Комментарии на Письмо Минпромторга

Комментарии на Письмо Минпромторга РФ от 11 мая 2020 года № 32091/15

Согласно Письму Заместителя Губернатора Нижегородской области от 09.10.2020 года № 001-456978/20 "О соблюдении масочного режима" , направленное всем руководителям торговых центров Нижегородской области, организации розничной торговли ОБЯЗАНЫ НЕ ДОПУСКАТЬ БЕЗ СИЗ(масок, и т.д.)В ТОРГОВЫЙ ЗАЛ согласно пп. "в" п. 5.2. Указа Губернатора Нижегородской области, при этом Указом Губернатора не уточняется способ обеспечения масками граждан, поэтому магазинам рекомендовано следовать инструкциям - Письму Минпромторга РФ от 11 мая 2020 года № 32091/15....
Вы прочитали письмо Минторга? А вы думали, почему у многих продавцов поведение схожее по всей России? Почему они граждан РФ без маски (СИЗ) не обслуживают на кассе и вызывают отряд полиции? Это им четко и ясно, напрямую пишет Минпромторг свои методические рекомендации, в которых прописано не обслуживать граждан без масок и сразу вызывать отряд полиции.

Тут все хитро обставлено. Письмо Минпромторга не является законом, не является нормативно-правовым актом обязательным к исполнению всеми гражданами. Минпромторг имеет право для своих подчиненных(торговых организаций) издавать рекомендации и инструкции. Причем юридическую ответственность Минпромторг своей инструкцией возложил через своих подчиненных на самих граждан, снимая с себя оную, а разбирательство на полицию.

Продажа товаров регулируется гражданским законодательством (Гражданским кодексом Российской Федерации), находящимся в ведении Российской Федерации, а не в ведении субъектов Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 Конституции России; пункт 2 статьи 3 ГК РФ);

законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также постановления Губернаторов не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции России);

в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации (в том числе постановлением Губернатора), действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции России);

условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными (пункт 1 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»);

запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»);

купля-продажа продуктов и непродовольственных товаров осуществляется на основании договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, и организации, а также предприниматели, осуществляющие продажу продуктов и непродовольственных товаров, не вправе отказать покупателю в продаже реализуемых товаров (пункт 1 статьи 492 ГК РФ; пункт 1 статьи 426 ГК РФ);

продажа продуктов питания и непродовольственных товаров исключительно лицам, находящимся в масках и перчатках, является проявлением предпочтения одним покупателям по сравнению с другими, что прямо запрещено Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

отказ в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров при наличии данных товаров в магазине не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ);

в случае сообщения организацией или предпринимателем, осуществляющим продажу продуктов питания и непродовольственных товаров, информации о том, что товары будут проданы только лицам, имеющим средства индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток), организации и предприниматели, сделавшие такие заявления, подлежат привлечению к административной ответственности на сумму от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 2 статьи 14.8. КоАП РФ);

в случае отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров по причинам, связанным с возможным состоянием здоровья покупателя, организации и предприниматели, отказавшие в такой реализации, подлежат привлечению к административной ответственности на сумму от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей за каждый случай такого отказа в отдельности (часть 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введена Федеральным законом от 18.03.2020N 56-ФЗ);

в случае неоднократного отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров по причинам, связанным с возможным состоянием здоровья покупателя, одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности (примечание к части 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введено Федеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ);

конкретный продавец/кассир, который отказал покупателю в продаже товаров, подлежит привлечению к административной ответственности на сумму от одной тысячи до двух тысяч рублей(по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ), от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей(по части 5 статьи 14.8. КоАП РФ);

должностные лица, работники и т.д. не в праве требовать наличие масок или перчаток у потребителя, т.к. работники организаций торговли и услуг не относятся к должностным лицам, которые вправе осуществлять контроль за соблюдением гражданами требований нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; проверка их исполнения осуществляется органами санитарно-эпидемиологического надзора и внутренних дел;

законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. (ст. 76, п.5 Конституции РФ).

постановления правительства городов федерального значения или указы губернаторов регионов РФ «О мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»не содержат запрет на продажу товаров покупателям, находящимся без маски - только содержат запрет на вход граждан без СИЗ в торговый зал; и в положениях, противоречащих федеральным законам, не применяются(ст. 76, п.5 Конституции РФ);

в действующем законодательстве отсутствует понятие «посетитель магазина/предприятия торговли». Имеется понятие потребитель товаров(услуг) (Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей"), покупатель (Гражданский кодекс РФ глава 30); в связи с чем неизвестно, к кому обращены запреты на посещения магазинов без маски;

в связи с вышеизложенным, ссылка продавцов на Постановления Правительства городов федерального значения или указов губернаторов субъектов РФ «О мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»при отказе в продаже товаров несостоятельна; при отказе в продаже товаров покупателям без масок администрация магазина фактически действует на основе собственных объявлений, внутренних инструкций и рекомендаций Минпромторга и Роспотребнадзора;

реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты(ст.437 ГК РФ); офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (ст. 435 ГК РФ); так как администрация в обязательном порядке требует выполнения предложения, изложенного в объявлении под угрозой лишения покупателя возможности приобретения продуктов питания или непродовольственных товаров, действия администрации имеют признаки состава преступления по ст. 179 УК РФ Принуждение к совершению сделки;

требование администрации магазина, адресованное покупателю через сотрудников магазина, купить так называемую маску, или любое СИЗ, в том числе антисептик и перчатки, то есть передать магазину денежные средства за фактически ненужный предмет, после чего магазин продаст покупателю товар, то есть под угрозой отказа в продаже продуктов питания или непродовольственных товаров, имеет признаки состава преступления по ст. 163 УК РФ Вымогательство.

Согласно ст.27 ФЗ-68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» государственный надзор, организация и проведение проверок в части исполнения требований законодательства по защите населения и территорий от ЧС осуществляются на основании положений ФЗ-294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом Постановления Правительства РФ №438 от 03.04.2020 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора)…». Отсюда следует отсутствие правовых предпосылок инициации контрольных мероприятий в отношении граждан РФ, чья деятельность, осуществляемая в поле применения данного закона, не связана с предпринимательской деятельностью. При этом согласно ст.27 ФЗ-68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» государственный надзор за деятельностью юр.лиц и ИП осуществляется: - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; - согласно их компетенции; - в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. При этом в различных Указах губернаторов, в том числе, к примеру, и в п.26 указа мэра Собянина 12-ум от 05.03.2020 «О введении режима повышенной готовности» также предусматривает установку мэром Москвы Порядка осуществления контроля за соблюдением предписаний и ограничений, Порядка обеспечения соблюдения предписаний и ограничений, Мер по пресечению нарушений (Указа мэра Москвы от 04.04.2020 №40-ум «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и ИП режима повышенной готовности в г.Москве»). Данный указ устанавливает разграничение уполномоченных на осуществление контрольных мероприятий лиц в зависимости от подведомственности территорий и объектов инфраструктуры: • транспорт общего пользования – ГКУ г.Москвы «Организатор перевозок»; • легковое такси – Московская административная дорожная инспекция; • торговые объекты – ОВД совместно с Департаментом торговли и услуг г.Москвы; • иные случаи – ОВД совместно с Объединением административно-технических инспекций г.Москвы. Таким образом, ФЗ-68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» устанавливает область отношений, на которые распространяются контрольно - надзорные мероприятия (в отношении организаций и ИП) с установлением Порядка осуществления данного контроля и детализацией этого Порядка на уровне субъекта федерации посредством установления Порядка правоприменения на уровне субъекта РФ. Таким образом, правовые предпосылки и основания к составлению протоколов о правонарушении по ст.20.6.1 КоАП в отношении граждан, не использующем СИЗ в порядке, предусмотренном их инструкцией, в текущей ситуации отсутствуют. При этом ст.23.3 КоАП определяет статьи, по которым ОВД (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, среди которых ст.20.6.1 КоАП отсутствует. Также ФЗ «О полиции» не предусматривает оснований для задержания граждан за нарушения, предусмотренные ст.20.6.1 КоАП.

При этом согласно п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ уполномочены должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при этом Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации. А в соответствии с п.6.4. части 6 ст. 28.3 КоАП РФ 6.4. «Помимо случаев, предусмотренных пунктом 18 части 5 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень указанных органов и их должностных лиц утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Таким образом, органы внутренних дел (полиция) как должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении по ст. 20.6.1 КоАП РФ в обязательном порядке должны быть указаны в специальных Перечнях Постановлений Правительства РФ или в специальных Перечнях, утвержденных высшими должностными лицами исполнительной власти субъектов РФ. Иначе, составление административных протоколов не уполномоченными на то должностными лицами, неправомерно игнорируют нормы законодательства об административных правонарушениях, разграничивающие компетенции органов полиции, пожарного надзора и должностных лиц органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанные с выполнением норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и выносят постановления без учета того, что протокол об административном правонарушении составлен ненадлежащим должностным лицом. Такая практика представляется неправильной, идущей вразрез с требованиями закрепленного в ст. 1.6 КоАП РФ принципа обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. По смыслу нормы ч. 2 ст. 1.6. КоАП РФ, требование строгого соблюдения пределов компетенции органов и должностных лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, должно соблюдаться не только в отношении применения административного наказания и обеспечительных мер, но на всех этапах процесса по делу об административном правонарушении, начиная с возбуждения дела, которое, согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении. Такое понимание прямо вытекает из содержащегося в ст. 1.6 КоАП требования законности. «Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания: а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм); б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права); в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам). Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности... Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания». (Административное право: учебник / Под ред. Бахрах Д.Н., Россинского Б.В., Старилова Ю.Н. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. – 816 с.) К этому необходимо добавить, что в тех случаях, когда дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы постановление (решение), было вынесено не только уполномоченным на то субъектом, но и на основании протокола, составленного ем виде административного правонарушения. …

в следующей статье 2 части будут и остальные доводы…

Тут аналогичный разбор информации от Роспотребнадзора https://vk.com/@rodotpor.sev.krym-pravovoi-analiz-inf..

2020 год.

По этой же теме в более поздней редакции,  читайте
статью про маски от 2021г. http://stihi.ru/2022/05/03/3488

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
И ныне и присно и во веки веков. Аминь+


Рецензии