Дебюсси. Струнный квартет. Впервые
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA
К. ДЕБЮССИ. Струнный квартет. Соль минор. 1893
1. Allegro
2. Scherzo
3. Andantino
4. Finale
Романтик на манер старинный.
1. Anim; et tr;s d;cid;
Решительно и непреклонно
Встаёт проблема пред влюблённым
Романа на манер старинный,
Как будто списанный с картины, -
Лиричность тем двух мелодичных
То нежных, тонких, гармоничных,
То экспрессивных и желанных
С мужским стремительным началом
Готовых слиться патетично
В желанье страстном, энергичным.
И с той, что всех, всего дороже,
Чей путь триолями проложен!..
Начало коды - в пульсе разном
Лиричных тем, чей ритм опасный, -
Пересекаются восьмые
С триолями, но четвертными.
Итог? Эмоций звучный вихрь.
Поток сметает и летит
В моноритмическом движенье!
Решительно! Без сожаленья!
И в динамических пассажах! -
Из всех один лишь только важен.
2. Assez vif et bien rythm;
Достаточно быстро и очень ритмично
Написано скерцо. И в темпе столичном,
Есть место живое для буйных фантазий,
Для всех вариантов и всех вариаций.
В ряду искромётной любви и коварства
В триольном движении танцев испанских,
О, как же пленяет сам тон доминантный
Который играет мотив остинатный,
На фоне живучих, косых контрапунктов,
Дарующих импульс к рождению бурных
Басов остинатных в стариннейшей форме,
Длиною в два такта, барокко пленённой.
И новшеством смелым развитья квартета -
Включение в тему стихов от эстета -
Коротких и ярких простых интермедий, -
При красочной теме скерцозных комедий.
Мотив основной столь красив и лиричен.
И в чувствах любовных своих гармоничен,
Что стал в центре музыки в стиле барокко,
Фактурным и важным всевидящим оком.
И с ним интермедии льются триоли,
В шестнадцатом темпе, в лиричном мажоре.
В квартете возможен любой лейтмотив,
Который мелодией темы красив.
И вот уж в репризе четыре солиста,
И все в пиццикато жонглируют мыслей,
Имея на жизни свои предпочтенья.
В итоге квартет разошёлся во мненье
Играть как достаточно быстро, ритмично
Скерцозную музыку в темпе столичном.
Короткая кода. Биенье ударных... -
Квартет завершает все игры в пиано.
3. Andantino - doucement expressif
Как выразительно! Как нежно!
Трепещет смелый звук надежды,
И приближается к кумиру
С очарованьем силы милой
Так неожиданно, так явно
В тональной, ладоносной гамме,
Чтоб обаять своим вниманьем
И звуком усладить тщеславье.
Задумчивый мотив славянский
Застыл, приникнув к странной тайне
О пустоте вульгарных квинт,
Квартет с которыми един.
С большой триолей - центром темы,
Объединяющей проблемы.
И вот уж альт вершит развитье
И начинает тему слитно,
Передавая свой мотив
Из уст в уста, от грифа в гриф,
Всё романтичней, возбуждённей
И общей страстью вдохновлённых.
И вот уж в высшем из регистров
Звучат, одушевляясь, мысли
На гребне волн и кульминаций
В экспрессиях красивых танца.
И, наконец, всё замирает.
Лишь звук загадочный играет
Вдали свирелью тонкорунной
На чьих-то задушевных струнах...
4. Tr;s mod;r; - tr;s anim;
Всё ускоряется в финале.
Темп музыки, подобно стали, -
Подвижный, мягкий, очень страстный.
В начале - вдумчиво-прекрасный
В воспоминаньях о триолях,
Испанских танцах, ярких ролях,
Мужских и женских, характерных,
Триоли роль всё ж планомерно
Из части в части переходит,
Сопровождает и возводит
Ось вихря в центр своей Вселенной,
Активной, сильной, вожделенной,
В его классическом токкато
Во всех восьми весомых тактах
В живом стремительном движенье
На фоне общего скольженья
Связующей надолго темой,
Приведшей к новому решенью -
К побочной партии волны
На гребне вечной красоты.
Всё - просто, тихо, лаконично.
И в страсти экспрессивной, личной
Приходит к прежнему трезвучью -
К репризе стойкой, долгозвучной
На гребне волн и кульминаций
С экспрессией в новейших танцах, -
Победой в коде триумфальной,
Старинной и патриархальной.
30.05.2022. Moscow
K. Debussy / T. Alikhanov. Minor Hall of Moscow Concervatoire named after P.I. Tschaikowski
Свидетельство о публикации №122062903489