4. Тула. Тайна Черлёной горы
Что я могу сказать Вам о плане Тулы, который перед нами? По моему мнению он может быть составленным в помощь служб, взимавших подати с городских общин. В 16 веке платили не каждый горожанин в отдельности, но общины, в которых они проживали:Кузнецкая слобода, Гончарнач слобода, Флоровская слобода и прочие.
Кузницы в Туле проживают с древнейших времён, а на нашем плане дата возникновения слободы - 1595 год?
Порывшись в различных справочниках, читатель узнает, что не всякий район средневекового города назывался "слободою".
В древних городах наличие слобод -явление не очень частое, а в Туле вон их сколько.
Любой древний и средневековый город состоял из "детинца" и "посада".
ДЕТИНЕЦ занимал, как правило, господствующую высоту местности. Он был обнесён валами с деревянными стенами, которые имели одни или несколько ворот.
В детинцах древних русских городов жили князья, бояре, духовенство. Здесь же находились и культовые сооружения. Рядом со знатью обитали их воины и слуги.
За счёт искусственных оборонительных сооружений и естественных препятствий, таких как реки и другие водные преграды вокруг стен детинцев, взять их штурмом было довольно сложно.
С XIV века слово "детинец" из русского языка вытесняет слово "КРЕМЛЬ" .
С течением времени население кремлей-детинцев растёт и перестаёт вмещаться в 4 стенах, возведённых ранее. Рядом со старым детинцем строятся города-спутники, которые называются ОКОЛЬНЫМИ ГОРОДАМИ. Они так же защищены стенами, валами, рвами и другими фортификационными сооружениями.
Чем богаче был феодал - хозяин детинца - тем мощнее были укрепления вокруг него. Чем надёжнее стены города, тем больше людей селилось в этих городах.
Части города, не защищённые стенами, назывались ПОСАДАМИ / так же подолами,предградьями, предместьями/.
Во время нашествия врагов посадский люд или разбегался по окрестным лесам или укрывался в стенах детинцев.
Посадские часто, сообща, тоже обносили свои места проживания валами, рвами и стенами, превращая их в укреплённые окольные города.
Например, у Московского Кремля возникли посады, обратившиеся в укреплённые окольные города: Китай, Белый и Земляной. Посадские люди позднее становились городскими сословиями — ремесленниками, купцами, прочими. По Уложению царя Алексея Михайловича посадские были прикреплены к своим посадам, как и крестьяне к своим пахотным землям. До этого они могли свободно уходить из одного пасада и селиться в другом. Такие свободные перемещения людей мешали их учёту и налогообложению.
Посадское население, наряду с крестьянством, было основой экономики русских княжеств, а после Русского государства. К ХУ веку сложилась система система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей, которое получило название ТЯГЛЛО. Помимо прямых налогов посадские люди исполняли и другие тяглые повинности: Они должны были ремонтировать и строить дороги и защитные сооружения, копать колодцы и каналы, исполнять подводную службу - подвоз всего необходимого для жизни города, ямскую гоньбу - курьерскую службу. Они должны были собирать деньги на содержание стрельцов / "стрельцовские деньги"/ и на выкуп пленных / "полоняночные деньги"/
Все эти обязанности лежали на посадских общинах, которые распределяли их между своими членами.
Во время вражеских нашествий всё мужское население посадов должно было, вооружившись, кто чем может, встать в ряды ополченцев.
Но были в посадах места, где проживали специалисты высокого класса, передававшие секреты своего мастерства от отца сыну. Они были потомственными мастерами, незаменимыми в своём деле. Использовать их на случайных работах было бы просто неразумным. Такие мастера жили и трудились вместе, были освобождены от налогов и многих государственных повинностей- тягла. Места их совместного проживания и труда назывались СЛОБОДАМИ.
У жителей слобод был постоянный или временный круг обязанностей, определённых указом государя-батюшки.
Мастера из Кузнецкой слободы, следовательно с 1595 года налоги никому не платили, оборонительные сооружения не строили...
Они делали для войска царя-батюшки оружие. Это была их главная и единственная тягловая обязанность.
В слободе имелись органы самоуправления — слободской сход, слободской староста.
В первой половине XVIII века налоговые льготы были отменены, и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В начале прошлого века слободойстали называть большое село, где насчитывалось более одной церкви, проводились ярмарки, находилось волостное правление. Слободами также называлось промышленное, фабричное село, где крестьяне не только пахали и сеяли, но что-то производили для нужд государства.
=================
В домах богатых туляков были изразцовые печи – очень сложные по конструкции, барочного стиля. Истоки его лежат в начале XVIII века. Пётр I после своего визита в Голландию очень впечатлялся их сине-белыми изразцами и, приехав оттуда, дал команду строить печи на голландский манер. Учёные нашли обломки таких изразцов с богатыми жанровыми стенками. Но такие изразцы не очень прижились: людям хотелось ярких красок, потому стали появляться жёлтые, зелёные изразцы.
=======================
А. Воронцов: На самом деле никаких особых изменений статуса, конечно, не было. Но после того как в 1520 году – 500 лет назад – был построен Тульский кремль, он стал частью системы обороны южных рубежей Московского государства. Эта система, грубо говоря, выглядела так: берег Оки (там, где стоят Серпухов, Коломна) – самая ближняя к Москве линия обороны. Потом в сторону юга были выдвинуты крепости – Тульский кремль, Зарайский кремль. Затем устроили Засечную черту (и, кстати, полный текст Указа президента о праздновании 500-летия нашего кремля звучит так: «500-летие Тульского кремля как начало строительства Большой засечной черты»). Далее в сторону степи были выдвинуты остроги – такие как Епифань, Чернь, деревянные крепости, которые стояли на границе. Ещё дальше выходили сторожи.То есть это огромная система обороны, центр которой с XVI века – как раз Тульский кремль. Но в XVII веке он перестаёт быть краем обороны. Пограничная служба и система обороны уходят на юг, в Белгород – возникает Белгородская черта. Соответственно, Тула начала жить иной, почти тыловой жизнью.
С расширением Тулы гончары переселялись из-под стен кремля сначала за реку Упу, располагая горны недалеко от своих домов и мастерских. В отличие от ранее изученных горнов, обнаруженных в районе площади Ленина, здесь горны не являлись отдельно стоящими, а образовывали целые узлы. «По-видимому, гончары активно перекладывали горны в процессе эксплуатации, возводили новые на месте разрушившихся. Несколько горнов имели общую предгорновую яму (место, откуда осуществлялась топка). В целом это может свидетельствовать о совместном, «артельном» производстве предметов гончарного промысла в Заречье. Учитывая, что у каждого «кирпичника» было своё собственное место, где он осуществлял деятельность, можно сказать, что на участке, подвергнутом изучению, трудилось несколько мастеров одновременно. Именно поэтому и появилось предположение, что тут располагалось «поле кирпичников» — место, где осуществлялся полный цикл гончарной деятельности»3.
Кроме горнов здесь также были обнаружены сушильные камеры, служащие для предварительной просушки некоторых видов изделий, которым не требовалась высокая температура обжига; желоб для промывки глины и яма для её хранения (туда помещалась готовая для употребления глина, чтобы она отлежалась; также обеспечивался необходимый запас глины).
«Сами горны можно разделить на несколько категорий. По размеру можно выделить «саженные» горны с камерой для обжига диаметром 2,1– 2,13 м и малые с диаметром камеры обжига около 1,05–1,07 м — «полуторааршинные». Подавляющее большинство горнов можно отнести к наземным, то есть камера для топки, обжига и купол у таких горнов располагались над землёй. Лишь один горн был заглублен в материк. То есть у этого горна камера для топки и частично камера для обжига были заглублены под землю в глину, наверху оставался только купол. Что касается заполнения, то четко выделяются горны, заполненные металлургическими соплами, горны с керамическими игрушками и горны с посудой. Изразцы, как правило, обжигали вместе с другими группами производимых предметов быта»4.
После нескольких крупных пожаров XVIII в Гончарную слободу переносят в Малые Гончары, а огнеопасную слободу XVIII века забросили. Слобода, известная по письменным источникам как Кирпичная, а потом – Гончары, находится за Спасским кладбищем. Местность богата различными ценными сортами глины, именно поэтому сюда и переселились гончары в начале XIX века.
===============
Как выглядел дом туляка с сегодняшней улицы Металлистов в конце XVIII – начале XIX века?
В домах богатых туляков были изразцовые печи – очень сложные по конструкции, барочного стиля. Истоки его лежат в начале XVIII века. Пётр I после своего визита в Голландию очень впечатлялся их сине-белыми изразцами и, приехав оттуда, дал команду строить печи на голландский манер. Учёные нашли обломки таких изразцов с богатыми жанровыми стенками. Но такие изразцы не очень прижились: людям хотелось ярких красок, потому стали появляться жёлтые, зелёные изразцы.
Это можно увидеть на выставке «Неизвестная Тула», которая откроется в атриуме кремля. Среди экспонатов – посуда, столовые приборы, хозяйственные ножи и кресала, маятник от часов-ходиков с гравированным орнаментом и позолотой; разнообразные элементы конской упряжи и снаряжение всадника. Личные вещи туляков включают детали одежды – наконечник ремня с богатым орнаментом и различные типы поясных пряжек из цветного металла, пуговицы от платья, фрагменты кожаной обуви, несложные ювелирные украшения, предметы личного благочестия.
Возможно, когда-то там были большие залежи красной глины из которой древние умельцы делали посуду. Так возникли селения производителей глиняных изделий-гончаров.
В Малых Гончарах прошли дни моей юности.
Гончарных производств там уже не было. Было много шпанят, любивших выяснять отношения при помощи кулаков, из которых, в дальнейшем , выросли вполне неплохие ребята, вроде меня.
На Черленой горке красуется сейчас Спасская церковь. Вокруг церкви- Зареченское кладбище. Зареченское кладбище возникло в 1654 году во время эпидемии чумы. Чумных в 17 веке хоронили отдельно. Следовательно на Черленой горке и вокруг неё в это время никто не жил.
Почему?
Церковь, построенная во время эпидемии чумы 1771 года, имеет 2 названия: "Церковь во имя нерукотворного образа Спасителя" и " Спас на горе". Значит гора всё-таки когда-то была, хотя нам, в наши дни, она и не кажется горою.
Возможно, в какие-то века там и было городище первых вятичей - туляков? Ведь другой возвышенности на правом берегу Упы нет! Но не будешь теперь под могилами копать, чтобы убедиться в этом .
Помню, рядом с нашим строили новый дом. Почерневших черепов и костей выкапывали множество. Строители объясняли нам со знанием дела: " Кладбище самоубийц здесь было, каких на общем кладбище не хоронили"
Я всегда удивлялся: "Чего людям не жилось?"
Теперь я не уверен, что это самоубийцы были, но, возможно, мы видели останки тех, кто когда-то жил здесь у подножия Красной горы и защищал первое Тульское городище от врагов. В глине, говорят, долго всё хранится.
От "Спаса на горе" вниз к Упе спускались улицы, хранящие память о Кузнецкой слободе: Дульная, Ствольная, Курковая, Штыковая,Пороховая, Заварная, Арсенальная.
Посёлок Малые Гончары в дни моей юности был уже асфальтирован и застроен четырёхэтажными " хрущёвками". А вот улицы вокруг сохраняли ещё свою деревенскую первозданность. Маленькие убогие домишки, досчатые заборчиками, за которыми трудолюбивые хозяева выращивали картошку, капусту, яблоки и относили на местный базар именовавшийся "Хопром". Вода из колонок. Отопление печное. А наши "хрущёвки" были со всеми удобствами.
Ближе к кладбищу некоторые улицы резко уходили вниз, словно провались в ямы.
Именно с ребятами с "ям" мы, "гончаровские", чаще всего выясняли кулачные отношения.
Сейчас я понимаю,происхождения этих ям: Это были стёртые веками следы глубокого рва, окружавшего когда-то древнее городище наших предков.
Сейчас в современной Туле, вокруг посёлка Гончары, всё сглажено и ухожено. Всё выровнено, покрыто бетоном и асфальтом. Кругом многоэтажки-многоэтажки-многоэтажки...
Не только не осталось напоминаний о живших здесь когда-то вятичах, но и о моём детстве среди кривых, горбатых улочек воспоминаний не осталось.
Лишь "Спас на горе" стоит безсменным часовым веков. Там кода-то, совсем маленького меня, во время отпуска, крестили родители, приехав с Севера навестить бабушку Ксению.
Кстати:
Что это за церковь на плане около Гончарной слободы, слева от Московского тракта?
Храм Сергия Радонежского был построен лишь в конце 19 века.
"Спас на горе" в 18 веке,- в 1771 году.
Какой храм обозначен на плане начала 17-го века?
В наши дни посёлки Большие и Малые Гончары находятся слева от Московского тракта, ставшего до революции Московской Миллионной улицей, а после Октябрьского переворота - улицей Октябрьской. Почему древний картограф поместил Гончарную слободу справа от Московского тракта, а не слева?-Не понятно!
первой половине XVIII века эти льготы были отменены, и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. К 1900 году, по определению ЭСБЕ[2], слободой называлось «большое село, где более одной церкви, торг или ярмарка или волостное правление», а также «промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут».
В слободе имелись органы самоуправления — слободской сход, слободской староста. В городских слободах имелись братские дворы со съезжей избой, где располагались органы слободского самоуправления.
В-ЯМСКАЯ СЛОБОДА.
Глядя на план Тулы начала 17 века мы узнаём о существовании в Заречье ещё и Ямской слободы.
За 100 лет до этого Тула вошла в состав Великого княжества Московского.
Регулярное сообщение с Москвою и другими городами стало насущной потребностью. К 1607 году, к Востоку от Московского тракта / теперь ул. Октябрьской/ сложилась целая Ямскя слобода с постоялыми дворами, трактирами и ямами, где можно было нанять ямщика и лошадей.
Вообще-то ямскую службу считают гениальным изобретением Чингисхана. Надо было ему срочно доставлять его указы во все концы огромной империи, вот и мчались его гонцы /ямщики/, меняя уставших лошадей, от одной станции
/на тюркском -"ям" / к другой.
Когда Русские княжества попали под власть Орды, им пришлось обзаводиться подобными почтовыми дворами -ямами, где ханские посланники могли отдохнуть, восполнить свои силы и получить свежую лошадь.
Так что сначала ямщики были просто посланниками. Постепенно круг их обязанностей значительно расширился.
Как указывают писцовые книги, в Ямской слободе насчитывалось ещё 40 охотничьих дворов, в которых постоянно проживaли около 80 человек/ егерей?/
Охотничьи дворы создавались для развлечения русской средневековой знати,
Это что-то вроде современных охотничьих хозяйств. Следовательно леса в этой части подходили к ямской слободе вплотную.
Но в 4-м номере "Тульского географического альманаха", в статье Т.Дубовой "Топографическое описание города Тулы XVII века" читаю:
Дaлее за Ямской слободой располагалась слобода Гончарная. Информация о времени ее вoзникновения отсутствует..."
Вон, и буковка / Г/ стоит, обозначая Гончарную слободу там, а не слева от Московского тракта, где сейчас реально находятся посёлки Большие и Малые Гончары.
Нет, что-то тут господа историки явно путают.
===============
Свидетельство о публикации №122062903052