Белые снегири - 48 -8-

8. РАССКАЗЫ
 
Александр ВОРОНИН
(г. Дубна, Московской обл.)
Член Союза писателей России

 КРАСИВЫЕ

Когда  весь  мир  возненавидишь,
Лишь  Красота  спасёт, наверное.
В  толпе  красивую  увидишь –
Проходит  настроенье  скверное…
Алексей  Сисакян

Красота  утратит  силу,
Если  будет  всем  дана.
                Стихи о  розе

Почему-то считается, что красивым  в жизни всегда везёт и живётся легко. Некрасивые им завидуют  и уверены, что их антиподы порхают как бабочки с цветка на цветок и питаются только нектаром, а колбасу, пельмени и лапшу Доширак даже не нюхали. Во многом в этом виновата реклама и показуха в глянцевых  журналах, на телевидении и в кино. Я сам красивым себя  никогда не считал, поэтому прожил трудную, полную тягот и лишений жизнь. А  богатым  и стильным  мужикам  всегда по-хорошему  завидовал и стремился хоть в чём-то быть на них похожим. Они шли по жизни смеясь,    этим     и  были  интересны.
Человеческое общество развивается по тем же законам,  что  и  природа  – по спирали. Когда витки  спирали совпадают с предыдущими, то  многое  повторяется. До революции  купцы и  буржуи  могли купить  всё,  что им хочется – дом, лошадей, завод,  сад, дачу, женщину, могли уехать за границу отдыхать с любовницей. Сейчас олигархи и новые русские заняты тем же самым: бесятся  с жиру. Поэтому просто красивые люди отходят на второй план. А красивые женщины часто предпочитают богатых и успешных.  Трудно их осуждать за это. Пока красавицы  свежи  и  привлекательны, это самый лёгкий путь достичь чего-то  в  жизни.
Достоевский говорил, что красота спасёт мир. Некрасивая Фаина Раневская вывела свою формулу: “Красота – это страшная сила!” Сколько людей, столько и понятий, оттенков и нюансов в постижении красоты. Если  не брать природу, искусство и остальные высокие материи, а говорить только о женщинах, то всё равно трудно прийти к одному мнению. Кому-то нравятся  блондинки и стройные, кому-то  брюнетки и пухленькие, кто-то без ума от рыжих или бритых наголо и т.д. 
Мне, наверное, очень повезло в жизни. Раз я сам не родился красивым, то соответственно, и запросы у меня были занижены: мне всю жизнь нравились разные женщины.  Какую встретил, такая и понравилась. Надо и в некрасивой женщине суметь найти изюминку и дать ей шанс  расцвести и стать красавицей. Это целое искусство, которым владеют немногие. Красота она тоже бывает разная. Одна валит наповал с первого взгляда – увидел, дыхание спёрло, руки  и ноги ватные, язык к нёбу присох – всё, пропал, можно из мужика верёвки вить. Другая красота незаметная или загадочная – вроде бы обычная женщина, а   тянет к ней днём и ночью, без неё маешься, всё из рук валится, ни есть,  ни пить не хочется. А пришёл к ней, даже  если издалека любуешься  ею,  сразу  жизнь  становится праздником, душа успокаивается  и наступает временная гармония. Временная потому, что не бывает ничего вечного –  красота  может   уйти,  могут её отнять, может неожиданно прийти другая и  затмить первую. В жизни всё бывает и никто ни от чего не застрахован.
Под  пение прельстительных  романсов
Красотки  улыбаются  спесиво;
У  женщины  красивой  больше  шансов
На  счастье  быть  обманутой  красиво.
     Игорь  Губерман
Если говорить о конкурсах красоты, то там тоже всё  не так просто. На городских и областных  много настоящих красавиц, а чем выше ранг соревнования, тем больше  побеждает  на  нём кукольных красавиц. Красоту подгоняют под шаблоны и готовые образцы – все худые, длинноногие, с вихляющей походкой. А мне больше нравятся конкурсы толстушек и  женщин в возрасте – где все  уже  мамы. У них всё другое – фигура, взгляд, походка, отношение к жизни, к детям и к нам, мужчинам. Там действительно красавицы  встречаются  на все вкусы.
Во время учёбы в  Ивановском  государственном университете я  был несколько лет председателем  конкурса  красоты. Выбирали  мисс филфака заочного отделения. Один раз в году на летней сессии. До сих пор помню, сколько радости  нам доставляла эта  работа. Потом  даже написал рассказ об этом – “Мисс  филфака”.
Своё отношение к  красавицам я   выражал  разными способами всю жизнь. В детском саду и в школе дёргал красивых за косички. В бурной молодости  на  дискотеках  безуспешно пытался приглашать их на медленный танец, посвящал им стихи, вздыхал вслед,  мечтал стать знаменитым, богатым  и соблазнять их всех подряд, никого не пропуская и не жалея. А пока  красивые были недосягаемы, приходилось  общаться с нормальными девчонками. Почти как в стихах  Алексея  Сисакяна:                Твой  Бог – квадрат,  а  мой – овал:
В  ребячьей  страсти,  в  ивах,
Я  некрасивых  целовал,
Мечтая  о  красивых…
Когда преподавал малярные  работы в МУПУ девятиклассницам, то  у меня  сформировалась  уже целая теория о красоте и о её  значении в жизни человека. На первых лекциях я, как бы в шутку, чтобы потом не уволили за профнепригодность, рассказывал девочкам о своей системе оценок за обучение. Знания  обычных  учениц буду оценивать по пятибалльной системе, а красавицы могут просто приходить, улыбаться мне и ни о чём не беспокоиться – пятёрки будут сыпаться на них с неба  как из рога изобилия. Только за то, что они красивые. Так как сама  их красота уже является  готовым аттестатом зрелости и пропуском в большую и светлую жизнь. После  этих  моих слов  в классе обычно долго стояла пугающая тишина, а  потом  те из них, кто считал себя красивыми, расправляли плечи, гордо поглядывали на одноклассниц и вдвое шире улыбались мне, считая свою учёбу почти законченной, а меня или дурачком  c  большим  прибабахом,  или сексуально озабоченным  негодяем, любящим молодых Лолит.
А я продолжал свою речь дальше, пугая  некрасивых всеми тяготами теории и особенно производственной практики – на строительных объектах  СМУ-5, в грязи, на сквозняках, среди диких военных строителей из Средней Азии и с Кавказа. Заканчивал своё выступление  я всегда  одой в честь красивых. Всё-то им в жизни само плывёт в руки - и женихи  самые  лучшие, и деньги, все их любят, подарки дарят, поэтому и у меня рука не поднимается ставить им оценки ниже пятёрки, давайте уж не будем нарушать вековые традиции  наших  предков. Выходили  девочки  из класса немного ошарашенные, так как в восьмидесятые годы такой метод преподавания и оценка знаний были  суперсмелым словом в советской педагогике. Если бы дошло до ГОРОНо, мне наверняка влепили бы выговор и не дали Почётную грамоту в конце года. Девочки не могли понять, шутка это или я серьёзно такой продвинутый  педагог.  А  мне было  всего тридцать лет в то время, я ничего и никого не боялся,  жизнь во мне бурлила и била ключом.  Хотя  для  своих  учениц   я  был  уже  совсем  старым  дядей,  и  называли они  меня  только  по имени  отчеству.
По другой моей  прогрессивной  теории, намного опередившей то смутное  время, красивые  женщины вообще не должны работать. Сама  красота, её поддержание и умножение – вот главная цель их жизни.  Они  должны своей красотой радовать  нас мужчин, нести её в мир, дарить всем, как солнце дарит тепло и свет. И только за это им  государство  и меценаты  будут платить достойную зарплату.  А остальные женщины пусть не обижаются и продолжают спокойно работать. Красота – это своего рода талант, гениальность, поэтому и не всем даётся – их отметил сам Бог. На остальных у Бога ни времени, ни сил не хватило. Дети всегда непосредственны, искренни и способны по достоинству оценить красоту: “В детском саду спрашивают: - Ниночка, расскажи про своих родителей. – Мой папа работает, а мама красивая!”
Возникает ряд вопросов: кого считать красивыми, кто будет оценивать,  и какие критерии красоты будут главными. Все это  легко и быстро решается, были бы деньги и достойные претендентки на звание красавиц. Можно красивых разбить на  категории  по степеням красоты,  по возрасту, по интеллекту и т.п.  А  проголосует  народ, хоть бюллетенями,  хоть в Интернете. Опыт проведения конкурсов красоты у нас большой. Главное – обеспечить красивым  достойную среду обитания, почитания  и  чтобы они чувствовали себя нужными Родине. А те, кто устанут быть красивыми,  могут стать обычными мамами или жёнами. И на  пенсию их  отправлять в 35 лет, как балерин. Красота  не может быть вечной.
По исследованиям европейских психологов, опросивших женщин в 15 странах, составилась такая картина: 60% женщин ощущали себя самыми обаятельными и привлекательными в период  с 30 до 35 лет, а пик расцвета пришёлся на 32 года. К этому возрасту женщина уже приобретает уверенность в себе, избавляется от комплексов, имеет опыт разных любовных романов и находится на пике сексуальной активности. Подходя к зеркалу, она  видит, что  всё  ещё  молода  и  красива. Я  уверен,  что  наши  русские женщины  немногим  отличаются от  европейских  в этом плане.
Недаром  большинство тостов мужчин  - за красивых   женщин. Так устроила природа, что сначала мы обращаем внимание на красоту, а потом уже на другие черты характера. Если бы не было красоты и  вечной тяги  к ней, прервался бы род человеческий.  Мужчины бы остыли, обленились, не обращали внимания на страшненьких женщин и разучились делать детей. Всё – конец цивилизации.
Никто не считал, но  наверняка  половина  всех стихов и песен, написанных  мужчинами,  тоже о красивых женщинах  или навеяна ими. Последний  шедевр в этом  направлении – “Ах,  какая  женщина,  мне  б такую!” Под такими стихами подпишется  каждый настоящий мужчина, понимающий толк  в  красоте  и  в  женщинах.
Даже физики и ботаники иногда поднимают глаза от  своих бумаг, выходят из мечтательной задумчивости и удивляются красоте женщин. Об этом есть много интеллектуальных анекдотов. Вот один. Сидят в ресторане два пожилых профессора по ядерной физике и беседуют под коньячок. Мимо их стола проходит красивая женщина с шикарной фигурой. Оба учёных разом замолкают и  с восхищением смотрят на неё. Наконец  один из них приходит в себя и восклицает: “- Надо же, как интересно сгруппировались   атомы!”
Пока мужчина чувствует себя мужчиной,  красивая женщина  будет для него  всегда  важнее  еды,  природы, славы  и  прочих временных радостей. А с другой стороны, если у тебя нет  денег, успеха, материальных благ, то красивая женщина, скорее всего, не обратит на тебя внимание. В жизни всё очень хитро переплетено и цепляется одно за  другое. Сам чёрт не разберётся. И никогда невозможно угадать, что в следующее мгновение  сделает красавица, какая мысль посетит её взбалмошную головку, какой бзик или фортель она выкинет. А нам остаётся любоваться ею, потакать её  капризам  и прощать ей  многие её  шалости. Для  красивых женщин ничего не жалко, им всё к лицу: золото, жемчуг, бриллианты, машины, шубы… Мужчины теряют голову и всё бросают к их стройным ножкам. Как пел Высоцкий: “В  грязь  соболя!  Иди по ним по праву!”
Поэты и писатели  посвящали красивым женщинам лучшие страницы своих произведений. Андрий Бульба  у Гоголя  всё  бросил  и предал ради любви красивой полячки – отца с братом,  дружбу товарищей, Родину.  Простой чиновник Желтков в  “Гранатовом браслете”  Куприна, потратил казённые деньги ради   подарка для своей любимой, которую видел только издалека, не смея подойти – для княгини Веры Николаевны Шеиной. Поэт Петрарка  всю жизнь посвящал стихи своей возлюбленной Лауре, а  видел её  только несколько раз  в церкви и ни разу даже не поцеловал. Обе они  (Вера и Лаура) были уже замужем.  Данте восхвалял Беатриче, Дон Кихот – Дульсинею Тобосскую, Блок – Прекрасную даму, Венечка Ерофеев – девушку с косой до попы.   Грузинская царица Тамара  любила только одну ночь любого желающего, но за это  утром  ему отрубали голову и сбрасывали со скалы в реку.  И всё равно от поклонников  отбоя не было – вот так на нас, мужчин,  действует настоящая красота. И мы всю жизнь живём рядом с ней, владея ею или любуясь на неё издалека.  Кто-то в радости  и удовольствиях,  а  большинство  в печали  и  в  муках.
Чтобы убедиться во  всём  этом, надо повнимательней  перечитать классику и понять психологию мужчины-охотника. Что чаще всего вспоминают старики  в последние годы перед смертью? Работу? Свои награды? Жену с тёщей?  Как бы не так! Они, сидя на солнышке или лёжа на больничной койке, тряся немощно головой и пуская слюни, вспоминают случайные встречи, стройные ножки, играющую походку, зовущие глазки, жаркий шёпот, громкие стоны, горячее   упругое  тело... Вот что греет нас, мужчин, в старости и остаётся   навсегда   в  памяти,   как   самые   яркие   события   жизни. Об этом хорошо написал Евгений Евтушенко: “Копни любого старика, И в нём найдёшь  озорника…”
И всё-таки красивых женщин  я  встречал  в  жизни  много. Каждая встреча долго помнится  и вспоминается  с добрыми чувствами. Красота не может рождать зло. Даже если эта красота тебя обидела, через какое-то время  обида уйдёт, а радость от общения с красотой останется на всю жизнь. Вот такое у  красоты  главное  свойство – дарить  нам  радость. Пусть даже с печалью и со слезами  пополам, если эта красота нам недоступна  и неподвластна.


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ

Один мой хороший знакомый, весельчак и балагур, всё время попадает в разные истории. Как-то,  ещё при коммунистах, звонит он утром моей  жене на работу, громко дышит в трубку и, сбиваясь, проглатывая слова, с надрывом кричит ей:
- Оля, беда! Оля! Ты ещё не знаешь, что случилось? Оля, спасай! Помоги написать объяснительную! Я тебе всё честно расскажу! Только  ты  можешь  мне  помочь! От этой истории заплачут камни! Оля, спасай!  Беда, Оля!  Бегу  к  тебе!
Каждый раз у него  шекспировские страсти, беготня по комнате, заламывание  рук, ахи  и охи. А когда  надуманные страхи улетучиваются или лопаются, как мыльные пузыри, то он вместе со всеми долго и заразительно смеётся над ними, ощущая себя чуть ли не сказочным героем Ваней, победившим  всех  врагов  сразу.
И в  этот раз история была вполне в его духе. Работал он главным инженером в ЖЭКе  и  в подчинении у него были три молодые красивые девчонки-техники, с которыми он обычно и попадал в разные смешные ситуации. Сам он был маленьким, толстеньким мужичком, напоминающим бравого солдата Швейка из одноимённого фильма и на роль героя-любовника явно не подходил. Поэтому девчонки относились к нему, как к старшей подруге, не стесняясь, сплетничали при нём, делились разными секретами и ходили с ним везде под ручку.
У всех троих были маленькие дети, которых вечером надо  забирать из садика, поэтому они и решили сходить днём на новый фильм, только что вышедший на экраны, о котором  было столько  разговоров. Пошли в рабочее время,  и никто бы ничего не узнал, но, по закону подлости, ревнивая жена толстяка засекла их всех у Дома культуры “Мир”. То ли сама шла днём в кино, то ли сказал ей кто-то. Она давно ревновала мужа к одной из этих хохотушек.   Совместный поход весёлой компании и их двухчасовое сидение в тёмном зале так разозлили её, что она написала начальнику ЖКУ Куликову заявление с просьбой наказать за нарушение трудовой дисциплины неверного мужа и коварную разлучницу. Тот вызвал организатора культпохода на ковёр, устроил  ему  взбучку  и  приказал написать   всем   объяснительные.
Вот тогда-то  незадачливый  киноман  и прибежал в панике к моей жене за советом - как  и  что писать, чтобы отвести грозу, нависшую над ним и его девочками. Объяснительная  еле уместилась на трёх листах убористым почерком. Писал он о том, что жена давно и без всяких на то причин ревнует его к одной из подчинённых, а он клянётся прахом своего погибшего отца, что за всю супружескую жизнь никогда жене не изменял. Любил и любит только её одну, мать его единственной  дочки. А ещё он очень любит свою работу и приложит все свои силы и знания, чтобы устранить имеющиеся недостатки  и  в  текущем  году  обязательно  победить в  социалистическом  соревновании.  И  все три листа про такую же ерунду.   Совершенно  не  по  делу.
Понёс  эту   объяснительную  записку   своему     непосредственному начальнику - главному инженеру ЖКУ Ульяновскому. Тот долго читал её,  чесал  затылок,  а потом и спрашивает:
- Слушай, а в кино ты был с  техниками или нет? Тут об этом  почему-то  ни слова.
Самое главное, о чём надо было написать, забылось  в  процессе  написания. Пришлось  бедняге всё  же  в конце снизу  мелким почерком приписать: “Ни  в  какое  кино я  не  ходил”.
Вернувшись в ЖЭК и ожидая справедливого наказания, он долго ещё  храбрился  перед  девчонками:
- Пусть они докажут! Я тогда Эльдару Рязанову напишу! В  Москву!  Нас из-за вашего фильма здесь преследуют! Помогите честным людям! Не дают смотреть советскую  классику!  Я  так  напишу, что  камни   заплачут!
Жаль, что Рязанов   не узнал об этой истории. Может, появилась бы ещё одна  смешная  комедия.


Рецензии