4. Кобыла
Кобыла
Пришла кобыла, снисходительность хозяина прося,
Пожаловать на день с четвёрушку овса.
Ей, видите ли, дурочке, постылая нога
Не позволяет боле сделать ровного шага?
Теперь вся улица над ней смеётся!
И вот, подумав лошадиной головой,
Что, впредь, ноге никак не быть уж молодой,
А так и сяк, ей старость достаётся,
И, чтобы далее не приходилось той поститься,
Она пришла для ней добавки напроситься?
Хозяин, может был и бедноват,
Услышав просьбу, в размышлениях умолкнул.
Он вспоминал, когда он был солдат
На этой лошади сражался в эскадронах.
Его жена давным-давно ушла,
И дети, повзрослев, о нём забыли,
Так из родни ему была верна
Одна, хромая, поседевшая кобыла.
И вот, отдав кобыле почесть
Как генералу, преклонившись, молвил вверх:
-Бери овса в мешке сколько захочешь.
Прости глупцам их уличный посмех.
Я сожалею искренне и очень,
Что ты кобыла, а не человек!
. . .
2021 год;
Свидетельство о публикации №122062500545
"Она пришла для ней добавки напроситься" - "напроситься" не подходит.
"Она пришла к нему наесться и напиться" (?)
Понравилось. Напомнило:
"Старость, как ночь, вам и ей угрожает,
Говор толпы невозвратно затих,
И только кнут вас порою ласкает,
Пара гнедых!"
А.Н.Апухтин
Успехов!
Лариса Самохина 23.11.2023 15:47 Заявить о нарушении
Использование слов устаревающего типа и несвойственных городской современности 21-го века, позволили в сочинении "Кобыла" устами лошади воссоздать атмосферу 19-го века, и мастерски передать обстановку небольшого полудеревенского городочка, где находится улица, по которой, видимо, свободно передвигаются все, а не только лошади, но вот, конкретно, над основной героиней, посмеиваются, потому как у неё, -судя по всему, от немалых лет, - похрамывает постылая нога, что вызывает хохот на всей улице, где все друг друга и так хорошо знают, но только над ней посмеиваются, что, несомненно, является более худым, бедности?!
Для точного создания читателю атмосферы того небогатого, но гордого времени, потребовалось использование не только устаревших речевых оборотов, но и намеренное задействование грамматических особенностей, которых сейчас уже нет.
Евгений Захаров 13 24.11.2023 13:32 Заявить о нарушении
Может быть, "чтоб на добавку напроситься"?
2. "Одна снежинка - ещё не снег",
Один оборот - ещё не стиль.
120 лет - большой срок для развития языка.
Только не делайте, пожалуйста, со мной
"Стал чудить и куролесить
И гонца велел повесить.":))
С теплом и дружеской симпатией
Лариса Самохина 24.11.2023 14:14 Заявить о нарушении
Я проанализировал ваши предложения заменить неказистые слова стихотворения: "для ней" на "чтоб на", "себе", "зерна добавки", -с позиции сохранения размера стиха. И вот, к какому выводу я пришёл? Сама по себе замена слов ни на что не влияет, можно сказать, испорченное уже не испортишь, и стихотворение лучше уже никогда не будет. Виной тому я. При сочинении стиха, мне приходилось отталкиваться от манеры языка энциклопедии Блокгауза и Ефрона издаваемой в 1890-1907 годах. А само стихотворение вдохновлено рассказами Чехова периода 1880-х годов. Не мне вам рассказывать, какое влияние на русский язык оказывают какие-то 10-15 лет, когда сегодня даже пара лет меняют его? Впрочем, в этом легко можно убедиться на сравнении первого тома энциклопедии 1890года выпуска, с последним 1907 года, где резкая смена диалекта очевидна. Однако (возвращаясь к первому тому и варианту замены слов "для ней" на "чтоб на") исследования манеры языковой речи тех лет показали, что союзы чтоб и чтобы, выполняли добавочную, дополнительную роль и, на те годы, ещё не приобрели самостоятельность. Их употребляли, но на правах вынужденного уточнения. Вероятно поэтому они практически не встречаются в энциклопедии конца 19-го века? Впрочем, возможно также, эти союзы, по тем или другим домыслам, ещё не были распространены в обиходе печати, как вариант, из-за элементарной экономии чернил и места печати, что при публикации 40-ка томов очень существенно; "чтобъ на" - это 8-мь полей, вместо шести на "для ней", и плюс, одна буква "ъ"? И в энциклопедии практически не попадаются слова чтоб и чтобы. Их место прочно занимают обороты, вроде, "для попить чаю" или "которому в его любви ко мне", вместо привычных нам на сегодня "чтобы попить чая" или "чтоб меня любил". Видимо, так тогда говорить было принято? Поэтому, Лариса, с учтением вашей поправки, я пересмотрел сочинение "Кобыла", но пришёл к неутешительному для себя выводу: Я вам признателен за ваши попытки облагородить сочинение, но, увы, они тщетны: стихотворение написано под воздействием рассказов Чехова, но я - не Антон Павлович, а потому стихотворение написано плохо, и, возможно, лучше написать иное, чем улучшить это: испорченное уже не испортить. К этому неутешительному выводу я пришёл.
И, вторая часть...
Не всех удовлетворяет исключительно гуманитарный ответ. Сегодня многие желали бы получить ко всему и техническое пояснение. Вы не писали мне о вашем выборе и предпочтении между двумя вариантами ответа, потому добавляю техническое пояснение.
Перед вами размеры строк и карта гласных. Заглавными буквами выделены ударения. Наклонными палочками "\" показаны икт-ударения (ведущие ударения в словах). Этот размер называется Пиррихий. Это древнегреческий размер, так называемый, мораическая система, которая не всегда сходится с метрическими канонами классического русского стихосложения. Но тогда пользовались ей, а метрика только-только начинала "оперяться". Революция метрики произошла в 1910-1913 годах, но закрепилась только в 1918 году большевиками. Посмотрите на схему. На этот буквенный каламбур и разные размеры строк. Но так писал Чехов в 1883-1886 годах.
16 и-А-о-Ы-а-и-о-И-е-о-о-Я-и-а-о\Я\
12 о-А-о-а-а-Е-е-Ё-у-у-о-А
14 е-И-и-е-и-У-о-е-о-Ы-а-я-о-А
14 е-о-о-Я-е-О-е-Е-а-О-о-о-А-а
11 е-Е-я-У-и-а-а-Е-е-Ё-я
12 и-О-о-У-а-о-а-И-о-о-о-О
12 о-Е-о-Е-и-А-е-Ы-у-о-о-О
11 а-А-и-Я-е-А-о-о-а-Ё-я
15 и-О-ы-А-е-е-е-и-о-И-о-О-о-И-я
13 о-А-и-А(я-Е)о-А-и-а-о-И-я
А это фрагмент из вашего стихотворения "Скажи, зачем в глазах твоих зелёных"
13 о-У-о-О-у-я-о-О-и-О-е\У\а
10 е-И-ы-е(И)Я-е-Я-ю-И
11 а-О-и-О-о-О-о-И-о-У-я
10 у-А-ы-У-и-Е-я-и-е-И
11 и-И-у-Я-а-А-о-И-е-Ё-ы
11 е-А-и-е-е-Е-ы-о-а-Ё-ы
Это тот же Пиррихий. И та же манера записи текста характерная для 1880-1890 годов. Я вижу вам тоже нравится Чехов? У вас он получился лучше!
Евгений Захаров 13 07.01.2024 03:34 Заявить о нарушении
Какая нечаянная радость!
Спасибо, что не забыли обо мне!
Примите и Вы от меня букет поздравлений с прошедшими праздниками и с сегодняшним Рождеством!
Ваш стих НИКАК нельзя назвать испорченным.
Ваши энциклопедические знания производят грандиозное впечатление! У меня словари тоже в числе любимых книг. О, как они умеют говорить с теми, кого любят!
Я исправляю стихи постоянно, по мере обнаружения ошибок, контролируя, подчас дисфункциональное, "горе от ума" и практикуя писательский принцип "Kill Your darlings" (Убивай своих любимчиков)))
Чехова я приняла с детства, как данность, как тропинку в лесу, ведущую к дороге, без которой не выйти к свету. Читать Ваши технические пояснения - получать наслаждение от "игры в бисер". Я Вам очень признательна за прочтения и похвалу!
Для меня Вы - брат по разуму, общение с Вами вдохновляет.
Хотелось бы мне, чтобы и Вы порадовались моему отклику.
До встречи в будущем!
Красота спасёт мир!:)))
Лариса Самохина 07.01.2024 15:41 Заявить о нарушении
Евгений Захаров 13 08.01.2024 02:09 Заявить о нарушении
Я думаю, суть этого вопроса в самовыражении. Если для Вас это творческий процесс, приносящий радость - да! Если эта работа ради работы, как ради выполнения долга - пусть народ гуглает, а Вы повдохновляйтесь на лирику.
Видимо, в Вас спорит учёный с поэтом. Лично я очень люблю интересные научные работы, беседы, труды, эссе - информацию, но истинный полёт души и наслаждение я испытываю от поэзии.
Я бы сделала так:
Мечтала бы, сочиняя стих, а во время поиска точной рифмы, мысли, оборота, "по ходу пьесы" дописывала бы очередной абзац статьи.
Благодарю Вас за то, что Вы спросили моего мнения, мне это приятно польстило.))
Удачи Вам на обоих поприщах!
И тепла и света (чтобы не было холодно и темно)))!
Лариса Самохина 08.01.2024 03:54 Заявить о нарушении
И чувств цветущую весну
Даруют сердцу взгляд и нежность,
Стих мне очень понравился. Красивый, полон чувственности!
Лариса Самохина 08.01.2024 04:23 Заявить о нарушении
Всё вышесказанное написано - к чему? За последние 200 лет русский язык (и стихотворные размеры тоже) эволюционировал неоднократно и многократно. Возможно, поэтому никто и не берётся за подробное толковое написание книги о стихотворных размерах, и, до сих пор лингвисты пользуются мелкими разрозненными работами, похожими на ухватки, для создания более-менее полноценного анализа и приемлемой картины описания? Могу ли я создать необходимую работу и "перевернуть литературу"? Вряд ли..., потому что без вас Лариса, без вашего согласия, без вашей души, без вашего творчества работа не получится. Где я буду брать уникальные произведения для демонстрации размеров, как не у вас? Поэтому, Лариса, дело-то не только во мне. Даже больше это зависит от вашего желания, чем от моего труда.
Евгений Захаров 13 08.01.2024 12:12 Заявить о нарушении
Я даже не заметила, когда успела шагнуть вовнутрь Вашего магического круга!:))
Не перевернуть, так классифицировать, как Менделеев или Линней.
По-моему, для начала нужно составить план, чтобы поиметь представление об объёме работы, т.е. попробовать перечислить размеры, поделив их на более крупные обобщённые разделы,.станет виднее, за что Вы хотите взяться. Потом нужно принять решение.
Т.к. это очень трудная, объёмная задача и новаторский и кропотливый труд, НИКТО даже не подумает отказать Вам в сотрудничестве!
Здесь, кстати, на сайте есть одна поэтесса, боюсь неправильно сказать имя, потом, она пишет стихи на заказ, эпиграммы, сама сказала, "чувствую слово", я тоже так считаю, мы с ней общаемся, я могла бы её спросить, думаю, она может насочинять любых образцов, правда, может быть, не "Чудных мгновений"))) С удовольствием подключилась бы к Вашему труду и я, лишь бы было по силам!
Назовите, пожалуйста, стихи Т. Астафьевой (если это та же самая, то мы знакомы по ИК-Ф) и Натальи Пресняковой (пока не сталкивалась), очень любопытно.
Просто поразительно, что Ваш труд может зависеть от моего желания!
Несколько раз в жизни меня называли труженицей, даже имею малюсенький опыт помощи в написании дипломной работы теперь давно уже профессору МГЛУ! Да, я написала довольно много стихов на канты - мотивы песен, опыт играть с размерами есть.
Итак - Ваше предложение очень заманчиво!
Жду домашнего задания! Шлю посыл энергии!))
Лариса Самохина 08.01.2024 14:15 Заявить о нарушении
Наверное, да. Но это вопросы будущего. Это их вопросы. А, речь идёт о нас и тех, кто сегодня пишет и сочиняет стихи?
Их пишут обычные люди, самых банальных занятий и профессий. Это сантехники, учителя, продавцы на рынках, инженеры, медики, водители машин... и многие другие таланты образование которых, а, в скобках, и мышление, порой даже и не рассчитано на восприятие литературной информации тем образом или способом, которым она преподаётся, в тех же школах, по книгам написанных нами для другой цивилизации.
Я же, вижу свою работу, как пособие для сегодняшнего человечества. Как небольшую помощь людям обычных занятий и профессий. Поэтому, Лариса, вы являетесь ценностью, как человек нормальной профессии. Только вы и сможете оценить качество написанного труда ориентированного на людей современных, коих на сайте - все.
Свою же задачу объяснения литературных мудрёностей, я вижу в доступном объяснении для людей любых профессий и даже, вообще, без оных, например, маленьких детей. А вас прошу мне помогать. И оценивать объяснения по доступности, простоте и качеству с уровня понимания современной женщины, а не человека загруженного литературными знаниями для каких-то там будущих цивилизаций.
А, как вы думаете, Лариса, нужны ли тогда ваши стихи? Обязательно! А знаете почему? Может, затем, чтобы узнать, как называется размер вашего стихотворения? Могу напомнить... Размер вашего стихотворения никак не называется! У него нет названия не потому что размера нет, а потому что существующая система размеров не охватывает подобные варианты. Это вы создали его!
Если просмотреть развитие поэзии с позиции метрики, то получится такая картина. Если 10-15 лет назад сочиняемые стихи редко-редко когда выползали за существующие классические стихотворные размеры, то на сегодня ситуация совершенно другая; большинство авторов перешагнули границы их. Образно говоря, как реку переплыли и массово стали выходить на берег. Не все, конечно, некоторые по-прежнему барахтаются, но большинство авторов сайта уже вовсю ощупывают берег новых размеров. А вот, названия берега размеров ещё нет.
Вы, кажется, написали что-то про классификацию? Думаю, вы догадываетесь о правильном ответе? Вы - поэтесса. Вы придумали свой "лак Страдивари", а стало быть, как вы его назовёте, так он и классифицируется! Потому что это не я Менделеев, а вы Лариса. Это вы сварили лак. И на фоне этого лака, моя задача, по сути, элементарна; как можно доступнее показать, рассказать и ответить вам на вопросы, -как и что, куда, откуда? Только и всего.
В одном письме все вопросы не охватишь. Я напишу о них позже. Потом, Вы, кажется, запросили домашнее задание? За этим дело не заржавеет. Пожалуйста.
Вы хорошо пишите стихотворения, так напишите, Лариса, ещё. Создайте свою скрипку!
Евгений Захаров 13 09.01.2024 04:37 Заявить о нарушении