Зачем нужны добрые дела
Зачем нужны добрые дела, если через них не спастись и где взять Любовь и терпение для христианского пути?
Беседа-чаепитие после Божественной Литургии
в Казанском Храме посёлок Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие. Давайте сегодня обсудим наш праздник в Воскресный день, чтение воскресное, и подумаем, как это может помочь в нашей современной жизни.
Сегодня было Евангельское чтение про исцеление в субботу женщины, которая была скручена 18 лет. Господа осудили за то, что Он исцелил её в субботу. На что Господь ответил: «Почему её нельзя исцелить, если она столько страдала? Разве не самый лучший день суббота для исцеления человека?» Если проецировать на нашу современную жизнь, это происходило в воскресение. Если мы в воскресение приходим домой, то нельзя в этот день наводить порядок в доме. Если мы в этот день не идём в Храм, то Бог пойдёт на свидание тогда с другим человеком. Господь Всесовершенный и может со всеми общаться одновременно. К примеру, если мы из-за мороза не хотим идти в Храм, а Господь разве не на морозе ждёт нас у дверей Храма? Если мы не приходим, то мы предаём Бога, а значит сможем предать ещё и не раз. Когда человек заходит в Храм, то Господь его вводит в Храм и беседует с ним там.
Иисус Христос ждёт каждого, ждёт, чтобы мы помогали человеку, который от нас ждёт помощь именно сейчас.
Для чего нужен был закон ветхозаветному человеку? Если бы сразу же Господь открыл заповедь любви ветхозаветному человеку, смогли бы это они принять в то время? Закон он необходим, и Бог Иисус Христос не отменил закон. Закон – это фундамент. Т.е., когда человек хочет научиться любви, он сначала должен исполнить закон. Но закон нужно исполнять ради любви, т.е. не жертвовать любовью ради закона, а закон должен быть ради любви. Когда Бог установил законы, то главное назначения закона было для того, чтобы люди увидели любовь. Закон – это как некая ограда, которая ограждает нас от страшных смертельных страстей и грехов. Когда человек от смертельных грехов защищён, тогда он уже потихоньку может начать думать и о настоящей любви. Человек страстный, который ничего не может предпринять доброго, он и о любви говорить не может. Закон – это как некие ступени. Заповеди – это десять ступеней восхождения на уровень земли. Человек, который не исполняет закон, он опускается вниз.
Человек, который начал исполнять закон, он потихоньку выбирается на свет Божий, и на уровне нулевого этажа, когда человек вылез из подвала, когда он видит свет Божий, чувствует воздух, он может смотреть на небо. Из-под земли на небо не посмотришь, если ты находишься в некой пещере. Ветхозаветного человека Бог с помощью закона вывел из этой пещеры, из пещеры греха, дал возможность человеку взглянуть на небо и начать мечтать о небе. Потом уже даёт лестницу добродетелей, по которой мы должны шаг за шагом подниматься на небо.
Если человек сразу взлетает на небо, он думает, что он святой и забывает о своих грехах и последствиях в вечности, то у него нет времени спастись от Божьего гнева. Господь посылает нам скорби, потому что нас любит. Господь посылает нам морозы, чтобы ценили тепло. На севере благодаря морозам вымирают микробы. Морозные и многоснежные зимы нужны. Поэтому у каждого из нас и в душе должна быть и весна, и зима, и лето, и осень.
Мы с вами не замечаем чудес вокруг. Всё познаётся в сравнении с чем-то. На больших производствах воздух намного грязнее, чем где-то в лесах, в которых легко дышится. Некоторые не ценят еду, но, когда попадают в какое-то путешествие, и нам негде поесть, мы сразу вспоминаем о еде. У нас установлено четыре поста – какое это счастливое время! Люди, когда едят масло, мясо, молоко и всё остальное, они, в самом деле, ничего этого не ценят. А человек, который попостился, ему всё вкусно. Нам нужно, когда мы с вами перестаём быть благодарными, когда мы с вами чувствуем уныние, нам нужно найти тех людей, которым хуже. Если мы с вами сходим в дом инвалидов, где есть люди без рук, без ног, есть скрученные люди, то начинаешь понимать, что ты, на самом деле, здоров.
Если мы с вами не благодарим Бога и не пытаемся из этого состояния выйти, то наступает момент, когда мы с вами перестаём быть верующими. Бесы тоже верят и трепещут, но спастись не могут. Только, когда у них был выбор, когда они были на небесах: остаться с Богом или идти за дьяволом, и они выбрали последнее и превратились в бесов. После этого они уже спастись не могут. Бесам, если только предоставляется малейшая возможность сделать зло, они в этот момент понимают своим бесовским умом, что Господь это зло превратит в добро, Господь их накажет, когда придёт Страшный Суд. Господь всё равно спасёт праведников. Но, если открывается граница, и получается маленький проходит, они всё равно в него врываются и делают беззакония для обычных людей, для праведников, для неверующих людей. Они всё это делают, потому что уже не могут не делать зла.
А христианин должен довести себя до такого состояния духовного, чтобы он не мог не сделать добра, чтобы у него был всего один путь – только добро. Для этого нужна целая жизнь.
Мы с вами, когда идём в Царствие Божие, должны понимать, что у нас будут постоянно новые испытания. Если нас искушали одни бесы, то следующий день будут искушать другие. Нам всё это надо преодолевать, но преодолевать с силой Божьей.
Мы должны понимать, что спасаемся верой в Иисуса Христа, которая подтверждается добрыми делами. Без добрых дел нам тоже не спастись. Добрые дела не спасают, но без них не спастись. Как это понять? На кресте были распяты разбойники: один благоразумный, а второй – неблагоразумный. Благоразумный разбойник сделал какие-то добрые дела в жизни? Нет, но покаялся и вошёл в Царствие Небесное. Его звали Рах. Есть икона благоразумного разбойника. Если бы этот разбойник еще жил бы на этой земле, т.е. Бог сохранил бы ему жизнь на земле, то ему бы нужно было исправлять свою жизнь и творить добрые дела. Самый первый Псалом говорит: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». Человек прежде всего должен быть со Христом и не ходить на совет нечестивых. Если мы с вами прилепились ко Христу, мы с вами не должны возвращаться блевотину, которую мы исповергли из себя, т.е., когда мы живём в этой жизни, то очень согрешаем, когда повторяем то, что было с нами. Бог хочет от нас исправления.
Добрые дела нам нужны прежде всего для того, чтобы не грешить. Если у христианина есть время, и он его ничем не заполнил, обязательно дьявол подсунет ему ложное доброе дело.
Дорога в ад усеяна добрыми намерениями. У человека есть добрые намерения, но когда он начинает их делать не ради Бога, то добрые намерения все превращаются в злые дела.
Какими настоящими добрыми делами усеяна дорога в Рай? Творить милостыню, помогать бедным, ухаживать за больными – всё это делать ради Христа. Если мы делаем доброе дело ради самого человека, то мы награду получим здесь на земле. Если мы хотим, чтобы у нас была награда на небесах, нужно делать это ради Христа.
Коммунисты у православных украли заповеди и перефразировали их. Они украли нравственность. Но как только открылся железный занавес, всё выпало наружу. Сама по себе нравственность ничто. Мы должны делать нравственные поступки ради Христа. Десять заповедей – это достояние православной веры.
Когда люди делают что-то доброе ради себя, даже ради других людей, но не ради Господа Иисуса Христа, то это не получит никакой награды на небесах, вся награда будет здесь. Да, человек может быть добрым, он может быть добрым по наследству. Если в поколениях есть благочестивые люди, то их благочестие перейдёт по наследству. Но, если человек добрый, но неверующий, то он не спасётся, не попадёт в Царствие Божье. Он будет в своём царстве нравственности, которое построил. После смерти человек остаётся в том состоянии, в котором он стяжал здесь на земле. Если человек родился в плохой семье, а он стал хорошим человеком, а потом ещё и в Бога поверил, то он будет спасён.
Добрые дела нам нужны для того, чтобы не делать злых, чтобы не было возможности творить зло. Если человек занят добрыми делами, у него есть смирение, он устаёт от добрых дел и уже не откликается на плохие дела. Если бы наша молодёжь уставала от добрых дел или хотя бы от спорта, то она бы так не беспредельничала. Спорт сам по себе спасти не может, спорт или другие вещи не должны быть культом для нас, но может использоваться как средство, чтобы занимать людей. Если человек с молодости пьёт, курит или занимается наркотиками, то его ум потом не способен воспринять ничего хорошего, т.е. вера его не заденет никаким образом, потому что, чтобы познать веру, нужен ум. Если сердце пропито, ум искорёжен, химически отравлен, то человек и молиться не сможет, и спастись тоже не сможет. Это только, если Господь сделает какое-то чудо великое. Нам нужно уберегать молодёжь тем, что они будут заниматься спортом, физической нагрузкой.
Если христианин делает доброе дело ради Христа, но похваляется перед такими же православными, то награда у него забирается. Наша награда улетучивается, когда мы хвалимся перед православными. Доверять можно только духовнику.
На исповеди бесы не слышат. Если священник вышел в облачении, то он уже действует не своими руками, а Божьими, это уже благословляющая рука. Правая рука священника (десница) часто остаётся нетленной, потому что он благословлял этой рукой Именем Божьим людей. Поэтому священник не имеет права ничего плохого делать руками, даже если ушёл их Храма, он должен беречь свою чистоту.
Когда совершается Таинство, священник, прочитав молитвы перед исповедью, когда он перед Крестом и Евангелием исповедует человека, в это время призывается сам Христос, и Христос стоит посреди человека и священника, и в это время от этого места испускается такой свет, что бесы не могут на километры подойти. Поэтому то, что говорится на исповеди, не может быть услышано демонами.
В Храме, в котором постоянно осуществляется Литургия, то от этой службы остаётся Божественный огонь – столб, идущий в небо, и бесы не могут подойти.
Святые Отцы в первые века говорили: «Мы с вами ещё только текём по реке благодати, а последние христиане будут грести против течения». Вот, что с нами происходит и почему у нас испытания. Люди раньше умирали за Христа, но была такая благодать. Сейчас мы не видим чудес, и поэтому благодать от нас скрыта.
Христианство когда-то было молодой религией, потом был юный, средний возраст. Сейчас мы не можем сказать какой точно возраст, потому что Господь растягивает время. Мы сейчас, скорее всего, находимся в последние времена, которые начались, как ушёл Иисус Христос от своих учеников, вознёсся на Небо.
Если бы мы видели своё реальное духовное состояние, то мы никогда не посмели делать кому-то замечание. Почему начальник синагоги посмел сделать замечание людям? Потому что считал себя выше всех, потому что закон был тогда превыше всего.
Сегодня на проповеди мы привели с вами такой случай. Благочестивая бабушка приютила у себя двух студентов. Утром она увидела, что они варят молочную кашу во время поста. И тогда она выгнала их. И что будет дальше? Они больше никогда к ней не прейдут. Из-за манной каши были отлучены от церкви два человека.
Генеральная исповедь помогает всё вспомнить христианину. Для чего нужен пост? Для того, чтобы у нас появилось время. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Когда начинается пост, тогда у нас появляется время на молитву, на Богообщение».
Сейчас православные люди сделали из поста своего кумира: начинают затрачивать много времени на приготовление изысканных постных блюд. Постятся не для того, чтобы угодить Господу и было время на Богообщение, а для того, чтобы похудеть, чтобы нравиться другим людям, т.е. превращают пост в диету.
Как постились Духовные Отцы в пустыне? Один монах, послушник, только пришёл в монастырь, который находился в пустыне. Вот начинается Великий Пост. И этого послушника заставляют вынести всю еду, которая только есть. Он из всех закромов выставляет всё, что было. А старцы едят похлёбку и кусок хлеба. Послушник спрашивает: «А зачем тогда было всё выставлять?». А ему отвечают: «А как ты думаешь?». И он понял, что когда нет никакого выбора, то в этом нет никакой радости и нет никакого испытания. Если человек живёт впроголодь, то для него это не пост. Пост настоящий заключается в том, что человек видит, но это не ест.
Если в пост получается, что мы с вами не помогаем своему ближнему, т.е., если человек не готов поститься, то мы не должны его заставлять поститься. Детей нужно приучать к посту в меру их возраста. Можно сначала предложить им воздержаться от конфет, потом от интернета. Тогда ребёнок поймёт, что такое настоящий пост.
Почти каждую службу в Храм приходит новый человек. Вот такому человеку не нужно делать никаких замечаний. Паисий Святогорец говорил: «Чтобы преподать вот такую маленькую чашечку знаний, нужно бочку терпения и океан любви».
Люди могут спасаться верой, но подтверждая свою христианскую жизнь добрыми делами. Но добрые дела у нас могут исчезать. Один Старец, который очень любил Господа и делал много добрых дел. Однажды его пригласили на некое празднество. Там стали его хвалить, и он стал рассказывать о своих добрых делах. Когда он ушёл домой, то дома заснул, и ему приснился сон. В этом сне он открывает золотую книгу и там золотыми буквами написана вся его жизнь, все его добрые дела. И как только он ведёт пальцем, эти добрые дела исчезают, т.е. просто буквы исчезают. Тоже самое происходит и с нами, когда мы с вами рассказываем о добрых делах вроде бы из добрых побуждений, но добрыми побуждениями усеяна дорога в ад. Поэтому нам нужно всё это беречь в нашей сокровищнице. Единственное есть оправдание, когда о добрых делах говорится, это когда священник, например, пишет об этом в газетах или выкладывает в инете для того, чтобы о добрых делах знали. Если в газетах или на сайтах будут только одни злые дела, и добро никак не будет о себе заявлять, то это будет хаос.
Христиане и неверующие люди должны иметь свет. У Бога есть послушание для определённых людей, кому нести этот свет, а остальные должны этот свет зажигать. Это задача прежде всего священника.
Дорогие братья и сестры, постараемся в этот день исцеления Господом скрученной женщины, которая 18 лет страдала, помнить, что с одной стороны, нужно делать добрые дела, но с другой стороны их скрывать и их рассказывать только нашему Господу, и забывать их.
Мы с вами помним об исцелении других людей, которые долго страдали. Например, исцеление расслабленного 38 лет; 12 лет женщина кровоточила – это подобно тому, как человек испускает злые помыслы, это кровоточение может исцелить только Христос. Человек сам ничего сделать не может. Как слепой человек исцелился Христом, так и мы можем исцелиться от Христа, если будем просить Его, и Господь пелену греха с наших глаз снимет. Также мы с вами подобны вот этой женщине, у которой была скручена спина, если мы согрешаем и отдаём себя в лапы дьявола. Дьявол связывает нас грехами и страстями. Только Бог в одно мгновение на исповеди и причастии попаляет все эти путы, и человек становится свободным.
Помощь Церкви, Христа, она ничем не может быть заменена. Люди тратят психотерапевтам, психологам огромные деньги, но не могут выйти из этих состояний, потому что человек не прощён Богом. Если человек получит прощение, то он сразу пойдёт на духовное выздоровление, а потом и на телесное, если Богу это угодно.
Помогай нам, Господь, помнить о Христе, помнить о добрых делах, чтобы мы не уставали от добрых дел, но потом их моментально забывали, чтобы в нашей золотой книге на небесах наши добрые дела никуда не исчезли, и, когда мы придём на Страшный Суд и откроется эта книга книг – книга жизни, чтобы все добрые дела там остались. Помогай нам, Господь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Всем Божьих благословений и сохранять Благодать, раздавая её. Аминь.
12.12.2021 г.
Свидетельство о публикации №122062105207