Что нас делает людьми
" Я не приду. Я часовым у входа
Стою, чтоб зрела без помех в душе
Великая, всевластная свобода,
Которой ты не выдержал уже.
Я буду верен до конца задаче,
Которой все во мне посвящено
Подняться до такой самоотдачи,
Когда любовь и жизнь - уже одно.
Я не уйду. Я не предам мечту.
И если смерть - то только на посту."
Эдуард Гольдернесс.
Мать говорила: "чувство собственности только
Из обезьяны человека создало."
Пожалуй, соглашусь, но лишь настолько,
Что позже этим в рабство привело.
Её сентенцию к Эзопу отсылаю,
Свободу тайной мысли кто купил.
Я с ним в его рядах и утверждаю:
Она и дух её - мерило всех мерил.
Философ Ксанф, ты жалок в утвержденьи:
Мой дом, мой сад, богатство и рабы.
Невольник псевдоистин заблужденья,
Впустую дни потрачены судьбы.
Не перестану этой пьесой восхищаться,
Где мудростей Эзопа волшебство,
Даёт возможность истины касаться
И совершенствовать людское естество...
Предыстория такова: В 1952 году талантливый молодой бразильский драматург Гильерме Фигейредо написал пьесу «Лиса и виноград» о баснописце Эзопе. Она стала международным «хитом». Через пять лет пьеса была переведена на русский язык (П. и С. Лиминик и А. Моров) и поставлена Георгием Товстоноговым в БДТ.
В 1960-м по пьесе был снят фильм-спектакль. Здесь уже я могу сказать несколько слов от себя, так как в раннем детстве этот фильм видела. Он меня потряс. Особенно поразил его герой – в исполнении Виталия Полицеймако. Врезалось в память, как Эзоп Полицеймако, страшноватого вида мудрец, предпочитает жизни в шкуре раба смерть на дне пропасти, но в звании свободного человека. Шли годы «оттепели», Георгий Александрович Товстоногов сделал спектакль во славу свободы.
Позднее, уже в 1980-е, за пьесу Фигейредо взялся режиссер Олег Рябоконь. Был снят телефильм «Эзоп», где в роли баснописца выступил Александр Калягин. Остальных персонажей также играли звезды: хозяина Эзопа Ксанфа – Олег Табаков, его жену Клею - Любовь Полищук, начальника стражи Агностоса – Валентин Гафт.
Под именем Эзопа дошло до нас более четырехсот коротких прозаических басен. Кому не известны такие эзоповские сюжеты, обработанные позднейшими авторами, как «Волк и ягненок», «Ворона и лиса», «Лиса и лев», «Лиса и виноград"!
Последнюю басню, давшую название пьесе, можно рассматривать как метафору ко всему сюжету. Эзоп, доживший до поздних лет и мечтающий стать свободным, по мнению хозяина, еще «не созрел» для свободы. Но, по его собственным словам, сказанным накануне гибели, "всякий человек созрел для свободы". Весь ход спектакля говорит об этом, и подтверждением этой мысли служит гибель героя, не захотевшего оставаться рабом и выбравшего свободу.
Ирина Чайковская
Свидетельство о публикации №122063000643