Принцесса Грёза
Ваш Бог — действительность угрюмая.»
Игорь-Северянин «Prelude II»
Послание Саввы Великолепного
Есть два мира, две реальности: физический мир и страна духов (ментальный мир), между которыми располагается страна душ (астральный мир). Страну духов называют также Небесным царством. Вместе они составляют полную, всеобъемлющую картину Божественного творения, в котором Земля и человек занимают немаловажное место. В физическом мире мы ежесекундно, ежечасно, когда не спим, обретаемся, в страну духов - обычным людям, не наделённым специальными органами, проникнуть достаточно трудно, но приобретение спиритуальных представлений чрезвычайно важно для человека, потому что застревание в материальном разрушительно для души и является прямой дорогой в Ад (Энциклопедия духовной науки определяет его следующим образом: "Ад есть не что иное, как полное застревание в личном"). Как избежать этой духовной трагедии, как выбраться из болота материальных представлений? Один из путей, возможно не самый легкий, но увлекательный, предлагает искусство.
Искусство и, в особенности поэзия, могут помочь людям, стремящимся к знаниям и самосовершенствованию, обладающим мистическим чувством и ищущим такого рода откровений, заглянуть в духовные подосновы нашего сознания… О возможности развития органов духовного восприятия с помощью поэзии, об одном из путей пробуждения, овладения своей волей и духовного познания себя и окружающего мира и говорится в этом эссе… При раскрытии этой темы используется открытия духовной науки, а также и уже достаточно обширный личный опыт исследования творческих начал поэтического искусства ряда русских, советских и современных авторов.
Всю жизнь, особенно последние два десятилетия, буквально иду по следам своих юношеских увлечений и открытий, совершенно непонятных мне долгое время, но так или иначе прошедших со мной через всю жизнь. Чаще всего это были строчки стихов, отпечатавшихся в памяти на всю жизнь, но были и образы художественных произведений. Поэтические образы, их смысл постепенно прояснился для меня, писал об этом в своих статьях и эссе. Со временем выяснилось, что это были не просто яркие запоминающиеся впечатления, а своего рода указатели пути, пути постижения своей духовной биографии.
Такими указателями в юности для меня были произведения К. Паустовского, стихи У. Блейка, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, картины М. Врубеля, И. Левитана и работы многих других великих художников и философов. Для понимание смысла этих указателей потребовалось прожить не один десяток лет. Но в духовной науке есть правило: необходимые знания приходят, когда ученик готов их воспринять. Любопытно, что все знания по истории, искусству, философии и другим отраслям, собранные по этим указателям, объединившись в конце концов в единое целое, сформировали моё мировоззрение, а вместе с ним и судьбу. И такое стремление, будучи разбуженным в человеке, становится неукротимым. Этот процесс, если он пошел, остановить невозможно… Это и есть цель истинной педагогики: именно этого и старается добиться при обучении детей вальдорфская педагогика, созданная Р. Штайнером.
Дошла наконец очередь и до Принцессы Грёза, изображенной на фронтоне гостиницы «Метрополь», одного из архитектурных шедевров современной Театральной площади. Это громадное керамическое панно долго завораживала меня своим загадочным и трудно различимым с земли сюжетом в голубоватой гамме. Абсолютно не понимал, что на нем изображено, что за ладья там плывёт со странным лежащим пассажиром с лирой в руках, над которым склонилась летящая женщина с развивающимися волосами, но всё время искал её глазами, когда находился в том районе на стороне Малого театра….
Так и прожил несколько десятилетий. И Малый театр потом стал огромным куском и самым важным этапом моей жизни: Клавдия Моисеева, актриса этого театра стала моей последней женой и другом… От неё я узнал о Докторе Штайнере и Сергее Таратуте… С Сергеем она училась в Щукинском театральном училище. Столько мистических совпадений и указаний, что в конце концов пришлось сесть за письменный стол и начать разбираться со всем этим нагромождением фактов и случайностей...
Потом выяснил, что майолика «Принцесса Грёза» копия с художественного панно Михаила Врубеля, сделанна по заказу русского мецената, купца-промышленника из старообрядцев Саввы Ивановича Мамонтова. Этот художник-мистик, автора всем известных Демонов, один из которых «Демон сидящий» тоже в юности волновал меня своими глазами с выражением бесконечного вселенского нечеловеческого страдания… Савву Ивановича, щедро поддерживавшего русских художников Серебряного века, современники прозвали Саввой Великолепным по примеру прославленного мецената эпохи Возрождения Лоренцо Медичиди, Лоренцо Великолепного.
Мамонтов, заплатив из своих средств 5000 рублей, помог Врубелю закончить это панно, заказанное для Всероссийской промышленно-торговой выставки, после признания его комиссией Академии художеств «нехудожественным». Думается, Савва Иванович, большой знаток искусства неспроста решил выставить эту картину с таким сложным сюжетом и содержанием на всеобщее обозрение на фасаде одного из красивейших зданий центра Москвы, московского культурного центра, - театр-гостиница - таким был первоначальный замысел этого проекта. Возможно это было послание потомкам, в том числе и нам, живущим сегодня. Наверное стоит потрудиться и попытаться прочесть это послание гения-художника со способностями визионера и русского мецената с драматической судьбой…
В советское время знания такого рода были прерогативой узкого круга искусствоведов и историков. А для самостоятельного поиска непосвященному потребовалось бы не один день провести в библиотеках. Сейчас же нужно только осознать свою потребность и четко сформулировать вопрос-запос. И через считанные минуты история о Принцессе Грёзы будет на вашем рабочем столе… Какая-нибудь поисковая система принесёт вам из киберпространства в клюве интересующую вас информацию. Но чтобы она стала знанием и частью вашего мировоззрения предстоит ещё хорошо потрудиться.. Но сначала то, что принесла поисковая система Яндекса из бескрайних просторов русско-язычной части Интернета.
Панно «Принцесса Грёза», которое сейчас благодаря озарению и инициативе Мамонтова украшает Москву, было написано Врубелем в 1896 году имеет драматическую судьбу и не было признано современниками. Художественный живописный оригинал этого мистического шедевра сейчас хранится во Врубелевском зале Третьяковки. Майоликовое панно Савва Мамонтов изготовил на одном из своих гончарных заводов, увековечив мистическое откровение необычайно талантливого художника.. Он буквально спас эту работу от гонителей для потомков. Скандальная слава этого произведения говорит о сумеречном состоянии умов интеллигенции предреволюционной России, состоянии, приведшем Российскую империю к трагедии сначала Февральской , а потом Октябрьской революций.
Сумеречное состояние умов, снизошедшее на мыслящую часть тогдашнего общества, привело к буквальному сумасшествию людей и объясняется потерей их связи с Богом. Их Богом стала по гениальному провидению Игоря-Северянина «действительность угрюмая». Насколько действительность того времени была вредоносна можно почувствовать из стихотворения ещё одного гения этого смутного времени, Николая Гумилёва, очень остро чувствовавшего несвоевременность и неуместность своего героизма в те гибельные времена:
Современность
Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило — фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.
Я так часто бросал испытующий взор
И так много встречал отвечающих взоров,
Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных маркёров.
Так, в далёкой Сибири, где плачет пурга,
Застывают в серебряных льдах мастодонты,
Их глухая тоска там колышет снега,
Красной кровью — ведь их — зажжены горизонты.
Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо героя…
Вот идут по аллее, так странно нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.
1911 г.
Эта действительность, превращавшая Одиссеев и Агамемновов в трактирных маркёров, была убийственна для России. Из мелких смут в головах возникла великая российская смута и бунт против самих себя, против духовной бессмысленности экономически процветавшей Российской империи. И именно эти метафизические причины и привели к последовавшей скоро трагедии. Анализу состояния такого необычного и всеобъемлющего умопомрачения и посвящена настоящая статья. София Премудрая как раз по уверению религиозного философа-мистика В. Соловьёва приближалась к Земле, чтобы спасти Россию - этим явлением и был вызван всплеск творческой активности и культуры Серебряного века, - но пророчеств поэтов и художников не услышали, хотя древние и утверждали (Страбон), что единственный мудрец - это поэт. Строки одного из таких поэтических прозрений Игоря-Северянина и взяты в эпиграф этой работы. Попытаемся по ходу изложения разобраться в их смысле.
Сюжет панно «Принцесса Грёза» заимствован Врубелем из одноимённой пьесы французского поэта-романтика Эдмона Ростана (1868-1918), которая была поставлена в Сант-Петербурге и имела шумный успех. Перевод пьесы на русский язык был сделан драматургом и поэтессой Т.Л. Щепкиной-Куперник. Герои пьесы - Трубадур и его мечта Принцесса Грёза,представляющая для него образ чистой совершенной Красоты.. На её поиски Трубадур, поэт и музыкант и отправляется в дальнее плавание, в долгих поисках по морям он изнемогает и заболевает. В этом состоянии к нему на судно и прилетает Принцесса. Она обнимает его и очнувшийся искатель божественной Красоты видит наконец ту, ради которой он совершил своё изнуряющее путешествие. Но увидев свою мечту, он умирает, заснув вечным сном. Такова цена созерцания вечного совершенства, Божественной Красоты.
Именно этот момент и изобразил Врубель на своём панно. Панно было огромным, высотой более семи, а шириной более 14 метров.. Выставленные рядом картины в золочёных рамах казались пигмеями, и поэтому оно совершенно не вписывалось в художественные стандарты и представления того времени: отсюда и неприятие светилами Императорской академии художеств. Но Савва Тимофеевич видимо понимал глубочайший смысл этого шедевра и неоднократно спасал это полотно, и благодаря ему мы теперь можем поразмышлять над загадкой этого произведения.
Может быть предлагаемая трактовка этого откровения М. Врубеля покажется излишне мистифицированной, но художники всех времён понимали, что только в грёзовом состоянии человек может воспринимать прекрасное во всей его полноте и глубине, и делали всё возможное, чтобы вытащить человека из болота обыденщины. Недавно в украинских Черкассах на берегу Днепра была открыта уникальная воздушная скульптура «Высокая нота» (скульптор - Александр Лидаговский, фотография скульптуры приведена в заставке к статье). Изящная 150 килограммовая фигура скрипачки, буквально повисла между небом и землей на высоте 7 метров. Скульптура заставляет прохожих оторвать глаза от асфальта и посмотреть вверх, чтобы хоть на миг оторваться от бесконечных мыслей о житейских делах и задуматься о чем то возвышенном и прекрасном.
Загляните в себя и подумайте, как часто вам удается это делать? Ответив на этот вопрос, вы, возможно, поймёте насколько редко мы в обычной жизни бываем открыты для прекрасного, доброго и вечного и оцените актуальность этой статьи для самопознания и душевно-духовного развития человека…
Зачем нам такие принцессы?
Такие вопросы наверняка возникали у современников Михаила Александровича Врубеля и сейчас такие вопросы после многолетней обработки нашего сознания советскими идеологами-материалистами тем более могут возникнуть. Великие смуты цветных революций и мелкие смуты помрачений группового сознания под влиянием возможностей Интернета и социальных сетей тоже ставят очень актуальные вопросы об иммунитете от такого рода воздействий. Каким образом его можно приобрести и не стать жертвой такого рода манипуляций? Способ один - научиться находить другие, более чистые источники информации и знаний, научиться отличать правду от лжи, добро от зла, вечное от преходящего, красивое от безобразного.
И автор этого эссе ходил с этими вопросами несколько десятков лет, чувствуя магию Принцессы Грёзы, но не понимая её причины. Можно конечно ограничиться и романтическим ореолом этой красивой истории, сочиненной Ронсаром. Для такого восприятия тоже есть серьезные основания, так как прототипом для образа Принцессы французу послужила красивейшая женщина того времени, тоже поэтесса Роземонда Жерар, ставшая его женой и музой. Найдите в Интернете фотографии этой пары и почитайте об их красивых необычных отношениях.
Однако мне с помощью антропософии и Рудольфа Штайнера удалось продвинуться в нетривиальном понимании живописного послания Врубеля и упорства Саввы Мамонтова, с которым он продвигал его работу. Для того, чтобы попытаться донести мои открытия до вдумчивого читателя, мне придётся вкратце изложить суть первой части доклада Штайнера, сделанного им в Базеле 1 октября 1911 года. Доклад назывался «Эфиризация крови». Этот доклад конечно требует определённой подготовки. Для кого-то это словосочетание может звучать пугающе специальным, похожим на название диссертации на какую-то медицинскую тему, для меня же после неоднократного его прочтения открылись новые горизонты в моих исследованиях начал поэтического творчества. То, что я при этом пережил можно сравнить с переживанием творческого катарсиса.
Основное содержание этого доклада можно определить, как методическое пособие по самопознанию человека. С древних времен мудрецы призывают нас «Познай самого себя». Познай самого себя и тебе откроется Вселенная. Древние греки это изречение на стенах храмов высекали. Это так часто и многими повторялось, что уже невозможно выяснить, кто изрёк его первым. От бесконечного использования засаливаются не только вещи, но и глубочайшие истины.. Р. Штайнер в своём докладе говорит,, что самопознание не такая простая вещь, как стало казаться многим, но самопознание есть самое необходимое, если только мы хотим прийти к достойной человека цели бытия, к действительно достойным человека жизни и деятельности.
Человек существо космически сложное и проникновение в этот микрокосмос есть путь постижения вечных истин Макрокосмоса. Штайнер в начале доклада готовит нас к погружению в эти глубины: «И если мы говорим о человеческой душевной жизни, о человеческой внутренней жизни, то мы не станем с самого начала представлять себе эту душевную, эту внутреннюю жизнь как нечто простое, элементарное; мы должны вооружиться терпением и выдержкой, чтобы продвигаться все глубже и глубже, чтобы постепенно действительно проникнуть в это чудесное строение, в эту поразительную организацию божественно-духовных мировых сил, какой представляется человек».
Для изучения человека с таких позиций применяется оккультизм - кого-то может насторожить этот термин, - но это общепризнанное название учений и традиций, занимающихся неизученными современной наукой явлениями в человеке и космосе, проникновение в которые доступно лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым» (Википедия). Современная наука изучает мир с материалистических позиций, преподнося нам картину физического мира, а оккультизм - с метафизических. Замечу, что Р. Штайнер был посвященным и обладал сверхчувственными способностями исключительной глубины и ясности, и все его работы написаны исключительно на основе личного духовного опыта.
Оккультизм - занятие опасное (может быть даже чрезвычайно опасным - припомните эксперименты над немецким народом А. Гитлера). Последствия жажды такого рода знаний описал Гёте в «Фаусте», но за Рудольфом Штайнером, придерживаясь его антропософских воззрений, мы можем следовать спокойно, т.к. его духовным лидером является Христос и исследованию мистерии Голгофы и импульса Христа он посвятил всю свою жизнь. Деятельность Штайнера необычайно широка, охватывает и эзотерику, и медицину, и сельское хозяйство, и педагогику, но в 1891 году он защитил докторскую диссертацию по философии и поэтому многие последователи в общении уважительно называют его Доктор.
Все предостережения и разъяснения сделаны, и можно трогаться в путь. Рассматриваемый доклад Штайнера работа многоплановая, всю её проанализировать в коротком эссе невозможно, поэтому здесь рассмотрим только те её аспекты, которые имеют отношение к искусству и поэзии. Там говорится о двух аспектах жизни человека, о жизни представлений и жизни воли. Жизнь представлений - это обычная мыслительная деятельность человека, когда он находится в дневном бодрственном состоянии. У большинства людей она протекает как бы автоматически и диктуется различными возникающими жизненными обстоятельствами. Писал уже об этом в своей работе «Два ума». При этом участие воли в процессе такого мышления сведено к минимуму или вовсе отсутствует. Человек действует, как автомат, его мышление (интеллект) просто обслуживает возникающие жизненные ситуации. Духовная составляющая (разум, интуитивный интеллект) в таком мышлении практически отсутствует. Такому мышлению, отражающему такого рода душевную жизнь человека соответствует обычная бытовая речь человека. с различными профессиональными диалектами.
Пристальный взгляд на дневную жизнь человека открывает поразительные вещи. В своём докладе Доктор говорит: «Попытайтесь теперь удержать перед глазами вашу дневную жизнь, и вы увидите, как незначительно воздействует непосредственно на волю центр человеческой личности. В чем же причина этого? Это объясняет оккультизм, который показывает, что человек в отношении воли днем действительно спит, то есть, что он совсем не живет внутри своих волевых импульсов. Мы можем достигать все лучших и лучших понятий и представлений, стать, пожалуй, более моральными людьми, обладающими еще большим вкусом, — в отношении же воли мы не можем сделать ничего. Если мы наполняем себя лучшими мыслями, мы можем косвенно воздействовать на волю, в отношении же самой воли, всего, что касается жизни, мы ничего непосредственно сделан» не можем, потому что на нашу волю непосредственно можно повлиять нашей повседневной жизнью лишь обходным путем, через сон. Вы не думаете, когда вы спите, в вас нет никаких представлений: и представления, и мышление переходят в сон. Воля же, напротив, пробуждается, пронизывает извне наш организм и оживляет его. Мы чувствуем себя окрепшими утром, ибо то, что проникает в наш организм, принадлежит волевой природе. Тот факт, что мы не воспринимаем этой работы воли, что мы ничего об этом не знаем, вполне понятен, если вспомнить, что когда мы спим, спят и наши представления. Пусть это прежде всего послужит нам побуждением для дальнейших размышлений, для дальнейшего медитирования. Вы увидите, что чем дальше вы пойдете по пути самопознания, тем глубже будете вы воспринимать истинность следующего положения: человек спит в отношении своей воли, когда он бодрствует, и он спит в отношении своих представлений, когда спит. Днем спит воля, ночью спит жизнь представлений».
Для большинства людей утверждение об автоматизме покажется парадоксальным, но это так. Доктор, исходя из этого, говорит, что в дневном состоянии бодрствующий и действующий человек как бы спит, спит в отношении духовного мира: «Если вы внимательно рассмотрите то, что мы называем человеческой волей, то вы увидите, насколько мало в течение дневной жизни человек владеет собой в отношении своих волевых импульсов. Заметьте, как мало из всего, что вы делаете с утра до вечера, действительно происходит из собственного мышления и представлений, из личного индивидуального решения». Ход дневных мыслей ему как бы навязывается из вне: стереотипами поведения, кем-то установленными правилами и тому подобными обстоятельствами, волевые усилия управляются на бессознательном уровне: когда мы куда-то идём, мы не думаем, как нам переставлять ноги…Здесь уместно вспомнить анекдот о сороконожке. Когда у неё спросили, как ей удается управлять таким количеством ног и она задумалась об этом, её ноги перестали ходить...
.
Однако, что для меня чрезвычайно важно, искусство и поэзия могут оккультно пробуждать творческих людей, делать их на время ясновидящими и давать им возможность заглянуть в духовный мир. Поэзия способна «вытащить» нас из кокона обыденных представлений и мыслей. Этому явлению в поэзии соответствует особый вид речи, поэтический язык, о магии которого так хорошо сказал И. Бродский. Много раз уже цитировал его по этому поводу (поэзия - видовая цель человечества, поэтическая речь - уникальный инструмент познания). В этом и заключается смысл истинного искусства: оно служит как бы будильником разума, второго ума в человеке. Выражение «будильник разума» впервые применил русский поэт Н.А. Некрасов в стихотворении, посвященном рано умершему литературному критику Николаю Добролюбову.
Ночью, когда наше физическое тело (и эфирное тоже) спит, астральная составляющая нашего существа вместе с нашим Я» отправляются в космическое путешествие, отправляются в духовный мир и там подвергаются воздействию божественных сил. Обычному человеку всё это представляется удивительным, но люди, обладающие соответствующими способностями всё это могут наблюдать. И именно в этом спящем состоянии, когда человек спит в отношении физического мира, в духовном плане он подвергается сильному воздействию. Но сам человек этого не чувствует поскольку жизнь представлений, мыслительная деятельность его в спящем состоянии отсутствует.
И что удивительно воля его в это время активна, поэтому утром большинство из нас встает бодрыми и ясными. Это ночное бодрствование души отражается в жизни сновидений и в тех откровениях, которые человек часто получает по утрам в виде неожиданных ответов на сложные, поставленные перед сном вопросы. Сам много раз испытывал подобное. Некоторые изобретения совершаются талантливыми изобретателями во сне.
В этом месте эссе хочу остановиться, потому что оно является поворотным, своеобразным перекрёстком - читатели материалистического склада ума здесь скорее всего прекратят чтение и чертыхнувшись займутся другими делами. И это будет правильно, т.к. мироощущение материалистов не способно воспринимать метафизические идеи, такого свойство их ума, и они с этим ничего поделать не могут… Гёте говорил, что мышление человека - это такой же орган чувств как глаз и ухо, только оно воспринимает не свет и звуки, а идеи. Мышление же материалиста способно воспринимать только идеи, связанные с физическим миром, идеи метафизического плана оно воспринять не может. Рождённый ползать, летать не может… В этом признании нет ничего принижающего - большинство современных ученых обладают именно таким типом ума, считая, что существует лишь то, что можно измерить ( М. Планк).
Для оставшихся продолжу изложение взволновавшего меня доклада. Доктор даёт там довольно глубокое представление о жизни нашей души, определяя два её полярных состояния.. В одном состоянии преобладает жизнь представлений, другими словами мышление человека, в другом - жизнь чувств. В одном состоянии мы пытаемся, например, всеми силами ума осознать какое-либо поразившее нас явление, и уложить его в систему уже имеющихся представлений, в другом - эмоциональный взрыв или шок лишает возможности обдумать происходящее и приводит к какому-либо совершенно необдуманному поступку. В таком состоянии, например, сильно обиженный человек способен в состоянии аффекта ударить обидчика. Если исходить из того, что душу человека определяет триада мышления, воли и чувств, то в этих двух крайних состояниях задействованы только две её составляющих: в первом - мышление, во втором - импульсивное движение воли. Жизнь чувств протекает между двумя этими крайностями, и главными её движущими силами являются симпатия и антипатия, главные силы душевного мира. Созерцание добрых дел и поступков вызывает чувство симпатии, злых и неприятных - антипатию. Осмысление этих чувств человеком определяет его эстетику. Это и есть глубочайшее определение эстетического элемента в человеке.
Однако эстетические представления, наше понимание добра, красоты, зла и безобразия могут сделать нас как моральными людьми, совершающим моральные поступки, так и аморальными с известным всем смыслом такого рода действий. Моральные поступки и присутствие морального элемента в человеке не является следствием его высоких интеллектуальных способностей. Интеллект человека может только подвести ищущего к такому желанию или сделать его немного, чуть-чуть моральным. Доктор называет интеллект в этом отношении бессильным. Это очень глубокая мысль. Вспомните, к какой катастрофе Россию привели интеллектуалы в 1917 году. У всех у них, этих губителей Российской империи ума была палата и образованны они были прекрасно, а сотворили такое, что русский народ до сих пор расхлёбывает.
Доктор в своём докладе пишет, что совершение моральных поступков и моральных действий невозможно без участия Божественных сил, без помощи Бога. И что удивительно, сделать человека моральным они могут только в его сновидческом состоянии, т. е. во сне при определённых условиях: при кармической предрасположенности и страстном желании этого в дневной жизни. Приведу здесь ещё одну цитату из доклад, чтобы расставить все точки над i: “Наша интеллектуальность может до некоторой степени содействовать нашему развитию, в моральном же совершенствовании нам должны придти на помощь Боги. Мы погружаемся в сон, для того чтобы проникнуться Божественной волей; тогда мы не можем ни во что вмешаться нашим бессильным интеллектом, тогда Божественные силы превращают в силу воли то, что мы воспринимаем как моральные принципы, прививают нашей воле то, что иначе мы можем принять лишь в наши мысли”.
Это одна из величайших загадок человеческой души, решение которой и занимается христианское вероучение. Большинству не стоит беспокоиться по этому поводу, так как все эти возможности носят эксклюзивный характер и доступны только людям, обладающим соответствующими способностями и страстно желающим морального и нравственного совершенства. В широком плане осветить эту тему в коротком эссе невозможно, здесь рассматриваются только возможности, скрывающиеся в произведениях высокого искусства и поэзии.
Пробуждение сознания человека может происходить также в грезящем состоянии, в которое его могут привести днём произведения истинного искусства. Поэты часто говорят об этом в своих стихах, но многие относят эти намёки на счет особенностей поэтического языка, не пытаясь проникнуть в их смысл. Это и есть главная мысль этой статьи, которая ставит поэзию в разряд элитарного вида искусства со сверхзадачей, сформулированной И. Бродским. Истинное искусство и, в первую очередь поэзия, могут приблизить нас к Богу и сделать человека моральным. Эту особенность поэтов и поэзии отмечали многие, в том числе и Уильям Блейк, который считал, что Божественное видение есть единственное качество, рождающее Поэта. И он же, этот английский мистик, поэт и художник утверждал: искусство и поэзия должны быть подобны Божественному откровению. Здесь становится понятной глубочайшая мысль выдающегося поэта, нобелевского лауреата И. Бродского о том, что поэзия суть видовая цель человечества. Человечество выживет и сохранится на Земле только если усвоит уроки мистерии Христа и станет более моральным, примет в себя импульс Христа. Ни много, ни мало! И это есть лейтмотив всех моих работ о поэтическом творчестве…
Доктор Штайнер глубоко понимая предназначение искусства, ориентирует нас, работающих в этой области или пытающихся получить там эстетическое удовольствие: «По сути люди должны и днем немного грезить, то есть в период бодрствования в них должна быть какая-то доля грезящего сознания, они должны уметь отдаваться искусству, поэзии или какой-либо иной жизненной деятельности, которая не направлена единственно на сухую реальность». Поэзия действительно обладает таким спасительными экстрасенсорными свойствами, и способна указывать нам путь к доброму и вечному. Вспомните бессмертные строки А.С. Пушкина: И чувства добрые я лирой пробуждал.
Для пояснения мысли Доктора и её иллюстрации приведу здесь одно из гениальных стихотворений Игоря-Северянина, в котором он пытается открыть своим читателям тайну поэтической речи, её магию и предназначение поэзии, представляя её совершенно в антропософском указанном выше смысле:
Prelude II
Мои стихи — туманный сон.
Он оставляет впечатление…
Пусть даже мне неясен он, —
Он пробуждает вдохновение…
О люди, дети мелких смут,
Ваш Бог — действительность угрюмая.
Пусть сна поэта не поймут, —
Его почувствуют, не думая…
«Действительность угрюмая» это и есть та самая сухая реальность, о которой говорит Доктор. Эти два гения, мыслитель-ясновидящий и поэт пишут об одном и том же. Гениальные поэты часто сами не знают, о чем их стихи. Они не могут сами истолковать своих откровений. Туманный сон - это и есть то самое грезящее состояние, в котором человек может стать на некоторое время ясновидящим, заглянуть в духовные подосновы своего сознания и получать оттуда Божественные откровения, а Принцесса Грёза и есть его великий образ-символ духовного пробуждения человека, о котором нам пытался рассказать в своём панно великий художник-мистик Михаил Врубель. Трубадур - это символ человека, стремящегося к постижению совершенной Божественной красоты. На Земле можно найти только её отблески, бледные подобия. Наиболее восприимчивы к ней гениальные художники и поэты. Первозданная Красота находится в Небесном царстве в виде первообразов, мыслеформ всего сущего на Земле. Подробнее с этим миром можно познакомиться в «Теософии» Р. Штайнера или в очерке «Феномен и миссия Павла Шаматрина». О вечном стремлении человека к Красоте и к Богу и рассказывает «Принцесса Грёза».
По ходу изложения ещё раз низко кланяюсь русскому предпринимателю и меценату Савве Мамонтову, сохранившему для нас, детей мелких смут Принцессу в майолике в самом центре нашей столицы с надеждой на лучшее будущее России и русского народа .…
Игорь-Северянин, пожалуй, единственный русский поэт, понимавший мистический смысл этого образа и пытавшийся донести его до ценителей поэзии. Восхищаюсь даром провидения и проницательности этого поэта-интуита (в одном из грёзовых стихов он сам себя так называет). У него много стихов с упоминанием Грёзы. Он настолько уверенно себя чувствует в этой стихии, что со свойственным ему апломбом гения объявляет себя царем грёзового царства:
Грёзовое царство
Я - царь страны несуществующей,
Страны, где имени мне нет...
Душой, созвездия колдующей,
Витаю я среди планет.
Я, интуит с душой мимозовой,
Постиг бессмертия процесс.
В моей стране есть терем грёзовый
Для намагниченных принцесс.
В одном из таких стихов, который так и называется «Что такое греза?» Северянин ярчайшим поэтическим языком говорит нам, что скрывается за таким несовременным и редким понятием-образом:
Что такое — греза? Что такое — греза?
Это мысль о розе. Но еще не роза…
Что такое — греза? Что такое — греза?
Это бархатисто-нежная мимоза…
Что такое — греза? Что такое — грезы?
Это серафима блещущие слезы!
Северянин один из самых ярких и талантливых поэтов Серебряного века. Его поэзоконцерты собирали полные залы при гастролях по городам Российской империи. Популярность в предреволюционные годы была огромной. В 1018 году в Политехническом музее был избран Королём поэтов, после чего покинул Россию. Он обладал прекрасным музыкальным слухом и пел со сцены свои туманные поэзы под музыку оперных арий. Грёзовый эффект от такой подачи стихов был ошеломляющим, толпы поклонниц провожали его с выступлений. Его поэтический дар подкреплялся его ясновидческими способностями. В эстонский период жизни его стихи стали более прозрачными и ясными, но пророческие мотивы в его поэзии присутствовали всегда.
Поэзии и жизни Игоря-Северянина посвятил большой очерк («Мир Игоря-Северянина»), но всё время возвращаюсь к его стихам, поражаясь неисчерпаемости и мистической глубине его творчества. Теперь духовная наука позволяет нам раскрыть тайны его поэтического языка и вы можете получить некоторое понимание того, как положения духовной науки отражаются в поэзии. Поэты дают очень много материала для самостоятельного продолжения такого рода исследований. Для меня из этого стиха ясно одно: грёза - это намёк на существование иных далёких миров, в которые нас упорно приглашают великие поэты. Приглашают не для того, чтобы полюбопытствовать, а для того стать более нравственно совершенными. Думаю теперь вы будете чаще задирать голову и внимательнее будете смотреть на фронтон гостиницы «Метрополь»…
Доклад «Эфиризация крови», о некоторых духовных откровениях которого говорилось выше, полон глубочайших смыслов и открытий для человека, занимающегося самопознанием. Полностью раскрывать их не есть предмет настоящего эссе. Интересующиеся могут познакомиться с ним в Интернете. Антропософия наука всеобъемлющая и в ней каждый думающий и ищущий человек может найти ответы на волнующие его вопросы. Здесь отмечу только, что наша душевная и духовная жизнь имеет теневой характер и теснейшим образом связана с сущностями астрального и ментального миров, с сущностями страны душ и страны духов. Творческие первоосновы (первообразы и мыслеформы) всего, что мы чувствуем, переживаем и обдумываем, находятся там в Макрокосмосе, а наши чувства и мысли являются лишь слабыми тенями процессов происходящих там на Небесах. И понимание этого объединяет каждого из нас с небесным царством и делает его частью. Вдохновляющая мысль, но для её развития каждый должен пройти свой длинный и трудный путь, путь самопознания.
Вступая на путь самопознания и познания высших миров и думая о существах Небесного царства, не нужно полагать, что оно наполнено исключительно ангелоподобными существами, желающими оказывать нам доброе содействие в нашем стремлении приобщиться к Божественному миру и вечным истинам. Там достаточно и всякого рода демонической нечисти, пытающейся нас сбить с пути истинного и завлечь в свои сети. Грезящее сознание - да, но многие теряют в этом состоянии ориентацию и пропадают духовно, а затем и физически, особенно талантливые художники со способностями визионеров. Примеров много, здесь назову только уже упоминавшегося художника М.А. Врубеля, который сошел с ума, пытаясь изобразить демонических представителей мира духов. Последней его работой перед окончательным угасанием стала картина «Демон поверженный», хранящаяся сегодня в Третьяковской художественной галерее. Пытаясь довести эту работу до немыслимого совершенства, художник бесконечно переписывал её, пока окончательно не лишился рассудка и не отошел в мир иной в 1910 году в возрасте 54 лет..
Грезящее состояние, как панацея от бед грубой действительности для духовно продвинутых людей, может быть достигнуто не только через общение с произведениями искусства и поэзии. Эстетические устремления различного рода доставляю стремящемуся к ним удовольствие, очень приятное душевное состояние. За наркотиком удовольствий такого рода люди могут пойти куда-угодно, и не только в библиотеки, музеи и театры... Способов его получения огромное количество: кроме трудных индивидуальных путей, есть и массовые погружения в такого рода психозы на концертах, демонстрациях протеста, собраниях и всякого рода групповых занятиях медитативного свойства. Сам испытывал такого рода помешательство на демонстрациях времён перестройки в поддержку Б. Ельцина. Трудно современному человеку остаться здравомыслящим, вступая на путь самопознания и духовного развития. Но испытать себя при страстном желании ради достойной человека жизни и попробовать при наличии проверенных ориентиров и наставников уровня Доктора Штайнера стоит…
Так зачем же нам такие Принцессы? За людей других стран и населяющих их народов ответить не могу: они идут своим предначертанным им путём… Свободолюбивые англосаксы и трудолюбивые китайцы прошли на своих путях достаточно далеко, так безвозвратно далеко, чтобы мы могли понять, что нам россиянам туда ни в коем случае не надо. Запад показал нам самоотверженно все извращения либерализма, толерантности и демократии, Китай - к чему приводит безудержный рост ВВП, увлечение новыми технологиями и желание превратить людей в оцифрованных высокопроизводительных муравьев. Пусть китайцы в пику англосаксам и в назидание России, руководствуясь идеями Великого Кормчего Мао, построят-реализуют коммунистическую Утопию и явят её всему миру во всей её безбожной красоте. Ту самую Утопию, которую не удалось создать советским большевикам и КПСС во главе с известными всему миру вождями.
У меня и достижения демократического Запада и картины процветающей КНР вызывают чувство глубокой антипатии, глубочайшей антипатии русского человека, выросшего на просторах нашей великой Родины. И никакими западными коврижками и захватывающими дух видео о китайских ноу-хау и народе, воспевающем своих руководителей и Интернет, это чувство не исправить…. Россия - Срединная земля между Западом и Востоком, и её народ, народ Христа со своей особенной судьбой. Ради того, чтобы наш народ смог выполнить свою миссию и произошло разделение в 1054 году (а фактические ранее - при Константинопольском патриархе Фотии) христианства на западную Римско-католическую и восточную Православную ветви. Мироощущение католиков и православных оказались органически несовместимыми и всё время вызывали конфликты, что и привело в конце концов к официальному разделению церквей.
Об особенностях религиозного чувства русского православного народа писал уже в своих статьях («Народ Христа:), поэтому здесь об этом дальше распространяться не буду.. Ради обретения и укрепления нашего особенного чувства Христа нам и нужна Принцесса Грёза и всё то, что помогает ей проявить себя в нашей жизни. А потеря этого чувства Бога приводило русский народ к великим трагедиям… Хочется думать, что старовер Савва Мамонтов, сохраняя для нас «Принцессу Грёзу», это тоже понимал.
Грёзы Сергея Таратуты
Для более полного раскрытия темы грезящего сознания и её осовременивания хочу обратиться также к поэзии современного советского и российского поэта Сергея Таратуты, творчеством которого я занимаюсь уже несколько лет. Исследование его поэзии в сочетании с уникальными особенностями его личности даёт редчайший материал для понимания основ поэтического творчества. Он дал мне уже более сотни интервью и я прочитал-пролистал все вышедшие на сегодняшний день сборники его стихов. Но поток его поэзии не иссяк, муза не покидает поэта и я практически еженедельно получаю от него новые поэтические послания.
Как известно дети не обременены присущими нам всем заботами и проблемами угрюмой действительности, поэтому многие из нас вспоминают детство, как самое счастливое время жизни.. На мой взгляд такое представление о детских годах складывается потому, что дети практически постоянно познавая мир и восхищаясь его чудесами, находятся в грезящем состоянии. Потом у большинства прозаических натур оно постепенно проходит и мы превращаемся в активных деятелей угрюмой действительности (по Северянину) или по Штайнеру «сухой реальности», что по сути одно и то же. Николай Добронравов в своём стихотворении «Девочка Грёза» описывает этот грустный процесс нашего взросления (отрывок):
Песен детства
Больше не будет.
Расставанья
Наступает час.
Наступают
Новые люди.
Может, хуже,
Может, лучше нас…
Наступает
Горькая проза,
Проза тусклых
И холодных глаз.
Не нужна им
Девочка Грёза,
Посмеются
И забудут нас…
Для того чтобы вернуться в то состояние детского восприятия нам теперь нужны различного рода допинги (искусство, алкоголь и пр.). Но у некоторых особо одарённых натур, как например у С. Таратуты, детские впечатления, переживания и представления очень четко и детально отпечатываются в их невероятно цепкой и емкой памяти.
Потом в уже взрослой жизни в момент вдохновения по непонятным причинам вдруг какой-то фрагмент той счастливой жизни всплывает и всплывает на поверхность в виде поэтической картины с новыми непонятно откуда появившимися смыслами и ассоциациями. Таким образом на свет появляется очередной поэтический шедевр. Если читатель в состоянии проникнуться настроением поэта, он попадает на какое-то время под влияние Принцессы Грёзы. Появление последнего произведения (6 июля, будут конечно ещё и другие стихи) спровоцировало видение поэту жучка, ползущего по склоняющейся травинке и взлетевшего с неё в последний момент перед касанием с землей. Этот жучок был приветом Сергею из его деревенского детства в селе Ступино Тульской области:
Ты на траве лежал зевая,
Глядел куда-то в высоту.
Жучок, как родинка живая,
Вальяжно полз по животу.
У ног река текла куда-то,
Сушились на тебе трусы,
Теряли на глазах караты
Остатки утренней росы.
Куда-то облака летели,
Жучок взлетал за ними вслед...
И нет проблем в душе и в теле,
Когда ты прожил десять лет!
июнь 2021г.
Стихотворение это удивительно музыкально: если вы его внимательно и с чувством прочитаете, вы услышите жужжание этого жучка, похожего на живую родинку, и вы наверняка, погрузившись в мечтательное состояние, вспомните что-нибудь из своего деревенского детства, или пожалеете о том, что у вас его не было. Это и есть состояние грёзы, о котором идёт речь в настоящем эссе. И в такие моменты мы становимся грезящими детьми и ангелы с небес спускаются в нашу душу с добрыми вестями от Создателя всей окружающей нас красоты. Мы этого по изложенным выше причинам не чувствуем и не понимаем, но тем не менее это так. Так с нашими душами работает поэтическая речь, смягчая и облагораживая их. Читая или слушая такие стихи большинство из нас испытывает только волнение и удовольствие, за которыми скрывается наша симпатия к прекрасному и доброму.
Это пример грёзы Сергея Таратуты, связанной с его счастливым деревенским детством в селе Ступино Тульской области на фоне прекрасной природы этого чернозёмного края. Без этих грёз не было бы у России поэта Сергея Таратуты, были бы другие, а его не было. Таких стихов у него очень много. Есть ещё грёзы о рано покинувшей (умершей) матери, актрисы Людмилы Фетисовой, грёзы о бесконечно любимом папе Льве Соломоновиче Таратуте. Эти стихи-грёзы о родителях составляю огромный и довольно редкий для русской поэзии пласт его любовной лирики. О любимых женщинах, хотя они присутствовали и присутствуют в его жизни, и о такого рода любовных отношениях у него стихов мало, а о родительской любви и его сыновней — огромный букет. Без этих грёз о родителях его поэзия, возможно была бы холодным стихотворчеством.
Подсознательное чувство детской оставленности матерью, место которой из0 всех отцовских сил пытался занять его талантливый и хорошо образованный отец, и желание понять, куда же она пропала, на какие гастроли она так надолго уехала привели к возникновению большого количества стихов с мистической окраской, обращенных к Небожителям, среди которых так рано оказалась его мама, талантливая актриса Центрального театра советской армии… Поэтому в завершение этого эссе хочу привести несколько образцов его мистической лирики, обращенных к Небесному царству, куда вдруг отправилась его красивая, молодая мама.
Долго искать не пришлось, вот характерное стихотворение-грёза о нашей загробной жизни с чувством изумления о том, сколько же нас там в небесах и в земле-матушке собралось, и вопросом, почему там до сих пор не тесно:
Сколько душ где-то там уместилось за тысячи лет
И телам, что в земле,тоже места с запасом хватило.
А мы дальше живем и оставить пытаемся след,
Чтоб в цветах ну хотя бы раз в год утопала могила.
Нас давно миллиарды и кажется тесным простор,
И друг с другом давно не в ладах теснота и обида.
А в земле и над ней всем хватает всего до сих пор
И они где-то там, словно в зеркале заднего вида!
2021г.
Поражает и поэта и нас, что среди этих миллиардов тел и душ останки и души его родителей и наших умерших, и там и здесь никому не тесно, всем места хватает… Грёза поэта становится и нашей тоской и светлой печалью о неизбежном… Снова таинство поэтической речи и мысли о вечности и круговороте жизни с небес спускаются в нашу земную жизнь и заставляют нас думать о последствиях нашей жизнедеятельности. Доктор Штайнер прав, духовные законы и первообразы всего сущего духовного мира отражаются в мыслях и чувствах живущих и пытаются направить нас к Красоте, Добру и Истине.
И великие поэты в меру своего таланта пытаются помочь нам жить, чувствовать и мыслить в согласии с законами мировой гармонии, жить без зависти и злобы, и нет человеческих вакцин и лекарств от всех наших безобразий на планете, которую нам предоставили в качестве дома. Вакцин и лекарств нет - вся надежда на вездесущего Бога, его великодушие, щедроты и вселенский Разум, перед которым человеческий интеллект бессилен. Рудольф Штайнер в этой Истине нас тоже пытается убедить, призывая используя все возможные духовные инструменты и хотя бы изредка выходить из душного тупика узко личностных переживаний, изучать духовную науку, познавать самих себя и окружающий мир.
***
Если кто-то не понял, - мы провели ещё один гейм Игры в бисер с Сергеем Таратутой… В качестве партнеров в нем приняли участие Доктор Рудольф Штайнер, поэты Николай Гумилёв, Игорь-Северянин и Николай Добронравов, художник Михаил Врубель и известный своим вкусом и щедрость русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов.
И в заключение два финальных аккорда, две грёзы Сергея Таратуты о земном и потустороннем и их переплетении в нашей жизни. Эти два стиха очень характернвы для его мистической, грёзовой лирики: они многолики, их поэтический язык многопланов. В зависимости от подготовленности и настроения читателя он может восприниматься как спящим, так и грёзовым сознанием. Однако во втором случае такие стихи могут быть восприняты как Божественное откровение (вспомните У. Блейка) и указание на духовные миры, на Бога, управляющего всем сущим на нашей планете, и наказывающего подопечных по своей мере за их грехи и прегрешения:
Вакцины против рака нет.
И против зависти, и злобы.
И рушится иммунитет
Пусть даже самой высшей пробы.
Не защититься, не спастись.
И крестишься на всякий случай.
Потом с надеждой смотришь ввысь,
А там лишь мартовские тучи.
Иль это все по фазе сдвиг
И видишь свет в конце колодца?
Запоминаешь каждый миг,
Как-будто завтра все прервется!..
март 2021г.
На Концерте
Картины, музыка иль строчки
Стихов иль прозы, все равно.
Божественные одиночки,
С небес идущие на дно...
Их судьбы — грустные истории.
Один оглох, тот принял яд...
Они со стен консерватории
На нас, удачливых глядят.
Тот спился, Родиной освистанный,
Тоска из-под тяжёлых век…
Плывут от пристани до пристани.
От дня до дня, из века в век.
Оркестр во власти дирижёра
От первой скрипки до трубы.
И исчезает грусть во взорах
Посмертных баловней судьбы!
Поэзия Грёз мудра и нам, талантливым и бесталанным одиночкам надо наконец признать, что все мы во власти Божественного дирижера, и изо всех сил постараться не испортить его Произведение своими смутами. А иначе всем будет худо!
Свидетельство о публикации №122062503856