По конкурсу - Мой Пушкин, ч. 1
http://stihi.ru/2022/06/21/6697 - Итоги конкурса
Сначала про конкурсное задание. Оно было провокационным - начиналось с текста стихов, которые я написала в 2012 г, когда широко отмечалось 220-и летие со дня рождения Александра Сергеевича. В тот год о Пушкине не говорил только ленивый: все медийные личности на всех площадках страны постоянно зачитывали отрывки из произведений нашего великого поэта и непременно сообщали, что они читают пушкинские строки практически ЕЖЕДНЕВНО. Я усомнилась.
Где они находят для этого свободное время? Сложно вспомнить случай, чтобы в метро или в автобусе (а у нас в России по-прежнему очень читающая публика!) кто-нибудь держит в руках томик пушкинских стихов или прозы, тем более мною не были замечены в этом наши подростки и даже новая интеллигенция, которая бы читала пушкинские стихи в планшете или в смартфоне. На работе сейчас тоже мало кому удается что-то читать - нужно деньги зарабатывать, что уж там говорить о высшем руководстве, у которого и так дел по горло! Поспрашивала самых близких: "Когда вы в последний раз Пушкина читали?" В ответ мне смущенно улыбались и признавались: "Давно, к сожалению, только когда в школе училась, или когда с детьми к уроку стихи разучивали..." И это - правда. Даже не уверена, что у каждого из моих знакомых в доме есть толстый сборник стихов поэта. Я хотя и много пушкинских строк наизусть еще помню, но это не потому, что из рук его книг не выпускаю, а потому что в мои времена на литературу в школе (в самой обычной!) выделялось много часов, и нас постоянно заставляли учить наизусть стихи. И не только Пушкина, вообще - стихи русских классиков. А чтоб брать и перечитывать... Некогда мне не только томик Пушкина с полки взять и углубиться, а и просто с новинками художественной литературы познакомиться. А хочется! Каждый год появляются у нас интересные писатели, с творчеством которыми стоит познакомиться. А времени на это не хватает. Стихи читать люблю, но ловлю себя на мысли, что читаю в основном наших стихирян, а не классиков, на последних, увы, у меня вечно времени нет. Пораженная этим неприятным открытием о себе, я тогда, в юбилейном 2012 и написала:
" Это имя, затертое до неприличия
вот уже третий век повторяют все как
заклинание, гимн… потеряли привычку мы
к противлению лжи… Наше Всё, словно флаг
вознесен на словах, но, со школы не читанный,
погребен в стеллажах, и стихов его том
потерялся… ищу, вспоминаю мучительно
строк забытых рефрен… все не то, не о том…
может, кто-то пред сном, наслаждаясь покоями,
ваши строки, Поэт, говорит наизусть,
я ж - по горло в делах… может, время такое и
не приучена врать: не читаю… кручусь…"
А в этом году сделала это стихотворение темой для нового конкурса - "Мой Пушкин". Потому что Пушкин у каждого свой, на каждого он по своему действует, по своему дорог и даже по разному нужен. По сути дела тема данного конкурса не столько про Пушкина, сколько про умение говорить о себе правду. Она помогает понять, насколько каждый из нас привык говорить о себе без прикрас, как оно есть, а не как нам привычно повторять чужие правильные мысли - лукавить. А лукавить мы все так научились за свою жизнь, что даже перестали замечать в себе эту привычку!
И еще я поняла, что не все умеют внимательно читать текст предлагаемых в задании стихов. Те немногие, кто все-таки написал стихи специально к конкурсу (а не подобрал старые), не до конца поняли их мысль. Большинство почему-то решило, что эта наглая "поэтка", которая "свои рифмы пиликает" и вешает "неприличья ярлык" самому Пушкину, считает его плохим поэтом, не достойным памяти:
7. НЕ СОТРЕТСЯ В ВЕКАХ... АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ-МАРТ
Не сотрется в веках это имя великое,
Не умрет его русский и вечный язык,
И поэтка пускай свои рифмы пиликает,
Пусть повесит ему неприличья ярлык,
И крутясь у плиты вдруг забудет о вечности,
Между дел сочиняя рифмованный стих,
Станет жалко её, вопреки человечности,
Видно нету души и запал её стих.
Слава Богу, Поэт у неё с большой буквы,
Но, словА Наше всё в кавычках уже,
И мыслишки её удивительно скудны,
Отрицанье таланта – вот главный сюжет.
Да не лгите, поэтка, в соответствие с временем,
Пушкин снова над временем ввысь воспарит,
И как он говорил, не одно поколение
Его вспомнит, коль жив будет русский пиит.
В содержании некоторых произведений новодела содержался упрек к читателю, да он был не на то направлен: "... многие, на публику скорбя, настолько стали широки и толерантны, что перестали различать добро и зло, и славен тот, кто пишет поэкстравагантней". Мысль правильная (мне с ней сложно не согласиться!), но вводные стихи конкурсного задания с этим и не спорили. Стихи не про то, что Пушкин плох, а про то, что люди лукавы, которые говорят о себе то, чего в них нет - реального, а не выдуманного обращения к стихам Пушкина спустя годы после окончания школы.
Вы думаете я хотела только обличить в лукавстве наших авторов? Конечно же, нет! Человек слаб и грешен, и очень не любит это в себе признавать - об этом еще в Библии сказано. Я тоже никакое не исключение. Гордиться тут нечем. Поэтому я и захотела любым возможным способом привлечь внимание читателей ТМА (и свое тоже) к Пушкину и вписала в конкурсное задание еще одну важную фразу:
"Попробуйте с помощью своих стихов вступить в полемику с автором этих строк - оспорить его мнение или согласиться с ним, а лучше - ОСВЕЖИТЕ В СВОЕЙ ПАМЯТИ ПУШКИНСКИЕ СТРОКИ, ПЕРЕЧИТАВ К КОНКУРСУ КАКИЕ-ТО ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ и напишите по впечатлениям от прочитанного свои стихи".
На данный конкурс принимались не только отклики на стихотворения "поэтки", но и ВСЕ и ВСЯКИЕ стихи о Пушкине. Такие произведения почти у каждого автора остались в загашнике после 2012 г, когда многие что-то писали к 220-летнему Юбилею поэта. Старых стихов в пакете и оказалось большинство. Лично я больше всего люблю в конкурсных пакетах новодел. Любой, даже пока еще очень сырой новодел, написанный специально для конкурса, пусть и хуже по качеству старых, проверенных временем стихов, но гораздо интереснее и больше отвечает предлагаемой теме! А главное он стимулирует нас на работу мысли и создание новых стихов. И я готова и далее на всех конкурсах ТМА поощрять авторов новодела специальными грамотами и поощрительными призами: пусть они пока еще не победили, но зато честно потрудились и помогли конкурсу, а значит достойны звания "Сподвижника ТМ".
Прежде чем комментировать стихи наших участников, поделюсь с вами своим личным опытом. Я из тех, кто не может вспомнить, когда в последний раз сидела с томиком пушкинских стихов и читала их для души, а не к домашнему заданию детей или внуков и не для поиска нужной цитаты к статье. При этом очень много отрывков я все еще помню наизусть - со школьных времен! Детская память цепкая - она запоминает все заученное в детстве на всю жизнь. К сожалению, не уверена, что все наше юное поколение вот так же сходу продолжит многие узнаваемые для советского поколения строки Пушкина. Школьная программа по литературе стала другой. Это - горькая правда, от которой нет никакого смысла открещиваться.
В качестве подготовки к проведению данного конкурса я сознательно запланировала время и, достав домашний трехтомник А.С. Пушкина, посвятила его чтению несколько вечеров. Читала книги выборочно, не подряд, удивляясь и радуясь узнаванию отдельных строф, знакомых с детства. А еще (и это казалось стихов, которых "в школе не проходили") я поразилась современности пушкинских мыслей. Мир за двести лет очень сильно изменился, а люди - их пороки и проблемы - остались теми же!
Вот, например, стихи А. Пушкина 1831г:
"О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы".
или его стихи 1822г:
"Проведай, что в те дни произвела печать.
На поприще ума нельзя нам отступать.
Старинной глупости мы праведно стыдимся,
Ужели к тем годам мы снова обратимся,
Когда никто не смел отечество назвать,
И в рабстве ползали и люди и печать?
Нет, нет! оно прошло, губительное время,
Когда Невежества несла Россия бремя.
Где славный Карамзин снискал себе венец,
Там цензором уже не может быть глупец…"
И таких удивительных мест можно привести очень много. Минуло два века, а мысли поэта остаются мне интересны, понятны и актуальны. Возможно, величина любого поэта определяется именно этим - его способностью, рассказывая о конкретном, выводить на поверхность общее - то что находится НАД конкретным сюжетом ситуацией или событием, а не только ВНУТРИ его. Это умение является плодом авторской образованности, общей культуры и наличия в человеке недюжинного ума. Вот оно то первое, что сделало А.С. Пушкина "моим Пушкиным" - его умение оставаться современным, даже если не он мой самый любимый и ежедневно перечитываемый поэт!!!
Вторая (для меня!) заслуга Пушкина, это создание им современного (!!!) русского литературного языка, в том числе, и языка нашей поэзии. Убедиться в этом мне помогла довольно объемная монография Виноградова В.В. "Стиль Пушкина", 1941. - лучшая из того, что мне попадалось о Пушкине. Целиком я ее не прочла, но из того, что успела, многому удивилась. Оказывается, и современники Пушкина, и он сам в юности, писали свои стихи и литературные труды совсем другим языком - принятым в те времена возвышенным стилем - многословным, тяжелым для восприятия среднего человека, полным славянизмов и обращений к темам античности. Именно Пушкин сумел преобразовать этот язык, освободив его от архаики и наполнив богатой народной речью, не утратив при этом ни богатств словарного запаса, ни образности. Язык зрелого Пушкина близок современному, но разительно отличается от языка раннего Пушкина!!
Благодаря Пушкину мы приобрели и то, что я обычно называю "базовой техникой стихосложения" - школу русской поэзии. Это обязательное для каждого начинающего поэта умение укладывать в короткую строку стиха (стих- это одна строка стихотворения!) связные предложения с точными (только точными) рифмами и с чистым ритмом, чаще всего ямбом или хореем. Реже - анапестом или амфибрахием. Все прочие форматы строфы в пушкинской поэзии встречаются гораздо реже, а система стихосложения у него почти всегда - силлабо-тоника.
Кто в совершенстве способен писать в этих классических формах, тот и с другими может поэкспериментировать, но, увы, наш современный человек предпочитает сразу же прослыть оригинальным, хотя ни поэтический слух, ни вкус у него еще не натренированы, не развиты. Пушкин писал в основном точными рифмами, многие из которых у нас и поныне на слуху. Это классика рифм. Но поскольку точных рифм в языке куда меньше, чем нам, поэтам, хотелось бы использовать, мы постепенно начали применять и рифмы меньшей точности, даже ассонансные рифмы - и в этом нет ничего плохого! Более того, характерные для Пушкина рифмы типа любовь-кровь, ночь-прочь, грезы-розы мы ныне зовем банальными и не любим их, что вполне справедливо: число написанных стихов на русском языке за эти два столетия выросло в разы!
Тем не менее, Пушкин - это не только гений, но еще и та школа, которая дает нам все необходимое для любого нового пути. Без знания ее просто никуда не сдвинешься. И, кстати, русский язык, которому нас учат в школе, тоже изучен нами благодаря Пушкину - его умению писать развернутые, сложносочиненные предложения, с ясной логикой и понятной пунктуацией, те самые предложения, на которых все дети учатся писать диктанты и сочинения на уроках ЛИТЕРАТУРНОГО РУССКОГО. А такого языка сейчас остается все меньше и меньше в нашей жизни. Примером тому - стихи наших современников на сайте: с оборванными фразами, жаргонными и искаженными словечками, с вечной инверсией порядка слов, часто - с отсутствием логических связей между предложениями. Пушкин подарил нам основу русской литературной речи, и это то важное и нужное, что тоже делает его МОИМ Пушкиным.
О чем можно было написать новые стихи к этому конкурсу? О чем угодно. Но лучше всего о том, что и как мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУВСТВУЕМ по отношению к творчеству этого поэта, а это хорошо получится только после того, как мы перед конкурсом что-то перечтем из его томика. Любой жанр и стиль будет уместен, кроме пошлости и пересказа чужих славословий, за которыми нет чувств самого автора.
Я, например, долго маялась с выбором темы стихов к конкурсу (обычно я проверяю каждый конкурс на себе - что-то пишу новое по своему заданию). Стихи писать сложнее, чем статью, а все, что я вынесла, перечитав томик пушкинских стихов и сейчас изложила вам в этой статье, у меня никак в новое стихотворение не превращалось... И тогда я пошла по более легкому пути: переложила в новые стихи отрывок из моей любимой пушкинской прозы - повести "Барышня-крестянка". Переложение чужой прозы в стихи не только интересно создавать, но это еще и прекрасно расширяет наш собственный словарный запас, сближает нас с писателем! Почему никто из участников не пошел по этому - очевидному - пути, мне неведомо. То что, у меня получилось - довольно объемно и, возможно, не всем интересно (в конкурсе я не участвовала), а кому любопытно, можно прочесть мое переложение прозы Пушкина здесь: http://stihi.ru/2022/06/02/5632.
Давайте, наконец, познакомимся со стихами наших участников. Публикую их не все, а только те, которые отобрали судьи в свои шорт листы.
********************************************
1. ПОД СОЛНЦЕМ ПУШКИНСКОГО ТВОРЧЕСТВА. ЛИНА ЧИРКО
Поэт, душа народа, гордость нации –
Духовный хлеб для каждого из нас:
Чеканных ритмов строгая пульсация,
Пленительных стихов певучий глас.
Пророчествуя, думая и чувствуя,
Он пестовал страницы мудрых книг,
Неся благоговейно слово русское -
Наш вечный поэтический родник!
Рубцов, Есенин, Мандельштам, Ахматова,
Фет, Лермонтов, Цветаева и Блок,
Идя стезёю той же благодатною,
Влились ручьями в пушкинский поток.
Певучесть строк и глубь его пророчества
Тревожат сердце в шуме и в тиши,
Вочеловечивая словотворчеством,
Взывая к пробуждению души.
И сонму рифмачей тысячеустому
Его стихи – как истины глоток,
Как побужденье овладеть искусствами
И скуки ради не марать листок.
Над суетою рейтингов и почестей,
Средь малых звезд, болидов и комет
Горит светило пушкинского творчества,
Не угасая, льёт могучий свет.
Отличные, грамотно написанные стихи, к исполнению которых сложно придраться. Как и к содержанию: "Его стихи – как истины глоток, как побужденье овладеть искусствами и скуки ради не марать листок". Невозможно не согласиться и с мыслью о том, что "Горит светило пушкинского творчества, не угасая, льёт могучий свет". Удачные стихи для прочтения их к дате, для использования в статье о Пушкине. Чего мне здесь не хватило? Чего-то личного от самого автора, его откровения от соприкосновения с пушкинской поэзией. Нам нужны хорошие парадные стихи, но читателю запоминаются (со мной так происходит!) почему-то только те, где ясно слышна личная авторская эмоция и реакция.
2. КУРЯЩИЙ ПУШКИН. СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ
"Я курю и в окошко смотрю," (с) (с) Из Пушкина
А за ним уже скоро зима.
Как поэт, говорю ноябрю:
"Извините, я выпил весьма!"
Мне всё время охота курить
И влюбляться в девиц заодно.
А я пью на фатере, небрит,
Из бокала густое вино!
Трубка пахнет сухим табаком,
Иней в баках морозит виски,
Знать с Дантесом, вся жизнь кувырком,
У Натальи лямуры близки.
Пахитоску одну на двоих
Сладко курят, залезши в альков,
А арап в альманах пишет стих
Для деньжищ, ради брачных оков.
Что поделать, они далеко,
Знаю адрес, но третий я там.
Пузырится в коленях трико,
Труд, ходить за строкой по пятам!
Ухо чищу гусиным пером,
Осерчало - замёрзший зело:
Стынь рогов в Петербурге сыром,
Утром прочь в родовое село.
Дрянь на улице, ночью мороз.
Вы что думали днём закурил?
Супирант трубко-рюмочных доз
Жду жену у балконных перил.
В ночь дремотную влез Петербург...
Глядь форейтор Наталью везёт.
Та в постель свою быстренько юрк,
Мол супруг у неё идиот!
Что поделать, не драться же с ней,
И к тому же дворянка она.
Конюх пьян, распрягает коней,
А Наталья не спит - влюблена.
Эх, в людскую пойду, к мужикам.
Хоть холопы, да любят меня -
Сядут рядом со мной по бокам,
Всё одно им стихи болтовня.
Прочитаю им пару поэм,
(Из башки не вылазит Дантес,
После каши из печки поем,
Не в чести мне к утру политес.
Сбитень в няниной кружке горяч,
Рюмку жжёнки добавлю в него:
Поутру опохмел, лучший врач,
Через тридцать деньков Новый год!
А дуэль проведу в январе,
Пару месяцев радуйся Жорж,
На балах и при царском дворе,
Ты для пули себя сбережёшь!
Рогоносцем не станет поэт,
Бог с Натальей, она же глупа,
И запала на блеск эполет,
А над мужем смеётся толпа.
Я невольник, но вам не паяц,
Как поэт, по-над всеми царю!
Перед Зимним заснеженный плац,
Я курю и в окошко смотрю...
Полная противоположность предыдущим стихам. Я даже была удивлена тем, что они попали в шорт лист. Понимаю, что разрешены были все стили и жанры, да и стихи написаны легко и технично, но (и это на мой вкус!) таким языком стихи пишут либо для жанра "шуточная, ироническая поэзия", либо для местного употребления в кругу своих (на капустниках, застольях, встречах друзей...). Достаточно неряшливая, разговорная речь и образ мышления льются в произведении из уст персонажа стихов, а персонаж этот не автор, а Пушкин... Возможно, великий поэт так и говорил в кругу своих и с собой наедине, но у меня в этом есть сомнения - век другой, даже разговорный язык стал другим, а здесь - типично современный сленг... И за видение автором "ЕГО Пушкина" мне немного обидно. Хотя - задание выполнено. У каждого и для каждого из нас - свой Пушкин. По крайней мере честно.
3. SACHA, MERCI, ПРОСТИ... ЛИДИЯ КОВАЛЕВСКАЯ
...и каждый год на Ваши именины
стремлюсь в усадьбу Вашу, старый парк,
просить прощенья, будто бы повинна
за те слова: "Уродец, бишь, дурак!", –
в сердцах кричала дальняя прабабка,
когда её любимица Аннет
порою поздней, ветреной и зябкой,
была готова ластиться в ответ,
в альбом вплетая русский и французский:
"Sacha; (вздохнув) merci, прости, merci",
и первый снег летел воздушно-хрусткий...
Века идут, а Там, на небеси,
душа Аннет на облачной террасе
читает: "всё...прости, в последний раз",
но профиль Ваш, божественно прекрасен,
не рядом с ней – естественный нюанс...
В миру теперь – все авторы, поэты,
сошла на нет читательская рать,
но светом в мыслях – наши "тет-а-теты":
"полгода снег"...июнь...читать...читать...
Стихи написаны в интересной форме - как набросок написанного по свежему впечатлению, как не законченные и не запланированные строки. Между тем, в них все есть; и завязка - причина рождения стихов: "на Ваши именины стремлюсь в усадьбу Вашу...", и основное содержание: впечатления автора о строчках из девичьего альбома, посвященных Пушкину, написанных некоей юной Аннет, давно ушедшей в мир иной. Есть даже заключение с выводом - концовка: "сошла на нет читательская рать, но светом в мыслях – наши "тет-а-теты" - то наследие, которое пришло к нам от Пушкина. Мне понравилась композиция этих стихов и их доверительный тон, и легкость поэтической речи. Не понравилось только обрезка устойчивого сочетания "то бишь" (то есть) до невразумительного "бишь". Если бы не это, стихи могли быть стать призерами конкурса.
4. ПУШКИН ВАМ ВОПРЕКИ ЛЮБИМ. НИКОЛАЙ СЫРОМЯТНИКОВ
Вы, – транжиры великого русского, -
овны-флюгеры, жертвы мейнстрима!
Плесенью подёрнуты, болотной ряской…
сленгом набиты, измазаны гримом.
Время Пушкина безбрежно, могуче.
Слово Пушкина не знает предела.
Ваша участь – печальна - стать тамагочи, -
отмирающей частью живого тела.
Вам - кольцо в ухо. - Зачем вам Пушкин? -
Шуточку-стёб да серьгу в ноздри,
петушиный ирокез на макушку…
Что поделать, если мозги-гвозди.
Вам вопреки, - медиумом, - кот учёный
ходит по цепи, колдует, бает
и мурлычет, рифмами увлечённый…
Духа русского – мало не бывает.
То сама Яга Баба бредёт по дороге
а за ней, виляя, летит ступа,
то колдун в небе, а то - ямщика дроги
или Кащей сморит на тебя глупо.
Или, сам Сальери с бокалом яда,
Моцарт перед смертью за фортепьяно…
Или, вдруг, - царевна мёртвая при наряде
или сам поэт, – слегка пьяный, -
гладит вещего кота. Горят свечи.
Чистый лист. Перо. Чернила. Вишня.
Камелёк… И кажется вечным
Пушкин…
…. Господи!!! Пускай он пишет! ….
Словно не было смерти. Пули Дантеса
Словно Гончарова – его Муза –
сама поэтесса.
Хорошие стихи, немного напомнившие мне стиль письма Маяковского. Стихи - призыв, стихи - обличения тех, кто не любит, не ценит поэта: "Вы, – транжиры великого русского, - овны-флюгеры, жертвы мейнстрима! Плесенью подёрнуты, болотной ряской… сленгом набиты, измазаны гримом". Мне здесь нравятся не столько эти обличения, сколько удачное обращение автора к произведениям Пушкина в основной части стихов: "То сама Яга Баба бредёт по дороге...", "Или, сам Сальери с бокалом яда, Моцарт перед смертью за фортепьяно..." И еще нравится торжественность концовки: "И кажется вечным Пушкин… Господи!!! Пускай он пишет!". Стихи со своим лицом, не похожие на другие, а это всегда интересно.
5. ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ ПОЭТ И ХРАНИТЕЛЬ. ИГОРЬ СЫЧЕВ 3
В халат запахиваясь на ночь,
Поэт испрашивал порой:
«Арина! Где ж Семён Степаныч –
Мой вдохновитель и герой?
Ему б я пару поручений
Назавтра дал, абы не вдруг
Он безо всяких промедлений
Смог передвинуть мой сундук.
Я прочитал в японской книге
Про то, что есть закон Фен-Шуй,
И всё должно стоять по Фену,
А что не Фен – так не балуй!
Тогда судьба зело накажет
За беспорядочность вещей,
И не на место «карта ляжет»
Судьбе неведомой моей»…
… Поэту няня отвечала,
Слегка поправив свой чепец,
Что всё обдумает сначала
(Она же – няня, не жилец)…
…«Ах, Саша, мы уже не вправе
Вторгаться в обиход вещей,
Семён Степаныч этим правит:
Здесь не поместье, а музей!
Менять местами артефакты,
Мой Саша, право не с руки!
Семён Степаныч лучше знает,
Где нужно ставить сундуки!»
***
И тот сундук стоит поныне
В углу направо от дверей.
Спасибо нянюшке Арине,
Что предрекла судьбу вещей…
Теперь я знаю: в том музее
Все артефакты по местам,
Что экскурсанты лицезреют,
Семён Степаныч ставил сам…
А здесь еще один способ изложения темы - иронический рассказ о некоем Семен Степаныче, который в музейном помещении занимается расстановкой мебели и сохранением исторического интерьера усадьбы времен Пушкина. По замыслу автора сам Пушкин "испрашивает "свою няню, где его "вдохновитель", расставляющий его вещи правильно. Стихи построены на диалоге Пушкина с няней. Для этого жанра используется совсем иной стиль языка - шутливый, с ироничными вставками, взятыми, в том числе, и из сегодняшних увлечений. Отличная композиция и интересные стихи. Живые стихи: в них чувствуется личное впечатление автора от посещения мемориального музея и его "общения" там с Пушкиным.
6. ЧТО ДЕЛАТЬ... ЗУРА УМАРОВА
Что делать, если одарён ты радостным томленьем,
И живо впитываешь жизнь, как первый вешний цвет,
И сказки нянины пленят твоё воображенье,
И честь, и братство защищать готов ты с юных лет?
Что делать, если Бог послал тебе друзей десяток,
А для «веселья» - лживый свет и блеск его пустой,
И что судьба то огорчит, то раздаёт награды?
Терпи Поэт, не зря идёшь ты по тропе крутой.
Что делать, если в жилах кровь течёт, а не водица,
И ты пылаешь от любви к богине неземной?
Но втянут в фарс ты, а вокруг лишь маски, а не лица,
И, защищаясь, сделал ты свой выбор непростой.
Что делать нам, скажи, Поэт – восторженным потомкам,
Кому так дорог до сих пор твой каждый шаг и вздох?
Нам остаётся разговор с твоею «лирой звонкой»,
Для нас оставил душу ты навечно – между строк.
Текст я немного отредактировала по части пунктуации. К сожалению, в нем было множество лишних запятых и тире, и это несколько мешает восприятию. А стихи прекрасные. Они написаны, как обращение к поэту, которое одновременно является и авторским размышлением о его жизни (о его, а не о нашей!), и вопросом "Что делать НАМ, скажи, Поэт?" Я, правда, не уловила самой логики этого вопроса - его связи предыдущим описанием основных событий жизни поэта, но, возможно, это моя проблема.
8. АЙ ДА, ПУШКИН! ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА
Век просвещенный наступил,
ПОРХАЮТ в небесах ракеты,
Не в моде старые поэты,
Ужель и я тебе не мил?
Теперь мечтатель молодой*
Завис в незримом интернете
И растворился в Его свете РУ
Своей восторженной душой*...
Признаться должен, там я есть!
Мои тома лежат без пыли,
Все обо мне - вранье и были,
Невиданная мною лесть...
Не скрою, диву я даюсь,
Поэтов чудных сколько стало,
И слово наше не пропало,-
Я русским языком горжусь!
Как в поле дикого коня
Родной язык в тиши стреножил,
Богатство слова преумножил,
ПОДДАВ СВЯЩЕННОГО ОГНЯ!
Моя душа звучала в лад*
С небес пришедшими словами,
С простыми, ясными стихами,-
Я вам оставил этот клад!
Любовь я лирой пробуждал**
И тем любезен был народу**,
Что прославлял в свой век свободу**,
И Дух мой тленья избежал!**
Но память стерли времена
Того, в ком плод мой просвещенья,
Скажу без всякого сомненья-
Я сеял эти семена!
Бессильно время надо мной,
Жив памятник нерукотворный**
С написанною непокорной
Неувядающей строкой!
В стихах много цитат из Пушкина - строк из его стихотворений. Мне сложно судить, хорошо ли это и нужно ли: часто видела на сайте стихи, чуть ли не целиком состоящие из чужих цитат - как игровая форма такое возможно, а в самостоятельном произведении я бы не использовала в тексте более одной цитаты. Стихи написаны от лица персонажа - самого Пушкина, оценивающего нас из опыта своей жизни: "Мои тома лежат без пыли, все обо мне - вранье и были, невиданная мною лесть...". Замысел автора хорош, а с выбором слов не все пока еще ладно. Например, неудачные сочетания слов: "ПОРХАЮТ в небесах РАКЕТЫ", "ПОДДАВ священного огня", "диву я даюсь" (нарушение устойчивого выражения).
9. УМЫТА ЗЕЛЕНЬ МОЛОДОГО ЛЕТА. РАВИЛЬ ВАЛЕЕВ
Умыта зелень молодого лета –
Прошла гроза. Михайловская глушь,
И грязью наедается карета,
Бредя дорогой по цепочке луж.
Забыта беспросветность зимних стуж,
Хлопочут озабоченные птицы.
А в это время в Петербурге туш
Оркестр играет для императрицы.
Умерить пыл салонного поэта
Поможет ссылка – мнение чинуш,
И вырванный из круговерти света,
Отправлен Пушкин в круг степенных клуш,
Чей жизни идеал – богатый муж,
Они глупы, свежи и белолицы.
У них поэт, увёртливый, как уж,
Дурманит душу франтовством столицы.
Досадна, но забавна ссылка эта.
Декабрьский ветер вдруг ударит злющ,
Друзья, восставшие с того момента
Лишатся в кандалах дворянских кущ,
А Пушкин по любви женитьбы куш
Сорвёт, и счастье хлынет на страницы.
Словесный гений станет всемогущ
Под сенью проведения десницы.
Чеканный стих, как звонкая монета –
Изъян в строке попробуй обнаружь,
И песня, что давно уже пропета,
Живёт, великий голос вездесущ.
К нему не прилипает грязь кликуш,
Поэзия его - вода криницы,
Бальзам литературный русских душ -
В любой строке звучат его частицы.
Здесь взята игровая форма с подбором однотипных рифм, а может быть, это попытка написать стихи по канону какой-то твердой формы (какой - навскидку не вспомню: давно в эти игры не играла!). По всему стихотворению проходит главная рифма -уш, при этом автор умудрился не только найти большое количество разных слов на эту рифму, но и употребить их осмысленно, не искажая содержания. Сложная работа выполнена блестяще. Что касается тематики нашего конкурсного задания... Вряд ли автор хотел рассказать нам о "своем Пушкине", он просто чеканил задуманную форму и черпал сведения из биографии поэта в силу своей хорошей образованности и начитанности. Стихи написаны отлично. И их концовка удачно льет воду на мельницу нашего конкурсного задания, удачно полемизируя со стихами "поэтки" Алкоры: "Чеканный стих, как звонкая монета – изъян в строке попробуй обнаружь, и песня, что давно уже пропета, живёт, великий голос вездесущ. К нему не прилипает грязь кликуш". Отличная работа.
10. ВЕЧЕР С ПУШКИНЫМ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
В махровых объятьях халата
В уютно неприбранном доме
Люблю я минуты заката
Лениво тянуть в полудреме.
Просматривать вяло газеты,
Потягивать кофе и тоник
И, мягко укутавшись пледом,
Пролистывать пушкинский томик.
И снова – видения полны
Желаний, любовного зноя.
Во мраке – грузинские холмы,
Арагва шумит предо мною...
Олег собирается вещий
Отмстить неразумным хазарам...
И рядом привычные вещи
Соседствуют с томиком старым.
Дрейфуя по времени, вечен
Мой остров любви и прощенья,
Где просто не думать о встрече –
И ждать твоего возвращенья.
Придёшь – я нежна и послушна.
Ты в губы меня поцелуешь...
Я к Пушкину неравнодушна.
Но к Пушкину ты не ревнуешь.
Нежная интимная лирика. Хорошо написано. Правда или нет то, что автор действительно часто "мягко укутавшись пледом..." любит "пролистывать пушкинский томик", никому не ведомо. Но композиция стихов с оригинальной концовкой "Я к Пушкину неравнодушна. Но к Пушкину ты не ревнуешь" мне очень нравится.
11. МОЙ ПУШКИН. ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ КРЫСИН
Мой Пушкин собран в толстый том
почти что тысячестраничный.
Он от других томов отличный
тем, что подарен мне отцом.
А моему отцу – его
отцом давно он был подарен,
я им обоим благодарен
за книгу детства моего.
Том пережил войну, когда
его могли бы оккупанты,
как все другие фолианты,
отправить в топку без труда.
Он как-то выжил, но ему
досталось крепко – пожелтел он,
как будто время то хотело,
чтоб том запомнил ту войну.
Остался только он один
из небольшой библиотеки,
лихой судьбы счастливчик редкий
стал мной особенно любим.
Я в типографский сдал ремонт
свою особенную книгу,
чтоб стал беречь её, как сгину,
и мой потомственный народ.
Реликвия большой семьи.
И хорошо, что с нами Пушкин.
Пусть внуков радуют игрушки
и с детства – Пушкина стихи.
Достаточно хорошо зная автора стихов, который все и всегда пишет на прямую и по реальным событиям, я уверена, что в этих стихах все правда, при этом правда эта превращена в стихи благодаря конкурсному заданию их написать. И стихи получились очень удачными. Это не лирика, не ирония, не философское эссе, а автобиографичный рассказ в стихах о своей семье, где несколько поколений любят Пушкина и учатся от него. И концовка замечательная: "Реликвия большой семьи. И хорошо, что с нами Пушкин. Пусть внуков радуют игрушки и с детства – Пушкина стихи".
13. САШКА. АЛЕКСАНДР СОЛОМАТИН 3
Снится мне в понедельник
сон, будто я из бронзы.
Прямо на постаменте
голый стою. Тверёзый!
Передо мной Наташка,
в бледных руках винтовка.
Рядом её мамашка
лает на всю парковку:
– На изготовку! Целься!
– губы куриной гузкой.
Выскочил полицейский,
хвать меня – и в кутузку!
– Что же вы, солнце наше,
голым – на постаменте!
Ладно бы хоть Наташка –
тут же Макдональдс, дети!
Бить бы тебя, кудрявый,
драть до потери пульса!
Но помешала мявом
кошка. И я проснулся.
Вышла у них промашка.
Казус случился в общем.
Пушкин ведь тоже Сашка,
только крутой и тощий.
Удивлена, что судьи отобрали эти стихи в шорт лист. Как шуточные стихи - написано хорошо, весело, но к теме литературного конкурса они, на мой взгляд, не имеют никакого отношения. Стихи эти скорее об авторе, а Пушкин в них - не более, чем популярный персонаж для анекдота. Что, кстати, возможно, и правдиво отражает отношение автора к "его Пушкину": "Пушкин ведь тоже Сашка, только крутой и тощий".
16. ТЕРАПИЯ ПОЭЗИИ. ОЛЬГА КОРОЛЕВА
Я знала, что разлука неизбежна,
Что лучшее останется в стихах.
Читая их, ты слезы скрыл прилежно,
Но нежность поплыла в твоих глазах.
Мужчинами не чувства – разум движет.
Ты веришь, что меня разлукой спас.
В стихах твой образ рыцаря увижу –
В теченье многих лет – еще не раз.
Колдую наши встречи в новых строчках.
Мне в помощь – только лучшие слова.
Невольно восклицаю среди ночи
По пушкински: «Вот счастье, вот права!»
Когда-нибудь прочтешь стихотворенье.
И скажешь, что поэт какой-то есть...
И снова проведу с тобой весь день я.
Внимание твое мне будет – честь.
Хорошие стихи, которые я при первом прочтении поняла как обращение автора к Пушкину. Повторное прочтение их заставило меня в этом усомниться: они поданы на конкурс только благодаря одной их строчке - цитате из пушкинских стихов 1936г: "не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова. Вот счастье! Вот права...". Все остальное - это интимная лирика, стихи-воспоминания об ушедших днях счастливой любви, где ЛГ и сознает, что "в стихах твой образ рыцаря увижу – в теченье многих лет – еще не раз". Стихи, к сожалению, вовсе не о Пушкине, но несмотря на это, достойная поэзия.
19. В САДУ С ПУШКИНЫМ. ГАЛА ГАЛКА
Пока сентябрь ещё теплом последним дышит,
А воздух — ароматный, вызревший настой,
Ныряю с книгою под яблони и вишни,
И вот он, в тихом захолустье, рай земной.
Здесь хохлома живая — в золоте листочки,
И рдеют расписные яблочки ранет.
Над сказочным ажуром паучок хлопочет,
Сквозь чахлость крон струится приглушённый свет.
00 01 01 01 00 01 0
01 00 01 01 00 01
01 00 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01 01
«Унылая пора! Очей очарованье!"—
Поэт ликует вновь, хоть голос так далёк.
Бегу за ним по строчкам, затаив дыханье,
И глажу сад глазами вдоль и поперёк.
Ищу багрец и золото. Когда-то Пушкин
Со всею щедростью принарядил леса,
И с пылом свойственным ему, НА ВСЮ КАТУШКУ
ПРОСЛАВИЛ РУССКУЮ природу на века.
Мелодия звучит в сплетенье слов поныне,
Есть чувства, вкус художника и торжество!
Но нет хандры предзимней и унынья,
Он жизни полн, осенний сплин не для него.
Пока сентябрь ещё теплом последним дышит,
А воздух - ароматный, вызревший настой,
Люблю перечитать я пушкинские вирши
В саду своём под шелест кроны золотой.
Когда мы пишем лирику с описаниями природы (а не передаем речь персонажей стихами), то для таких стихов важна мелодичность. Здесь строфы 6-стопного ямба выдержаны по количеству слогов в строке, но благодаря многосложным словам содержат в себе безударные стопы (00), которые встречаются в строках не на одинаковых местах, а хаотично, случайным образом, отчего стихи читаются сложно. Выбран язык высокой лирики - с использованием слов пушкинских времен "полн, сплин, вирши, ликует", даже близкие к пушкинским строкам использованы: "ещё теплом последним дышит", "Ищу багрец и золото". И в этом "высоком стиле" чужеродно и не к месту звучит строка: "НА ВСЮ КАТУШКУ прославил русскую природу". А остальное - хорошо. То, что стихи писались для конкурса - в заслугу автору.
Продолжение см. - http://stihi.ru/2022/06/23/3437
Свидетельство о публикации №122062202632
Алла, та единственная цитата из моих стихов, которую Вы привели без указания имени автора в тексте статьи, - это цитата их устаревшей версии моих стихов. Сейчас на сайте обновлённая версия (от 29.05), и меня не покидает ощущение, что о сделанных исправлениях я предупреждал, а Вы подтвердили изменение заявки. Точно утверждать не могу, т.к. сейчас не нахожу публикации с заявками. Сейчас переживаю и предполагаю, что и жюри смотрело недоделанный вариант, а если бы смотрели последний, может быть, кто-то и номинировал бы, хотя бы на последнем месте. И тогда Вы рассмотрели бы мои стихи в обзоре.
В целом, обращаю Ваше внимание на тот факт, что Ваши конкурсы заявлены как обучающие, но в действительности тот десяток человек, которых никто не номинировал, и которые, следовательно, больше всех других нуждаются в советах специалиста, оказались ущемлёнными, а их стихи не рассмотрены совсем, и теперь даже невозможно установить, какой текст стихов участвовал в конкурсе. Вот зачем я специально на конкурс писал стихи и посылал Вам? Я ведь знал, что в призах меня не будет. Я надеялся на Ваши советы. И, оказалось, что зря. Того ли Вы хотели, устраивая конкурс? На мой взгляд, это путь к отталкиванию новых участников.
С уважением,
Николай Юрьевич Юрьев 24.06.2022 18:23 Заявить о нарушении
Ты прав, мой друг, твоя душа в заветной лире
Твой прах пережила и стала «наше всё».
Мы, правда, пробуем смотреть на вещи шире
И даже в эту ширь усиленно растём.
В России – целый поэтический рассадник,
Но нам, конечно, недоступен твой престиж.
Твой гений нынче бронзовей, чем Медный всадник,
А вот на конкурсе ты вряд ли победишь.
Жюри теперь настолько стали толерантны,
Что перестали различать добро и зло,
И славен тот, кто пишет поэкстравагантней.
О чём – неважно, важно только чтоб зажгло.
Да что я жалуюсь, как будто раньше было
Не так, и ты несправедливо не страдал?!
Зато теперь мы экономим на чернилах.
Ах, если б у тебя был наш функционал!
У нас теперь, чтоб сделать рифмы или строки,
Не обязательно ты должен быть мастак.
Машина подберёт и вежливо попросит
Исправить что-то или всё оставить так.
Теперь глаголы рифмовать уже не модно,
Сегодня модно вообще не рифмовать,
И ассонансами писать вполне возможно,
И диссонанс – теперь он тоже рифма ведь.
Ну да, пути Господни неисповедимы,
Но мы же оба понимаем: это – муть.
Всё то, что выплыло наверх, несётся мимо
И памяти твоей не пачкает ничуть.
А дети до сих пор твои читают сказки,
Письмо Татьяны учат в школе наизусть,
Ты остаёшься выше, чем все наши дрязги,
Недостижимым русским гением. И пусть.
Засим откланиваюсь, друг мой разлюбезный,
Ещё не раз придётся нам держать совет.
Общение с тобой я нахожу полезным,
Благодарю и до свидания, мой свет!
29.05.22
Его, к сожалению, не отобрали судьи.
"На мой взгляд, это путь к отталкиванию новых участников".
Мне это не только обидно, но и странно слышать. Из 28 участников я прокомментировала В ЭТОТ РАЗ примерно 22 - те, что отобрали судьи. Обычно я комментирую меньшее число (я физически не могу ежемесячно по 50 стихов в статье комментировать!!). Те, кто часто участвуют в конкурсах ТМА, быстро растут в мастерстве, их отбирают судьи. Вы только что пришли, и вы уже в обиде на меня.
Мне тоже обидно, что из тех 22, чьи стихи я разобрала (поверьте - на каждое ст-ие нужно много времени, чтоб вчитаться и написать отзыв!), только 2 автора пришли поблагодарить, в тот числе, вы, который пришел с претензией. "Вот зачем я специально на конкурс писал стихи и посылал Вам?"
Извините, что Вы потратили свое время на подачу заявки на конкурс.
"В целом, обращаю Ваше внимание на тот факт, что Ваши конкурсы заявлены как обучающие,.."
Спасибо, что обращаете мое внимание на то, что должна была сделать для Вас. Но разве я пообещала КАЖДОМУ участнику разбор стихов? Разве по чужим ошибкам невозможно учиться?
Кроме того на странице ТМА, которой 11 лет, уже есть 900 статей, в том числе, в трети их - как раз разборы всех типичных ошибок новоприбывших на сайт. Кто нуждается в помощи, тот ее имеет, читая разборы этих конкурсов.
Цитату вашу я привела не для разбора Ваших стихов, а для передачи смысла этой цитаты - я не планировала Ваши стихи разбирать, потому что вы в шорт лист не вошли, а мои физические силы на публикацию статьи исчерпались. Прошу прощения, что процитировала Вас, не спросив разрешения и что не захотела все 100% поданных стихов разобрать.
Алкора 24.06.2022 20:21 Заявить о нарушении
Я на Вас не обижаюсь, так и все другие на Стихире делают. Просто расстроился почти полным игнором моих стараний. Предполагаю, что примерно то же чувствуют и другие участники, не отобранные судьями. Особенно те, кто писал стихи специально на конкурс.
Алла, даже если мои ошибки и типичны, для вновь прибывших на сайт, я их не вижу. Поэтому предполагаю вкусовщину. Ваши статьи я и читал, и анализировал, Ваше мнение мне интересно. Может быть, Вы всё же найдёте время для критики моего творения или хотя бы попросите какого-нибудь члена жюри? Даже боюсь просить за других неприкасаемых.
С уважением,
Николай Юрьевич Юрьев 24.06.2022 21:31 Заявить о нарушении
Николай Юрьевич Юрьев 24.06.2022 22:56 Заявить о нарушении