Эссе Книга Исход

КНИГА БИБЛИИ НОМЕР 2 — ИСХОД.
 

Кто написал: Моисей
Место написания: пустыня
Написание завершено: 1512 до н. э.
Охваченное время: 1657—1512 до н. э.

БИБЛЕЙСКАЯ книга Исход — это захватывающий рассказ о том, как Бог совершил великие знамения и чудеса, избавив свой народ из египетского рабства, о том, как он сделал израильтян своей особой собственностью и образовал из них «царство священников и святой народ», а также о том, как происходило становление этого теократического народа (Исх. 19:6). На древнееврейском языке книга называлась по её первым словам Веэлле шемот (озн. «вот имена») или просто Шемот (озн. «имена»). Русское название «Исход» — это перевод соответствующего наименования в греческой Септуагинте, где книга называлась Эксодос (озн. «выход, уход»). Исход — непосредственное продолжение книги Бытие. Это видно из того, что в оригинале Исход начинается с союза «и». Кроме того, в самом начале книги даётся краткий перечень имён сыновей Иакова, основанный на Бытии 46:8—27.

Книга Исход примечательна тем, что в ней называется Божье имя, ИЕГОВА (Синодальный перевод, Исход 6:3 (сноска); 15:3; Современный перевод Исход 6:3). Показывая глубину значения своего имени, Бог сказал Моисею: «Я СТАНУ ТЕМ, КЕМ ПОЖЕЛАЮ СТАТЬ» — и добавил: «Вот что ты скажешь сыновьям Израиля: „Я СТАНУ [евр.Эх ейе; от евр. глагола хайа] послал меня к вам“». Имя ИЕГОВА (евр. ЙХВХ) представляет собой форму глагола хава (озн. «становиться»), родственного глаголу хайа, и буквально означает «Он даёт становиться». По поводу произношения имени Бога среди учёных-библеистов существуют расхождения. В оригинальных текстах используется тетраграмматон ЙХВХ, который читается одними как Яхве, другими как Иегова. Мнение учёных расходится. Но большая часть учёных считает, что правильно надо произносить Иегова. Такая форма произношения принята в русском языке и во многих иностранных языках. Многие читатели Библии встречают это имя на страницах Библии, хотя оно не часто упоминается из-за еврейской суеверной традиции не произносить имя всуе. Частота употребления имени Бога зависит от того или иного перевода Библии. Из-за этого многие просто не понимают, что это имя Бога, Отца Иисуса Христа.

Исход — вторая книга Пятикнижия, а значит, она написана Моисеем. В самой книге трижды говорится, что именно Моисей делал записи по указанию Бога (17:14; 24:4; 34:27). По словам библеистов Б. Весткотта и Ф. Хорта, Иисус и авторы Христианских Писаний более 100 раз цитировали Исход или ссылались на него. Например, Иисус сказал: «Разве не Моисей дал вам Закон?» Книга Исход была написана в Синайской пустыне в 1512 году до н. э., год спустя после выхода израильтян из Египта. Она охватывает период в 145 лет (1657—1512 до н. э.) — со смерти Иосифа до сооружения священного шатра для поклонения Богу (Иоан. 7:19; Исх. 1:6; 40:17).

Учитывая, что события, о которых рассказывается в Исходе, произошли 3 500 лет назад, поражает количество археологических и исторических свидетельств, подтверждающих достоверность этой книги. Упомянутые в ней египетские географические названия и титулы соответствуют тем, что встречаются в древнеегипетских надписях. Согласно археологическим данным, египтяне разрешали иноземцам жить на своей земле, хотя и отдельно от них. Египтяне мылись в водах Нила, а это напоминает о том, как дочь фараона купалась в этой реке. Были найдены кирпичи, изготовленные как с примесью соломы, так и без неё. К тому же в период расцвета Египта жрецы-маги действительно пользовались большим влиянием (Исх. 8:22; 2:5; 5:6, 7, 18; 7:11).

Исторические памятники свидетельствуют о том, что фараоны сами вели в сражение свои колесничные войска. Как видно из Исхода, фараон в дни Моисея следовал этой традиции. Как же он был унижен! Но почему в древнеегипетских источниках нет никаких упоминаний о пребывании израильтян в Египте и о бедствиях, постигших эту землю? Как свидетельствует археология, каждая новая династия фараонов нередко удаляла из прежних записей всё, что не делало им чести. Тщеславные египетские правители никогда не писали о своих поражениях. Удары по египетским божествам — таким, как бог Нила, бог солнца и богиня плодородия, которая изображалась в виде лягушки,— показали всю их ничтожность и возвеличили всевышнего Бога. Всё это никак не вписывалось в летопись гордого народа (14:7—10; 15:4).

Сорок лет Моисей пас стада Иофора. Так он познакомился с условиями жизни в Синайской пустыне и узнал, где можно было добыть воду и пищу. Позднее эти знания помогли ему вести израильтян по пустыне. Сегодня невозможно с точностью проследить маршрут израильтян, поскольку неизвестно, где именно находились некоторые места, упомянутые в Исходе. Тем не менее Мерра, одна из первых стоянок израильтян на Синайском полуострове, обычно отождествляется с Айн-Хаварой — местом в 80 километрах к юго-юго-востоку от современного Суэца. Елим, место второй остановки израильтян, традиционно связывают с Вади-Гаранделом, расположенным приблизительно в 88 километрах к юго-юго-востоку от Суэца. Интересно, что сегодня это место представляет собой прекрасный оазис с тенистыми пальмами и множеством источников. Это напоминает библейский Елим, в котором «было двенадцать источников воды и семьдесят пальм». Однако археологические данные, подтверждающие местонахождение стоянок израильтян, не единственное доказательство достоверности сообщения Моисея (15:23, 27).

Повествование о сооружении священного шатра на равнинах у Синая отражает особенности той местности. Один исследователь заметил: «Конструкция, устройство и материалы священного шатра говорят о том, что он был построен именно в пустыне. Дерево, из которого он сделан, встречается там повсеместно». Идёт ли речь о географических названиях, обычаях, религии, описании местности или строительных материалах, многочисленные внешние свидетельства подтверждают достоверность библейской книги Исход, написанной более 3 500 лет назад.

Другие библейские авторы часто ссылались на Исход, подтверждая тем самым пророческую значимость и ценность этой книги. Спустя более 900 лет после составления Исхода Иеремия писал о «Боге истинном, великом, могущественном», который «вывел свой народ Израиль из земли Египет знамениями и чудесами, сильной и простёртой рукой и великим страхом» (Иер. 32:18—21). Более чем через 1 500 лет Стефан перед своей мученической смертью произнёс сильную речь, значительная часть которой была основана на сведениях из Исхода (Деян. 7:17—44). В Евреям 11:23—29 о Моисее как об образце веры писал Павел. Он часто ссылался на Исход, предостерегая и приводя примеры (Деян. 13:17; 1 Кор. 10:1—4, 11, 12; 2 Кор. 3:7—16). Всё это показывает, насколько тесно взаимосвязаны части Писания, каждая из которых очень ценна, поскольку открывает намерение Бога.

СОДЕРЖАНИЕ.

БОГ НАЗНАЧАЕТ МОИСЕЯ И ПОДЧЁРКИВАЕТ ЗНАЧЕНИЕ СВОЕГО ПАМЯТНОГО ИМЕНИ (1:1—4:31). После перечисления имён сыновей Израиля, которые пришли в Египет, сообщается о смерти Иосифа. Через некоторое время в Египте начинает править новый царь. Видя, что число израильтян быстро растёт и они становятся «всё сильнее и сильнее», царь применяет против них репрессивные меры, включая подневольный труд (1:7). Чтобы сократить численность израильских мужчин, он приказывает убивать всех новорожденных мальчиков. Именно в такое тяжёлое время у одного человека из дома Левия рождается сын, третий ребёнок в семье. Когда ему исполняется три месяца, мать кладёт его в корзину из папируса и прячет в тростнике у берега Нила. Там его находит дочь фараона. Ей нравится мальчик, и она его усыновляет. Родная мать ребёнка становится его кормилицей, поэтому он растёт в израильской семье. Когда он подрастает, его приводят во дворец фараона. Ему дают имя Моисей, что означает «вынутый; спасённый из воды» (Исх. 2:10; Деян. 7:17—22).

Моисей беспокоится о благополучии собратьев-израильтян. Он убивает египтянина, который жестоко обошёлся с евреем. Из-за этого Моисей вынужден бежать. Он приходит в землю Мадиам и там женится на Сепфоре, дочери мадиамского священника Иофора. Со временем у Моисея рождается два сына, Гирсон и Елиезер. В 80 лет (к этому времени Моисей живет в пустыне уже 40 лет) он получает от Бога особое поручение, связанное с освящением Божьего имени. Однажды, пася стадо Иофора у Хорива, «горы истинного Бога», Моисей видит терновый куст, который горит огнём, но не сгорает. Когда он подходит, чтобы рассмотреть его, ангел Бога зовёт его и сообщает ему о намерении Бога вывести свой «народ, сыновей Израиля, из Египта» (Исх. 3:1, 10). Освободить израильтян из египетского рабства Бог собирается через Моисея (Деян. 7:23—35).

Затем Моисей спрашивает, как ему представить сыновьям Израиля Бога, который его послал. Тогда Бог впервые открывает истинное значение своего имени, связывая его со своим намерением, и говорит о том, что под этим именем его будут помнить вечно. «Вот что ты скажешь сыновьям Израиля: „Я СТАНУ послал меня к вам. [...], Бог ваших предков, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам“». Имя Бога показывает, что Он исполнит свои намерения в отношении народа, носящего его имя. Этому народу, потомкам Авраама, он даст землю, обещанную их предкам, «землю, где течёт молоко и мёд» (Исх. 3:14, 15, 17). (Подробно об имени Бога смотрите 2-й абзац).

Бог говорит Моисею, что фараон не отпустит израильтян и поэтому Он поразит Египет, совершив в нём удивительные дела. Бог поручает Аарону говорить от имени своего брата, Моисея, и даёт им три знамения, совершив которые, они смогут убедить израильтян в том, что их послал Бог. На пути в Египет Сепфора обрезает одного из сыновей Моисея, чтобы предотвратить смерть в семье. Этот случай заставляет Моисея вспомнить Божьи требования (Быт. 17:14). Моисей и Аарон собирают израильских старейшин и сообщают им, что Бог намерен вывести свой народ из Египта и привести его в Обетованную землю. Они совершают знамения, и люди верят им.

НА ЕГИПЕТ ОБРУШИВАЮТСЯ БЕДСТВИЯ (5:1—10:29). Моисей и Аарон приходят к фараону и передают ему слова Бога Израиля: «Отпусти мой народ». Гордый фараон с презрением отвечает: «Кто такой Бог, чтобы я повиновался его голосу и отпустил Израиль? Я не знаю Бога и не отпущу Израиль» (5:1, 2). Вместо того чтобы освободить израильтян, он заставляет их работать ещё больше. Однако Бог снова обещает избавить свой народ. И опять он связывает избавление израильтян с освящением своего имени (6:6—8).

Моисей совершает перед фараоном знамение: он велит Аарону бросить свой посох и посох превращается в большую змею. Египетские жрецы-маги делают то же самое. Хотя большая змея Аарона поглощает их змей, сердце фараона остаётся упрямым. Тогда одно за другим Бог насылает на Египет десять тяжёлых бедствий. Сначала вода в Ниле, а также вся остальная вода в Египте превращается в кровь. Затем землю наполняют лягушки. Египетские жрецы повторяют эти два бедствия, но не могут повторить третьего — мошек, которые поражают людей и животных. Они вынуждены признать, что «это сделано с помощью силы Бога». Но даже тогда фараон не отпускает израильтян (8:19).

Первые три бедствия затрагивают как египтян, так и израильтян, однако начиная с четвёртого страдают только египтяне. Бог отделяет свой народ и защищает от последующих бедствий. Четвёртым бедствием становятся тучи оводов. После этого скот египтян поражает эпидемия, а затем на животных и на людях появляются гнойные нарывы, из-за которых даже жрецы, занимающиеся магией, не могут появиться перед Моисеем. Бог опять позволяет сердцу фараона стать упрямым и говорит ему через Моисея: «Я оставил тебя в живых для того, чтобы показать тебе мою силу и чтобы моё имя было возвещено по всей земле» (9:16). Далее Моисей объявляет фараону следующее бедствие, «сильнейший град», и здесь в Библии впервые отмечается, что некоторые слуги фараона испугались слова Бога и приняли меры предосторожности. Затем одно за другим Египет поражают восьмое и девятое бедствия — нашествие саранчи и густая тьма. Вне себя от ярости упрямый фараон угрожает Моисею смертью, если тот снова будет искать с ним встречи (9:18).

ПАСХА И ПОРАЖЕНИЕ ПЕРВЕНЦЕВ (11:1—13:16). Иегова обещает наслать «на фараона и на Египет ещё одно бедствие» — смерть первенцев (11:1). Он говорит израильтянам, что месяц авив должен стать у них первым месяцем. В 10-й день этого месяца им нужно взять барана или козла — годовалого самца без изъяна, а в 14-й день вечером заколоть его, взять его крови и побрызгать ею на оба дверных косяка и на дверную перекладину. После этого они должны оставаться внутри дома и есть зажаренное мясо. Ни одна кость животного не должна быть сломана. В их домах не должно быть закваски, они должны есть с поспешностью, одетые и в любую минуту готовые выступить в поход. Пасха должна стать для них памятным днём — праздником, посвящённым Богу, который они должны праздновать из поколения в поколение. После Пасхи они должны отмечать семидневный Праздник пресных лепешек. В будущем израильтяне должны будут объяснять своим сыновьям значение этих праздников. (Позднее Бог даёт дополнительные указания относительно этих праздников и велит, чтобы израильтяне освящали ему всех первенцев мужского пола — как из людей, так и из животных.)

Израильтяне делают всё так, как велит Бог. И вот Египет постигает страшное бедствие. В полночь Бог убивает всех первенцев, кроме первенцев израильтян. Фараон кричит: «Уходите от моего народа». Египтяне начинают «торопить народ, чтобы поскорее отправить его из своей земли» (12:31, 33). Израильтяне уходят не с пустыми руками: они просят у египтян серебряные и золотые вещи, одежду и те отдают им. Они выходят из Египта в боевом порядке — до 600 000 мужчин вместе со своими семьями и множество людей из разных народов, а также многочисленное стадо. Так заканчивается период в 430 лет, начавшийся, когда Авраам перешёл Евфрат и вошел в землю Ханаан. Эта ночь надолго останется в памяти израильтян (Исх. 12:40; Гал. 3:17).

ОСВЯЩЕНИЕ ИМЕНИ БОГА У КРАСНОГО МОРЯ (13:17—15:21). Бог ведёт израильтян по дороге, идущей через Сокхоф, указывая им путь днём в облачном столбе, а ночью в огненном столбе. Фараон снова проявляет упрямство. Взяв свои лучшие боевые колесницы, он пускается в погоню и настигает израильтян у Красного моря. С его точки зрения, положение израильтян безвыходно. Но Моисей укрепляет людей: «Не бойтесь. Стойте и смотрите, как Бог спасёт вас сегодня» (14:13). Бог гонит море сильным ветром, открывая спасительный проход, по которому Моисей безопасно ведёт израильтян к восточному берегу. Всё войско фараона устремляется за ними, но воды моря возвращаются на своё место и накрывают египтян. Таким впечатляющим образом Бог освящает своё имя. Радости израильтян нет предела! Свой восторг они выражают в первой записанной в Библии победной песне (15:1, 2, 18).

БОГ ЗАКЛЮЧАЕТ СОГЛАШЕНИЕ ЗАКОНА НА СИНАЕ (15:22—34:35). Делая переходы, как указывает Бог, израильтяне идут к Синаю, горе истинного Бога. Когда, придя в Мерру, они начинают роптать, из-за того что вода там горькая, Бог делает её пресной. Затем, когда они ропщут из-за нехватки мяса и хлеба, он даёт им вечером перепелов, а утром сладкую манну, которая выпадает на землю, как роса. Манна заменяет израильтянам хлеб следующие 40 лет. Бог впервые велит израильтянам соблюдать день покоя, или субботу. В шестой день они должны собирать манны вдвое больше, поскольку в седьмой день она не появляется. Затем в Рефидиме он даёт им воду, а также сражается за них с амаликитянами и велит Моисею записать приговор, который он вынес этому народу: амаликитяне будут полностью уничтожены.

Затем тесть Моисея, Иофор, приводит к нему его жену и двух сыновей. Наступает время организационных изменений в народе, и Иофор даёт дельный совет. Он предлагает Моисею разделить груз ответственности с другими способными мужчинами, боящимися Бога, назначив их начальниками над тысячами, сотнями, полусотнями и десятками, чтобы они судили народ. Моисей следует этому совету, и теперь он решает только сложные дела.

В третьем месяце после выхода из Египта израильтяне располагаются лагерем в Синайской пустыне. Там Бог обещает: «Если вы будете во всём повиноваться моему голосу и соблюдать моё соглашение, то станете моей особой собственностью среди всех других народов, потому что мне принадлежит вся земля. Вы станете для меня царством священников и святым народом». Народ клянется: «Мы сделаем всё, что сказал Бог» (19:5, 6, 8). На следующий день после двухдневного освящения Израиля Бог спускается на гору, из-за чего она дымится и содрогается.

Затем Бог даёт Десять слов, или Десять заповедей. В них подчёркивается важность исключительной преданности Богу. У израильтян не должно быть других богов, они не должны поклоняться изображениям и использовать имя Бога неподобающим образом. Шесть дней они должны работать, а в седьмой соблюдать субботу, посвящённую Богу. Также они должны чтить отца и мать. Завершаются Десять заповедей законами, запрещающими убивать, прелюбодействовать, красть, лжесвидетельствовать и желать чужое. Затем Бог объявляет судебные решения, или законы, которые должен соблюдать этот новообразованный народ. Эти законы затрагивают различные сферы жизни, например: обращение с рабами, убийства, нанесение увечий, возмещение ущерба (включая ущерб от пожара), кражи, идолопоклонство, совращение, плохое обращение с вдовами и сиротами, а также с должниками. Даются заповеди о субботе и устанавливаются три ежегодных праздника, посвящённых Богу. Моисей записывает слова Бога. Затем приносят жертвы, половиной крови которых окропляют жертвенник. Моисей читает израильтянам книгу соглашения и, когда они в очередной раз говорят, что будут послушны, окропляет оставшейся кровью саму книгу и весь народ. Так через посредничество Моисея Бог заключает с Израилем соглашение Закона (Евр. 9:19, 20).

Моисей поднимается к Богу на гору, чтобы получить Закон, и остаётся там 40 дней и ночей. Он получает множество указаний относительно материалов для священного шатра, детальное описание самого шатра и его принадлежностей, а также одежды священников, вплоть до пластины из чистого золота на тюрбане Аарона с надписью: «Святость принадлежит Богу». Бог подробно описывает обряд посвящения в священники и само их служение. Кроме того, Моисею даётся напоминание о том, что суббота установлена как знамение между Богом и сыновьями Израиля «на века». И наконец, Моисей получает две скрижали Свидетельства, на которых написано «рукой Бога» (Исх. 28:36; 31:17, 18).

Между тем народ устаёт ждать и просит Аарона сделать бога, чтобы тот шёл перед ними. Аарон изготавливает из золота телёнка, и народ кланяется этому идолу во время праздника, который Аарон провозглашает «праздником, посвящённым Богу» (32:5). Бог намерен истребить израильтян. Моисей вступается за них, но позднее сам приходит в негодование и разбивает скрижали. Сыновья Левия встают на защиту чистого поклонения и убивают 3 000 идолопоклонников. Бог тоже поражает израильтян. Моисей умоляет Бога и дальше вести свой народ. Бог обещает показать ему частичку своей славы. Затем Бог велит ему вытесать ещё две скрижали, на которых Он снова напишет Десять заповедей. Когда Моисей второй раз поднимается на гору, Бог проходит перед ним, провозглашая своё имя и говоря: «Бог милосердный и великодушный, медленный на гнев и исполненный любящей доброты и истины, сохраняющий любящую доброту к тысячам» (34:6, 7). Затем он объявляет условия своего соглашения, и Моисей записывает их в том виде, в каком мы находим их сегодня в книге Исход. Моисей спускается с горы Синай, и, поскольку там он видел славу Бога, от его лица исходят лучи. Поэтому ему приходится закрывать лицо покрывалом (2 Кор. 3:7—11).

СООРУЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ШАТРА (35:1—40:38). Моисей созывает израильтян и передаёт им слова Бога. Он говорит, что все, кого влечёт сердце, могут делать пожертвования для священного шатра, а все мудрые сердцем — участвовать в его изготовлении. Вскоре Моисею сообщают: «Народ приносит гораздо больше, чем нужно для выполнения работы, которую повелел сделать Бог» (36:5). Под руководством Моисея мастера, исполненные духом Бога, начинают делать шатёр и его принадлежности, а также одежду для священников. Через год после выхода из Египта работа над священным шатром завершается, и его ставят в долине у горы Синай. Бог показывает своё одобрение, покрывая шатёр собрания облаком и наполняя этот священный шатёр своей славой, из-за чего Моисей не может туда войти. В дальнейшем посредством этого облака днём и огня ночью Бог ведёт израильтян во время всех их переходов. Итак, идёт 1512 год до н. э. Благодаря грандиозным делам, которые Бог совершил ради Израиля, Его имя освящено. На этом повествование Исхода завершается.

ЧЕМ ПОЛЕЗНА.

Главная ценность книги Исход в том, что в ней Бог предстаёт перед нами как великий Избавитель и Организатор, а также как Исполнитель своих грандиозных замыслов. Знание этого укрепляет нашу веру в него. Наша вера становится ещё крепче, когда мы исследуем многочисленные ссылки на Исход в Христианских Греческих Писаниях. Эти ссылки указывают на исполнение многих граней соглашения Закона. Они убеждают нас в том, что будет воскресение; описывают заботу Бога о благополучии своего народа; показывают, какие события служат прецедентом для оказания взаимопомощи среди христиан; содержат увещание чтить родителей и требования для тех, кто хочет обрести жизнь; объясняют, как нужно относиться к правосудию возмездия. Впоследствии Закон был сведён к двум заповедям, предписывающим любить Бога и ближнего (Матф. 22:32 — Исх. 4:5; Иоан. 6:31—35 и 2 Кор. 8:15 — Исх. 16:4, 18; Матф. 15:4 и Эф. 6:2, 3 — Исх. 20:12; Матф. 5:26, 38, 39 — Исх. 21:24; Матф. 22:37—40).

В Евреям 11:23—29 мы читаем о вере Моисея и его родителей. Верой он оставил Египет, верой совершил Пасху и верой перевёл израильтян через Красное море. Израильтяне крестились в Моисея и ели духовную пищу и пили духовное питье. Они ожидали духовной скалы, то есть Христа, но всё же не получили одобрения Бога, поскольку занимались идолопоклонством и блудом и роптали, испытывая этим Бога. Как видно из слов Павла, в этом есть урок для нас: «Всё это происходило с ними как примеры и было записано как предостережение для нас, при которых пришёл конец систем вещей. И потому, кто думает, что он стоит, пусть смотрит, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:1—12; Евр. 3:7—13).

Большое внимание глубокому духовному значению книги Исход и исполнению записанных в ней пророческих образов уделяется в письмах Павла, особенно в 9 и 10-й главах письма Евреям. «Закон имеет тень грядущих благ, а не сами блага, поэтому люди никогда не могут одними и теми же жертвами, которые из года в год они постоянно приносят, сделать приходящих совершенными» (Евр. 10:1). Поэтому нам интересно исследовать эту «тень» и таким образом понять саму реальность. Христос «навсегда принёс одну жертву за грехи». Он назван «Ягнёнком Бога». Как и в прообразе, ни одна кость у этого «Ягнёнка» не была переломлена. Апостол Павел пишет: «Христос, наша пасха, был принесён в жертву. А потому будем праздновать не со старой закваской и не с закваской зла и нечестия, но с пресными лепёшками искренности и истины» (Евр. 10:12; Иоан. 1:29 и 19:36 — Исх. 12:46; 1 Кор. 5:7, 8 — Исх. 23:15).

Моисей был посредником соглашения Закона, а Иисус стал Посредником нового соглашения. Разницу между этими двумя соглашениями ясно показал апостол Павел. Он писал, что Иисус своей смертью на столбе мучений устранил с пути рукопись, состоявшую из постановлений. Как Первосвященник, воскресший Иисус является «служителем святого места и истинного шатра, воздвигнутого Богом, а не человеком». Следуя образцу, полученному от Моисея, израильские священники совершали «священное служение, которое было лишь символическим образом и тенью небесного». «Но теперь Иисус приобрёл ещё более превосходное служение, в результате чего он ещё и посредник лучшего соглашения, законно утверждённого на лучших обещаниях». Прежнее соглашение, «свод законов, служивший к смерти», отжило своё и было упразднено.
 
О тех евреях, которые этого не поняли, сказано, что «их ум притупился». О верующих же людях, духовных израильтянах, то есть христианах, которые осознали, что в силу вступило новое соглашение, сказано, что они «как зеркала... [отражают] незакрытыми лицами славу Бога», будучи пригодными служителями этого соглашения. Имея чистую совесть, они приносят Богу «жертву хвалы, то есть плод уст, возвещающих его имя» (Кол. 2:14; Евр. 8:1—6, 13; 2 Кор. 3:6—18; Евр. 13:15; Исх. 34:27—35).

Итак, как видно из Библии, народ, образованный при Моисее, служил прообразом нового народа во главе с Христом, а также Царства, которое никогда не поколеблется. Осознание этого побуждает нас «совершать священное служение Богу... с богобоязненностью и трепетом». Облако, покрывавшее шатёр в пустыне, указывало на присутствие Бога. Сегодня Бог обещает всю вечность быть с теми, у кого есть богоугодный страх: «Вот, шатёр Бога — с людьми, и он будет жить с ними. Они будут его народом, и сам Бог будет с ними. [...] Запиши, потому что эти слова верны и истинны». Поистине, книга Исход — это важная и ценная часть Библии (Исх. 19:16—19 — Евр. 12:18—29; Исх. 40:34 — Отк. 21:3, 5).


Рецензии