Вивальди
На площадях Европы,
Взлетают роем мотыльков
Пассажи и синкопы,
И шпорный звон,
И звон монет –
Соль боли и порока...
Век восемнадцатый, расцвет
Фривольного барокко.
Дух смерти, жалок и горбат,
До времени таится.
Но всё же,
Господин аббат,
Пора остепениться!
Довольно легковесных пьес
В кострах хмельных томлений.
О, голоса небесных месс,
О, крах земных стремлений!
Не слышен ветреный аккорд
На сумрачном бульваре,
Молчат усталый клавикорд
И скрипка Страдивари.
И Прага с Веною молчат,
И Мантуя не слышит,
Как ноты лёгкие звучат
Всё выше,
Выше,
Выше...
____________
* Иллюстрации: портрет композитора и виртуоза–скрипача Антонио Лучо Вивальди (1678 – 1741), написанный художником Франсуа Мореллоном ла Кейвом (1696 – 1768) в 1723 году; на фото – юная словацкая оперная певица Патриция Янечкова (1998 – 2023), в чьём репертуаре музыка Вивальди занимала очень большое место.
Антонио Вивальди жил триста лет назад в Италии, и большую часть жизни провёл в Венеции. В те времена это был не просто город, а столица богатого и могущественного государства – Венецианской республики. Многие произведения создавались композитором для оркестра, состоявшего из девочек – воспитанниц сиротского приюта Оспетале делла Пиета. Вероятно, там впервые были исполнены и «Времена года». Собственно, судьба Вивальди – яркий пример того, как непрочна слава гения при жизни, и сколь может быть значительна его посмертная слава. Католический священник, мало уделявший внимания обязанностям, налагаемым его саном, но автор музыки, покорившей искушённую публику мировых столиц, он был обласкан вниманием сильных мира сего, а умер в совершенной безвестности, и даже имущество его ушло в счёт погашения долгов. Ну, а сейчас музыка Вивальди едва ли не самая звучащая в мире.
Свидетельство о публикации №122062804808