Калейдоскоп жизни или философия Триизма

Если верить религиозным началам, наш мир триедин. Но даже без великих первооснов как часто мы в стремлении объяснить или достичь чего-либо стараемся делать это на «раз, два, три».

Наверное, у многих на пути к своим целям есть какие-то подходы, которые помогают жить, помогают решать вопросы и достигать успеха. Для меня таким подходом стал подход трёх измерений, который я назвал «Триизм».

Почему Триизм? Это ТРИ ИЗМерения сокращённо.

Сам подход сложился в процессе моей профессиональной деятельности. Среди прочих профессий я профессиональный маркетолог, и как маркетолог занимаясь многими продуктами и брендами в разных странах мира - а продуктов были десятки, даже сотни, брендов были десятки, стран были десятки - я работал над многими проектами в разных компаниях. Эти проекты были отмечены многочисленными российскими и международными наградами. Реализуя эти проекты и достигая успеха, разрабатывая концепции продуктов и брендов, которые бы реально работали, которые бы выбирались людьми в достаточно конкурентной среде как на развитых, так и на развивающихся рынках, я обнаружил, а точнее, как бы синтезировал определённый подход, который назвал «подходом трёх измерений» или Триизмом. Хотя сам подход начал складываться в профессиональном творчестве, он, как показывает мой опыт, применим к любому творчеству, включая литературу и изобразительное искусство.

В чём суть? О каких трёх измерениях идёт речь? Измерение первое. Оно относится к идее, к наличию идеи или какой-то содержательной или основной мысли. Если мы говорим о проекте или какой-то концепции, которую мы хотим запустить, и тем более если мы говорим о художественном произведении, будь то литературное или живописное произведение, то в моём подходе мне помогало иметь идею, какую-то основополагающую идею, или содержательную идею, или идею, которая приводила бы к появлению следующего важного измерения, о котором напишу ниже, но так или иначе должна быть идея, должна быть содержательная мысль, с которой всё начинается. В простом варианте в произведении должна быть заложена какая-то мысль. Конечно, её может и не быть, но если мы хотим большего влияния произведения, то в нём должна быть более содержательная мысль. Развитие мысли или совокупности мыслей может формировать идею. Сильная авторская идея ведёт к успеху и серьёзному диалогу со зрителем.

Второе измерение - это чувство, эмоция. И для меня оно является именно следующим измерением, поскольку именно идея, содержательная идея порождает ту эмоцию, которая в сочетании с содержательной идеей приводит эти два измерения в движение, и во взаимодействии этой идеи и вызываемой ею эмоции, чувства рождается концепция, начинается рождение художественного произведения в той или иной форме и начинается движение, развитие. В простом варианте произведение может вызывать одну или несколько эмоций. В более серьезном психологическом плане  художественное произведение может пробуждать у человека чувство, и чем это чувство глубже и более узнаваемо, тем сильнее влияние произведения на зрителя.

Взаимодействие этих измерений, идеи и чувства, то, как они приводят всё в движение, заслуживает отдельного внимания, пока ограничусь только описанием этих измерений.

Третье измерение, которое накладывается на два предыдущих измерения и является как бы обрамляющим, впоследствии становится независимым измерением, влияющим на восприятие художественного произведения в целом, влияющим на восприятие концепции в целом. Это то, что я называю «измерением пропорций» или формой. От того, в каких пропорциях, в какой форме выражаются идея и чувство, насколько эти пропорции или форма гармоничны, насколько и как они воспринимаются теми, кто соприкасается с концепцией или с художественным произведением, насколько они близки, насколько физически эти пропорции, форма сочетаются с представлениями человека, насколько они создают гармонию для человека при восприятии художественного произведения, если мы говорим о творческом событии, или концепции, если мы говорим о профессиональной жизни, и насколько эта гармония оказывается заложенной в произведение и влияющей на восприятие произведения, вот настолько это третье измерение и становится частью целого. В простом варианте мы можем оценивать заложенные и выраженные физические пропорции на предмет гармонии и соответствия нашим представлениям, а в случае проявления уже чётко выраженной формы на основе пропорций и своего узнаваемого по форме стиля влияние формы на зрителя возрастает и ведёт к долгосрочному принятию и успеху.

В сочетании этих трёх измерений, в сочетании идеи, чувства и формы, в сочетании этих трёх составляющих и рождается то произведение, которое в итоге запоминается, которое в итоге нравится, которое в итоге вызывает более глубокие ассоциации и в конечном счёте становится для человека незаменимым, становится важным, становится какой-то частью жизни, которая в дальнейшем помогает человеку и жить и как-то оценивать происходящее, и облегчает жизнь, и ассоциируется с жизнью этого человека, и в свою очередь влияет на дальнейшую судьбу самого произведения.

Описывая три измерения, я сознательно упрощаю картину. Наш мир многомерен, но для того, чтобы воспринимать его со своей стороны, необходим свой подход, и Триизм - это моя система координат, мой подход для диалога с вами. Кроме того, я говорю именно об измерениях, поскольку идея, чувство и, конечно же, форма могут быть разными. Идеи могут быть разного качества, чувства разной глубины, а разнообразие форм с трудом поддаётся категоризации.

В этих обстоятельствах необходима система координат, опираясь на которую и соотносясь с которой, легче вести диалог и оценивать ситуацию при всей схематичности подхода. Именно в идее заложено творчество со всей непредсказуемостью и уникальностью. Идея даёт пищу для ума, и распознавание и понимание её, причём необязательно принятие её, ведут к диалогу создателя со зрителем в той или иной степени. Чувства же создают основу для сопереживания, для душевной близости и отклика, а гармония формы рождает соответствие и радует глаз. Когда выраженная авторская идея произведения, связанные с ней и заложенные в произведении чувство и форма близки тем, кто соприкасается с произведением, тогда возникает принятие произведения, и оно начинает жить своей жизнью.

В литературном произведении, в частности в стихах, идея и чувство передаются словами, форма – метром, размером стихотворения, выбором выражений. В живописи идею выражает композиция, графика обнажает идею, цвет добавляет чувства, а выбранная форма художественного произведения и выраженные пропорции создают требуемую для восприятия гармонию или дисгармонию. Фокус на идее и соответствующем чувстве позволяет разнообразить форму для достижения необходимой гармонии. Идея, чувство и  форма, как три измерения, позволяют лучше понять и оценить заложенное автором содержание произведения и в тоже время дают возможность соприкасающимся с произведением людям сосредоточиться на своём внутреннем мире и на своих размышлениях и переживаниях, вызванных произведением.

Описанные три измерения не только взаимосвязаны, но и зависимы от восприятия конкретным человеком – зрителем. Важно то, насколько человек способен или готов воспринять заложенные в произведении глубину и гармонию, если они в произведении есть. Соответственно, в плане субъективного переживания или восприятия глубина и гармония могут быть замечены и оценены человеком в зависимости от способности и готовности воспринимать их, то есть само наличие глубины и гармонии для конкретного человека определяется на субъективном уровне способностями и состоянием этого человека в момент времени. В результате возникают 2 вопроса. Первый заключается в объективном распознавании содержания произведения: заложено ли оно автором произведения и есть ли в нём глубина и гармония. Второй вопрос заключается в создании условий для восприятия содержания произведения зрителем или человеком в контакте с произведением. Особую роль для второго вопроса приобретают место и время восприятия произведения, которые могут менять отношение человека к содержанию произведения.

Философия Триизма имеет отношение прежде всего к творчеству в жизни и как творческий подход применима к любому творчеству. Понятно, что я упрощаю ситуацию, сводя её лишь к трём измерениям, но даже обращаясь к этим измерениям и выбирая их за основу для дальнейшего творчества, можно увидеть, что идеи могут быть разного качества и вызывать разный интерес у разных людей, а значит важен в свою очередь подход к выявлению и оценке интересных идей. Также важен выбор эмоций или чувств, передающих и раскрывающих ключевую идею наилучшим образом.  И в качестве третьего измерения возможны разные пропорции или формы, соответствующие выбранным идеям и чувствам и отвечающие разным критериям. Я описываю эти три измерения ещё раз, чтобы показать, что при кажущейся простоте философии или творческого подхода Триизма возможен анализ ситуации и выбор разного порядка и глубины и по разным критериям, позволяющим по точности выражения раз за разом улучшать или совершенствовать подход, снимая как бы слои у головки лука на пути к сердцевине или к сути понимания, как универсальной цели точного творческого посыла, передачи и раскрытия идеи и чувства на пути к умам и сердцам людей, соприкасающихся с творческим произведением.

Вот такой краткий подход я предлагаю для вашего внимания на этом этапе.


01.04.2022


Рецензии