Эссе Книга Бытие

КНИГА БИБЛИИ НОМЕР 1 — БЫТИЕ

 
Кто написал: Моисей
Место написания: пустыня
Написание завершено: 1513 до н. э.
Охваченное время: «В начале» по 1657 до н. э.

ПРЕДСТАВЬ, что ты держишь в руках книгу, которая состоит из 50 небольших глав и уже на первых страницах которой ты находишь достоверное изложение самой ранней истории человечества. Прочитав лишь несколько страниц, ты узнаёшь, какое положение человек занимает перед Богом, своим Творцом, и как он должен относиться к земле и множеству населяющих её живых существ. Ты начинаешь понимать, для чего Бог поселил человека на земле, почему люди умирают и почему сегодня в жизни столько проблем. Чуть далее ты узнаёшь об обещанном Потомке, через которого Бог дарует человечеству спасение, и таким образом обретаешь истинное основание для веры и надежды. Обо всём этом рассказывается в Бытии — первой из 66 книг Библии.

Русское название «Бытие» восходит к греческой Септуагинте, где книга называлась Генесис (озн. «происхождение, рождение»). На древнееврейском языке книгу называли Берешит (озн. «в начале», греч. эн архе;) — по её первому слову. Бытие — первая книга Пятикнижия (греч. пентатеухос — пять свитков). Очевидно, этот сборник первоначально представлял собой одну книгу, которая называлась Торой (Законом) или «книгой закона Моисея» и которую впоследствии для удобства разделили на пять свитков (Иис. Н. 23:6; Езд. 6:18).

Хотя Библия вдохновлена Богом, писали её люди. Книгу Бытие под руководством Божьего святого духа написал Моисей. Откуда Моисей взял сведения, необходимые для написания этой книги? Что-то ему, возможно, открыл сам Бог. Какие-то сведения, под руководством святого духа, могли дойти до него благодаря устной передаче знаний из поколения в поколение. Не исключено, что в распоряжении Моисея также были ценные записи о происхождении человечества, сделанные его предками.

Написание этой боговдохновенной книги Моисей завершил, скорее всего, в Синайской пустыне в 1513 году до н. э. (2 Тим. 3:16; Иоан. 5:39, 46, 47). Откуда Моисей получил сведения о событиях, описанных им в последней части Бытия? Его прадед Левий был единокровным братом Иосифа, поэтому в семье Моисея хорошо знали те события. Возможно, Левий ещё был жив, когда родился отец Моисея, Амрам. Как бы то ни было, написанием этой части Библии руководил дух Бога, поэтому в её точности нет никаких сомнений (Исх. 6:16, 18, 20; Чис. 26:59).

Бытие написал Моисей. На это указывают следующие факты. Начиная с книги Иисуса Навина, преемника Моисея, в Библии часто встречаются такие выражения, как «книга закона Моисея» и «закон Моисея». При этом речь идёт о первых пяти книгах Библии, включая Бытие. В 27 библейских книгах, написанных позднее Пятикнижия, мы находим около 200 упоминаний о Моисее. Евреи никогда не оспаривали авторство Моисея. В Христианских Греческих Писаниях о Моисее часто говорится как о том, кто записал «закон». Сам Христос ссылался на Пятикнижие как на «закон Моисея». Моисей писал то, что ему говорил сам Бог, а также то, что ему открывалось под вдохновением Божьего духа (Исх. 17:14; 34:27; Иис. Н. 8:31; Дан. 9:13; Луки 24:27, 44).

Некоторые скептики утверждают, что Моисей и люди, жившие до него, не умели писать, что письменность изобрели позднее. Однако есть основания полагать, что письменность появилась на заре человеческой истории, возможно ещё до Потопа дней Ноя, произошедшего в 2370 году до н. э. Есть ли этому какие-либо подтверждения? Некоторые глиняные таблички, найденные археологами, датируются временем до 2370 года до н. э. Правда, такая датировка весьма условна. Из Библии же ясно видно, что ещё задолго до Потопа люди строили города, изготавливали музыкальные инструменты и ковали железные орудия (Быт. 4:17, 21, 22). Следовательно, изобрести систему письменности для них не составило бы большого труда.

Кроме того, само содержание Бытия прекрасно согласуется с историческими фактами. Например, у многих народов мира есть сказания и легенды, в которых говорится о наводнении и переживших его людях (в большинстве случаев спасшихся на судне). Однако только Бытие содержит точный и достоверный рассказ о Потопе и о тех, кто его пережил. Также Бытие точно указывает, где поселились различные народы, произошедшие от трех сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Библеист Мелвин Кайл отметил: «То, что из одной точки, где-то в Месопотамии, народы хамитской группы переселились на юго-запад, яфетической — на северо-запад, а семитской — „на восток“ в „землю Сеннаар“, не вызывает сомнений».

То, что Бытие можно по праву считать частью вдохновлённого Богом Писания, также подтверждается отсутствием в нём внутренних противоречий и его полной согласованностью с остальными библейскими книгами. Прямота и откровенность, с которой оно написано, говорят о том, что его автор боялся Бога и любил истину. Он смело писал о грехах народа Израиль и тех, кто занимал в нём видное положение. Но самым ярким свидетельством того, что Бытие вдохновлено Богом, служит удивительная точность, с какой исполнились записанные в нём пророчества (Быт. 9:20—23; 37:18—35; Гал. 3:8, 16).

СОДЕРЖАНИЕ.

СОЗДАНИЕ НЕБЕС И ЗЕМЛИ, ПОДГОТОВКА ЗЕМЛИ ДЛЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ (1:1—2:25). Книга Бытие начинается удивительно простыми словами: «В начале Бог сотворил небеса и землю». Здесь говорится о том, что, по всей видимости, произошло миллиарды лет тому назад. Стоит отметить, что в этих вступительных словах Бог предстает как Создатель материальной Вселенной — «небес и земли». Красивыми, хорошо подобранными словами, первая глава повествует о творческой деятельности Бога в связи с землёй. Свои великие дела Бог совершает в течение шести временных периодов, которые называются «днями». Каждый такой день начинается вечером, когда творческие замыслы Бога, словно скрытые в полумраке, ещё не имеют конкретного воплощения, и заканчивается утром, когда, словно в ярких лучах рассвета, становятся ясно видны плоды его грандиозной творческой деятельности. В течение этих дней появляется свет; небесное пространство; суша и растительность; светила, отделяющие день от ночи; рыбы и птицы; наземные животные и наконец человек. Бог устанавливает закон, согласно которому всё живое может размножаться только по своему роду, не эволюционируя из одного рода в другой. Сотворив человека по своему образу, Бог объявляет свой замысел относительно людей: они должны наполнить землю праведными потомками, возделывать её и господствовать над всеми животными. Бог благословляет седьмой день, делает его священным и отдыхает «от всей работы, которую сделал» (2:2). Далее во второй главе даётся более подробное описание творческой деятельности Бога в связи с человеком. Описывается сад Эдем и его местоположение, излагается закон Бога в отношении запретного дерева, сообщается о том, как Адам даёт названия животным, а также о том, как Бог создаёт из ребра Адама женщину, приводит её к нему и таким образом основывает первый брак.

ПОЯВЛЕНИЕ ГРЕХА И СМЕРТИ; ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ЧЕРЕЗ «ПОТОМСТВО» (3:1—5:5). Женщина ест запретный плод и склоняет мужа присоединиться к ней в этом мятеже. Так, из-за их непослушания, Эдем оскверняется. Бог сразу же сообщает, как он осуществит свой замысел. Бог говорит змею, то есть Сатане, невидимому подстрекателю к мятежу: «Я сделаю так, что будет вражда между тобой и женщиной, между твоим потомством и её потомством. Оно поразит тебя в голову, а ты поразишь его в пятку» (3:15). Человека изгоняют из сада. Он живёт в страданиях, в поте лица возделывая землю, на которой растут колючки и сорняки. В конце концов Адам умрёт и возвратится в землю, из которой он взят. Только последующие поколения людей смогут надеяться на избавление через обещанного Потомка.

Разрушительное действие греха проявляется за пределами Эдема. Каин, первый рождённый женщиной человек, убивает своего брата Авеля, верного служителя Бога. Бог изгоняет Каина в землю Нод, где он производит потомство, которое позже погибает во время Потопа. У Адама рождается ещё один сын, Сиф, который становится отцом Еноса. В это время люди начинают непочтительно призывать имя Бога. Адам умирает в возрасте 930 лет.

ИЗ-ЗА НЕЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ И АНГЕЛОВ ЗЕМЛЯ СТАНОВИТСЯ НЕГОДНОЙ; БОГ НАВОДИТ ПОТОП (5:6—11:9). В этом отрывке перечисляются потомки Сифа. Среди них выделяется Енох, который освящает имя Бога и ходит с истинным Богом. Следующим человеком выдающейся веры становится правнук Еноха, Ной, который рождается спустя 1 056 лет после сотворения Адама. В дни Ноя земля наполняется насилием. Ангелы покидают место своего обитания на небе, чтобы жениться на красивых человеческих дочерях. В результате такого противозаконного сожительства появляется высокорослое гибридное потомство — нефилимы (озн. «те, кто заставляет других падать»), которые ищут славы себе, а не Богу. Бог сообщает Ною: так как люди погрязли в пороке, он сотрёт с лица земли людей и животных. Лишь Ной находит благосклонность в глазах Бога.

У Ноя рождаются Сим, Хам и Иафет. Земля всё больше наполняется насилием и становится ещё более негодной. Бог говорит Ною, что Он освятит своё имя посредством глобального наводнения. Бог велит Ною построить спасительный ковчег и даёт его подробное описание. Ной сразу же повинуется и собирает животных и птиц, а также свою семью, состоящую из восьми человек. Затем в 600-й год жизни Ноя, в 2370 году до н. э., начинается Потоп. Сильный дождь идёт 40 дней, и вода покрывает даже самые высокие горы, поднимаясь над ними на 15 локтей (ок. 6,5 м). Когда год спустя Ной со своей семьёй наконец выходит из ковчега, он первым делом приносит Богу жертву благодарности.

Бог благословляет Ноя и его семью и велит им наполнять землю. Бог даёт закон, позволяющий есть мясо, но требующий воздерживаться от крови, в которой душа, или жизнь, плоти. Этот закон также требует смерти убийцы. Бог заключает соглашение: он больше никогда не наведёт на землю потоп. И в знак этого он даёт радугу. Позже Хам проявляет неуважение к Ною, пророку Бога. Узнав об этом, Ной проклинает Ханаана, сына Хама, но благословляет Сима и Иафета, говоря, что Сим обретёт особую благосклонность Бога. В возрасте 950 лет Ной умирает.

Три сына Ноя повинуются повелению Бога размножаться, и от них происходят 70 семей, члены которых становятся прародителями нынешнего человеческого рода. Нимрод, внук Хама, не включён в перечень семей, очевидно, потому, что он стал «сильным охотником, противящимся Богу» (10:9). Нимрод создаёт царство и начинает строить города. В это время все люди говорят на одном языке. Вместо того чтобы рассеяться по земле и возделывать её, люди решают построить город и башню высотой до небес, чтобы создать себе имя. Однако Бог расстраивает их планы, смешивая их язык и рассеивая их по земле. Этот город получает название Вавилон (озн. «смешение»).

ОТНОШЕНИЯ БОГА С АВРААМОМ (11:10—25:26). Здесь приводится важная родословная — перечень потомков Сима вплоть до Аврама, сына Фарры,— и даются хронологические сведения. Аврам не ищет славы себе, а проявляет веру в Бога. По указанию Бога он оставляет халдейский город Ур и в возрасте 75 лет переходит Евфрат. Когда он входит в землю Ханаан, он призывает имя Бога. За свою веру и послушание он назван «другом Бога», и Бог заключает с ним соглашение (Иак. 2:23; Ис. 41:8). Бог оберегает Аврама и его жену во время их недолгого пребывания в Египте. После возвращения в Ханаан Аврам, стремясь сохранить мир со своим племянником Лотом, который тоже служит Богу, великодушно позволяет ему выбрать лучший участок земли. Позднее он избавляет Лота из рук четырёх царей, которые взяли его в плен. Возвращаясь после сражения, Аврам встречает Мелхиседека, царя Салима, который на правах священника Бога благословляет его. Аврам даёт ему десятую часть добычи.

После этого Бог является Авраму и говорит, что Он для него щит. Он сообщает ему дополнительные подробности относительно соглашения: его потомство будет многочисленным, как звёзды на небе. Аврам узнаёт, что его потомков будут угнетать 400 лет, но затем Бог освободит их, произведя суд над народом, который их поработит. Авраму уже 85 лет, и его жена Сара, всё ещё бездетная, даёт ему свою служанку, египтянку Агарь, чтобы та родила ему ребёнка. Рождается Измаил, в котором все видят наследника. Однако у Бога другие замыслы. Когда Авраму исполняется 99 лет, Бог изменяет его имя на Авраам, а имя Сары на Сарра и обещает, что у неё родится сын. Бог даёт Аврааму соглашение обрезания, и тот немедленно обрезает всех мужчин в своём доме.

Бог сообщает своему другу Аврааму, что намерен уничтожить Содом и Гоморру за их тяжёлый грех. Ангелы Бога предупреждают об этом Лота и выводят его с женой и двумя дочерьми из Содома. Однако жена Лота оглядывается назад и становится соляным столбом. Чтобы продолжить род, дочери Лота, напоив своего отца вином, вступают с ним в интимные отношения. У них рождается двое сыновей, от которых происходят два народа: моавитяне и аммонитяне.

Бог защищает Сарру и не позволяет Авимелеху, царю филистимлян, осквернить её. Когда Аврааму уже 100 лет, а Сарре около 90, рождается обещанный наследник, Исаак. Проходит примерно 5 лет, и 19-летний Измаил начинает насмехаться над Исааком, законным наследником. Из-за этого Авраам с одобрения Бога отсылает Агарь и её сына. Спустя несколько лет Бог, желая испытать Авраама, велит ему принести в жертву своего сына Исаака на горе в земле Мориа. Авраам не теряет веры в Бога. Когда Авраам уже собирается убить своего сына и наследника, Бог останавливает его и даёт ему барана, которого он приносит в жертву вместо сына. Бог заверяет Авраама в неизменности заключённого с ним соглашения и говорит, что сделает его потомство многочисленным, как звёзды на небесах и как песчинки на морском берегу. Он сообщает ему, что его потомство овладеет воротами своих врагов и что через его Потомка благословятся все народы земли.

Сарра умирает в возрасте 127 лет, и её хоронят в пещере на поле, которое Авраам покупает у сыновей Хета. После этого Авраам велит своему слуге, старшему в его доме, пойти в землю его родственников и взять жену Исааку. Бог направляет слугу в дом Вафуила, сына Нахора, и слуга договаривается о том, чтобы взять с собой Ревекку. Ревекка соглашается; родственники благословляют её, и она становится невестой Исаака. Авраам тоже берёт себе жену, Хеттуру, и она рождает ему шесть сыновей. Однако, дав им подарки, он отсылает их и делает Исаака своим единственным наследником. В возрасте 175 лет Авраам умирает.

Как и предсказал Бог, у Измаила, единокровного брата Исаака, рождается 12 сыновей, начальников племён, и таким образом от него происходит великий народ. Ревекка 20 лет остается бесплодной, но Исаак горячо просит Бога, и у неё рождаются близнецы, Исав и Иаков. Еще до их рождения Бог говорит Ревекке, что старший будет служить младшему. Исааку в это время 60 лет.

ИАКОВ И ЕГО 12 СЫНОВЕЙ (25:27—37:1). Исав становится искусным охотником. Придя однажды с охоты, он всего за миску похлёбки продаёт Иакову своё право первородства. Так он пренебрегает соглашением, которое Бог заключил с Авраамом. Исав не говорит Исааку о том, что продал право первородства. Он берёт себе в жёны двух хеттеянок (и позднее измаильтянку), которые доставляют много огорчений его родителям. При содействии матери Иаков выдаёт себя за Исава, чтобы получить благословение, предназначенное первенцу. Когда Исав узнаёт об этом, он замышляет убить Иакова. Ревекка советует Иакову бежать в Харран к её брату Лавану. Прежде чем Иаков уходит, Исаак ещё раз его благословляет и велит ему взять себе жену из дома его матери, а не из чужеземок. В Вефиле, по пути в Харран, он во сне видит Бога, который укрепляет его и повторяет обещание, данное Аврааму.

В Харране Иаков работает на Лавана и женится на двух его дочерях, Лии и Рахили. Он вступает в полигамный брак, став жертвой уловки Лавана. Тем не менее Бог благословляет этот брак и даёт Иакову от двух его жён и их служанок, Зелфы и Валлы, 12 сыновей и одну дочь. Также Бог заботится о том, чтобы стада Иакова увеличивались. Затем Бог велит ему вернуться в землю своих отцов. Лаван гонится за ним и догоняет его в местности, которая получает название Галаад, а также Сторожевая башня (евр. хаммицпа). Там они заключают соглашение. Иаков продолжает свой путь, и ему встречаются ангелы, которые укрепляют его. Ночью он борется с ангелом, который в конце концов благословляет его и даёт ему новое имя — Израиль. Иакову удаётся мирно встретиться с Исавом. Затем он идёт в Сихем. Там его дочь Дину насилует сын начальника евеян. Её братья Симеон и Левий из мести убивают в Сихеме всех мужчин. Иаков крайне недоволен, ведь этим они создали ему, представителю Бога, плохую репутацию в этой земле. Бог велит ему идти в Вефиль и сделать там жертвенник. По пути из Вефиля Рахиль рожает Иакову 12-го сына, Вениамина, и во время родов умирает. Рувим насилует Валлу, служанку Рахили, мать двух сыновей Иакова, и за это лишается права первородства. Вскоре после этого, в возрасте 180 лет, Исаак умирает. Исав и Иаков хоронят его.

У Исава и Иакова становится слишком много имущества, чтобы жить вместе. Поэтому Исав вместе с домашними переселяется в гористую местность Сеир. Далее перечисляются потомки Исава, а также шейхи и цари Эдома. Иаков остаётся жить в Ханаане.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В ЕГИПЕТ РАДИ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ (37:2—50:26). Бог благоволит к Иосифу и показывает ему пророческие сны. Из-за этого старшие братья Иосифа начинают его ненавидеть. Они сговариваются его убить, но вместо этого продают проходившим мимо купцам-измаильтянам. Они вымазывают одежду Иосифа в крови козла и посылают её Иакову как доказательство того, что 17-летнего юношу растерзал хищный зверь. Иосифа отводят в Египет и продают Потифару, начальнику телохранителей фараона.

В 38-й главе повествование об Иосифе прерывается рассказом о том, что у Фамари рождается Фарес. Уловкой она добивается того, что её свёкор, Иуда, исполняет супружеский долг вместо своего сына. Этот рассказ ещё раз показывает, с какой тщательностью записывались все события, связанные с появлением обещанного Потомка. Сын Иуды Фарес становится одним из прародителей Иисуса (Луки 3:23, 33).

В это время в Египте Бог благословляет Иосифа, и Потифар ставит его над своим домом. Однако с ним приключается беда, когда он, не желая навести позор на имя Бога, отказывается совершить блуд с женой Потифара. Его ложно обвиняют и бросают в тюрьму. Там Бог помогает ему истолковать сны виночерпия и пекаря фараона, которые тоже сидят в тюрьме. Позднее, когда фараону снится сон, из-за которого он сильно тревожится, ему сообщают об удивительной способности Иосифа. Фараон велит немедленно привести Иосифа из тюремной ямы. Пояснив, что своей способностью он обязан Богу, Иосиф истолковывает сон как пророчество о семи годах изобилия, за которыми последуют семь лет голода. Фараон признает, что в Иосифе действует «дух Бога»; он назначает его вторым правителем после себя и поручает ему заняться запасом продовольствия (Быт. 41:38). Иосифу 30 лет. В течение семи лет изобилия он мудро руководит сбором урожая, делая запасы хлеба. А когда по всей земле начинается голод, он продаёт зерно египтянам и людям из других народов, которые приходят в Египет за пищей.

Иаков посылает десять сыновей за зерном в Египет. Иосиф узнаёт их, а они его нет. Взяв в заложники Симеона, он требует, чтобы в следующий раз, когда они придут за зерном, они привели своего младшего брата. Когда девять братьев возвращаются вместе с Вениамином, Иосиф открывается им и прощает десятерых виновных братьев. Он велит им привести Иакова и жить в Египте, пока свирепствует голод. Иаков и 66 его потомков переселяются в Египет. Фараон селит их в Гесеме, лучшем месте той земли.
 
Чувствуя приближение смерти, Иаков благословляет Ефрема и Манассию, сыновей Иосифа. Затем он зовёт 12 своих сыновей, чтобы рассказать им, что произойдёт с ними «в последние дни» (49:1). Он произносит ряд пророчеств, которые впоследствии точно исполняются. Он предсказывает, что скипетр, или царская власть, не отойдет от Иуды, пока не придёт Шило (озн. «тот, кому это принадлежит»), обещанный Потомок. Благословив 12 своих сыновей, глав племён, и распорядившись, чтобы его похоронили в Обетованной земле, Иаков в возрасте 147 лет умирает. Иосиф продолжает заботиться о своих братьях и их домашних. Он умирает в 110 лет. Перед смертью он выражает уверенность в том, что Бог вернёт израильтян в Обетованную землю, и обязывает их перенести туда его кости.

ЧЕМ ПОЛЕЗНА.

Книга Бытие, с которой начинается Слово Бога, очень ценна тем, что открывает чудесные замыслы Бога. Без неё было бы трудно понять остальные книги Библии. В этой книге с богатым содержанием повествуется о начале и конце праведного мира в Эдеме, развитии первого нечестивого мира и его гибели в водах Потопа, а также о возникновении сегодняшнего злого мира. Примечательно, что уже в этой книге определяется главная тема всей Библии, а именно оправдание владычества Бога посредством Царства, в котором будет править обещанное «потомство». В ней объясняется, почему люди умирают. Начиная с Бытия 3:15 (особенно в повествовании об отношениях Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом) эта книга говорит о надежде на жизнь в новом мире под правлением Царства во главе с обещанным Потомком. Кроме того, она указывает на стоящую цель, к которой должны стремиться все люди,— хранить непорочность и освящать имя Бога (Рим. 5:12, 18; Евр. 11:3—22, 39, 40; 12:1; Матф. 22:31, 32).

Все важные события и люди, о которых говорится в Бытии, упоминаются в Христианских Греческих Писаниях. Кроме того, как видно из Библии, пророчества, записанные в Бытии, в точности исполнялись. Одно из них — пророчество о 400-летнем угнетении потомков Авраама, которое началось в 1913 году до н. э., когда Измаил насмехался над Исааком, и завершилось в 1513 году до н. э., когда израильтяне вышли из Египта (Быт. 15:13). Ценность книги заключается ещё и в том, что именно в ней впервые излагаются многие Божьи принципы. Они укрепляют веру и расширяют понимание. Пророки древности, а также Иисус и его ученики часто ссылались на Бытие и цитировали отрывки из него. Нам следует подражать их примеру.

В Бытии ясно говорится, какими, согласно воле и намерению Бога, должны быть брак и отношения между мужем и женой. Также в нём излагаются принципы главенства и воспитания детей. Сам Иисус пользовался этими сведениями. Однажды он процитировал слова из первых двух глав Бытия, сказав: «Разве вы не читали, что сотворивший их с самого начала создал их мужчиной и женщиной и сказал: „Поэтому мужчина оставит отца и мать и прилепится к своей жене, и двое станут одной плотью“?» (Матф. 19:4, 5; Быт. 1:27; 2:24). Книга Бытие ценна и тем, что по ней можно проследить генеалогию человеческой семьи и вычислить дату сотворения человека (Быт., гл. 5, 7, 10, 11).

Для исследователей Библии книга Бытие полезна также тем, что она даёт представление об укладе жизни в патриархальные времена. Патриархальное общество представляло собой форму общественного устройства, при которой высшая власть принадлежала патриарху — отцу семейства. Такой уклад жизни существовал в народе Бога с дней Ноя до времени, когда израильтянам на горе Синай был дан Закон. Многие принципы и обычаи, которые нашли отражение в соглашении Закона, уходят своими корнями в патриархальные времена. Некоторые из них, например коллективная заслуга (18:32), коллективная ответственность (19:15), смертная казнь, святость крови и жизни (9:4—6), а также ненависть к прославлению людей, свойственная Богу (11:4—8), влияли на жизнь человеческого общества на протяжении всей истории. Многие правовые обычаи и понятия проливают свет на события, происходившие в более поздние времена, даже в дни Иисуса Христа. Чтобы понимать Библию, необходимо знать патриархальные законы. Они определяли меру ответственности человека, попечению которого были доверены люди или имущество (Быт. 31:38, 39; 37:29—33; Иоан. 10:11, 15; 17:12; 18:9), устанавливали правила передачи собственности (Быт. 23:3—18), а также определяли принципы наследования по праву первородства (48:22). Кроме того, в Закон вошли такие обычаи патриархального общества, как жертвоприношения, обрезание (введённое при Аврааме), заключение соглашений, левиратный брак (38:8, 11, 26) и произнесение клятв в подтверждение обещания (22:16; 24:3).

Из первой книги Библии, Бытие, мы многое узнаём о таких прекрасных качествах, как непорочность, вера, преданность, послушание, почтительное отношение к другим и мужество. Так, в Бытии описывается вера и мужество Еноха, который ходил с Богом среди жестоких людей; праведность, безупречность и безоговорочное послушание Ноя; вера Авраама, его решимость, стойкость, осознание своей ответственности как главы семьи и того, кто должен учить своих детей Божьим заповедям, а также его щедрость и любовь; повиновение Сарры своему мужу и её трудолюбие; кроткий нрав Иакова и его вера в обещание Бога; послушание Иосифа своему отцу, его нравственная чистота, его мужество, его примерное поведение в тюрьме, его уважение к высшим властям, его смирение, проявленное в том, что он прославлял Бога, а не себя, его готовность великодушно простить своих братьев; сильное желание всех этих людей освящать имя Бога. Эти прекрасные качества ярко проявлялись в жизни тех, кто ходил с Богом на протяжении 2 369 лет — от сотворения Адама до смерти Иосифа — периода времени, который охватывает Бытие.

Поистине, книга Бытие укрепляет веру, ведь в ней приводятся выдающиеся примеры людей, чья вера была испытана. Эти люди стремились к «городу... строитель и создатель которого — Бог», к Царству, которое Бог издавна замыслил установить через обещанного им Потомка — того, кто полностью освятит великое имя Бога (Евр. 11:8, 10, 16).


Рецензии