Прописи для дошкольников. Пишем печатные буквы

Прописи для дошкольников. Пишем печатные буквы
Аналитическое письмо и самоконтроль

Это пособие можно использовать сразу после изучения азбуки (или во время изучения азбуки). Работа ведётся таким образом: один день – одна буква. Итого получится 32 урока (буква «ъ» в прописи не вводилась).

Основа письменной речи – техника письма. Система обучения письму печатных букв и слов, или система обучения письму рукописных букв и слов – это сложные «конструкции». Овладение техникой письма происходит в несколько этапов.

Печатные буквы русского алфавита

Первый блок в этой конструкции – «Аналитическое письмо». Знакомство с печатными буквами русского алфавита (визуальное, тактильное, кинестетическое). 1) Ребёнок считает количество элементов (деталей) в букве. 2) Раскрашивает букву. 3) Показывает направление письма (стрелочки подскажут это направление). 4) Обводит силуэт буквы. 5) Лепит букву или моделирует её из палочек (проволоки).

Второй блок в этой конструкции – «Контроль и самоконтроль». Формирование двигательного и зрительного контроля на письме. Ребёнок должен научиться контролировать руку при письме, следить, чтобы графические образы были написаны верно: в нужной последовательности, в нужном направлении, в рамках строки. Написанную букву (очередность написания элементов и направление письма) сверяет с инструкцией-подсказкой (на карточке на левой странице) разворота. Затем самостоятельно (без опоры на подсказку) пишет букву по памяти.

Третий блок в этой конструкции – «Автоматизация навыка письма». Автоматизация навыка возможна только после высокой степени усвоения материала на двух предыдущих этапах. Сформированность автоматизации навыка выражается в быстроте и лёгкости написания, в отсутствии контроля за выполнением (при автоматизации контроль уже не нужен). На этом этапе необходим тренажёр для механического закрепления навыков. В этом пособии представлены только два первых блока.

Тренажёр по автоматизации навыка письма - в следующих пособиях этого же автора:

1) «Пишем слова и фразы печатными буквами. Тренажёр». В пособии ребёнок будет продолжать обводить шаблоны букв и слов, а также писать самостоятельно слова и фразы.

Пособие пока в работе.

2) «Буквы и слова играют в прятки. Профилактика трудностей с письмом у дошкольников». В пособии предложены различные игры, в том числе по дифференциации оптически похожих букв.

Пособие в интернет-магазинах: ссылки см. в конце статьи.


***

Однако кто-то может засомневаться в надобности такой кропотливой работы над печатными прописями. Ведь в дальнейшем пригодится только навык написания рукописных букв? Буквы печатные отличаются по начертанию от рукописных. Так зачем же тратить напрасно столько времени на овладение печатного письма? Именно этими соображениями и руководствуются родители и многие педагоги – знакомство с печатной азбукой шапочное, детям сразу после азбуки предлагают для чтения тексты, пропуская важнейший период знакомства с образом самой буквы. Итог налицо: дети в школе страдают дислексией и дисграфией. Такая тщательная, кропотливая работа необходима в целях профилактики дисграфии и дислексии.

Небольшая схема ниже объяснит причину этого явления.

Графомоторный навык – это комплекс навыков и умений, в том числе

• навык перекодирования фонемы (звука) в печатную графему (заглавную или строчную) и наоборот;
• навык перекодирования фонемы (звука) в рукописную графему (заглавную или строчную) и наоборот;
• навык перекодирования печатной графемы (заглавной или строчной) в рукописную (заглавную или строчную) и наоборот.

К сожалению, сплошь и рядом встречаются родители-торопышки. Им невтерпёж научить ребёнка читать. А через несколько лет эти же родители-торопышки будут осаждать логопедические кабинеты в поисках специалистов, способных избавить их ребёнка от дисграфии и дислексии. Часто у детей родителей-торопышек хромает навык перекодирования. Например, он слышит один звук, а записывает не соответствующую этому звуку графему (букву). Ребёнок списывает текст из учебника, то есть перекодирует печатную графему в рукописную, и при списывании, путаясь в оптически похожих буквах, записывает другую рукописную графему. Вот зачем нужна такая тщательная, кропотливая работа при освоении не только рукописного письма, но и печатного.

Во-первых, только так можно

• закрепить представление ребёнка о начертании печатных букв;
• сохранить (запечатлеть) образ буквы в памяти;
• запомнить элементы, из которых состоят эти буквы;
• научиться безошибочно дифференцировать оптически схожие буквы.

Во-вторых, освоив «тяжёлую науку печатного письма», ребёнку будет в дальнейшем проще в освоении рукописного письма (которое само по себе намного сложнее печатного письма). При освоении печатного письма ребёнок впервые сталкивается со стройной и строгой системой письма. Он уже знает, что все буквы состоят из элементов. Он уже знает, что все буквы имеют свой «регламент» в направлении и очередности письма. Рука ребёнка уже будет натренирована и готова к написанию рукописных букв в рамках строки.


***

Вопросы и ответы

1) На левых страницах на верхних карточках карандашики указаны только на заглавных буквах. На строчных не указаны, кроме почему-то букв "б", "е" и "ё". Это ошибка? Надо либо с этих трёх букв убрать карандашики, либо остальным дорисовать?

Мой ответ. Всё логично в пособии. Если строчная буква повторяет контур заглавной, то нет смысла повторять инструкцию с карандашиками. Но если написание заглавной и строчной отличается, логично дать свою инструкцию и для строчной буквы.

2) Принципиальный момент: последовательность обводки некоторых букв смутила наших редакторов. Например, в буквах М, Н, Л, Ч. Букву М логичнее же начинать писать снизу вверх?

Мой ответ. Написание печатных и рукописных букв отлично. И главное отличие - рукописные буквы пишутся слитно. В печатных буквах это делать нельзя! Почему?

Почему плохо. Фактор первый - аналитический. Возьмём печатную заглавную букву "М" для примера. Рисуем букву неправильно. Начинаем писать первый элемент снизу вверх (карабкаемся в горку), затем второй элемент сверху вниз (съезжаем с горки), третий элемент  - карабкаемся в горку, четвёртый элемент - съезжаем с горки. В итоге у нас получается слитное написание буквы М. Разве это плохо? Плохо. Почему?

Для ребёнка тяжёлая задача - беспрерывное написание целой буквы. Посмотрите, как он недавно отрисовывал добуквенные прописи со штриховкой, обводкой, раскрашиванием! Наверняка, штриховка была "кособокой", обводка не совпадала с пунктирными линиями, раскрашивание выходила за края силуэта. А наставник сразу требует от ребёнка написать безотрывно ровно и правильно букву, состоящую из четырёх элементов!

Ребёнок впервые сталкивается с "наукой" написания букв (с регламентом письма: направлением, последовательностью), и для него важно знать - из каких элементов эта буква состоит. Если писать слитно элементы, то в голове ребёнка будет каша. Это взрослым всё понятно; что тут сложного, думают они. А ребёнок впервые знакомится с целой системой знаков. Ему проще знакомиться с отдельными элементами.

К тому же он сможет легче дифференцировать похожие в написании буквы. Например, заглавные буквы П и Н. Ребёнок прописывает два первых одинаковых элемента в букве П и в букве Н. А вот третий элемент - вроде бы одинаков и рисуется одинаково (слева направо), но есть отличие в расположении третьего элемента (в букве П третий элемент наверху, в букве Н третий элемент в середине буквы). Если же писать эти буквы слитно, то этого отличия ребёнок не увидит. Ему приходится запоминать образ буквы целиком. А затем, в будущем, когда могут возникнуть проблемы в школе (ребёнок путает похожие буквы, не правильно перекодирует печатные буквы в рукописные и наоборот...), дефектолог что сделает? Проведёт уроки по анализу - "расщеплению" буквы на детали, расчленению буквы на элементы. Так зачем ждать этого "будущего"? Если можно сразу подать материал правильно, с учётом всех факторов развития ребёнка?

Кстати в школе учатся писать слитно рукописные буквы не сразу. Там тоже есть подготовительный (аналитический) период, когда дети знакомятся с элементами каждой рукописной буквы, затем прописывают в строчках эти элементы. И только затем учатся писать слитно букву (правильно соединять эти элементы в целую букву).

Почему плохо. Фактор второй - физиологический. Если ребёнок впервые учится рисовать печатные буквы, то это значит, что его рука ещё недостаточно натренирована, и ему с трудом даётся рисование элементов буквы. Подразумевается, что к школе у ребёнка уже натренирована рука и он легко сможет овладеть наукой написания слитных рукописных букв. А в самом начале пути (в момент изучения печатных букв) надо учитывать физиологический фактор. Это значит, буквы учить писать правильно, учитывая, что главные направления письма - сверху вниз и слева направо.

А что случится, если ребёнок будет писать печатные буквы по-своему? Например, рисовать первую деталь заглавной буквы «А» не сверху вниз, а снизу вверх? Неужели образ печатной буквы от этого пострадает? Образ печатной буквы не пострадает, а вот законы физиологии будут нарушены. Если пролистать пособие и посмотреть карточки с инструкциями на левых страницах, то можно увидеть тенденцию: как правило, детали букв пишутся сверху вниз или слева направо. Это классические направления письма. Такая же тенденция есть и в написании рукописных букв. Правильное письмо учитывает законы физиологии. Напишите сами вначале печатную заглавную букву «А» по инструкции (то есть правильно), а затем эту же букву неправильно (первую и вторую детали снизу вверх, а третью деталь - справа налево). И вы сами убедитесь, что писать буквы снизу вверх и справа налево неудобно, рука быстро устаёт.

***

Структура урока

В пособии 32 урока: на каждом уроке изучается одна буква (на уроке используются левая и правая страницы разворота). Структуру урока показываем на примере урока, на котором изучается буква «А, а».

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Работаем на странице 1. Беседа вначале первого урока. Вот все буквы русского алфавита. Рассмотри внимательно алфавит. В русском алфавите 33 буквы: согласных – 21; гласных – 10; 2 буквы ь,ъ звуков не обозначают. Почти все буквы состоят из деталей (элементов). Эти детали (элементы) соединяются и получается буква. Чтобы было видно, из каких деталей (элементов) состоит буква, мы детали (элементы) будем раскрашивать разными цветами или лепить из пластилина разных цветов.

Работаем на странице 3

Беседа. Ребёнок знакомится с картинкой и словом-названием к ней. Слово написано дважды: с заглавной буквы и строчной буквы.

Как проводить беседу? Инструкция для наставника.
1) Вот на рисунке автобус, справа от картинки два одинаковых слова «автобус». Но есть в них отличие. Найди его? (Первая буква написана по-разному.) Слово «автобус» можно написать с большой (заглавной) буквы «А» (она называется заглавной потому, что большая буква всегда стоит в начале слова, потому она главная в слове). Слово «автобус» можно написать с маленькой (строчной) буквы «а» (строчной эта буква называется потому, что, как правило, умещается на одной строчке).

2) Подчеркни маленькую букву «а» (строчную), затем подчеркни большую «А» (заглавную).

3) На этом уроке мы знакомимся с буквой «А, а». Эту букву мы нашли в слове «автобус» и должны обвести её по шаблону (обвести серый контур буквы). Но прежде мы должны узнать, как правильно писать эту букву.

Работаем на странице 2

На левой странице разворота ребёнок знакомится с образом изучаемой буквы. Он должен понять, что буква состоит из нескольких элементов. А также запомнить – в какой последовательности писать элементы буквы. А также запомнить направление письма. Для этого использованы тактильный и кинестетический методы запоминания образа буквы.

Верхняя карточка. 1) Ребёнок показывает заглавную букву, называет звук, который соответствует этой букве, называет количество деталей в букве (каждая деталь имеет свой цвет). 2) Ребёнок раскрашивает детали буквы на верхней карточке согласно инструкции в свои цвета.

Нижняя карточка. 1) Ребёнок обводит пунктирные линии в заглавной букве «А» пальчиком ведущей руки. Стрелки подскажут направление обводки, а цифры – очередность обводки. 2) Ребёнок обводит пунктирные линии в заглавной букве пальчиком ведущей руки с закрытыми глазами. 3) Ребёнок обводит пунктирные линии в заглавной букве карандашом. 4) Ребёнок рисует заглавную букву пальчиком ведущей руки в воздухе (вначале с открытыми глазами, затем – с закрытыми).

Работаем на странице 3
ПИСЬМО. КОНТРОЛЬ. САМОКОНТРОЛЬ

На правой странице разворота - практическая работа: ребёнок прописывает изучаемую букву в слове. Он уже знает, как писать букву и впервые пытается её написать по шаблону. Своё написание буквы сверяет с инструкцией-подсказкой (очередность написания элементов и направление письма). Затем самостоятельно (без опоры на подсказку) пишет букву по памяти (в тетради в крупную линейку).

Закрепление полученных знаний. В течение дня
1) рисуем эту букву палочкой на песке;
2) рисуем эту букву пальчиком на запотевшем стекле (предварительно подышать на стекло);
3) рисуем эту букву пальчиком в воздухе;
4) моделируем эту букву из веточек, палочек, проволоки и т.д.;
5) моделируем эту букву из мелких предметов (бусин, бисера, гороха, пуговиц...);
6) лепим эту букву из пластилина.


***

ВАЖНО! Вырабатываем у ребёнка навык чётко следовать инструкции. Ребёнок должен услышать инструкцию, понять её, повторить и выполнить, проговаривать свои действия. Через некоторое время инструкцию можно заменить вопросом. Например, перед ребёнком очередная карточка с буквой. Наставник спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь надо сделать?». Надо добиться от ребёнка чёткого внятного ответа.


***

ВАЖНО! Речевое сопровождение. Наставник в первой же беседе вводит в пассивный словарь ребёнка новые слова («заглавная буква», «строчная буква»). Проговаривая эти слова, наставник обязательно показывает заглавную букву или строчную. На всех уроках во время беседы наставник включает в свою речь эти новые слова, повторяя их неоднократно. Так пополняется пассивный словарь ребёнка. Чтобы новые слова стали частью активного словаря ребёнка, надо «заставить» ребёнка их употребить в своей речи. Этого можно добиться, задавая ребёнку наводящие вопросы таким образом, чтобы ребёнок, отвечая на вопрос, употребил эти новые для него слова. Но активизировать эти слова в речи ребёнка надо постепенно, не торопясь.

Зачем ребёнку эти новые слова, если можно обойтись понятными словосочетаниями «большая буква» и «маленькая буква»? В школе у детей (даже подготовленных к школе) часто наступает ступор. Причин у этого явления много. В том числе причиной ступора может стать примитивный словарь ребёнка. Ребёнок просто не понимает речь учителя. Дома с ребёнком говорили на упрощённом примитивном языке. Учитель же не имеет права переходить на понятный такому ребёнку язык, адаптировать (приспосабливать) свою речь под детей с примитивным словарём.

Изучение каждого предмета передаётся ребёнку, усваивается им и выражается всегда в форме слова. Ребёнок, который не может вникнуть в смысл слова (в силу разных причин, в том числе в силу новизны слова), речь учителя будет отражаться в голове бессвязными и перепутанными фразами. А ведь таких «непонятных» словечек в словаре учителя МНОГО!

Потому пополнять словарь ребёнка надо обязательно. Но делать это аккуратно. И обязательно, там, где это возможно, объяснять смысловое значение слова. Как, например выше было объяснение – почему большие буквы назвали заглавными, а маленькие – строчными.

Какие ещё новые слова могут появиться в словаре ребёнка на уроках по этому пособию? (Печатные буквы и рукописные буквы (ребёнок должен понимать их отличие), заглавная буква и строчная буква (ребёнок должен понимать их отличие), элементы (детали) букв, направление письма, пунктирные линии, штриховка, обводка печатных букв по шаблонам.)


***

ВАЖНО! На левой странице детали букв цветные. Зачем нужно раскрашивать детали буквы в разные цвета? Этот приём - авторское ноу-хау. Много лет назад услышала жалобы педагогов: детьми прописаны элементы всех прописных букв, но они по-прежнему не видят элементы в букве, то есть страдает анализ буквы. И потому дети не могут дифференцировать похожие по написанию буквы, и соответственно делаются ошибки. И автору этого пособия пришла идея - в самом образце дать элементы буквы разного цвета. И тогда же впервые использовала этот приём в своих прописях для дошкольников и школьников. Но на правой странице этого пособия прописывать буквы по шаблону надо одноцветной ручкой или простым карандашом. У ребёнка просто перед глазами есть образец – в какой последовательности должна быть написана буква. Цвет помогает ребёнку увидеть детали, запомнить их.


***

Для наглядности необходимо на первых порах на этапе «аналитического письма» изучаемые буквы лепить из пластилина, моделировать из палочек или проволоки. У ребёнка ещё не сформирован глазомер, и во избежание деформации в пропорциях, на первых порах желательно куски проволоки и палочки прикладывать к трафаретам букв. Все ли буквы можно смоделировать из палочек? Из чего, например, моделировать букву «Р»? Желательно, чтобы ребёнок сам догадался, что у буквы «Р» одна деталь будет из палочки, вторая – из проволоки.


***

ВАЖНО! На втором уроке помимо изучаемой буквы надо прописать и букву предыдущего урока, то есть букву «А, а». Это усложняет задачу ребёнку: ведь теперь надо вспомнить инструкции к написанию двух букв. На третьем уроке – трёх букв. И так далее… Если ребёнок делает много ошибок при этом (не соблюдает последовательность и направление письма в ранее изученных буквах), то заниматься далее по пособию будет непродуктивно. Надо приостановить практические занятия. Либо сбавить скорость: на одну букву отводить не один день, а два-три.

Но есть и ряд других причин, которые тормозят освоение графомоторных навыков у ребёнка и приводят к стойким проявлениям дислексии и дисграфии. Это несформированность

* фонематического анализа (умения выделять звуки из речи);
* фонематического восприятия (умения дифференцировать и различать фонемы);
* зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (определения сходства и различия букв);
* зрительного мнезиса (способности к запоминанию зрительного образа букв).

Но возможно вы просто слишком поторопились с прописями. Рисуйте, обводите, раскрашивайте, штрихуйте! А через полгода можно снова вернуться к прописям.

Но как быть, если есть золотое правило – читать и писать надо учить одновременно? Ребёнок уже научился читать, но буквы писать у него пока не получается либо в силу возраста (мал ещё пока), либо в силу нетренированности мелкой моторики. Но и в этом случае есть выход: работа по пособию ведётся только на левых страницах, на которых используются тактильные и кинестетические приёмы запоминания образа буквы. Ребёнок раскрашивает детали буквы, обводит пальчиком силуэт буквы, рисует букву в воздухе с открытыми глазами и вслепую, моделирует букву из палочек или проволоки, моделирует букву из пластилина и круп. Позже можно вернуться к пособию и прописать изученные буквы по шаблонам на правых страницах.


***

Моделирование буквы из палочек или проволоки.
Предварительные вопросы. 1) Если сложить заглавную букву «А» из палочек, сколько палочек понадобится? (Три.) 2) Если сложить строчную букву «а» из гибкой проволоки, сколько кусков проволоки понадобится? (Два.)

Моделирование буквы из пластилина и круп. Запоминание букв происходит успешнее, если восприятие форм букв происходит через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения. Как это можно реализовать на практике? Закрепить в памяти образ буквы и одновременно развить моторные возможности пальцев руки способны упражнения, в которых указательный пальчик ведущей руки ребёнка обводит контуры букв, например смоделированных из пластилина и мелкой крупы.

Как смоделировать букву из пластилина и мелкой крупы? Ребёнок лепит детали буквы из соответствующих цветов пластилина и выкладывает букву на стол рядом с верхней карточкой для самопроверки (получилась ли буква похожей на образец). Затем посыпает детали буквы крупой, слегка прижимает пальчиком крупу к пластилину. Заглавная буква «А» готова. Наставник обхватывает своей рукой ведущую руку ребёнка и «руководит» указательным пальчиком руки ребёнка: обводит контуры буквы «А» (не забывая про направление письма и очередность написания элементов буквы), слегка прижимая пальчик к поверхности с крупой (ребёнок должен почувствовать фактуру буквы).

Варианты обводки.
1) Наставник обхватывает своей рукой ведущую руку ребёнка и «руководит» указательным пальчиком руки ребёнка – ребёнок наблюдает за обводкой буквы.
2) Ребёнок самостоятельно обводит букву «А», не забывая про направление письма и очередность написания элементов буквы.
3) Ребёнок закрывает глаза. Наставник «руководит» указательным пальчиком руки ребёнка – обводка буквы «А» вслепую.
4) Ребёнок самостоятельно обводит букву «А» с закрытыми глазами, соблюдая направление письма и очередность написания элементов буквы.


***

ВАЖНО! Процесс запечатления образа буквы (печатной или рукописной) должен проходить в связке с упражнениями по развитию фонематического слуха и звукового анализа. Звук и буква изучаются совместно. Иначе у ребёнка возникают трудности: звук как бы сам по себе, знак – сам по себе.


***

ВАЖНО! Необходимо помнить наставнику о санитарно-гигиенических требованиях при организации рабочего пространства ребёнка.

1) Стол и стул подбираются в соответствии с ростом ребёнка, чтобы ребёнок мог поддерживать правильную позу при письме.

2) Посадка. Ребёнок рисует, раскрашивает, пишет буквы… В любом случае он должен научиться контролировать свою осанку: держать туловище в вертикальном положении, не прижиматься к столу при письме, не наклоняться слишком низко (только голова слегка наклонена к столу). Обе руки должны лежать на столе. Ноги должны иметь опору – стоять на полу или на специальной подставке. Неправильная поза приводит к быстрому утомлению, а в дальнейшем – к появлению сколиоза.

3) Порядок на столе. Никаких лишних предметов во время урока не должно быть. Они мешают, отвлекают от урока.

4) Правильное освещение: для правши источник света всегда слева, для левши - справа.

5) Правильное положение тетради. Класть правильно перед собой тетрадь: правый угол тетради должен быть выше левого. По мере письма ребёнок перемещает тетрадь вверх.

6) Правильное положение ручки или карандаша в руке. Держать при письме ручку и карандаш тремя пальцами: большим, средним, указательным (который направляет движение ручки сверху).

7) Чередование труда и минуток активного отдыха. Графические навыки вырабатываются в процессе длительных и систематических упражнений. Эти упражнения довольно монотонны и утомительны сами по себе. Поэтому необходимо делать перерывы (физкультминутки, музыкальные разминки, массаж кисти руки, пальчиковые игры и т.д.) для снятия напряжения.


***

Навыки правильной организации рабочего пространства должны превратиться в полезные привычки. И закрепить эти полезные привычки лучше до школы. Это в дальнейшем сэкономит много времени педагогу и сохранит нервы ему, родителям и ребёнку. Педагогу не придётся отвлекаться самому, отвлекать класс и отвлекать вашего ребёнка от урока беспрестанными замечаниями, борясь с его вредными привычками: с неправильной позой, с неправильным положением ручки в руке, с беспорядком на столе и т.д.


***

Пишем печатные буквы. Развитие навыка письма.

Автор: Воронина Татьяна Павловна
Издательство: Феникс, 2024 г.
Серия: Игрошкола

ID товара: 1005794
ISBN: 978-5-222-41554-2
Страниц: 64 (Офсет)
Масса: 160 г
Размеры: 260x200x4 мм

Пособие в интернет-магазинах

В Лабиринте:
https://www.labirint.ru/books/1005794/

В Wildberries:
https://www.wildberries.ru/catalog/209929899/detail.aspx


***

Тренажёр по автоматизации навыка письма - в следующих пособиях этого же автора:

1) «Пишем слова и фразы печатными буквами. Тренажёр». В пособии ребёнок будет продолжать обводить шаблоны букв и слов, а также писать самостоятельно слова и фразы.

Пособие пока в работе.

2) «Буквы и слова играют в прятки. Профилактика трудностей с письмом у дошкольников». В пособии предложены различные игры, в том числе по дифференциации оптически похожих букв.

Пособие в интернет-магазинах

В Лабиринте:
https://www.labirint.ru/books/958538/

В Wildberries:
https://www.wildberries.ru/catalog/167340569/detail.aspx


Рецензии