Франк. Квинтет. Впервые
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA
С. ФРАНК. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. Фа минор. 1878-1879
Введение
Allegro molto moderato quasi lento
Lento, con molto sentimento
Finale. Allegro non troppo, ma con fuoco
Введение
Квинтет замыслен был для драмы,
Преодолений и борьбы,
Чтоб окунуться в состоянье
Печалей, горя, суеты,
Тревог, конфликтов и волнений,
Понять чтоб их и пережить
И окунуться в настроенье,
С идеею борьбы, чтоб жить,
С враждебной силою столкнуться,
Но устоять, не умереть,
И в злобе сил не захлебнуться,
И к счастью путь найти, успеть,
Баланс, стабильность равновесья,
Источник жизненности сил,
Свои возможности вновь взвесив,
Природе, людям посвятив
Свой личный мир, его богатства
И нерастраченность идей,
Познать чтоб жизнь в твореньях царства,
В гостях у музыки своей.
Allegro molto moderato quasi lento
Ритмично, энергично, властно
На взлёте поступью звучит
С неумолимой силой властной
Враждебной силы лейтмотив.
И ей с печалью отвечают
Скорбь, человеческий протест
И смерть людскую отвергают,
В патетике, - и смерти крест.
Поёт живительно и с чувством
Гармоний нежных ясный тон,
Вплетающий в орнамент грустный
Раздумий ариозный звон.
Его развитие в движенье,
В подъёме музыкальных фаз,
Во взлётах звука и в паденьях
Порывистых, коротких фраз,
Вперёд стремящихся прорваться
К мятежной партии судьбы,
К началу, к воле интонаций,
Оставив радости, мечты
В побочной теме, упоенной
Развитьем струнных голосов,
В октавном сольном удвоенье
Фортепианных всех басов, -
Для выразительности лада,
Где страстной скрипки монолог
В спокойном свете в струнной саге
Готов басов улучшить слог.
Игра здесь разная ступеней,
Пониженных, бегущих вверх,
Звук окружающих везеньем
И завершающих свой бег.
Но неожиданно меняет
Спектр полнозвучный колорит,
Мрачнеет, в коде наполняет
Звук отголосками борьбы,
Неистовой, с пассажным шквалом,
Стремительной и волевой,
С напором, вверхподъемным валом
Аккордов силы волновой.
И это партия в Аллегро
С упругим ритмом и борьбой,
С лавиной власти неизбежной, -
С суровой волевой судьбой,
Той, что мгновенно утихает,
Когда б в бессилии поник
Высокий вызов, растворяясь
В скорбящих отзвуках войны.
Lento, con molto sentimento
Здесь скорбь звучит и просветленье -
Душевный, тонкий, чуткий мир
Переживаний, потрясений,
Что есть на жизненном пути,
Передаваемых так жарко
В своих мелодиях простых
И связанных с минувшим ярко, -
С тем, очень близким, дорогим,
Любимом, бесконечно, страстно,
Кто жил, кто был влюблён, любим,
Кто был утрачен безвозвратно,
Средь будней жизни кто погиб.
И останавливаясь в жизни
На миг, а может и на час,
В воображении, из тризны,
Убитых образы звучат,
Проходят мимо, в скорби, в счастье,
В волненье трепетном сердец
И ... гаснут с временем всевластным,
Уходят в прошлого торец.
И человек опять с собою -
Опять себе сам господин,
И снова на один с судьбою,
Вновь предстоит ему идти
Вперёд, тропой тернистых далей
Решать и зло одолевать,
Презревши горе и печали,
И в одиночество дерзать.
«Один...», - скорбит фортепиано.
«Один...» - с ним скрипок голоса
Страдают от воспоминаний...
Виолончели звук, альта...
И в фоне скорбных интонаций,
В хоралах остинатных дней
Звучат из мира прежних наций,
Ведомых музыкой своей.
Им вторит «эхо» безотказно.
И слышен звуков перезвон,
Печальный, в горе очень разный, -
Фригийский ладовый минор,
Неповторимый, хроматичный,
Как будто созданный из чувств,
Эмоций тонких и лиричных.
Проходит лейтмотивом грусть
И входит в траурное шество.
Хорал сдвигает свой аккорд.
И звучность нарастает действа -
Звучит печальный, скорбный хор.
И всё же горе отступает.
В воспоминаниях печаль.
И образ светлый возникает,
Сияющий кому-то вдаль,
Свет излучая бесконечно
В мелодиях добра, любви
И нежности касаясь вечной,
Волнующей её земли.
Мелодия парит над миром
В кристальной звучности своей
И мягким, тонким переливом
Сияет в царствии теней,
В гармониях высоких, чистых,
Что высший воссоздал регистр.
В воздушном облаке речистом
Свет просветления звучит
И ... прерывается внезапно
Короткой вспышкой бури драм,
Суровым трауром неснятым,
Что возвращают мысль в каданс.
Финал - Finale. Allegro non troppo, ma con fuoco
Финал суровый для героя -
Пройти путь страждущей судьбы:
Всё одолеть и скорбь, и горе,
И стать защитником земли,
Стать человеком лучшим, новым,
Способным думать, побеждать,
На подвиг быть всегда готовым
И принципам не изменять.
Финал по форме, как баллада, -
Старинных далей колорит,
Где рыцарь севера с бравадой
Романтики дела вершит.
Звучит финальное начало
Под хроматический сюжет
Мотив фанфарный фортепиано
Движенья скрипок правит след,
Готовит к новым переходам,
Минор меняет на мажор,
Цепь модуляций и свободу
На зов побед, фанфарный звон
С ритмическим рисунком острым,
Бравурным ритмом крепких струн,
Характером святым и рослым,
С которым слышен славы шум.
Финал как будто всё итожит:
Звучит в нём траурная нить,
Вплетается в ноктюрн расхожий
И ... гимн романтике звучит.
Опять аккорд фортепиано,
И вновь ноктюрн в ночи поёт
Песнь нежности своей к роману -
К предмету страсти и забот.
И затихают в томе скрипки.
Чуть брезжит утренний рассвет
Сквозь задушевность ночи гибкой
Красу любви несёт всем Свет
И утверждает красоту,
Незыблимость чувств светлых, ясны.
И веру в искренность, в мечту -
В любовь, даруя мир прекрасный
Герою, рыцарю земли,
Защитнику родного края,
Готовому главу сложить
В борьбе со злом, любовь теряя.
30.05.2022. Moscow
C. Frank / T. Alikhanov. Minor Hall of Moscow Concervatoire named after P.I. Tschaikowski
Свидетельство о публикации №122062903457