Как жития Святых помогают христианам
Как составление всего одного жития Христова Угодника
помогло пережить христианам времена гонений?
Проповедь на Божественной Литургии в Храме Преподобного Сергия Радонежского. Железнодорожная станция Илеза.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
«В терпении вашем стяжите души ваши», - такие слова мы слышали с вами сегодня в Евангельском зачале, посвященном Святителю Серафиму Чичагову. Сегодня мы чествуем его святую память. Какую же пользу этот Святой может принести сейчас, когда он умер в 1937 году?
Представьте себе такую картину: 1937 год – предвоенное время. Люди в страхе сидят по домам, бояться, чтобы к их дому не подъехал черный воронок, потому что по любому доносу соседей, по любому подозрению людей уничтожали и убивали. К одному из дачных домиков Подмосковья подъезжает такой чёрный воронок, оттуда выходят НКВДшники, заходят в маленький старенький домик и пытаются вывести престарелого старца, которому 81 год. Их послали, чтобы привести отъявленного рецидивиста, противника советской власти, врага народа. И, когда они пришли и посмотрели на этого врага народа, они увидели немощного старца, который не мог даже подняться с постели. И вот этим людям из НКВД пришлось вызвать скорую помощь, чтобы привести этого старца в тюрьму. Этим Старцем был Святитель Серафим Чичагов – вот кого боялась советская власть: человека, лежащего на постели и не могущего встать. Но посмотрите, что скрывалось за его немощным телом, какой сильный дух был в этом человеке, который прошёл царское время, который прошёл множество испытаний, но не сломался. В его сердце звучали слова: «В терпении вашем спасайте души ваши». И вот разве эти слова не могут быть для нас путеводной Рождественской Звездой, для нас, людей, живущих в 21 веке?
Мы с вами жалуемся на свою жизнь и говорим: «У нас нечего есть». Но, если зайти в магазины, то увидим, что лавки изобилуют от различных продуктов. Мы говорим: «У нас плохое здоровье». Но посмотрите, как жили люди в советское время: люди голодали, людям нечего было носить, люди страдали болезнями, но многие из них претерпевали всё это с помощью Божьей и не роптали. Это для нас пример, как нам нужно проводить свою христианскую жизнь. И стоят ли наши испытания сейчас чего-либо, если сравнить их с испытаниями, которые были в первые века христианства и те страдания, которые претерпели новомученики в 20 веке?
Давайте с вами сегодня вспомним житие этого удивительного Святого Серафима Чичагова. Леонид Чичагов родился во второй половине 19 века в очень знатном и богатом роду – роду военных. Он поступил на военную службу, отучившись в военном училище. И вот он попадает на Балканскую войну, на которой он переосмыслил всю свою жизнь. Он увидел смерть своих товарищей и, возвратившись с это войны, полностью переменил свою жизнь. Оставаясь военным, он стал попечителем военного Храма. Он начинает изучать медицину, разрабатывает технологию народных лекарств (травы, смолы, настойки), с помощью которой лечит людей, солдат. Через некоторое время он встретился со Святым Праведным Иоанном Кронштадтским - столпом для утверждения истины, на котором держалась Россия. Иоанн Кронштадтский сказал: «Тебе нужно становиться священником». Леонид, так его звали до принятия монашества, очень удивился и не сразу это смог вместить. Его супруга была против того, чтобы он стал священником. Но Иоанн Кронштадтский очень долго разговаривал лично с супругой Леонида Чичагова, и она, убеждённая словами великого Святого, успокоилась и доверилась Богу.
У семьи Чичаговых было четверо дочерей. И вот они переезжают в Москву для того, чтобы Леонид принял Священный сан. Он сначала становиться дьяконом, потом священником. Он переходит из Храма в Храм, осваивая новое служение, но служение уже не земному отечеству, а служение отечеству небесному. Наступает время, самое тяжёлое в его жизни: умирает его супруга. Он страшно горюет, для него это было тяжелейшим испытанием. Но после смерти своей второй половины, он задумывается о настоящем исполнении Евангелия – о монашестве. Ибо монашество – есть исполнения Евангелия во всей своей полноте, когда монах или монахиня полностью доверяются Богу, ничего уже сами не решают, а всё отдают в руки своего Творца.
И вот он принимает монашество с именем Серафим. Это было не случайно, ибо перед тем, как принять монашество, он едет в Дивеево и там встречается со Святой того времени Пашей Саровской. Эта Блаженная Паша Саровская встречает его в своём домике, и как только он переступает порог её маленького домика, она говорит: «Как долго я тебя ждала. Тебе есть послание от Святого Серафима – нашего Старца. Серафим Саровский хочет от тебя, чтобы ты пришёл к царю и доложил ему, что пора канонизировать Серафима Саровского». На это Леонид Чичагов отвечает: «Это невозможно, меня не пустят ко дворцу». А Паша Саровская не растерялась и говорит: «Я ничего от себя не сказала, я лишь передала просьбу Серафима Саровского. Тебе нужно её исполнить. Пора канонизировать Серафима». Выйдя из Саровской обители, он шёл и думал: как же это исполнить? И ему приходит светлая мысль: «А что, если взять и написать Житие Серафима Саровского – летопись Дивеевской обители? И эту летопись опубликовать и принести её к царю, и тогда не нужно будет сразу попадать на приём, а царь сможет спокойно её прочитать, и после этого я смогу прийти к нему на беседу».
И вот он прилагает множество усилий, чтобы написать эту летопись, которой мы пользуемся до сих пор. Он много дней проводит над архивами, опрашивает множество свидетелей, и вскоре из-под его пера выходит это удивительное повествование – летопись Дивеевской Обители. А через некоторое время он составляет замечательный Акафист Серафиму Саровскому. И вот, когда эта летопись была издана, её передают царю. Царь Николай II, прочитав её, так вдохновляется подвигами батюшки Серафима, что он приходит в Синод и говорит о том, чтобы Серафима Саровского канонизировали в его день рождение. Но Синод сопротивляется всеми усилиями, ибо у Синода в то время был руководитель совершенно не православных взглядов. Мы знаем, что Синодом управлял светский человек. Патриаршество уже было давно отменено со времён Петра, и поэтому в нашем государстве, к сожалению, вместо Патриаршества управляли светские люди. Это событие очень страшно сказалось на вере обычных людей.
Через некоторое время Господь по своей милости через множество испытаний даёт возможность России снова обрести Патриаршество. Во время страшных притеснений и гонений на престол Святой Церкви восходит Святитель Тихон, Патриарх Московский, который становится настоящим исповедником и жертвой за землю русскую. И вот перед всеми этими испытаниями Господь даёт утешение для всех православных людей: устраивается удивительным чудным образом канонизация Серафима Саровского. Чтобы это произошло нужно было множество трудов Серафима Чичагова, который пролил поток из слёз, чтобы этого достичь. Царь Николай II ещё раз приходит в Синод, но приходит уже с царевной Александрой.
Управляющий Синода сказал: «Нам невозможно канонизировать батюшку Серафима, потому что на это надо много времени». Царица Александра, после того, как услышала, что в Синоде не хотят канонизировать Серафима Саровского, говорит такие слова на слова управляющего Синода: «Для царя нет ничего невозможного», и они вместе ушли, не проронив больше ни слова. И Синод сломился. К дню рождения Серафима Саровского он был канонизирован. В его канонизации, в этом великом празднике участвовал во главе будущий Серафим Чичагов. Он столько трудов положил для того, чтобы это празднество было настолько великим, чтобы его запомнили надолго. Там было собрано столько людей, молитвенников, что в это время Дивеевская земля превратилась в Небо. Люди радовались и веселились, что такой великий подвижник сейчас канонизирован. Дивеевские места наполнились паломниками до такой степени, что не было «где яблоку упасть».
Когда настали времена гонений, Серафим Саровский на свечнице Церковной стал поистине заступником земли русской в эти страшные времена.
Серафим Чичагов, поставленного сначала на кафедру Тверской, потом Ивановской областях, во время гонений становится затем Митрополитом, а потом и Архиереем. В эти страшные времена, когда безбожие было поставлено во главу угла, люди теряли веру. Как раз Серафим Чичагов смог поистине быть настоящим пастырем, заботливым отцом, заботливой матерью за каждого своего чада. Он не побоялся мучителей и остался верным своему Христу. И вот, когда ему было совсем тяжело, его отправляют за штат. Он поселяется в маленьком домике и принимает своих духовных чад.
И вот приезжает НКВД, чтобы его забрать. Его уносят на носилках в тюрьму, где последние дни жизни без всякой медицинской помощи его пытают, допрашивают, но он так никого не выдал из своих духовных чад, из своих друзей, из своих братьев и сестёр во Христе. Он никого не оговорив, принимает пулю. Его убивают на Бутове, где и сейчас в этот день его вспоминают, ему молятся.
Дорогие братья и сестры, мы с вами должны осознать, что какого звания и положения мы не были, самое высокое звание – это звание христианина. Вера Христова должна быть выше всего. Вера Христова должна быть как свеча, которая горит перед нами и, с помощью которой мы можем выйти из тупика нашей жизни, с помощью которой мы сможем осветить путь не только для себя, но и для своих близких.
Если мы лишимся нашей веры, то мы лишимся всего. Люди, которые отрекались от Христа, они сразу это чувствовали, они чувствовали пустоту в своей душе. Нашу веру мы должны беречь больше, чем мы бережём своё око, т.е. свои глаза.
В этот день пусть каждый из нас помолится Святому Серафиму, Смятому Мученику, который не предал никого, который не побоялся страдать за Христа.
Помолимся и Преподобному Серафиму Саровскому, который является стеной и защитой для нашей земли русской.
Святитель Серафим Чичагов смог в своей жизни написать удивительный образ – это образ Христа Иисуса. Этот образ настолько удивительный, что многие люди приходят и молятся этому образу. Серафим в своей жизни стал ещё и иконописцем. На этом образе изображён Иисус Христос в белом хитоне с голыми ногами, с распростёртыми руками. Этот образ говорит о том, что Иисус Христос в последние времена, в которые мы сейчас живём, не просто распят на Кресте, Он ещё идёт за каждым из нас. Он приходит к каждому из нас и стучится в наши сердца, Он зовёт каждого человека на распятие. Ибо мы должны не просто прожить свои жизни «абы как», мы с вами должны найти свою голгофу. Эта голгофа находится рядом со Спасителем. И на этой голгофе мы должны войти на свой крест, и на этом кресте должны распяться. Ветхий человек должен умереть, и мы должны воскреснуть вместе со Христом.
В день Священномученика Серафима пусть не боится тех испытаний, которые посылает нам Бог, ибо Бог видит наши страдания, это страдания на нашем кресте. Нам нужно только не сойти с этого креста, потому что эти страдания – это страдания муки рождения в вечность. Ибо, когда женщина рожает, она терпит муки, но, когда уже родит, то радуется радостью, потому что родилось дитя. И также и мы с вами: если дотерпим те страдания, которые Бог посылает нам в жизни, то мы с вами родимся в вечности и увидим свою душу, как маленького младенца, которая родилась в вечность.
Помогай нам всем, Господь, не бояться страданий, но воспринимать их, как страдания рождения, чтобы родиться вместе с другими христианами, родиться для вечности, для Царствия Божьего вместе с нашим Любимым Спасителем. Аминь.
11.12.2021 г.
Свидетельство о публикации №122062104155