой. Какое-то время она должна оставаться дома, а затем принести особую жертву.

Некоторые кожные болезни, например проказа, тоже могут быть причиной ритуальной нечистоты. Очищению подлежат не только люди, но и одежда и жильё. Больного и заражённые вещи изолируют. Менструация и излияние семени, а также другие истечения тоже ведут к нечистоте. В этих случаях человек не должен контактировать с другими. По окончании периода очищения необходимо вымыться или принести жертву или сделать и то, и другое.

ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ (16:1—34). Это особая глава, поскольку в ней даются указания в связи с самым важным днём для израильтян, Днём искупления, который приходится на десятый день седьмого месяца. В этот день нужно смирять свою душу (скорее всего, постом); также нельзя выполнять никакую работу. Сначала в жертву приносят молодого быка за грехи Аарона и его дома, то есть племени Левия, а затем козла за остальной народ. После сжигания фимиама часть крови обоих животных по очереди вносят в Святое святых священного шатра и брызгают ею перед крышкой ковчега. Позднее туши животных выносят из лагеря и сжигают. В этот день также ставят перед Богом живого козла и рассказывают над ним обо всех грехах народа, а затем отсылают его в пустыню. Отсюда, кстати, и пошло понятие в русском языке «козёл отпущения». После этого во всесожжение приносят двух баранов: одного за Аарона и его дом, а другого за народ.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ О КРОВИ И ДРУГИЕ ПРЕДПИСАНИЯ (17:1—20:27). В этом разделе содержится множество законов, затрагивающих жизнь израильтян. Здесь записано одно из самых ясных библейских повелений, запрещающих есть кровь (17:10—14). Кровь предназначена для жертвенника, а не для употребления в пищу. Налагается запрет на такие мерзости, как кровосмешение, гомосексуализм и скотоложство. Даются указания, призванные защитить несчастных, бедных и пришельцев, а также провозглашается заповедь: «Люби своего ближнего, как самого себя. Я Иегова» (19:18). Далее приводятся законы, которые должны обеспечить социальное и материальное благополучие народа. Также устанавливается запрет на такие духовно опасные дела, как поклонение Молоху и занятие спиритизмом; наказание за это — смерть. И вновь Бог обращает внимание на обособленность своего народа: «Будьте святы для меня, потому что я, Иегова, свят, и я отделяю вас от других народов, чтобы вы были моими» (20:26).

СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕННИКОВ, ПРАЗДНИКИ (21:1—25:55). Следующие три главы касаются главным образом богослужения. Изложены требования для священников — например, оговаривается их физическое состояние, на ком они могут жениться и кто может есть святое. Кроме того, говорится, каким требованиям должно соответствовать жертвенное животное. Устанавливаются три «ежегодных праздника Бога», которые объявляются «святыми собраниями» (23:37). Ранней весной отмечается Пасха и Праздник пресных лепешек; поздней весной — Пятидесятница, или Праздник недель; осенью — День искупления и восьмидневный Праздник шалашей, или Праздник сбора урожая. Во время этих радостных событий народ собирается, все как один, чтобы восхвалять Бога и поклоняться ему, тем самым укрепляя свои отношения с ним.

В 24-й главе перечисляются повеления о хлебе и масле для священного шатра. Затем описывается случай, после которого Бог устанавливает закон: любой, кто оскорбляет Имя, то есть имя Иеговы, должен быть предан смерти — его следует побить камнями. Также Бог объявляет закон возмездия: «Глаз за глаз, зуб за зуб» (24:11—16, 20). В 25-й главе содержатся указания в связи с субботним годом, или годом отдыха, который приходится на каждый 7-й год, а также в связи с юбилейным годом, который приходится на каждый 50-й год. Каждый 50-й год по всей земле провозглашается свобода и наследственные владения, которые были проданы или отданы в течение 49 лет, возвращаются их владельцам. Даются законы, защищающие права бедных и рабов. В этих главах часто встречается число семь: седьмой день, седьмой год, семидневные праздники, семинедельные периоды и год юбилея, который наступал через каждые 49 лет (7 лет, умноженные на 7).

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСЛУШАНИЯ И НЕПОСЛУШАНИЯ (26:1—46). В этой главе повествование достигает своего апогея. Здесь Бог перечисляет благословения за послушание и наказания за непослушание. Также он обещает позаботиться об израильтянах, если они проявят смирение: «Ради них я буду помнить соглашение с их предками, которых я вывел перед глазами народов из земли Египет, чтобы быть их Богом. Я Иегова» (26:45).

ПРОЧИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ (27:1—34). В конце книги приводятся указания о приношениях по обетам, о первенцах, принадлежащих Богу, и о десятой части, которая становится святыней для Бога. Заканчивается книга такими словами: «Это заповеди, которые Бог дал Моисею для сыновей Израиля на горе Синай» (27:34).

ЧЕМ ПОЛЕЗНА.

Как часть боговдохновенного Писания, книга Левит представляет большую ценность для современных христиан. Она помогает ближе познакомиться с Богом и его качествами, а также увидеть на примере Израиля, который был под соглашением Закона, как Иегова обращается со своими созданиями. В книге можно найти множество непреходящих принципов. Также в ней есть немало прообразов и пророчеств, рассмотрение которых укрепляет веру. Многие принципы, изложенные в Левите, повторяются в Христианских Греческих Писаниях, некоторые — даже цитируются. Семь из них обсуждаются ниже.

1. ВЛАДЫЧЕСТВО БОГА. Он — Законодатель, и мы, как его творение, подотчётны ему. У Бога есть все основания ожидать, чтобы мы проявляли перед ним благоговейный страх. На правах Владыки Вселенной он требует исключительной преданности: он не приемлет того, чтобы его служители вовлекались в идолопоклонство, спиритизм и другие формы демонизма (Лев. 18:4; 25:17; 26:1; Матф. 10:28; Деян. 4:24).
2. ИМЯ БОГА. К его святому имени следует относиться с почтением; никто не смеет порочить его своими словами или делами (Лев. 22:32; 24:10—16; Матф. 6:9).
3. СВЯТОСТЬ БОГА. Поскольку БОГ — святой Бог, его народ тоже должен быть святым, то есть освящённым или отделённым для служения ему. Это означает, что служителям Бога необходимо держаться в стороне от этого безбожного мира (Лев. 11:44; 20:26; Иак. 1:27; 1 Пет. 1:15, 16).
4. СЕРЬЁЗНОСТЬ ГРЕХА. Только Бог решает, что считается грехом. Мы должны изо всех сил бороться с грехом. Искупить грех можно только принесением жертвы. Также необходимо признаться в грехе, раскаяться и по мере возможности возместить ущерб. Некоторые грехи не могут быть прощены (Лев. 4:2; 5:5; 20:2, 10; 1 Иоан. 1:9; Евр. 10:26—29).
5. СВЯТОСТЬ КРОВИ. Поскольку в глазах Бога кровь свята, её ни в каком виде нельзя принимать внутрь своего тела. Её можно использовать лишь для искупления греха (Лев. 17:10—14; Деян. 15:29; Евр. 9:22).
6. РАЗНАЯ СТЕПЕНЬ ВИНЫ И РАЗНАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ. Не все грехи считались одинаково тяжёлыми, и не все грешники — в равной степени виновными. Чем выше положение согрешившего, тем больше его вина и тем более сурово наказание. Намеренный грех наказывался строже, чем непреднамеренный. Размер материального взыскания за грех часто устанавливался с учётом достатка грешника. Такой гибкий подход действовал не только в связи с определением вины и наказания, но и в случае ритуальной нечистоты (Лев. 4:3, 22—28; 5:7—11; 6:2—7; 12:8; 21:1—15; Луки 12:47, 48; Иак. 3:1; 1 Иоан. 5:16).
7. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЛЮБОВЬ. В Левите 19:18 обобщается то, как мы должны относиться к ближним: «Люби своего ближнего, как самого себя». Этим всё сказано. Эта заповедь исключает проявление предвзятости, воровство, ложь, клевету и подразумевает проявление сострадания к увечным, бедным, слепым, глухим (Лев. 19:9—18; Матф. 22:39; Рим. 13:8—13).

Книга Левит по-прежнему очень полезна «для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Подтверждением этому служит то, что на неё не раз ссылались Иисус и его апостолы, главным образом Павел и Пётр. Они обращали внимание на пророческие образы и «тени» будущего. Так, Павел писал, что «Закон имеет тень грядущих благ» и служит «символическим образом и тенью небесного» (2 Тим. 3:16; Евр. 10:1; 8:5).

Священный шатёр, священство, жертвы и особенно ежегодный День искупления — всё это пророческие образы. В Письме евреям Павел объясняет их значение, проводя параллели между этими образами и всем, что связано с «истинным шатром» Бога (Евр. 8:2). Старший священник Аарон — это прообраз Иисуса Христа, который «явился как первосвященник пришедших благословений и через шатёр более великий и совершенный» (Евр. 9:11; Лев. 21:10). Кровь жертвенных животных указывает на кровь Христа, посредством которой он «приобрёл для нас вечное избавление» (Евр. 9:12). Внутреннее отделение священного шатра, Святое святых, куда первосвященник входил только во время ежегодного Дня искупления, чтобы представить Богу кровь жертвенного животного, служит прообразом «самого неба», куда Иисус поднялся, «чтобы предстать... за нас перед лицом Бога» (Евр. 9:24; Лев. 16:14, 15).

Жертвенные животные, которых приносили как всесожжение и приношение за грех, были без порока, или изъяна. Они представляют совершенное, безгрешное тело Иисуса Христа, которое он принёс в жертву (Евр. 9:13, 14; 10:1—10; Лев. 1:3). Также Павел отмечает, что во время Дня искупления туши животных, приносимых в жертву за грех, выносили из лагеря и сжигали (Лев. 16:27). «Поэтому и Иисус,— пишет Павел,— пострадал за воротами. Выйдем же к нему за стан, неся то же поношение, что и он» (Евр. 13:12, 13). Благодаря таким разъяснениям из самой Библии обряды, описанные в книге Левит, обретают для нас больший смысл. Мы начинаем постигать, с какой мудростью Бог указал на то, что должно было произойти в будущем,— на реальность, понять которую можно только с помощью святого духа (Евр. 9:8). Тем, кто хочет наследовать жизнь, которую Бог даёт через Иисуса Христа, «великого священника над домом Бога», важно правильно понимать значение этих прообразов (Евр. 10:19—25).

Священники из семьи Аарона представляют священников, которые служат вместе с Первосвященником Иисусом Христом и которые названы «царским священством» (1 Пет. 2:9). Книга Левит ясно показывает, как великий Первосвященник и Царь, поставленный Богом, совершит искупление грехов. Также в ней приводятся требования для членов семьи Бога, о которых сказано, что они «счастливы и святы» и что «они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с ним тысячу лет». Благодаря их священническому служению всё послушное человечество будет приведено к совершенству, а благодаря их служению в качестве царей небесного Царства на земле воцарятся праведность и мир. Поистине, книга Левит неразрывно связана с другими частями Писания, поскольку раскрывает замыслы Бога в связи с его Царством (Отк. 20:6).


Рецензии