Как совместить милосердие и заботу о семье?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайлов

Как совместить настоящее милосердие и заботу о собственном семействе?
Беседа – чаепитие после Божественной Литургии в Праздник Святого Филарета Милостивого в Прокопьевском Храме
посёлок Октябрьский

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Дорогие сестры, мы сегодня с вами собрались на беседу-чаепитие после Божественной Литургии. Сегодня мы с вами празднуем Праздник Святого Филарета Милостивого, который жил в VIII веке.
Этот Святой раздавал своё богатство даже в ущерб своим близким. Жена его была благочестивой из богатой семьи и была воспитана для супруга, поэтому со временем перестала жадничать и начала прислушиваться к Филарету - это было испытанием для супруги Филарета. Люди раньше жили очень скромно, богатых людей было не так много. А сейчас люди хотят быть богатыми все и сразу, насмотревшись телевизор. Святой Филарет так поступал со своей семьёй, потому что его семья была богатой. Филарет, когда женился на знатном роде, он сам был вельможей. После того, как арабы разорили всю их страну, супруга его так и не смирилась с тем, что послал им Господь. И как раз Святой Филарет пытался спасти их души.
Если говорить о бедности, то и другие люди тоже были бедными, так что семья Филарета в это время тоже становится бедной. У них остался только один хороший дом, слуг у них уже не осталось. Супруга Филарета привыкла к роскоши, потому и ругалась, когда настали такие времена. Здесь Господь через это житие стучится к нам в сердца и говорит о том, чтобы мы с вами задумались, что есть такое настоящая бедность, а что есть богатство. В чём было настоящее богатство, о котором он говорил. Помните, на проповеди мы сказали, когда дети и жена смеялись над Святым Филаретом, то он сказал, что у него есть богатство, которое хватит на 100 лет. Так вот это богатство духовное. У кого есть духовное богатство, тот никогда не пропадёт, потому что он будет счастлив даже в малом. А человек жадный, он пропадёт от своего богатства, потому что ему даже захватить всю вселенную будет мало, он захочет вторую вселенную.
Своё милосердие Святой Филарет начал, когда ещё был вельможей. То богатство, которое от жены досталось, его тяготило. И он, читая Евангелие, стал думать, почему его душа рвётся. Настоящее милосердие его милосердие у него проявилось, когда он уже стал раздавать последнее. Одно дело, когда человек даёт от своего избытка, другое дело, когда он отдаёт последнее. Святой Филарет настолько доверял Богу, что знал, что их Господь не оставит. Представьте, что такое, например, отдать корову для человека, живущего в сельской местности, которая является кормилицей всей его семьи. Это можно сейчас сравнить с тем, что человек может лишиться работы. Святой Филарет отдавал не то, что ему не нужно, а то, что было нужно. Он понимал, что в жизни всё происходит не просто так – в нашей жизни всё происходит по воле Божьей. Если нас просят о чём-то конкретно, значит в этом есть особый промысел Божий и есть нужда.
Бог, на самом деле, посылает нам испытания по силам. Если Он видит, что после этого Он нам даст помощь, Он и посылает нам испытания, которые подытоживают нашу жизнь. Он как бы нас спрашивает через это испытание: «Вы готовы идти за мной? Или вы готовы только на себя надеяться?»
У Филарета есть духовная связь со Святым Иовом. Многострадальный Иов был очень богатым, но всего лишился. Но потом Господь ему всё вернул, потому что он не роптал. Святой Филарет Милостивый тоже не роптал, он всему, чтобы с ним не происходило, доверял Богу. Он отдавал всё последнее не с каким-то злом, не с жадностью, а отдавал это от чистого сердца. Он не боялся не за свою семью, не боялся за себя. Он, как глава семейства, видел, что впереди него стоит Бог.
Некоторые на христиан говорят, что они долго молятся в Храме, что соблюдают посты, что живут в бедности. На это можно ответить, что христиане это делают с радостью. Первые христиане проводили все дни вместе со Христом в Храме Божьем, не отлучались, и им было в Храме было хорошо, т.е. люди сами не хотели отходить из Храма.
Понятно, что мы устаём, но есть же способы, как не уставать. Можно сменить вид деятельности: помолиться на Литургии, потом сходить на Крестный Ход, потом пошли на чаепитие, и у нас ещё остались силы посидеть и поговорить о Господе на совместной беседе.
Почему тяжело говорить о Господе? Почему тяжело молиться, трудиться для Храма? Почему легко смотреть телевизор, болтать? Нам неудобно говорить о Боге в Храме, потому что мы мало знаем о Боге. Если бы мы интересовались Богом, Он был бы нам интересен. Нам интересен политик или какие-то пересуды, потому что мы этим заинтересовались, нас дьявол поймал на крючок и тащит нас в ад.
В Храме это самое место поговорить о Боге, это место, где сам Бог открывается, сам Бог говорит с нами на прямую. Идя на Богослужение с вечера нужно читать Апостол и Евангелие на русском языке. Мы ничего не понимаем, потому что мы не читаем Евангелие, нам не хватает знаний. Если мы едем в другую страну, то мы с собой берём переводчик. Так и тут мы должны брать переводчик церковно-славянского языка. Мы почему-то готовы выучить и английский и немецкий язык, а почему-то не хотим выучить слова, которые нам не понятны в церковно-славянском языке.
Священное Писание – это письмо Бога. Если Бог дал нам письмо, дал нам ответы, нам нужно его только прочесть. Мы часто молимся Богу и говорим: «Господи, почему ты нам не отвечаешь?» Ответ можно найти в Евангелие. Мы с вами молимся, а в Евангелие мы с вами получаем обратную связь, через Евангелие мы беседуем с Богом. Бог нам отвечает моментально, мы ещё пришли на Богослужение, а Господь уже в этот день в Евангелие нам ответил.
Почему Евангелие такое действенное, почему в нём есть ответы на все вопросы? Евангелие – это Христос. На Престоле лежит Евангелие, потому что это Образ Восседающего на Престоле Христа. И, когда священник открывает Евангелие, он открывает небеса. Это образ, что небеса открыты. В это время каждый может услышать ответ, т.е. в Евангелие каждая строчка предназначена для каждого человека.
Человек, если внимательно захочет послушать Церковь, тор, что в ней читается, то Церковь откроет для него небеса. Мы счастливые люди, что мы оказываемся на небесах. Многие люди гордятся тем, что они знакомы с президентом. Мы с вами смотрим на них, как на небожителей, что они спокойно могут входить в кабинеты к начальству и всё остальное. На самом деле это ничто по сравнению с тем, что происходит с нами. Мы небесные царедворцы, мы приходим в Храм Божий, и мы восходим на небеса к Царю царей на аудиенцию. Он приглашает нас прежде всего на исповедь, т.е. прежде, чем причаститься, в это время Господь вышел и встретил нас. А когда Он нас встретил на исповеди до Божественной Литургии, до причастия, Он вышел к нам на встречу в белом хитоне и с кровоточащими ранами из рук и ног. Он вытаскивает грешника, омывает его, исцеляет его, на своих плечах выносит. Священник – это помощник, который помогает вытаскивать грешников.
Иисус Христос ждёт нас в Храме Божьем, Господь хочет, чтобы мы очистились и потом с Ним соединились.
У Святого Филарета вся семья стала царской семьёй. Святитель Иоанн Златоуст составил толкование, пояснение Священного Писания в виде собрания сочинений. Как он смог всё это записать? У него было несколько скорописцев, которые записывали за ним, а потом всё это расшифровывали. Православные учёные сейчас говорят о том, что в творениях Святого Иоанна Златоуста записана живая речь. Живая речь отличается от того, как бы, если человек всю ночь сочинял какие-то сочинения. Когда человек что-то сочиняет, он это сочиняет, может быть, для какого-то отдельного человека, а когда он говорит речь, он говорит речь для тех людей, которые его окружают. Ему помогает Бог и Ангелы тех людей, которые стоят и слушают. У каждого человека есть Ангел Хранитель. Есть такая молитва миссионера Ангелам Хранителям тех людей, к которым они идут. Даже подготовив какую-то проповедь, но, когда они приходят к людям, то священники миссионеры могут начать говорить на другую тематику, потому что Ангелы Хранители попросили их сказать другое – то, что нужно непосредственно этим людям в этот момент. Для одних эта пища подходит, а для других – не подходит.
В Евангелие есть цитата: «И станете сынами Божьими». Не рабами, не наёмниками, а сынами и дочерями. Это относится к Святому Филарету. Т.е. через настоящую милость можно стать сыном.
Есть милость, которую сейчас называют благотворительность, но не всегда благотворительность является добрым делом. Если эту благотворительность делают для того, чтобы узнали о какой-нибудь фирме и за счёт пожертвований наживаются сами, то они крадут доброту у Христа. Современные люди пытаются под ширмой православия проворачивать свои какие-то дела. Это является опорочивание имени Бога.
Язычники помогают язычникам; неверующие помогают неверующим; дающие в долг, ждут от них возвращение долга
Иоанн Златоуст говорил: «Милостыня должна запотеть в руке». Нужно время, чтобы понять, что необходимо человеку просящему и как ему можно помочь. В душе появляется боль за этого человека. Лучше помочь одному нищему и по-настоящему, чем помочь всем и никак.
Один человек стал монахом. Он никогда не помогал тем нищим, которые сидели у ворот монастыря. Нищие перестали просить у него и пренебрегали им. Когда он умер, то на его похороны собралась такая толпа людей, что монахи «взялись за голову» и не знали, как их всех приютить. Съехались люди со всей Греции, и все плакали на похоронах. Их после похорон стали спрашивать: «Что это был за человек такой?» Оказывается, этот монах, когда у него появлялись какие-то денежки, он не отдавал их нищим, а копил. И потом раз в год покупал или корову, или овечку для бедной семьи, кому-то помогал отремонтировать крышу или дом. Всё это он делал тайно.
Мы можем подать нищему ради того, чтобы о нас плохое не подумали. Но лучше, чтобы эта милостыня запотела в нашей руке и помочь по-настоящему. Филарет Милостивый помогал по-настоящему, отдавая корову бедной семье, потом отдал крестьянину одного из двух своих волов для вспашки земли. Он помогал именно в тот момент, когда это было нужно.
Самая сильная молитва за врагов Святителя Николая Сербского. Он молится за врагов и говорит такие слова: «Я не знаю, кто принёс мне больше пользы: друзья, которые лелеяли меня, которые дарили мне подарки, которые говорили мне только добрые слова или враги, которые поносили меня?» Он говорит молитвой, что враги - это не враги, враги – это лекари, которые исцеляют нашу душу. И он говорит в конце молитвы: «И я не проклинаю их и не кляну своих врагов, а благословляю их».
Святителя Николая Сербского называют Сербским Златоустом: у него есть самый лучший труд, который можно представить, называется Пророк – это Жития Святых краткие (4 тома по три месяца в каждом). Он включил туда созерцание, рассуждение и проповеди. Николай Сербский - он настоящий Богослов – это тот, кто молится. Если мы с вами начнём молиться, мы сможем богословствовать, мы сможем проникать в Божьи премудрости, потому что Бог будет с нами и из нас изнутри говорить, из нашего сердца.
Когда человек попадает в настоящую беду, и у него появляются настоящие враги, которые искалечили ему жизнь, за таких врагов надо молиться. Николай Сербский пытался помочь таким людям, которые пострадали. Представьте себе, как можно простить насилие или убийство родителей? В тюрьмах «сидят» люди, которые сбили на машине других людей. И родственники погибших готовы продлять сроки этим заключенным любым способом, чтобы этого человека наказать, уничтожить. Люди становятся врагами на всю жизнь. Николай Сербский через свою молитву показывает, что даже в таких случаях эти люди не враги, а наши целители. Целители в том, что они нас от этой земли отрывают. Есть такая сказка-притча о том, что один человек пошёл в вечность: он умер. И, когда он пытался подняться от земли, то он увидел, что его руки и ноги привязаны к цепям, которые идут к земле. Эти цепи привязаны к кошелькам, сундукам, к домам. И человек не может оторваться от них, он привязан к ним этими цепями.
Вы знаете, зачем смерти нужна коса? Чтобы обрубить цепь. Представьте богатого человека: он готов платить огромные деньги, чтобы еще пожить. Но приходит смерть и отсекает его от жизни, потому что он сам отказаться от этой жизни не может.
Когда Мария Египетская молилась в пустыне, то она поднималась от земли. Многих Святых видели, что они отрываются от земли, потому что они ничем не привязаны, никаких цепей у них нет. Кого Господь посылает к Святым? Кого послал Господь к Божьей Матери? Он сам пришёл за ней. Когда она была на смертном одре, Господь послал самого Себя. Он Сам пришёл за ней. Святой человек ни к чему не прикован, поэтому он уже не держится за эту землю и поэтому и смерти не нужно никакой косы, и Господь посылает Ангела, и человек с радостью идёт. Ему Господь говорит: «Ты завтра умрешь». Он отвечает: «Как хорошо, наконец то, я иду в Царствие Божье». Апостол Павел говорит: «Я хочу разрешиться от этих уз». А сейчас христиане, услышав о болезнях, которые сейчас идут, они входят в такой страх, в такой трепет, потому что они совершенно не готовы к вечности, т.е. они привязали себя к земле материальными благами,
Если в нашем сердце спрятались старые грехи, то их надо исповедовать Господу. Мы воззрим на Христа и исцеляемся. Если бы человек был Святой, его бы сразу Господь забрал к себе. Если мы по какой-то причине остаёмся здесь на земле, то, значит, ещё не готовы. А, если человек готов, но Бог ещё не пускает человека, значит этот человек очень нужен людям, чтобы быть светом для других.
Если мы здесь не являемся светом на земле, то, скорее всего, мы ещё не готовы. Нам нужно раскопать всю свою жизнь, пройти генеральную исповедь.  Отпущение грехов происходит только от Христа. Нам нужно обязательно ценить Церковь и ценить посты.
Как связан пост с жизнью Святого Филарета? Это было связано с его богатством и тем, что он раздавал. Как православным христианам поститься по примеру Святого Филарета? Во время поста, например, купить продукты для многодетной семьи. Многодетная семья поститься всю жизнь: они не доедают, не допивают, у них нет продуктов, нет одежды. Время поста, когда мы можем делиться.
Человек во время поста привыкает быть милостивым, и своё то, что лишнее, которое он мог употребить, не употребляет, он как бы ущемляет себя и делится с ближним – вот это и есть время поста. И, когда человек выходит из поста, он не хочет переедать. Некоторые христиане заставляют себя на Пасху, на Рождество Христово и того, и того наесться. Тело этого не хочет, но человек заставляет себя таким образом выходить из поста. Разговляться надо умеренно. Если человек привык быть умеренным и нужно продолжать это, если привык быть милосердным, нужно и оставаться дальше милосердным.
Четыре битвы – это четыре поста – это время контрнаступлений. Мы сражаемся всегда как воины, впереди Христос, как Военноначальник, с Крестом, мы на Него взираем и побеждаем. Но другое время – это время или обороны, или время заживления ран, время помощи в тылу. А четыре битвы – это время, когда мы пробиваемся через ряды врагов, а всё остальное время мы должны тратить на свои семьи.
Святой Филарет так и поступал, т.е. он не бросал свою семью, а просто заставлял их поститься, потому что они были слишком богатые, и он чувствовал, что они погибают духовно. Господь ему через бедствия помогал. Только поэтому они и вырастили трёх отроковиц. Этих отроковиц можно сравнить с тремя добродетелями, как вера, надежда и любовь.
Очень важно прочитать Евангелие, Апостол дня и Житие Святого заранее до Службы на русском языке.
Святой Филарет помогал милостыней тремя способами. У него было три сундучка: в одном у него лежали золотые монетки, во втором – серебряные, в третьем – медные. Золотые монетки он давал нищим; серебряные – тому, кто раньше был богатым, но прогорел; медные – обманщикам. Он никому не давал излишек, а только то, что необходимо.
Святой Филарет нас учит правильно подавать милостыню, учит настоящей милостыни ради спасения души: когда наши семьи слишком богатые, то тогда наши дети развращаются и могут погибнуть. У богатых людей очень часто их сыновья и дочери – «золотая молодёжь» идут в погибель, потому что у них много всего, и они не знают как потратить своё время. Например, в Царской семье, все царевны и царевич – они все успевали работать и трудиться, у них не было ни минуты свободного времени.
В Сербии царь ждал принцессу из Константинополя для того, чтобы женить своего сына. В это время уже Византия умирала, но там ещё оставались какие-то силы. И вот, чтобы укрепить связи специально в Сербию прислали царевну. Она пришла расфуфыренная вся, в драгоценностях и со множеством слуг. Когда царь увидел эту царевну, он сказал своему сыну и придворным, которые приехали из Греции: «Нам такие царевны не нужны. Посмотрите на нашу царевну». Он всех завёл в опочивальни царевны Сербской. Все е увидели, что царевна там сидела в простом льняном одеянии, ткала и пряла.
Настоящие православные богатые люди заставляют своих детей трудиться, т.о. они становятся настоящими людьми. Прежде чем обожиться, нам нужно очеловечиться.
Святой Филарет учит нас доверять Богу. Наше доверие к Богу заключается в том, что человек, если видит, что нужно помочь, то не нужно жалеть, потому что Бог в силах нам всё это отдать, потому что наша вера строится на доверии к Богу.
Всем Божьего Благословения и Ангела Хранителя и быть настоящими милостивыми! Аминь.

14.12.2021 г.


Рецензии