Белые снегири - 48 -7-

7. РОМАН В ЖУРНАЛЕ

Теяра ВЕЛИМЕТОВА
(г. Видное, Московской обл.)
Член Союза писателей России.

ДОЛГАЯ ЛЮБОВЬ МОЯ
(Продолжение. Начало в ном. 42-47).

Глава 7. ВОЗВРАЩЕНИЕ


          Нет солнца без тебя,
          Нет песни без тебя.
          В мире огромном нет без тебя тепла.
          Свет юности моей,
          Свет нежности твоей --
          Только лишь отзвук музыки давних дней.
               "Элегия". Муз. М. Магомаева,
               сл. Н. Добронравова

    Прошёл почти год, страна готовилась к Новогодним праздникам. Муслим едет в Шереметьево встречать свою Тамару. В Москве жуткий мороз. Город озарён лучами зимнего солнца. От холода люди пониже надвинули шапки, укутались в шарфы, подняли воротники пальто и шуб, которые покрывает иней -- у всех изо рта идёт пар.
    У трапа самолёта, прибывшего из Италии, где запрещено находиться посторонним, стоит Муслим. Все пассажиры ему улыбаются, некоторые с ним здороваются. Никто не спешит идти в здание аэропорта, все ждут, что же будет дальше...
    Муслим элегантно подаёт руку своей возлюбленной, кружит её на морозе, и целует, целует, целует... Тамара не знает, что делать. Все смотрят на них. Тамара, забыв про московские морозы и взоры сотен глаз, отвечает своему Орфею той же нежностью. Их окружила толпа. И непонятно, откуда в такой лютый мороз, да ещё около приземлившегося самолёта столько людей. Голос из репродуктора: "Товарищи, вы нарушаете правила нахождения на взлетной полосе! Товарищ Магомаев! Хватит целоваться. Идите домой и целуйтесь там!" Все смеются. Тамара вырывается из объятий Муслима и бежит в здание -- лицо её горит, то ли от счастья, то ли от стыда, то ли просто от холода. Муслим устремляется за ней, как влюбленный мальчишка...
    Прошла неделя. Магомаев даёт в Кремлёвском Дворце съездов концерт в честь возвращения своей Тамары. Шесть тысяч зрителей, и ни одного свободного места. Весь первый ряд скупил сам Муслим -- для своих близких людей. В середине первого ряда свободны только три места ( для Тамары, Нины и Арифа), а по бокам композиторы -- Александра Пахмутова, Арно Бабаджанян, Фикрет Амиров, Ниязи, Полад Бюль-Бюль- Оглы; поэты Геннадий Козловский (автор знаменитой песни "Синяя вечность"), Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Николай Добронравов, Леонид Дербенёв. Первые солисты страны -- Иосиф Кобзон и Лев Лещенко со своими супругами, Эдуард Хиль с женой, которые специально приехали из Ленинграда, и Эдита Пьеха со своим ревнивым мужем: она еле-еле уговорила его прилететь в Москву из Ленинграда ( муж Эдиты был уверен, что жена изменяет ему с Магомаевым, до тех пор, пока однажды ночью он не ворвался через пожарную лестницу в окно гостиничного номера, где жила Пьеха, и искал её любовника под кроватью, а в это время Муслим спокойно спал в номере за стенкой... Пьеха и Магомаев дружили всю жизнь и ценили друг друга, Магомаев называл её Дита).
    Из Баку прибыли друзья детства Муслима -- Эльдар и Абрам, Араз со своей девушкой Ириной. Мария Ивановна и Мария Григорьевна ( тетя Мура и Маруся) тоже приглашены на концерт. В третьем ряду сидит мамка Марго со своими знакомыми, она купила билеты по 2 руб. 50 копеек, а продала им по 3 рубля -- не мелочиться же с мамкой Марго из-за 50-ти копеек? У ребят были три букета гвоздик, которые Абрам привез из Баку. И эти букеты Магомаеву преподнесла сама Маргарита Моисеевна.
    Подальше от Маргариты сидит Ибрагим со своей Дианой, которая уже на седьмом месяце -- носит под сердцем ребенка, и нет сомнений, что родится мальчик Муслимчик. А в пятом ряду сидит мало кому ещё известная Алла Пугачёва и мечтает о таком же успехе, как у Магомаева.

    *Мой старший брат Алик ( по профессии инженер-химик), будучи в Москве, посетил Кремлёвский Дворец съездов. Я это хорошо помню... Когда он приехал из командировки, то, как бы поддразнивая жену и меня, показывал этот билет. Билет за 1руб. 50 коп. : середина балкона, 15-й ряд, 15-е место. У меня в памяти остались две цифры 15.
                (прим. автора)...
                *. *. *
    На сцене Кремлёвского Дворца -- Азербайджанский государственный симфонический оркестр под управлением Ниязи. Муслим за кулисами готовится к выходу. Тамары все нет...
    ... За два часа до начала концерта Тамара, чувствуя себя самой счастливой на свете, подбирает наряд для этого торжественного мероприятия. Какое платье надеть? Подруга Нина, с которой она идёт во Дворец съездов, даёт советы. Раздаётся звонок в дверь. На пороге стоит Володя Атлантов. По взгляду незваного гостя Тамара поняла: что-то случилось.
    -- Что случилось, Володя? -- с недоумением спрашивает Тамара.
    -- Через два часа должен быть "Евгений Онегин", Фаину (исполнительницу роли Ольги) отвезли на "скорой" с воспалением лёгких. Кроме тебя петь некому.
    -- Послушайте! Вы с ума сошли! Магомаев даёт в её честь концерт в Кремлёвском Дворце, мы сейчас туда собираемся! -- возмущённо говорит подруга.
    -- Мы всё знаем! Главный за голову схватился, он сам хотел приехать...
    -- Нина, езжай с Арифом! Муслиму сама все объясни. Поцелуй за меня Марию Ивановну и Марию Григорьевну, ты их узнаешь, они должны быть там, -- говорит Тамара и молча одевается. (Через два дня после того, как Тамара прилетела из Италии, Муслим познакомил её со своими самыми родными женщинами, которые были рядом с рождения до зрелого возраста, пока дядя Джамал не переехал жить в Москву).
    ... Концерт задержан на 10 минут. Все собрались, кроме той, кому посвящено это выступление. За кулисами Кремлёвского Дворца нервничает Муслим, он ждёт Тамару. Вбегает Нина и объясняет причину её отсутствия. Муслим держит себя в руках, просит Светлану Моргунову провести Нину в зал. Муслим чётко осознаёт, что он не имеет права подвести 5999 пар глаз, которые ждут его выступления, хотя в зале нет той единственной, которую он ждал больше всех на свете. Но, увы!
    Нина спускается и скромно целует двух тётушек Муслима: "Это вам от Тамары. Она сейчас поёт в Большом, там солистка заболела". Тут же прошёл слух, что Тамары не будет, она вроде как рассталась с Муслимом и специально не пришла или того хуже -- попала в больницу.
    Без объявления ведущих Ниязи взмахивает дирижерской палочкой -- оркестр играет "Мелодию". Муслим в белом фраке выходит на сцену.
    "О, это волнение артиста перед выступлением! Как натянуты нервы! Задолго до выхода на лбу выступает холодная испарина. Кажется, что горло пересохло. Только от мысли, как ты будешь петь и чем -- сердце начинает биться загнанной в клетку птицей.
    А в зале твой Слушатель. Преданный, внимательный, вежливый, терпеливый. Он верит в тебя, ждёт новой встречи с артистом, как ждут свидания влюбленные. А ты дрожишь -- и душой, и телом от неуемного волнения. Нужно собрать все силы, сконцентрировать всю волю, преодолеть, победить волнение. И тогда остаётся уповать на власть самого голоса. Первые звуки, может, поначалу робкие, говорят о том, что все в порядке, связки смыкаются, как положено, "низы" и "верха" подвластны. И тогда вместо страха появляется желание петь, погружаться в сценический образ".
    Эти знаменитые строки о состоянии Большого Артиста перед выходом на сцену Муслим Магометович напишет в своей книге "Великий Ланца". Эти слова можно отнести ко всем великим певцам всех времён, в том числе и к самому Муслиму Магомаеву. Это и его ощущения перед выходом на сцену...
    А в это время в Большом театре Тамара исполняет роль Ольги с великим Лемешевым. Это будет их последний дуэт. Лемешев исполняет роль Ленского в последний раз.
    После спектакля Сергей Яковлевич подходит к Тамаре, по-отечески целует её:
    -- Милая, ты была самой лучшей Ольгой на сцене! Дай, бог, тебе счастья!
    Старый врач, который следит за состоянием здоровья Лемешева, пока идёт опера, не сдерживает слёз. Врач понимает, что недолго осталось жить великому маэстро. Лемешев все знает, но живёт ради искусства. Он последний раз в своём втором доме, которым называется Большой театр...
    Кремлёвский Дворец. Овации после исполнения Муслимом его знаменитой "Мелодии" не стихают. Магомаев обращается к залу:
    -- Дорогие наши женщины! Эту песню я посвятил не только своей возлюбленной, которая не смогла присутствовать на этом концерте, но и вам! Все песни, которые прозвучат сегодня, я посвящаю вам, дорогие зрители: без вас артист -- не артист. Вы самые строгие и справедливые судьи.
    Шквал аплодисментов. Теперь на сцену выходят ведущие Моргунова и Кириллов, чтобы объявлять очередные номера популярных "магомаевских песен", которые поёт вся страна...
    Объявлен антракт. Муслим не уходит со сцены. Он берет цветы, которые ему подарили (в основном гвоздики), спускается со сцены и идёт к своим любимым тетушкам. Половину букетов отдает им, а другую кладет на кресло, где должна была сидеть Тамара. Вдруг его взгляд падает на Ибрагима и Диану, которые, как и все, аплодируют ему стоя. Он идёт к Диане, дарит ей тоже букет гвоздик и улыбается, глядя на её живот. У Дианы на глазах слёзы. Ибрагим шепчет: "Ждём Муслимчика!".
    Через два часа концерт завершается. В кресле, где должна была сидеть Тамара, гора цветов. Муслим Магометович в своей книге "Живут во мне воспоминания" напишет: "В честь приезда Тамары из Милана я дал концерт в Кремлёвском Дворце съездов, но её по веской причине не было".
    Страна ждёт продолжения романа и новых песен в исполнении кумира миллионов женских сердец.
    ... Тамара и Муслим в основном живут в гостинице "Россия". Муслим счастлив, как никогда. Но Тамаре хочется бывать у себя дома, а Муслиму, наоборот, там неуютно. Он привык к свободе, снимает пятикомнатный гостиничный номер "люкс". Расходует свои гонорары направо и налево. Уговоры Тамары "быть поэкономней, не тратить деньги с таким размахом", ни к чему не приводят. После спектаклей она устаёт, ей хочется быть только с ним. А Муслиму необходимо общение. После своих выступлений он собирает несколько десятков человек, которые отмечают успех щедрого Магомаева в ресторанах при гостинице "Россия" или в "Баку". На увещевания Тамары "быть благоразумнее", он отвечает согласием, или ему действительно хочется быть рассудительным, как того желает любимая, но не получается. Как ему жить без друзей, без привычки всех угощать?! В этом был весь Магомаев -- широкая, щедрая, открытая натура.
    Вот только один случай, который он вспоминает в своей книге...
    "Владимир Терлецкий (оранжировщик песен Магомаева) был человек своеобразный, не всегда предсказуемый. Помню, как под Рождество он позвонил мне в гостиницу "Россия", где я тогда жил, и спросил: "Можно я приду к тебе со своей девушкой? Мы принесём с собой рождественского гуся, посидим вместе". Конечно, я согласился. Но вдруг часов в семь ко мне приходят не два гостя, а вваливается целая компания человек в двадцать во главе с Терлецким: "Можешь нас поздравить, мы только что расписались с Наташей". --"А это кто?" --"А это мои гости". То есть Володя решил вот так скромненько отметить свою свадьбу... Хорошо, что у меня был просторный люкс и все гости смогли как-то разместиться. Позвонил в ресторан, попросил поднять в номер еды соответственно количеству гостей. Посидели мы хорошо, не расходились до самого утра. Новоиспечённый муж, выпив, заснул и спал всю ночь, а новобрачной пришлось танцевать с кем угодно, только не со своим мужем".
    Понятно, кто оплачивал эту свадьбу. Так вспоминает Муслим Магометович о своем друге, и ни слова о том, как всё это терпела Тамара Ильинична. Он пишет только одну фразу: "В очередной раз, когда мы были в ссоре...".
    Это у какой женщины выдержат нервы терпеть такое, да ещё не от мужа?! Ведь все ещё было неизвестно, женится ли Магомаев на Синявской и как сложится их дальнейшая судьба. Словом, в начале их совместной жизни они нередко ссорились, но и расстаться не могли. Как два магнитных полюса тянулись друг к другу, были неразделимы, как Север и Юг.
А ещё объединяло их в единое целое её величество Музыка.
    1974 год. В Москве весна: "апрель-апрель, звенит капель!". Люди освободились от зимней одежды, в парках и скверах поют птицы, во дворах стало очень шумно: старики, дети, молодые мамочки с колясками подолгу гуляют на весеннем солнышке.
    ... У Тамары нервы накалены: она разведена, а Муслим не спешит в ЗАГС. Все уговаривают Магомаева образумиться, жениться и вести размеренный образ жизни, ставя в пример Иосифа Кобзона, который сумел найти свою половинку после двух громких разводов и сейчас счастлив, как никогда. Араз на три дня прилетел в Москву на очередной форум студентов и молодежи и уговаривает Муслима жениться на Тамаре, прописаться в Москве, купить кооперативную квартиру. (Тогда, чтобы оформить прописку в столице, нужно было жениться на москвичке, а просто купить квартиру было невозможно, разрешалось лишь приобрести в рассрочку кооператив, имея столичную прописку.)
    -- Араз! Как легко ты рассуждаешь, мой юный друг! Я -- бродячий артист! У меня есть свой старый бакинский двор, который никогда меня не предаст, и целых две комнаты в нашей квартире.
    У Магомаевых была просторная четырёхкомнатная квартира, но после того как дядя Джамал переехал работать в Москву, в ЦК партии, он как честный коммунист отдал две комнаты государству, и в них жил теперь другой человек, большой любитель приложиться к бутылке. Словом, у народного артиста СССР М. Магомаева были две комнаты в коммуналке и сосед-выпивоха...
    Холодное апрельское утро. Муслим позвал в гости известного художника Таира Салахова, чтобы тот нарисовал портрет любимой. Тамара, Таир и Муслим пьют кофе. Таир пытается уговорить Муслима расписаться с Тамарой, на что Магомаев отвечает, что ему и без штампа хорошо.
    -- А вы подумали обо мне? -- резко спрашивает Синявская. -- Кем я вам прихожусь? Любовницей? Я так дальше жить не могу. Все только и спрашивают, когда мы распишемся...
    -- Вот, вот! Мы тоже самое ему говорим, -- поддакивает Таир.
    -- Как вы меня все достали, особенно этот Агаларов! -- кричит Муслим, хлопает дверью и уходит в другую комнату.
    Таир успокаивает Тамару, что Муслим угомонится и всё разрешится само собой.
    Вдруг кто-то скребётся в окно 15-го этажа с внешней стороны и кричит "мя-я-я-у". Тамара сползает с дивана на пол, закрывает лицо руками, её знобит. А Таир, весь бледный, подходит к окну, осторожно открывает окно, чтобы "кот" Муслим, прошедший по карнизу здания, запрыгнул в комнату.
    А "кот" подошёл кошачьей походкой к своей "кошке", погладил её длинными "лапками" и произнес:
    -- Мя-я-я-у-у! Я вас люблю-ю-ю! Выходите за-а-муж за меня-я-я-я.
    ... 5 часов вечера. Концертный зал Чайковского. Через час должен начаться концерт Магомаева с прямой трансляцией по телевидению. У входа в зал толпа поклонниц, пришедших в надежде приобрести билет. Прямая трансляция под угрозой срыва. Толпа почти сорвала с петель массивные двери концертного зала. Охрана и сотрудники звонят в Останкино. А руководство МВД приняло решение разрешить эту ситуацию при помощи конной милиции... Концерт, транслировавшийся по всей стране, состоялся без ЧП. Когда он закончился, зрители стоя аплодировали. Никто не уходил. Тогда Магомаев принимает решение: сам садится за рояль и начинает исполнять итальянские песни, которых в репертуаре не было. Концерт "затягивается" ещё на час с лишним. И вместе со зрителями более трёх часов вынуждена стоять конная милиция: мало ли что может случиться? А вдруг толпа поклонниц сметёт всё на своём пути, лишь бы не только послушать, но и близко увидеть любимого певца.

    Несколько слов о том, что вся страна смотрела тогда по телевизору, как поёт Муслим Магомаев (прочитали из программы ТВ). Когда шёл фильм "Семнадцать мгновений весны", и когда пел Магомаев, улицы нашего города Сумгаита были пустыми, не было женской половины, и такая же история случилась с сериалом "Богатые тоже плачут". Все женщины спешили домой.
    Мой брат Садай понял, зачем я так быстро делаю уроки, и сказал, что пока не перечислю наизусть все государства Северной и Южной Америки, не даст смотреть телевизор. Защищая, наша добрая сноха Умуят отпустила меня к моей подруге Тане (и чтобы самой тоже спокойно сесть и посмотреть, как поёт наш неподражаемый Муслим). Помню как сейчас...
Пока шёл концерт, он переоделся два раза. Мы все были в восторге. Он выглядел в высшей степени аристократичным. Мы с Таней были уверены в том, что такого певца в мире больше нет и он наш! Наш Муслим Магомаев из нашего родного Азербайджана!

    После концерта друзья и знакомые Магомаева собрались в ресторане гостиницы "Россия", чтобы отметить его очередной успех. Однако Тамары в этой компании не было -- она пела в Большом. И решила, что после спектакля сразу поедет к себе домой -- очень устала.
    На этаже, где жил Магомаев, дежурили по очереди три женщины. Одна из них -- Валя дружила с бывшей девушкой Муслима - Людмилой. Та никак не могла смириться с тем, что Муслим уже с другой, и все надеялась, что он вернётся к ней, терпеливо ожидая разлада в его отношениях с Тамарой. Не покидала ее и мысль о том, что события можно подтолкнуть в нужном ей направлении... Через знакомую из отдела кадров Большого театра Людмила раздобыла домашний телефон Тамары. А дежурная Валя докладывала ей все, что удавалось узнать про Муслима: кто к нему приходит, о чем идут разговоры...
    В той компании оказался Валера Ободзинский со своей очередной подружкой. В полночь все были веселые и изрядно подвыпившие. Ободзинский разошёлся сверх всякой меры, его еле-еле отправили домой на такси. За всех, естественно, расплачивался Муслим. Девушку, которая пришла с Валерой, звали Светлана. Голубоглазая, блондинка в мини-юбке и в белой нейлоновой блузке, оказалась рядом с Муслимом. Она была изрядно навеселе и время от времени пыталась привлечь его внимание, приподнимая юбку и показывая свои длинные, точёные ножки в капроновых чулках.
    У Муслима, находившегося в кураже, созрел свой план. Он вспомнил про фосфор, который дал ему отец Ибрагима, и решил, что самое время устроить весёлый розыгрыш. Дело в том, Муслим притащил из Останкино кинокамеру и хотел снять маленький фильм ужасов. Он подошёл к Юрию Григорьеву и шепнул ему, чтобы тот поднялся к нему в номер и был наготове. Как только он подаст знак, Юра должен начать снимать. Григорьев, не слишком вдаваясь в подробности, согласился и пошёл в номер Муслима. Однако ожидание затянулось...
Обняв кинокамеру, друг крепко заснул на диване в одной из комнат 5-комнатного гостиничного номера.
    Муслим тихо сказал Светлане: "Оставайся, не уходи". Света, понятно, была на седьмом небе от счастья... Наконец в четыре утра все разошлись. Муслим со Светой отправился в свой номер и был уверен, что их станут снимать. Девушка без церемонии уселась на кровать, скинула покрывало, медленно сняла один капроновый чулок и бросила на тумбочку, соблазняя своего кавалера. Муслим, засмеявшись, остановил её.
    -- Подожди, не спеши. Я люблю раздевать женщин в темноте, -- сказал Муслим и плотно задвинул шторы, чтобы в номере была абсолютная темнота. -- Ты закрой глаза, а я пойду на пару минут в душ.
    -- Ой, как интересно, вот мои подружки лопнут от зависти, что у нас с вами будет н - нас - сто - ящая л - любовь! - говорила девица, слегка заикаясь.
    Муслим пошёл в ванную комнату, разделся до пояса, достал коробочку с фосфором и быстро навёл линии костей у себя на теле. И когда выключил свет, чтобы убедиться в получившемся эффекте, -- сам поразился своему мастерству: из зеркала на него глядел... Кощей Бессмертный! Воду он включил на всю мощность и дверь в ванной оставил открытой, чтобы девица подумала, что он принимает душ. Он едва удержался от смеха, накинул на себя простыню и пошёл туда, где в постели его ждала Света. И только тут увидел, что "оператор" спит -- фильм ужасов не получится, но отступать было уже поздно.
    -- Пожалуйста, накройте себя одеялом на пару минут. Сейчас будет очень интересно...
    Девушка выполнила просьбу Муслима, а он тихо и незаметно подошёл к окну, открыл его настежь, затем сбросил с себя простыню и тихо закашлял, чтобы девица выглянула из-под одеяла -- ничего кроме её реакции на светящийся силуэт не интересовало Магомаева в этот момент. Светлана, чувствуя, что происходит что-то непонятное, сбросила с себя одеяло и увидела у распахнутого окна Кощея. Девушка с визгом вылетела в коридор. Муслим быстро включил свет, вытер фосфор, надел свитер и побежал за ней. Светлана, бледная от испуга, сидела в коридоре и кричала в истерике:
    -- Меня хо - о - тят у - би - и - ить! Та - м м - моя смерть пришл - а - а!
    ... Вода стала вытекать через край ванны на пол.
    Соседи выскочили из номеров и пытались успокоить девушку. Дежурная Валя вызвала "Скорую". Молодой фельдшер объяснил, что надо ехать в больницу: у девушки нервный срыв. Муслим вынес из номера её вещи, кроме чулка, который не заметил на тумбочке. Девица билась в истерике, ей помогали надеть пальто, туфли. Муслим тоже оделся и поехал вместе с ней.
    Вода затопила номер...
    Магомаев уже давно протрезвел, сам испугался глупому розыгрышу и был не рад тому, что натворил. Девушку через три дня отпустили из больницы, она пришла в себя, ничего серьезного с ней не произошло. Врачи так и не смогли понять, чего она так сильно испугалась.


Рецензии