Достаточно ли одной веры для спасения

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайлов

Достаточно ли одной веры для спасения
или о том, что может ли каждый стать иконописцем?

Беседа-чаепитие после Божественной Литургии в Храме Преподобного Сергия Радонежского железнодорожная станция Илеза

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, мы с вами сегодня собрались после Божественной Литургии в праздник Священномученика Серафима Чичагова. Мы с вами сегодня на проповеди рассказали его житие. Давайте вспомним и обсудим это.
Откуда Святая Блаженная Паша Саровская взяла наказ от Серафима Саровского? От самого Серафима Саровского. Когда Святой умирает телом, тогда он духом своим остаётся и помогает, и естественно Серафим Саровский передал благословение.
Почему так важно было именно перед революцией канонизировать Серафима Саровского? Почему Синод не соглашался на канонизацию? И почему в это время мало Святых канонизировали?
Мы можем думать, что мы верующие, на самом деле, мы неверующие. Дьявол со всеми бесами верующий? Нет. Святые Отцы на это уже дали ответ, что дьявол и бесы покаяться не могут, потому что они уже укоренились во зле. Им уже это невозможно. Им было время на покаяние, когда была битва на Небе, у них тогда было время покаяться, но они не покаялись.
Приведу пример. Был один конкурс: на знание Библии. Выиграл мальчик лет десяти. Он практически знал Библию наизусть. Ему подарили скоростной мотоцикл. Потом один православный священник, педагог подошёл к нему и поинтересовался: «Как ты запомнил Библию? Я хотел перенять у тебя этот опыт, чтобы обучать других гимназистов? Как ты веришь в Бога? Как ты молишься Ему? Как ты достиг таких результатов?» А он отвечает: «Я Богу не молюсь», т.е. он просто знал, что Бог есть, но не молился Ему. Просто знать о Боге, это ещё не значит, что быть верующим, бесы знают и трепещут, но это не даёт им никакого шанса спастись. Мальчик выучил Библию не потому, что он любил Бога, а потому что он хотел выиграть скоростной мотоцикл.
Какая у вас мотивация верить в Бога? Когда человек начинает терпеть какую-то скорбь, ему тяжело, ему больно от скорби. Мы можем попросить Бога помочь, но Бог может и молчать. Есть такое понятие: Молчащий Христос. Настанет время, когда каждый христианин будет в состоянии, когда Бог не будет отвечать, но Он будет рядом. Это происходит на высшей ступени человеческого развития. Это происходило с Иисусом Христом, когда Он висел на Кресте и молился Богу Отцу, но Бог Отец не отвечал, Он молчал. Когда мы страдаем, и Бог сразу помогает – это только начальная степень лечения человека Благодатью, т.е. это ещё время, когда мы купаемся в Благодати. А, когда нам Бог не отвечает в скорби, вот тогда это называется момент Молчавшего Христа. Это самое тяжёлое, что можно представить.
Во время беседы одна из прихожанок рассказала о своих испытаниях в жизни: «Оказывается я знала Молчавшего Христа. У меня была депрессия, и она длилась у меня три года. Я была на грани: несколько раз я пыталась покончить с собой. Грешна. Три года я молилась Богу, Он мне не отвечал. В конце уже я взмолилась, что я всё время грешила, и просила не дать Господу оскорбить Его ещё и этим – суицидом. И Бог мне сразу помог, но три года Он мне не отвечал и не помогал. И жила, страдала, мучилась, значит мне так надо было…»
Одно дело, братья и сестры, когда нам Бог не даёт по просьбе своей, это назвать Молчащим Христом нельзя. Молчащий Христос – это, когда ты страдаешь до неизнеможения, когда тебе очень тяжело, как нам рассказала наша сестра, когда человек уже на грани, а всё равно тебя Бог не слышит, т.е. тебе нет никаких слов поддержки из твоего сердца.
Наша вера подкрепляется каждый день, мы каждый день от Бога получаем какие-то весточки. А иногда христианину приходится терпеть. Иногда Бог не попускает это, потому что видит, что человек это не выдержит. Только сильные души могут это выдержать.
Почему Бог особо благоволит к мученикам? Если на мучеников посмотреть на Небе, то мученики одеты в белоснежные одежды. Сегодня мы с вами говорили, что Священномученик Серафим написал Христа в белоснежной одежде. Эта икона висит в нашем Храме в Алтаре, на ней изображён Христос с босыми ногами в белом хитоне с протянутыми руками к человеку. Что это значит? Это значит, что Христос идёт к нам. Раньше было представление о Боге, что Он где-то там, что Он на Небе. А тут показано, что Христос пришёл.
Приблизительно в это же время, когда была написана эта икона, пишется одно из лучших произведений 19 века роман Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». В этом романе есть глава «Великий инквизитор». В ней описывается появление Иисуса Христа в мире после своего воскресения в 16, 17 века инквизиций.  Он ступает по улицам города, Он исцеляет людей, кормит бедных. Он видит огромную толпу людей, и в белом гробу несут умершую девочку. Он подходит, молится Богу, толпа расступается. Он, молясь Богу, эту девочку воскрешает. И в это время подходит великий инквизитор и заключает Его в тюрьму. И ни один человек не заступился за Христа. Христос только - только исцелил людей, воскресил девочку, накормил голодных, но за него никто не заступается. Инквизитор – католический кардинал, который отвечал за то, чтобы уничтожать еретиков, ведьм и подобных неугодных католической церкви. В православной церкви такого не было. Иисуса Христа мучают в этой тюрьме тем, что инквизитор приходит и давит на Него своей властью и отношением людей, что снова Его предали. Это произведение уникальное, в нём раскрывается то, что сейчас происходит с нами в 21 веке.
Господь через писателей открывал людям то, что происходило в реальности и то, что будет происходить в будущем, потому что вся русская литература пропитана Евангелием. Писатели увидели Христа в жизни людей – это говорит о том, что Христос находится среди нас.
Если мы с вами в своей жизни Христа не видим, если молимся какому-то далёкому Богу, то мы молимся не тому Христу. Нет такого места, где нет Христа.
Сегодня маленькую девочку, которой еще не было и 10 лет, после причастия спросили: «Как ты понимаешь Бога?» Она сказала о Боге такие слова: «Бог настолько велик, что не помещается во всей Вселенной, и Он настолько мал, что может поместиться в наше маленькое сердце».
Если мы с вами понимаем Христа, если мы Его ищем, если мы видим Его следы в нашей жизни, если мы каждый день воспринимаем, как общение со Христом, тогда Христос находится между нами.
Если мы игнорируем Христа, если мы Его не хотим увидеть, если мы Христа прогоняем в своей жизни, то Он уходит. Если мы интересуемся чем-то кроме Христа, в этот момент Благодать от нас отходит.
Есть изречение Апостола Павла: «Духа не угашайте». Так говорят, чтобы дух закрепился в новоначальном человеке. Дух – это огонь. Человек – это свеча. Если человека Господь зажёг Божественным Духом, то этот человек будет гореть и радоваться. А, если такого же человека зажжёт дьявол огнём страстей, то с этим огнём человек оказывается в аду.
В Раю Божественный огонь ласкает людей. Господь – есть огонь, Господь – есть пламя. Поэтому лучше зажечься от Христа, чем зажечься от дьявола. Когда человек зажжён, он горит, и потому видит куда ему идти, он согревает свою душу Благодатью, т.е. человек живёт.
Священномученик Серафим нарисовал такую икону Христа, чтобы показать, что Христос идёт к народу. Христос идёт и отдаёт всё нам, но мы не всегда это замечаем.
Мы с вами говорили, что нельзя угашать Духа. Можно ли угашать Дух в самих себе? Мы можем угасить в себе Дух, это происходит с нами очень часто в первый день после причастия. Когда мы просыпаемся утром, то молимся утренними молитвами, чтобы получить благословение на день, благодать, чтобы получить напутствия от Бога. Но мы порой Бога не слышим.
Обратную связь от Бога мы получаем через Евангелие. Каждому христианину желательно читать по главе Евангелия в день. Иногда мы читаем Евангелие и пропускаем что-то, и потом мы читаем дальше Евангелие, но Оно нам не помогает, потому что мы читаем не тот отрывок. А как узнать тот ли в данное время отрывок из Евангелие мы читаем? Надо читать до тех пор Евангелие, пока не найдёшь ответа. Скорее всего мы пропустили какие-то дни, а Бог хочет, чтобы мы читали Евангелие, когда нам это нужно.
Всё Евангелие прочитывается за весь год. Каждому Святому читается своё Евангельское Зачало: Мученикам одно, Святителем другое. Адам и Ева были первыми живыми храмами. Кирпичный или деревянный Храмы, если туда не прейдут люди, Храмами назвать нельзя. Серафим Чичагов смог увидеть в людях храмы Божьи. Вот почему он смог выдержать мучения.
В первые века и в двадцатые века были случаи, когда люди самонадеянно думали, что выдержат мучения, они выходили и говорили: «Я буду страдать за Христа». И они моментально ломались. Вспомните Апостола Петра: только он сказал, что он готов пострадать, и сразу же трижды отрёкся от Христа. Как только Благодать Христова отступает от человека, человек становится немощнейшим, ему приходит такой страх, который никто выдержать не может.
Поэтому мы сегодня говорим о настоящей вере. Настоящая вера – это не вера дьяволу, который знает и трепещет, а вера заключается в том, что человек доверяет Богу. Через маленькие страдания, которые мы терпим, мы учимся мученичеству ко Христу. Если нас Бог сподобит когда-то пострадать за Христа, то это не будет чем-то таким, что будет нам нежеланным. Бог не допустит христианина до мучения за Христа, если этот человек не хочет, потому что это особое дарование, это по особой любви к Богу, Бог может дать такой дар – умереть за Христа. Человек, который к этому не готов, он не будет к этому допущен, потому что это особая милость, это особая крепость души.
Христиане всегда мечтали постоять за Христа, поэтому в Церкви были установлены посты. Вот сейчас у нас Рождественский пост. Есть ещё Успенский, Великий и Петров посты. Самый главный – это Великий Пост. Это четыре битвы, а самый главная битва в году – это битва перед Пасхой.
Если мы сейчас находимся в битве, нам надо сражаться и доверять своему военноначальнику Христу. Он нам дал главное оружие – причастие, принятие Тела и Крови Господня. Причастие – это и есть Бог, это и есть Дух. Чтобы не угашать Духа в других, не делать замечания, надо сначала не угасить Духа в себе, т.е. мы должны с вами стать «духовными эгоистами», в хорошем смысле. Если мы не возлюбим свою Душу, если мы не полюбим её, и не скажем себе, что я прежде всего должен спасти свою Душу, то мы с вами никогда и другим людям не поможем, т.е. начинать надо с самих себя.
Когда мы с вами полюбим Душу, полюбим Христа, тогда в нашем сердце будет Дух Святой, Огонь, и тогда мы никогда в других угашать Духа не будем, потому что мы сами будем гореть. Как можно кого-то угасить, когда сам горишь? Такого просто быть не может. Человек кого-то угашает только с тем условием, чтобы другой угас, потому что сам человек угас. Если мне плохо, тяжело и уныло, тогда я хочу, чтобы и другие эту тяжесть имели – вот откуда берутся «ноги» у зла. Чтобы не распространить зло наружу, нужно это зло победить изнутри. Нужно Христа пригласить в свой ад, если наше сердце ад, и Христос войдёт туда, и этот ад разломается, и тогда мы воскреснем со Христом.
Пусть в праздник нашего Священномученика Серафима Чичагова мы с вами напишем икону Христа. Каждый человек должен подобно этому Священномученику принять и духовное монашество, и быть иконописцем и написать икону. Это сказано аллегорически. Поэтому для нас стать монахом – это исполнить Евангелие. Можно быть в семье, на своём рабочем месте, и стать монахом, исполняя Евангелие во всей своей полноте. Когда человек под старость остаётся в своей семье, например, муж и жена, то они могут быть духовными монахами. А написать икону – это тоже возможно, когда мы с вами кого-то воцерковИм из своих близких, то значит мы из испорченного портрета напишем икону Ангела Божьего. Человек преображается, его лик становится светлым и праведным, и таким образом человек становится одновременно и монахом, и иконописцем, он восполняет утраченный Образ Божий.
Каждый человек, проповедующий Образ Божий своей жизнью тем, что он подходит и зажигает каждого человека, человек обновляется и воскрешается.
Всем Божьего Благословения и сохранить Дух Божий: в себе не угасить и в других людях. Аминь.

11.12.2021 г. 


Рецензии